Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Технологические этапы построения занятия



1. Вступительное слово педагога о том, что будет происходить на занятии.

2. Минута релаксации, настраивающая детей на восприятие картины (проводится под музыку). Детей просят закрыть глаза и представить определенный красочный образ (элементы образа задаются словами педагога: «Представьте, что вы на зеленой поляне, кругом высокие деревья, …).

3. Представление детям первой картины, последовательное обсуждение следующих вопросов*:

Основные вопросы:

– Что Вы видите на этой картине?

– Что происходит на этой картине?

– Кто этот человек? (Кто эти люди? )

– Где это происходит?

– Когда это происходит?

– Где, как вам кажется, находился художник, когда писал эту картину?

– Как вы думаете, что осталось за кадром этого произведения?

– Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?

– Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

– Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?

– Как вы думаете, какое настроение (ощущение) хотел выразить (передать) художник?

– О чем бы вы хотели спросить художника?

Дополнительные вопросы:

– Что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать? – Что еще Вы видите кроме этого?

– А что еще происходит?

– Что еще можно сказать об этом человеке?

– Кто герой произведения? (главный, второстепенный) Почему? – Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил этого человека?

– Что еще ты можешь сказать о том месте, где это происходит? – Что мы можем сказать о том, каким художник изобразил место, где происходит действие?

– Что еще ты можешь сказать о времени, когда это происходит? – Что мы можем сказать о том, как художник передал время, когда происходит действие?

– Что заставляет тебя так думать?

– Что позволяет тебе так думать?

– Как это можно определить?

– Что вы видите такого, что позволяет вам подтвердить справедливость названия картины?

4. Обзор педагогом высказанных детьми мнений об увиденной картине с сохранением авторства озвучиваемых идей.

5. Минута релаксации, настраивающая детей на восприятие следующей картины.

6. Представление детям второй картины, последовательное обсуждение вопросов (см. этап 3).

7. Обзор педагогом высказанных детьми мнений об увиденной картине с сохранением авторства озвучиваемых идей.

8. Подведение итогов занятия, обсуждение вопросов:

– Как вы думаете, все ли произведения созданы одним автором?

– Как вы думаете, одинаковыми ли правилами руководствовались художники при создании произведений?

– Какая картина понравилась больше? Почему?

– Что ты расскажешь дома о нашем занятии?

 

Технологические приемы, которые может использовать педагог на занятии:

– насыщение развивающей среды зрительными образами;

– включение терминологических средств изобразительного искусства;

– упражнение для концентрации внимания (для минут релаксации);

– «цепочка мнений»: прежде чем высказать свое мнение, нужно повторить, что сказал товарищ, перефразируя его слова («Маша видит на картине большую гору, а я вижу …);

– «не повторяй другого»: высказанные мнения не повторяются, если кто-то из детей начитает повторяться, ему показывается условный сигнал (например, поднятая рука учителя);

– «маленький учитель»: часть перифраза осуществляет не педагог, а кто-то из детей;

– «старая фотография»: предназначено для домашней работы – ребенок выступает в роли «маленького учителя», задавая вопросы родителям и перефразируя их ответы, используя в качестве предмета обсуждения имеющиеся дома репродукции картин или старые фотографии;

– «ограничение пространства»: педагог предлагает сосредоточить внимание на определенной части картины;

– «назовите по-другому»: педагог просит ребенка перефразировать его высказывание о картине;

– «пять минут молчания» (для работы с гиперактивными детьми): педагог предлагает ученику посидеть тихо в течение пяти минут, а затем повторить высказанные за это время мнения одноклассников;

– «повтори так, как сказано»: педагог просит внимательно слушать высказывания друг друга и свой перифраз и определить, правильно ли он пересказывал мысли других;

– «повтори самого себя»: педагог делает вид, что не расслышал высказывание ребенка и просит его повторить;

– «скажи в одном предложении»: педагог просить детей в течение минуты молча посмотреть на картину, а затем высказать о ней самое главное в одном предложении;

– «заданное начало»: детям предлагаются карточки с заданным началом высказываний, которые они могут использовать, формулируя свой ответ на вопросы («Я вижу…», «Я заметил…»);

– «смотри на картину по-новому»: через некоторое время после рассмотрения картины педагог просит детей на минуту закрыть глаза, затем вновь посмотреть на картину и ответить на вопрос «Что нового вы увидели на картине?;

– «говорю о том, что запомнил»: после 12-15 минут обсуждения педагог закрывает картину и дальше дети отвечают на вопросы на основы того, что запомнили, затем картина вновь рассматривается детьми и педагог делает заключительный перифраз.

 

Из опыта работы

Урок по технологии «Образ и мысль» для второго класса

Тема «Объединение системы образов, пространства и времени при обсуждении произведения изобразительного искусства»

С.А. Синяева, педагог дополнительного образования СОШ № 76 Выборгского района г. Санкт-Петербурга (9)

Цель урока: сформировать умение детей анализировать составные части сюжета произведения изобразительного искусства.

Задачи урока:

1. Выявление системы образов произведения изобразительного искусства.

2. Обоснование пространственной локализации события, изображенного в произведении изобразительного искусства.

3. Введение в процесс обсуждения понятия времени происходящего.

4. Формирование способности детей к обобщению отдельных составных элементов произведения изобразительного искусства в единое целое.

5. Развитие умения детей обосновывать собственные выводы в процессе обсуждения произведения изобразительного искусства.

 

 

Ход урока

№ п/п Содержание занятия Отво-димое время, мин Техника, применяе-мая на занятии Заметки учителя
I Вводная часть:    
1. Проверка готовности учеников и классного помещения к занятию (наличие учащихся, соблюдение порядка в помещении, наличие УММ и ТСО в соответствии с планом урока)      
2. Вступление (объявление порядка проведения урока - практического занятия)      
3. Введение (объявление основ плана и содержания проводимого урока, напоминание значения и актуальности темы урока в учебной дисциплине, связь с другими учебными дисциплинами и с будущей деятельностью)     учимся смотреть, слушать, аргумен-тировать
II Основная часть – учебные вопросы:   проектор,  
  1. Обсуждение картины Б. Кустодиева «Степан Разин» слайды,  
    Что Вы видите на этой картине?   компьютер  
    Что происходит на этой картине?      
    Кто этот человек? (Кто эти люди? )      
    Где это происходит?      
    Когда это происходит?     Новое понятие
    А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?      
    Кто может еще что-нибудь добавить?      
    Как это можно определить?      
    Подведение итогов по отработке учебного вопроса      
  2. Обсуждение картины К. Хокусай «В морских волнах у Канагана (Большая волна)».    
    Что Вы видите на этой картине?      
    Что происходит на этой картине?      
    Кто этот человек? (Кто эти люди? )      
    Где это происходит?      
    Когда это происходит?     Новое понятие
    А что ты тут видишь такое, что позволило тебе это сказать?      
    Кто может еще что-нибудь добавить?      
    Как это можно определить?      
    Подведение итогов по отработке учебного вопроса      
III Заключительная часть:      
  1. Подведение итогов урока    
  2. Ответы на вопросы учащихся    

 

Методические рекомендации учителю

Должны быть использованы следующие методические приемы:

- занятие организуется полностью в диалоговой форме;

- обсуждение зрительных образов с переходом от видимого на картине к объяснению сделанных умозаключений;

- инициируется творческая активность (оказывается исключительное внимание к попыткам ребёнка формировать свой взгляд на изучаемые вопросы);

- совместный характер деятельности учеников, полнота «проживания-переживания»;

- при обсуждении используется активизирующая детей форма соревнования-обсуждения;

- в ходе обсуждения могут осуществляться выходы в другие предметные циклы (история, география).

Контроль полученных знаний и умений во время изучения тем осуществляется по степени активности, самостоятельности и качеству мыслительной деятельности обучающихся в ходе проведения занятия.

Перечень литературы, материалов и пособий, используемых на занятии:

1. «Картины рассказывают истории». Программа «Образ и мысль». 1 класс: методические рекомендации / Серия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. – СПб., 2000.

2. Синяева С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет. – СПб., 2009.

3. Слайды (файлы) произведений изобразительного искусства:
Б. Кустодиев «Степан Разин». К. Хокусай «В морских волнах у Канагана (Большая волна)».

 

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. В какой стране была впервые использована технология «Образ и мысль»:

А. США

Б. Россия

В. Франция

2. Какая теория положена в основу технологии «Образ и мысль»:

А. Теория стадий когнитивного развития

Б. Теория стадий этического развития

В. Теория стадий эстетического развития

3. К какой группе педагогических технологий относится технология «Образ и мысль»:

А. Продуктивные технологии

Б. Личностно-ориентированные технологии

В. Технологии открытого образования

4. С какого времени технология «Образ и мысль» используется в России:

А. С начала 90-х годов 20 века

Б. С конца 90-х годов 20 века

В. С середины 80-х годов 20 века

5. Какую позицию должен занимать учитель на занятии, построенном по технологии «Образ и мысль»:

А. Обеспечивает передачу новой информации

Б. Консультирует учащихся при ответе на вопросы

В. Обеспечивает педагогическое сопровождение индивидуальной рефлексивной деятельности ученика

6. На каком этапе занятия по данной технологии проводится педагогическая оценка работы детей:

А. Не проводится ни на одном этапе

Б. На заключительном этапе

В. В процессе обсуждения на основном этапе

7. Какой прием может быть использован на занятии по данной технологии:

А. «Маленький учитель»

Б. «Повтори ответ товарища»

В. «Сделай, как показано»

8. Каков оптимальный количественный состав группы детей для работы по данной технологии:

А. 5-7 человек

Б. 6-12 человек

В. 15-20 человек

9. Какой вариант вербального взаимодействия не используется на занятии по технологии «Образ и мысль»:

А. Монолог

Б. Диалог

В. Полилог

10. Выберите верное утверждение:

А. Технология «Образ и мысль» может быть использована в работе только с детьми младшего возраста

Б. Технология «Образ и мысль» может быть использована только в работе с дошкольниками

В. Технология «Образ и мысль», как правило, используется в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

Базовый уровень:

1. Напишите эссе на тему «Возможности технологии «Образ и мысль» в развитии личности ребенка».

Повышенный уровень:

1. Используя материалы Приложения 1, заполните таблицу «Технологические приемы, используемые на занятии по технологии «Образ и мысль»:

Этап занятия Используемые на этапе приемы Примеры реализации приемов на занятиях

2. Используя материалы раздела, разработайте занятие по технологии «Образ и мысль» для детей определенного возраста, самостоятельно подобрав визуальный ряд и составив тексты для этапов релаксации.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ванюшкина, Л.М., Копылов, Л.Ю., Соколова, А.А. Образ и мысль. Образовательная программа для дошкольных учреждений и начальной школы [Текст]. – СПб.: Комитет по образованию администрации Санкт-Петербурга, 2000. – 95 с.

2. Ванюшкина, Л.М. Программа «Образ и мысль»: методика дистантного освоения музейного пространства: Городская и сельская школа: состояние и перспективы взаимодействия [Текст]: материалы седьмой научно-практической конференции. – СПб., 2002. – С. 104-108.

3. Вглядываясь – учимся. Программа «Образ и мысль» 2 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 7. – СПб., 2000. – 142 с.

4. Долгинова, Е. Почему реализовать педагогическую идею сложнее, чем открыть новую школу? [Текст] //«Первое сентября». – 1999. – № 77.

5. Как картину написали. Программа «Образ и мысль». 3 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 8. – СПб., 2001. – 132 с.

6. Картины рассказывают истории. Программа «Образ и мысль». 1 класс [Текст]: методические рекомендации / Cерия «Музей и школа: диалог в образовательном пространстве», выпуск 6. – СПб., 2000. – 104 с.

7. Образ и мысль [Текст]: сборник / Музей и школа: диалог в образовательном пространстве. Выпуск 2. – СПб., 1997. – 142 с.

8. Образовательные технологии [Текст]: учеб.-метод. пособ /
А.П. Чернявская, Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренникова, И.Г. Харисова и др. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. – 107 с.

9. Синяева, С.А. «Образ и мысль». Образовательная программа дополнительного образования детей 7-10 лет [Текст]. – СПб., 2009. – 37 с.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь