Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Практическая часть. Составить конспект занятия с использованием игровых методов обучения.



ЛЕКЦИЯ №8

Тема 2. 5. Организационно-педагогические основы ус­пешного обучения и воспитания детей предшкольного возраста.

ПЛАН:

1.Игра и обучение в период предшкольной подготовки.

Игровые методы обучения.

 

Практическая часть. Составить конспект занятия с использованием игровых методов обучения.

1.Игра и обучение в период предшкольной подготовки

Об оптимальных сроках начала обучения (Л.Н. Выготский)

Из работы «Динамика умственного развития школьника в связи с обучением»…известно, что обучение должно быть приноровлено к определенным возрастным этапам, которые проходит ребенок в умственном развитии. Нельзя начать обучать арифметике как трех-, так и двенадцатилетнего ребенка. Наилучший возраст для обучения арифметике колеблется приблизительно между 6 и 8 годами. Огромный педагогический опыт и простые эмпирические наблюдения, а также ряд старых исследований свидетельствуют, что умственное развитие и ход обучения тесно связаны между собой и должны быть приноровлены друг к другу.

Однако эту связь представляли себе слишком просто. (…) Полагали, что развитие — всегда необходимая предпосылка для обучения, что если у ребенка не настолько созрели умственные функции (интеллектуальные операции), чтобы он был не в состоянии начать обучение по тому или другому предмету, то оно будет бесплодно. Следовательно, развитие должно предшествовать обучению. Главным образом боялись преждевременного обучения: не начать обучать ребенка какому-либо предмету слишком рано, когда он для этого не созрел. Все усилия исследователей были направлены на то, чтобы найти низший порог обучаемости, т.е. возраст, когда впервые становится возможным обучение.

(…) Эта точка зрения была поколеблена тогда, когда был установлен чрезвычайно важный закон: нельзя обучать какому-либо предмету и слишком поздно. Для обучения существует всегда наилучший возрастной срок, не минимальный и не максимальный. Уклон от этих оптимальных сроков вниз и вверх оказывается одинаково гибельным.

Психолого-педагогическая коррекция детей с помощью игры

Чтобы научить ребенка действовать в режиссерской игре, можно использовать экспериментальный набор кубиков. С помощью этих кубиков и других мелких предметов взрослый рассказывает ребенку истории и разыгрывает их.

Лучше всего, если эти истории будут представлять собой смешные нелепицы — это вызывает эмоциональный отклик у детей, способствует их хорошему самочувствию. Нереальный характер сюжета активизирует воображение ребенка. Например, взрослый берет самый большой кубик и, передвигая его, говорит: «Как-то раз идет Великан, лохматый такой». Другой рукой взрослый строит из маленьких кирпичиков забор и продолжает: «Вдруг он видит забор. Он подумал, что это расческа». Затем взрослый берет маленький кирпичик и «расчесывает» большой кубик, говоря при этом: «Какой я лохматый. Теперь-то можно причесаться. Хорошая расческа». Взрослый кладет кирпичик и говорит: «Причесался Великан, поставил забор на место и пошел дальше, довольный хорошей расческой».

Детям такие истории, как правило, очень нравятся, и они просят рассказать что-нибудь еще. Можно предложить ребенку такую историю, сопровождаемую игровыми действиями: «А знаете, почему у машины три колеса? Шел как-то Великан по дороге и потерял пуговицу. Очень он расстроился. Смотрит — машина стоит на четырех колесах. Взял он у машины колесо и пришил его к рубашке. Еще и сердился, что по цвету не подходит».

Если взрослый рассказывает такие истории эмоционально, то ребенку захочется еще услышать рассказы про Великанов и самому разыграть их. Необходимо навести ребенка на эту мысль и всячески его поощрять.

После того как ребенок разыграет рассказанные взрослым истории, можно предложить ему еще одну: «Знаете, почему дождь идет? Идет Великан, грустный такой. А навстречу ему идет Маленький-веселый. Спрашивает его: «Великан, ты почему такой грустный? ». Великан отвечает ему: «Да вот, рубашку испачкал». — «Подними меня во-о-он на то облако», — сказал Маленький-веселый. Поднял Великан его на облако. Взял Маленький-веселый рубашку Великана и постирал ее в облаке, и стало облако черным, как туча. А когда он выжал ее, то пошел дождь. Великан обрадовался, что у него теперь рубашка чистая, и поблагодарил Маленького-веселого».

Эти рассказы наряду с задачей научить ребенка режиссерской игре решают еще одну проблему, а именно — воспитывают у ребенка уверенность в себе. Так, во всех историях неумение выйти из ситуации и отрицательные эмоции связывались с большим кубиком. Маленький кубик, наоборот, всегда «выручал» большого из неприятных ситуаций.

На следующем этапе взрослый только начинает рассказы, предлагая ребенку самому продолжить и закончить их. Например, взрослый расставляет на столе «пальмы» (кубики без рисунка), сажает на них «обезьян» (кубики с разными выражениями лиц), жестом очерчивает море. «На берегу синего моря росли пальмы. На них жили обезьяны. А под ними рыбаки сушили сети (кладет один кубик). И вот как-то раз рыбаки пришли домой с очередным уловом...» Здесь взрослый прерывает рассказ. После некоторой паузы, если ребенок ничего не говорит, взрослый задает вопрос: «А что же было дальше? »

Обычно дети сразу продолжают рассказ, сопровождая его действиями с кубиками.

 

Игра многофункциональна.

Остановимся на роли дидактических, познавательных, обучающих, развивающих функциях игры.

Все игры познавательные.

«Дидактические игры» - этот термин правомерен по отношению к играм, целенаправленно включаемых в раздел дидактики.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Творческие, сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, картинам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, путешественника, исследователи и т.д. Воспитанники пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх воспитанники осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим дошкольникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у детей предшкольного возраста через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

I. Образовательные:

При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал занятий следует включать четкие, конкретные образы. Если дети не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с детьми помимо учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений.

Старший дошкольный возраст.

Практическая работа

1. Перечитайте рассказ Николая Носова «Фантазеры». Как бы вы теперь могли охарактеризовать «враки» героев рассказа?

2. Какие игры с правилами вы знаете и могли бы научить им своих воспитанников? Запишите несколько игр.

3. Проведите игровую диагностику нескольких детей пяти-шести лет с помощью игры «“Да” и “нет” не говорите, черное с белым не берите». Кто из детей принял условия игры и попытался им следовать? Кто не понял правила и не сумел включиться в игру? Попробуйте «потренировать» детей в этой игре. Сможет ли кто-нибудь из них через некоторое время быть ведущим? Запишите данные своих наблюдений в дневник.

5. Задание повышенной сложности. Еще раз перечитайте и проанализируйте пример с игрой в почту. Придумайте игру, которую можно было бы предложить детям в двух разных видах — в таком виде, когда дети осваивают социальные отношения, и в таком виде, когда похожая по сюжету игра используется для освоения конкретного учебного навыка.

 

ЛЕКЦИЯ №8

Тема 2. 5. Организационно-педагогические основы ус­пешного обучения и воспитания детей предшкольного возраста.

ПЛАН:

1.Игра и обучение в период предшкольной подготовки.

Игровые методы обучения.

 

Практическая часть. Составить конспект занятия с использованием игровых методов обучения.

1.Игра и обучение в период предшкольной подготовки


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь