Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социологические воззрения К.М. Тахтарева



К.М. Тахтарев (1871—1925), известный российский социолог и историк, учился в Военно-медицинской академии, участвовал в революционном движении, увлекался теорией марксизма. Был одним из создателей Петербургской организации «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», за участие в его работе подвергался аресту. Социологией увлекся под влиянием Е.В. де Роберти и М.М. Ковалевского. Считал себя учеником последнего и разделял идеи эволюционного плюрализма. Главная социологическая работа Тахтарева — «Наука об общественной жизни, ее явлениях, их соотношениях и закономерности. Опыт изучения общественной жизни и построения социологии» (1919). Научные интересы Тахтарева были связаны с общей теорией социологии, ее историей, соотношением с другими (прежде всего естественными) науками, исследованием структуры общества и др.

Под социологией российский социолог понимал науку, которая изучает общественную жизнь, ее явления и закономерности. Среди явлений социальной жизни основными и простейшими были, с его точки зрения, сожитие и общение. Изучение этих явлений и составляет первую задачу социологии [Тахтарев. 1997. Вып. 2. С. 84]. Под сожитием ученый понимает жизнь людей сообща. Оно есть содержание общественной жизни, а формой ее выступает общение.

«В связи с явлениями сожития и общения, — пишет Тахтарев, — должен быть выяснен и сам человек как живой и деятельный участник общественной жизни и самых различных видов общения. Человек должен быть выяснен как неизбежный член общества, как общественный человек, как сообщественник. Но окончательное выяснение человека как общественного существа, как сообщественника требует понимания того, что представляет собою то общество, неизбежным членом которого является каждая человеческая личность» [Там же]. Следовательно, Тахтарев выделяет три фундаментальные особенности общественной жизни, к которым должна обращаться социология: сожитие, общение и человек.

Такова логика рассуждений социолога, приводящая его к необходимости трактовки общества и пересмотра уже имеющихся учений о нем. Действительной основой общества, считает российский социолог, «служит самая широкая и всеобъемлющая форма самодостаточного сожития и общения людей и, главным образом, общения трудового, т.е. общественное сотрудничество. Но общественное сотрудничество всегда оказывается усложненным разделением и расслоением общественного труда. И выяснение этого явления и его социологического значения есть новая задача социологии» [Там же. С. 85]. Общество, следовательно, самодостаточно по своей природе, существует само по себе, в отличие от человека, который становится таковым только в сожитии и общении. (R-изм)

Такое понимание строя общества и общественного уклада позволяет Тахтареву сформулировать еще одну задачу социологии, связанную с анализом его структуры, расслоения, делением общества на различные группы, известные под названием сословий, каст, общественных классов и т.д.Социально-групповое учение приводит его к формулированию теории общественных сил как необходимого дополнения этого учения.Еще одна задача социологии состоит в установлении социальных законов, которое предполагает «выяснение и установление необходимых соотношений различных явлений, а равно и изменение этих соотношений в общем ходе общественной жизни. Это и составляет главное дело социологии как особой науки о закономерности общественной жизни. Эго и является ее конечной научной целью» [Там же. С. 91]. Только в таком случае социология превратится в должным образом организованную и стройную отрасль знания.

Фундаментом рассматриваемой науки, по мнению российского ученого, должны быть генетическая (эволюционная) социология и сравнительная статистика. Он считал, что общественные явления должны численно измеряться. Для этого необходима тесная связь социологии с естественно-научным знанием и его методами. Статистико-социологический метод, полагал исследователь, позволяет выразить изучаемые соотношения различных явлений общественной жизни точным языком чисел. По его мнению, это должно быть мечтой каждого социолога, стремящегося сделать свою науку действительно точной и строгой. В связи с отмеченным обстоятельством Тахтарев утверждал, что социология должна быть пропитана духом естествознания и научного реализма, а общественная жизнь — изучаться такой, какая она есть на самом деле.

Для дальнейшего развития социологии важное значение имела категория, которую автор использовал для объяснения многих явлений общественной жизни, — образ жизни. Он характеризовал его как удовлетворение человеческих потребностей с помощью определенных способов и средств существования. Это понятие употреблялось социологом не для анализа повседневного способа поведения людей, а для характеристики с его помощью основных ступеней общественно-исторического развития.

На основании изменений в образе жизни людей были выделены пять ступеней общественного развития:

1) примитивное общество (наиболее ранняя ступень), опирающееся на охотничий образ жизни;

2) родовое общество, появившееся из кочевого образа жизни;

3) общество, связанное с переходом к оседлому образу жизни на основе сельской общины;

4) феодальное общество, опирающееся на натуральное хозяйство и соответствующий ему образ жизни;

5) общество, формирующееся на основе городского образа жизни.

Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, считая, что будущее — за политическим сотрудническом и солидарностью самых различных общественных групп и соглашением между ними, «совластием», как он определял одним словом этот процесс. Окончательным же победителем в социальной борьбе будет творческий и действительно обобществленный труд, который создаст новый общественный строй и взамен насилия осуществит верховное право народа быть господином собственного бытия. Цель нового общества и нового государства состоит в том, чтобы обеспечить всем полную и совершенную человеческую жизнь, равные права и возможности.

§ 4. Творчество П.А. Сорокина: российский период Вехи жизни в России

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968), выдающийся отечественный социолог, до 1922 г. жил и работал в России. С 1922 i. оказался з; \ рубежом (после высылки в числе 161 выдающихся представителей российской интеллигенции) — сначала в Германии и Чехословакии, а затем (с осени 1923 г.) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются с определенной мерой условности, ведь оно — неразрывный процесс) два периода — российский и американский. В этой главе предметом нашего анализа будет только первый период. Американский период жизни и творчества будет специально рассмотрен во второй части учебника.

Свою жизнь Сорокин подробно описывает в автобиографическом романе «Дальняя дорога» (переведен на русский язык и издан сначала и 1991 г. в Сыктывкаре, а затем в Москве в 1992 г.). Он родился в селе Турья, па территории нынешней Республики Коми. Там прошли детство и юность социолога. Его отец был русским по национальности, занимался ремесленными работами по металлу и малярным делом, мать была крестьянкой, по национальности коми. Она рано умерла, отец с горя запил, и юноше приходилось искать и зарабатывать средства к существованию. Образование он получил в двухклассной школе, а затем в учительской семинарии. Жажда знаний привела его в 1907 г. к решению покинуть родные места, после чего он отправился в Петербург.

Поступив в Психоневрологический институт на единственную в стране кафедру социологии, которую возглавляли сначала М.М. Ковалевский, затем Е.В. де Роберти, П.А. Сорокин многому у них научился и всегда с теплотой и признательностью вспоминал своих норных педагогов. Затем он специализировался в области права у еще одного своего любимого преподавателя — Л.И. Петражицкого в Петербургском университете, где и начал преподавать с 1915 г., став приват-доцентом в 1917 г.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительством, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского, был депутатом Учредительного собрания. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание социологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. В 1920 г. социолог становится деканом организованного им факультета общественных паук в Петроградском университете. В 1922 г., в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии. Он стал, таким образом, первым доктором социологии в истории отечественной науки. А в конце 1922 г., как уже говорилось выше, его выдворили, вместе с группой деятелей науки и культуры, ил России за границу. 11е-безынтересен тот факт, что после Октябрьской революции Сорокин трижды арестовывался, а однажды ему грозила даже смертная казнь. Связано это было с его членством и активной работой в рядах партии эсеров.

Покидая Россию, социолог увез с собой около десятка своих рукописей общим объёмом почт в 2000 страниц. Это позволило ему, оказавшись в США, довольно быстро и активно заявить о себе серьезными публикациями, по существу продолжившими многие основные положения работ российского периода. К моменту защиты докторской диссертации в 1922 г. им было написано около 130 научных трудов. Главные среди них: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Границы и предмет социологии» (1914), «Проблема социального равенства» (1917), «Общедоступный учеб-кик социологии» (1920), «Система социологии» (1921).

Наиболее крупной и фундаментальной была «Система социологии», задуманная как восьмитомное сочинение. Однако замысел не был реализован — ни в России, ни в США. Опубликовано было лишь два тома. Как он писал впоследствии в своем автобиографическом романе, от дальнейшей работы над «Системой социологии» его отвлекла тема голода как реального повседневного явления (голодали очень многие, в том числе и он сам, от голода умерли многие знакомые и коллеги Сорокина, о чем он также писал в этом романе). Moнография о голоде была уже напечатана, но весь тираж уничтожили. Читатель кишу так и не увидел. Молодая советская власть очень быстро поняла опасность для нового общества резкой критики ее действий. Однако тема голода волновала Сорокина и после его депортации, в США, где он писал о нем как об одной из главных бед человечества, наряду с войной.

Предмет, структура и метод социологии

В названных выше работах российского ученого оказалось много теоретических проблем, которые волновали Сорокина на протяжении всей сто «дальней дороги» по социологии. В первую очередь это касается «Системы социологии», в которой четко была поставлена проблема интегральной социологии — сквозная для всего творчества ученого. В книге оказались сформулированными темы, которые в разное время привлекали его исследовательское внимание: формы межличностного взаимодействия людей, биопсихосоциальные различия между ними, механизмы социального контроля, классовая, групповая, территориальная, языковая, культурная, профессиональная, возрастная и иные структуры общества и многие другие аспекты анализа социальной жизни и социальных процессов.

Сорокин исходил из положения о том, что общество является частью природы, а человеческий разум — наиболее совершенная форма космической энергии. Отсюда следовало понимание того, что в обществе действуют законы, общие для всей Вселенной. Задача социологии состоит в выявлении и анализе отношений и функциональных связей и зависимостей, обеспечивающих существование общества в его многообразных конкретных формах. В «Системе социологии» наиболее ярко отразился неопозитивизм раннего Сорокина, особенно в основном постулате, сформулированном им в афористичной форме: «Пора бы покончить с поэзией в социологии: от нее страдает и поэзия, и социология». Он выступил против монизма, господства прежней философии истории, научного анархизма, критиковал поверхностность и наивность многих социологических теорий.

Уже в первой главе «Системы социологии» ученый определяет предмет этой дисциплины и ее отношение к другим наукам: «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, с другой» [Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 4]. Он доказывает, что имеются все необходимые основания для существования социологии как автономной, независимой науки, обладающей значительной практической и теоретической важностью. Вместе с тем он показывает и обосновывает тесную связь социологии с биологией, экологией, коллективной и индивидуальной психологией и другими пауками.

Анализируя архитектонику социологии, ее структуру, Сорокин выделяет прежде всего теоретическую и практическую социологию. В теоретической социологии он рассматривает социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Предмет социальной аналитики — изучение строения (структуры) социального явления и его основных форм. При этом речь идет о явлениях, взятых в их статическом состоянии и рассматриваемых только в пространстве, а не во времени и только с точки зрения их строения, а не функционирования.

Сорокиным рассматриваются два «подотдела» социальной аналитики: первый, в котором изучается строение простейшего социального явления (при этом он специально выделяет этапы этого изучения: определение такого явления, разложение его на элементы, систематику основных форм), и второй, в котором анализируется строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений (и здесь выделяются этапы анализа: определение таких единств, разложение их на простейшие социальные явления, классификация основных видов сложных социальных изменений).

Предметом социальной механики является изучение процессов взаимодействия людей, их поведения и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Пользуясь данными социальной аналитики, социальная механика занимается изучением социальных функций или эффектов, которые вызываются факторами человеческого поведения. Первая ее задача состоит в гом, чтобы дать классификацию «раздражителей» поведения людей. Вторая задача заключается в изучении влияния каждого раздражителя («фактора») на поведение людей и через последнее — на общественные явления.

Что касается социальной генетики, или генетической социологии, то она главной своей задачей ставит определение исторических тенденций на основе изучения основных постоянных линий развития социальной жизни, данные во времени, а не в пространстве. Социальная генетика должна также дать объяснение различным отклонениям и отступлениям от этих тенденций, поскольку они имеют место в ту или иную эпоху, в той или иной сфере общественного взаимодействия. По-другому социальную генетику можно назвать теорией социальной эволюции, считал социолог [Там же. С. 36-40].

Говоря о практической социологии, Сорокин имеет в виду изучение по политической деятельности людей. Поэтому данный раздел социологии должен быть прикладным по своему характеру. Он связан с ролью социологии в осуществлении рациональных социальных реформ, в борьбе с социальными болезнями. Практическая социология должна, опираясь на законы, сформулированные теоретической социологией, дать человечеству возможность управлять социальными силами, утилизировать их сообразно поставленным целям. Сорокин говорил, что практическая социология должна быть реализацией афоризма О. Конта: знать — чтобы предвидеть, предвидеть — чтобы мочь.

Поставив в центр социологии взаимодействие людей, ученый рассматривает его как на уровне их психического переживания, так и внешних актов поведения. Согласно Сорокину, «...когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями и внешними актами другого (других), когда между теми и другими существует функциональная связь, тогда мы говорим, что эти индивиды взаимодействуют» [Там же. С. 43—44].

Рассматривая социологию как науку, он предлагает исходить из следующих принципов. Во-первых, она должна строиться и развиваться по типу естественных наук. Во-вторых, должна изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению. В-третьих, она должна опираться только па факты и в этом смысле отказаться от всякого философствования. В-четвертых, идею монизма следует заменить и признать необходимость плюрализма в социологии. В-пятых, социология должна отказаться от какого-либо нормативизма в социальном познании. Нетрудно обнаружить, что все эти принципы были направлены против неокантианства в социологии и знаменовали собой утверждение основных идей неопозитивизма.

Столь же значимой в теоретическом плане, что и вопрос о принципах, была проблема метода социологии. Ее толкование также оказалось направленным против неокантианства. Сорокин выступал против сведения социологии к науке о должном, нормативном, поскольку, если принять такую позицию, основными аргументами в этой сфере знаний окажутся те, что связаны с верой, а не с фактическими доказательствами.

Субъективный метод в социологии, по мнению Сорокина, является лишь вспомогательным. Основным же должен быть объективный метод, связанный с выявлением объективно данных фактов и функциональных связей между ними. Рассматривая соотношение объективизма и субъективизма в социологии, он делает следующий вывод: «...исходным и основным методом изучения явлений взаимодействия людей может и должен быть метод объективный, изучающий внешне-данные факты функциональной зависимости поведения одних людей от еущегпкжания и поведения других» [Сорокин. 1991. Ч. 1. С. 67].

Исследуя в разделе «Социальная аналитика» взаимодействие, социолог подчеркивал наличие трех его элементов: индивидов, актов (действий), проводников. Говоря о первых, он выявлял наличие у них физиологических и морфологических предпосылок для приспособления к среде. Источником социального поведения индивидов он считал потребности, которые довольно детально рассматривал, выделяя среди них: удовлетворение голода и жажды, половые, физиологические, потребности индивидуальной и групповой самозащиты, движения, дыхания, сна, потребности волевой деятельности, интеллектуальной деятельности, общения с себе подобными, чувственно-эмоциональных переживаний (всего 10 групп потребностей).

Второй из названных выше элементов — акты (действия). Они, с одной стороны, выступают в качестве внутренней реализации собственной психической жизни, с другой — это ешмул, раздражитель, вызывающий ту или иную реакцию у других лиц. Следовательно, акты являются выражением внутренних переживаний одних индивидов и одновременно стимулом для переживаний и актов других. Сорокин рассматривает жизнь людей как сплошной поток акций и реакций на них.

Проводники (третий элемент) — это средства, обеспечивающие передачу раздражений от одного индивида к другому. Сорокин выделял звуковые, световые, механические, химические, электрические, вещественно-предметные и другие проводники. Существуют цепи проводников, контактными звеньями которых выступают люди. Проводники – это, по сути, материальная культура взаимодействий.

Благодаря проводникам люди могут взаимодействовать и через пространство, и через время. Сорокин приводит пример использования такого проводника. Он пишет, что получил письмо от друга, живущего в Америке. Само письмо, выступившее в виде раздражителя, привело к необходимости выполнить ряд актов: написать ответ, пойти в магазин и купить для друга нужную книгу, затем побывать на почте, чтобы ее отправить. Кроме ' того, полученное письмо очень обрадовало Сорокина. Таким образом, друг из Америки своим письмом обусловил определенные переживания и поступки, что составило явление взаимодействия.

Структура общества и населения

Одной из важных социологических проблем, рассматриваемых исследователем в «Социальной аналитике», является структура общества, говоря его терминами, «населения». Он сравнивал общество с куском слюды, который расслаивается па отдельные слои. Так же как в слюде слои часто непрочно соединены друг с другом, в обществе может быть много групп и структур, не связанных между собой, в отличие от конкретного слоя, где существует взаимное тяготение индивидов. Отсюда Сорокин делает вывод, что единого общества быть не может, а есть совокупность конкретных обществ, проживающих на одной территории.

Весьма значимые для социологии проблемы поставлены в «Социальной механике». Среди них доминирующее место занимает анализ социального поведения индивидов в условиях социальных перегруппировок населения (потом Сорокин введет для обозначения этого процесса термин «социальная мобильность»). Социолог говорит о грех типах перегруппировок. Он пишет о перемещениях индивидов из одних групп в другие, о появлении одних — гомогенных (однородных) групп и исчезновении других, об исчезновении целого агрегата и замене его новой группировкой. По существу, это раннее изложение концепции социальной мобильности, окончательно сформулированной им в 1927 г. в книге «Социальная мобильность». Социолог приходит к важному выводу, что никакого социального равенства достичь не удастся в исторически обозримом будущем, поскольку его обеспечение требует уничтожения всех видов социального расслоения, а это невозможно.

Рассуждения социолога о социальных перегруппировках базируются па его различных классификациях строения (структуры) населения. Один из вариантов выглядит так. Существуют: а) элементарное, или простое, коллективное единство (элементарная социальная группа); б) кумулятивное коллективное единство (кумулятивная социальная группа); в) сложный социальный агрегат (население в целом). В одном случае группа образуется на основе одного признака (профессионального, религиозного, полового, возрастного, партийного и др.). В другом — возникают более сложные образования па основе двух и более признаков (класс, сословие, нация и т.д.).

Еще одна классификация, предложенная социологом, включает выделение закрытых, открытых и промежуточных групп. Сорокин называет «закрытыми» группы, членство в которых от человека не зависит, поскольку он рождается и живет с соответствующими признаками (раса, пол, возраст). Далее он выделяет открытые группы, членство в которых определяется волей и желанием человека (партия, ассоциация и др.). Наконец, могут иметь место промежуточные группы, в которых сочетаются свойства закрытых и открытых групп (класс, сословие, вторая семья).

В связи с анализом проблемы типологии социальных групп вызывает интерес трактовка Сорокиным национальности и нации. Он считает, что ее неправомерно рассматривать как элементарную группу, поскольку она характеризуется несколькими признаками сразу. Чаще всего имеется в виду кумуляция трех признаков: языка, территории, государственности. Иногда 1С ним социолог добавляет религию. Исходя из этого, он считает, что национальности как единого социального элемента нет, стало быть, пет и особого национального вопроса. Реальной же проблемой, но его мнению, является социальное неравенство.

Немаловажное значение для социологии представляет предложенная Сорокиным социально-групповая структура населения «культурно развитых» стран, включающая в себя 13 видов: расовую, половую, возрастную семейную, государственную, языковую, профессиональную, имущественную, правовую, территориальную, религиозную, партийную, идеологическую. Этот подход Сорокина к социальному структурированию обществ лег затем в основу его концепции социальной стратификации и был широко и позитивно воспринят во всем мировом сообществе социологов. Кстати, следует специально оiметить, что термины «социальная стратификация» и «социальная мобильность» предложил для использования и социологии и ввел в широкий научный оборот именно российский ученый

Проблемы социального поведения

Предпосылки теории социального поведения были сформулированы Сорокиным еще в книге «Преступление и кара, подвиг и награда». Они связаны с проблемами социальной мотивации. Было доказано, что кары и на грады (а они рассматриваются как санкции) становятся решающим фактором поведения людей и его трансформации. Одна и та же кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем ближе момент ее осуществления, чем больше человек нуждается в награде и страдает от отнимаемого у него карой. В упомянутой книге Сорокин рассматривает большое количество явлений, которые регулируются в обществе с помощью кар и наград. Эти явления систематизируются социологом в виде трех типов действий: дозволенных, запрещенных, рекомендуемых.

Дозволенные (дозволенно-должные) действия — это поступки, связанные с осуществлением прав и обязанностей, соответствующие, таким образом, представлениям о должном. Запрещенные (недозволенные) действия – это поступки, противоречащие представлениям о должном поведении. Рекомендуемые действия — это поступки, не только не противоречащие представлениям о должном, но и превышающие необходимый минимум «доброго» поведения. Кроме того, эти действия всегда желательны и но своей природе добровольны.

Трем названным типам действий соответствуют три формы реагировали на них. Дозволенные действия воспринимаются как соответствующие норме, отсюда — должная реакция на них. Запрещенные действия (преступления) воспринимаются с чувством вражды, ненависти, желания наказать, отомстить, отсюда в качестве реакции выступает наказание, кара. Рекомендуемые действия (подвиг) воспринимаются с благодарностью, отсюда реакцией выступает награда. Больше всего внимания в книге уделено двум последним действиям и реакциям на них, поскольку именно они определяют динамику социального поведения с учетом принятых в обществе социальных норм.

В российский период творчества Сорокиным разрабатывались проблемы социальной генетики, причем под сильным влиянием идей М.М. Ковалевского и Л.И. Петражицкого. Одна из центральных проблем этого раздела системы социологии — проблема прогресса. Общую тенденцию прогрессивной эволюции социолог видит в понижении стимулирующей роли внешних санкций и усилении влияния внутреннего регулирования поведения личности на основе осознания ею своего долга. Прогрессивным ученый считает общество, в котором возрастает роль знания, усиливается личная ответственность, повышается заинтересованность человека в общем деле, смягчаются внешние санкции и растет социальная солидарность. Идеалом является создание общества, в котором не будет преступлений, кар и наград.

Вначале Сорокин верил в возможность быстрого достижения успеха на ном поле деятельности. Молодой социолог полон оптимизма, навеянного Февральской революцией 1917 г., отменившей все сословные, национальные и вероисповедные ограничения, свергнувшей царизм, провозгласившей свободу слова и печати. Ему казалось, что до решения проблемы социального равенства «рукой подать». Основой его он считал равенство людей и груде, базирующееся на свободном выборе формы деятельности в этой сфере каждым человеком. Большое внимание он уделял проблемам новой педагогики, которая сумеет, по его мнению, правильно поставить дело обучения и воспитания, благодаря чему будет достигнуто интеллектуальное равенство людей. В этой связи он утверждал, что идеальной является та си-с сема воспитания, при которой нет кар и наград.

Однако такой оптимизм, связанный с реальной возможностью утверждения подобного общества, постепенно покидает ученого. Довольно скоро он начинает понимать, что в основе ожидаемого общества должно ||сжать социальное равенство, однако в обозримом будущем о нем не может быть и речи при наличии многих линий социального расслоения и неравенства между группами. Само социальное равенство Сорокин трактует уже по-другому — как пропорциональность социальных благ в соответствии с заслугами людей. От достижения такого состояния современное ему общество, по его мнению, находится весьма далеко.

Российский социолог рассматривает социальную эволюцию как процесс замирения, в котором главное место занимает нормативное регулирование. Любое общество, любая социальная группа выступают как «замиренная среда», которая характеризуется наличием определенной организации, норм и шаблонов поведения. Конечно, в группе, как и в обществе в целом, всегда имеются отклонения, инакомыслящие и инакодействующие люди, но чаще всего их подчиняют интересам группы (общества) посредством принуждения, в том числе и с помощью методов насилия.

Сорокина никогда не оставляла равнодушным проблематика этического характера, касавшаяся человеческих страданий (особенно от голода и войны), проявления альтруизма, будущего устройства государства и общества. Его волновали проблемы контраста между бедностью и богатством и пути его преодоления. В основе такого интереса лежал вопрос о возможностях социологии, о том, что она может и должна сделать для совершенствования человеческих отношений.

Значение российского периода творчества ПА Сорокина

Значение российского периода творчества Сорокина трудно переоценить. Это был пик классического этапа отечественной социологии. Идеи, сформулированные им и развитые в работах 1910-х — начала 1920-х гг., оказали значительное влияние не только на российскую, но и на мировую cсоциологию всего XX в. Не случайно, переехав в США осенью 1923 Сорокин за короткое время — в течение 7—10 лет — сумел выдвинуться ряд наиболее известных и влиятельных американских социологов. Имей но он получил приглашение создать социологический факультет одного из самых престижных университетов в США — Гарвардского — и стать его первым деканом. В США он стремился развить основные теоретические положения своей социологии, корни которой восходят к российскому периоду творчества. Так, в Гарварде Сорокин основал исследовательски центр по изучению творческого альтруизма с целью разработки практических методик установления в отношениях между людьми добра, справедливости, действенной любви.

Он много сделал для становления социологического образования России. Он не только возглавил отделение социологии в Петроградском университете, но и создал целый ряд учебных программ для изучения его любимой науки в учебных заведениях различного уровня. Для достижения этой же цели и популяризации социологии он написал первый в России «Общедоступный учебник социологии».

В феврале 1922 г., выступая на торжественном собрании в честь 103-й годовщины Петербургского университета, Сорокин советовал студенческой молодежи не только обрести «новую веру», но и «взять с собой в дорогу» знание, чистую науку, совесть, моральные богатства, любовь и волю к производительному труду — тяжелому, упорному, умственному и физическому. Только знание и труд, взятые вместе, говорил он молодежи, помогут достойно пройти бесконечно сложный жизненный путь. Ценности, названные в этом выступлении и предложенные социологом молодым людям в качестве их основного путеводителя, были для него самого главными в его долгом и чрезвычайно плодотворном путешествии по жизни.

В предисловии к книге Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда» его любимый педагог М.М. Ковалевский предсказал молодому ученому большое научное будущее и высказал уверенность в том, что еще не один том его трудов пополнит российскую социологическую библиотеку. Пророчество одного из крупнейших отечественных социологов второй половины XIX — начала XX в. полностью сбылось.

Вопросы и задания

1. Когда появилось неопозитивистское направление в российской социологии? Назовите его представителей.

2. Охарактеризуйте основные особенности неопозитивизма в российской социологии. В чем состояла его методологическая программа?

3. Что являлось предметом социологии в творчестве А.С. Звоницкой? Раскройте существо центрального понятия ее социологии — эективации (ожидания).

4. В чем видел задачи социологической науки К.М. Тахтарев? Каковы, в его интерпретации, фундаментальные особенности общественной жизни и почему именно их он выделял?

5. В какой атмосфере происходило формирование духовного мира П.А. Сорокина? Какие люди и события определили его становление как ученого?

6. В чем видел Сорокин предмет и метод социологии? Почему явления социального взаимодействия привлекли его внимание в первую очередь?

7. Из каких методологических принципов исходил Сорокин, рассматривая социологию как науку?

8. Расскажите о структуре социологии в ее интерпретации Сорокиным. Что он понимал под социальной аналитикой, социальной механикой и социальной генетикой?

9. Какое значение для последующего развития социологии имели подходы Сорокина к характеристике структуры общества и группировкам населения?

10. Какие проблемы социального поведения ставил Сорокин, начиная с книги «Преступление и кара, подвиг и награда»?

11.В чем видел П.А. Сорокин тенденции социальной эволюции? Какое значение он придавал в этом процессе этическим проблемам?

11. Какие принципы позитивизма воспринял Сорокин? В чем проявилось влияние психологизма на ею взгляды?

12. Охарактеризуйте значение российского периода творчества II.А. Сорокина для развития как отечественной, так и мировой социологии.

Литература

Голосенко И.Л. Системный анализ в творчестве П. Сорокина // Социально-политический журнал. 1996. №1, 2.

Голосенко И.Л., Зверев В.М. Социолог Агнесса Звоницкая: работы и судьба // Социол. исслед. 1991. №2.

История социологии: В 4 т. М., 1997. Т. 1.

Кукушкина ЕМ. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993.

Медушевский А.Н. История русской социологии. М., 1993. Гл. 9.

Миненков Г.Л. Введение в историю российской социологии. Минск, 2000.

Новикова С.С. История развития социологии в России. М.; Воронеж, 1996.

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. М., 1993.

Сорокин П.А. Система социологии: В 2 т. Сыктывкар, 1991. Т. 1. Ч. 1, 2.

Сорокин П.А. Дальняя дорога: Автобиография. М., 1992.

Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии: Статьи разных лет. М., 1994.

Сорокин П.А. Границы и предмет социологии // Социология в России XIX — начала XX веков: Тексты. М., 1997. Вып. 1.

Тахтарев К.М Краткая история социологии и ее основные направления. Основные идеи социологов // Там же.

Тахтарев К.М. Изучение общественной жизни. Основные вопросы и задачи социологии. Ее научное построение и направление. Методы социологии. Законы статистические и статистико-социологические. Статистика и социология. Соотносительный и статистико-социологический метод и построение социологии как точной науки об общественной жизни // Там же.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.06 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь