Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Творческие, сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются». Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, картинам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, путешественника, исследователи и т.д. Воспитанники пишут письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. В этих письменных документах деловое изложение материала сопровождается домыслом. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией. III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями дошкольник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх воспитанники осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную. V группа игр интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим дошкольникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. Воспитатель, используя в своей работе все 5 видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации познавательной деятельности детей предшкольного возраста. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют воспитанников на овладевание знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт воспитанников. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта», научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, и т.д. Дидактические игры вызывают у ребёнка живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого воспитанника, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребёнку. Результативность дидактических игр зависит, Во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребёнка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр – забота каждого воспитателя. «Игровые коллизии вызывают у дошкольника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать». Концептуальные положения игровых форм обучения: 1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено – осознание уникальности своего интеллекта, самого себя. Переориентация сознания дошкольника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие воспитанников, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых методов обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у детей предшкольного возраста через разнообразные игровые формы обучения. Задачи: I. Образовательные: Способствовать прочному усвоению детьми учебного материала. Способствовать расширению кругозора через использование дополнительных источников. II. Развивающие: Развивать у предшкольников творческое мышление. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на занятии. III. Воспитательные: Воспитывать нравственные взгляды и убеждения. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал занятий следует включать четкие, конкретные образы. Если дети не видят картин общественной жизни, людей-участников и творцов, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с детьми помимо учебного пособия и учителя есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений, исторических художественных произведений. Старший дошкольный возраст. Познавательные мотивы – интерес к знаниям. Социальные мотивы – значимость учения, глубокое осознание причин необходимости учиться. Позиционные социальные мотивы – желание ребенка получить, главным образом, одобрение учителя. Старшие дошкольники научаются понимать и принимать цели исходящие от воспитателя, удерживают эти цели в течение длительного времени, выполняют действия по инструкции.
Практическая работа 1. Перечитайте рассказ Николая Носова «Фантазеры». Как бы вы теперь могли охарактеризовать «враки» героев рассказа? 2. Какие игры с правилами вы знаете и могли бы научить им своих воспитанников? Запишите несколько игр. 3. Проведите игровую диагностику нескольких детей пяти-шести лет с помощью игры «“Да” и “нет” не говорите, черное с белым не берите». Кто из детей принял условия игры и попытался им следовать? Кто не понял правила и не сумел включиться в игру? Попробуйте «потренировать» детей в этой игре. Сможет ли кто-нибудь из них через некоторое время быть ведущим? Запишите данные своих наблюдений в дневник. 5. Задание повышенной сложности. Еще раз перечитайте и проанализируйте пример с игрой в почту. Придумайте игру, которую можно было бы предложить детям в двух разных видах — в таком виде, когда дети осваивают социальные отношения, и в таком виде, когда похожая по сюжету игра используется для освоения конкретного учебного навыка.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы