Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 11. Педагогические мастерские



Идеи и принципы педагогических мастерских

Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. atelier – «ателье») начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.

Цель технологии: интеллектуальное и творческое развитие учеников, создание условий для самопроявления и самореализации ребенка в процессе индивидуальной, парной и групповой работы, формирования у него системы новых знаний, умений, навыков за счет самостоятельной исследовательской и познавательной деятельности.

Результат технологии: формирование у ребенка нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.

В основе технологии заложены следующие идеи:

1. Подход к ребенку: свободное образование и воспитание.

2. Представители GFEN определяют процесс обучения как открытие учеником нового в себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого – провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»).

3.Процесс творческого освоения программного материала, обучение как открытие предполагает построение деятельности участников мастерской как исследования. Преобладающий метод: проблемно-поисковый, диалогический.

4. Д.Г. Левитес определяет основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика: интериоризация получаемого на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей.

5. Приемы, которые используются на занятии по данной технологии, должны предполагать: а) отношение учителя к ученику как к равному; б) не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим сведениям, информации и самостоятельное решение творческих задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.

6. В отличие от проблемного обучения в мастерских проблема не определяется для детей педагогом, он создает условия для того, чтобы ученики сами ее увидели и осознали, поставили необходимые для разрешения вопросы и попытались найти на них ответы.

7. В мастерской участникам предлагаются задания, постепенно подводящие их к осознанию познавательной проблемы, определяющие примерную последовательность движения к ее решению, каждый ставит для себя собственный, наиболее важный и актуальный на данном этапе саморазвития вопрос, подбирает соответствующие своим личностным особенностям варианты его разрешения. Таким образом, в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности, строит свой путь к знаниям.

8. Педагог реализует роль не учителя, не руководителя, а, скорее, «проводника», сопровождающего ученика по дороге познания. Основная цель мастера – обеспечение педагогического сопровождения самостоятельного творческого исследования, проводимого ребенком в рамках мастерской. Изначально занимая равную с учеником позицию, мастер не торопится отвечать на вопросы, подает необходимую информацию малыми дозами только при возникновении потребности в ней, по возможности стараясь свести собственную информативную, просветительскую функцию к минимуму, отсылая ребенка за консультацией к первоисточникам (книгам, статьям, словарям, энциклопедиям), товарищам, дальше продвинувшимся в освоении вопроса.

9. Создание на занятии атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; включение эмоциональной сферы ребенка, обращение к его чувствам, пробуждение у него личной заинтересованности в изучении проблемы (темы).

10. Взаимопомощь, сотрудничество, взаимная поддержка участников мастерской друг друга позволяют через взаимодействие учеников с разным уровнем подготовки обеспечить взаимосвязь процессов самообучения, самовоспитания и взаимообучения, взаимовоспитания.

При построении занятия на основе технологии педагогических мастерских следует реализовывать следующие принципы:

1. Главное действующее лицо на занятии – ребенок, важны его идеи, чувства, ощущения, эмоции.

2. В работе мастерской могут на равных участвовать все, независимо от возраста, уровня подготовленности, в мастерской «все способны».

3. Каждый участник мастерской имеет право высказать свою точку зрения и должен уважать мнение другого.

4. Оценки в мастерской не выставляются.

5. Особое внимание следует уделять эмоциям, которые испытывает участник мастерской в процессе работы.

6. Совместная образовательная и исследовательская деятельность участников мастерской: «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем».

7. В мастерской важнее процесс получения знания, нежели результат.

8. Каждый участник должен продвигаться к истине своим путем. Каждый имеет право на ошибку; ошибка – закономерная ступень процесса познания.

9. Вопросы в мастерской задает не мастер, а ученики, и сами на них отвечают – в одиночку, потом в парах, в группах.

 

Типы мастерских (классификация И.А. Мухиной):

1. По составу участников: только для учащихся; только для педагогов; для взрослых и детей.

2. По целям и способам деятельности: мастерские творческого письма (Материалы из опыта работы 1); мастерские построения знаний (Материалы из опыта работы 3); мастерские по самопознанию; мастерские отношений и ценностных ориентаций (Материалы из опыта работы 2).

3. По временной продолжительности процесса: «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд); «длительного действия» (может продолжаться неделю или даже несколько месяцев).

 

Этапы построения мастерской

 

(Примерная технологическая карта приведена в «Материалах для практических заданий» 2)

Первый этап мастерской – индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной творческой и исследовательской работы ученика. Для решения выше обозначенной задачи используется набор индукторов – индикаторов, которые «натолкнут» ребенка на осознание проблемы, помогут ему увидеть вопрос, заставят задуматься, заинтересоваться поисками вариантов ее решения.

Задача мастера при подготовке мастерской – постараться подобрать как можно больше индукторов различного характера, чтобы воздействовать в комплексе на когнитивную, мотивационную, эмоциональную сферы личности ученика. Ребенок должен ощутить потребность в разрешении вопроса, испытать чувство нетерпения, желание сделать самостоятельно что-то новое, непохожее на виденные им ранее образцы, проявить себя, свою индивидуальность.

Включение в процесс творчества всегда предполагает переживание достаточно сильных эмоций, связанных со стремлением совершить «открытие», показать окружающим свою точку зрения, доказать ее правильность, проявить свое «Я». В качестве индуктора могут быть использованы совершенно разные явления – загадочно звучащее слово; стихотворение; неизвестное понятие, термин; изображение незнакомого предмета, животного, человека, памятника архитектуры, картины, исторического события; непривычный звук, шум, музыкальный отрывок; запах, цвет, графический знак, загадка; необычное задание.… Независимо от числа индукторов, все они должны подбираться с учетом содержания мастерской, соответствовать возрасту, особенностям детского восприятия.

Очевидно, что для ученика начальной школы и старшеклассника интересными и значимыми будут разные явления. Педагог сможет правильно реализовать данный этап только в том случае, если попытается взглянуть на проблему занятия глазами ребенка, понять, что может заинтересовать его, вызвать эмоциональные переживания, потребность включиться в исследование. По сути, данный этап технологии можно рассматривать как базовый, определяющий успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность. Все последующие действия педагога будут направлены на поддержание возникшего интереса к проблеме и создание условий для ее творческого разрешения.

Второй этап мастерской– самоконструкция – предполагает переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы, текста, рисунка, проекта. Поскольку переживания, испытываемые на этапе индукции, индивидуальны, осознаваемая проблема личностно значима, первоначально ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, точку зрения. Для развития творческого потенциала личности школьника важно формирование у него стремления найти решение проблемы самостоятельно, опираясь на имеющийся жизненный опыт, знания, умения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении, не смутить его неосторожным словом, замечанием, советом. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения на вопрос, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения. Педагог должен обеспечить фиксацию высказываемых мыслей (на доске, плакате, в тетради), не выделяя верные или неправильные суждения. Примером задания для данного этапа мастерской может послужить элемент урока истории по теме «Влияние религии на мировоззрение человека: исторический аспект». Ученику необходимо представить себя в роли рекламного агента и подготовить графическую презентацию понятий: фетишизм, монотеизм, политеизм, анимизм.

Третий этап мастерской – социоконструкция, в его рамках организуется парная работа. Формирование пар должно происходить на основе сходства точек зрения участников мастерской на рассматриваемую проблему. Объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов позволяют ученику сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров. Каждый участник может выбрать себе пару сам, мастер также участвует в работе и может стать напарником любого ученика. В конце этапа появившиеся идеи, гипотезы могут быть озвучены и зафиксированы.

Четвертый этап мастерской – социализация, процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в малых группах, сформированных по желанию участников мастерской. Каждое объединение включает не более пяти человек. Обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей. Групповая работа обеспечивает интеграцию идей, вариантов, вопросов, проблем, оформление общего проекта, разработку модели, совместную корректировку гипотезы. Мастер следит за тем, чтобы не происходило подавление, игнорирование мнения, позиции отдельных учеников, поддерживает атмосферу сотрудничества, взаимопомощи. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества. Примером задания для этапа социализации может послужить фрагмент урока-мастерской по теме «Влияние религии на мировоззрение человека: исторический аспект». Школьникам для работы в малых группах предлагается ситуация: «На Землю попало существо с другой планеты. В руках у пришельца листок бумаги, на котором записано высказывание «Есть только одна истинная религия, хотя может быть много разных вер» (Эммануил Кант). Вам необходимо с помощью мимики и жестов объяснить гостю смысл цитаты».

Пятый этап мастерской – афиширование. Результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется презентация работ учеников и Мастера, оглашение различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов и др. Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.

Шестой этап мастерской– разрыв. Каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его. Этап предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.

Таким образом, происходит осмысление полученного эмпирическим (на уровне интуиции) путем опыта через формулирование теоретических положений, установление причинно-следственных связей, обоснование сделанных выводов. Результаты совершенных учениками в мастерской «открытий» сопоставляются с системой научных знаний, анализируются, выдвигаются новые познавательные, исследовательские, творческие проблемы, требующие решения в дальнейшем.

Седьмой этап мастерской – рефлексия. Не стоит забывать, что одна из задач мастерской – вызвать у ученика положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия. Мастер создает условия для вербального оформления тех переживаний, которые сопровождали процесс творческой познавательной деятельности ребенка, предоставляя каждому возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым. Внимание к состоянию эмоциональной сферы ученика, информация, полученная в процессе рефлексии, поможет педагогу скорректировать свою дальнейшую работу в данном классе с учетом проявившихся индивидуальных особенностей школьников.

 

Варианты организации занятий в технологии педагогических мастерских

 

В процессе развития технологии педагогических мастерских появились новые варианты организации занятия, педагоги-практики предлагают модифицировать традиционный алгоритм в зависимости от особенностей материала, который должен быть освоен учениками в рамках занятия:

1. Алгоритм И.А. Мухиной.

Первый этап: Индуктор – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Создание творческого продукта индивидуально или в групповом взаимодействии. Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа. Промежуточная рефлексия и самокоррекция деятельности. Формирование информационного запроса (выстраивание новых проблем).

Второй этап: Обращение к новой информации и ее обработка. Корректировка творческого продукта или создание нового варианта версии, гипотезы и т. п. Групповая или индивидуальная работа. Социализация. Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.

2. Алгоритмы, предлагаемые М. Дюком, А.А. Окуневым, Н.И. Беловой.

Первый алгоритм: панель (этап актуализации знаний в данной области, даёт возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская) → выделение проблем → работа с материалом, с литературой → обсуждение в парах → обсуждение в группах → постановка вопросов в группах → представление вопросов классу → выбор проблемы для исследования.

Второй алгоритм: представление проблем → объединение в группы для решения проблем → каждый представляет группе своё понимание проблемы → каждый формулирует гипотезу решения проблемы → выбор в группе наиболее вероятной гипотезы → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → формулирование выводов.

Третий алгоритм: представление результатов работы групп → составление и обмен вопросами по представленным результатам → ответы на вопросы и корректировка результатов → составление группами серии заданий на применение результатов их поиска → обмен заданиями между группами → знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.

Четвертый алгоритм: индукция → панель → работа с литературой → обсуждение в парах, а затем в группах → постановка вопросов → выбор группой вопроса для исследовательской работы → понимание проблемы каждым → социализация в группе → поиск гипотезы каждым → выбор наиболее вероятной гипотезы в группе → социализация → планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы → представление выводов → коррекция → обмен проблемами → оценка каждой группой представленных им выводов и возможности их использования при решении поставленной проблемы (социализация).

Пятый алгоритм: слово Мастера → индивидуальная работа с полученной информацией → работа с литературой → составление и сбор вопросов по изученной теме → выбор вопроса каждой группой → работа с литературой → панель → слово мастера → формулирование выводов → социализация.

Шестой алгоритм: индуктор → создание модели объекта, понятия, действия, схемы, рисунка → описание свойства продукта → обмен описаниями → воспроизведение модели по описанию → обмен построенными моделями → уточнение описания модели → слово мастера → использование модели или продукта на практике каждым из участников группы → обмен заданиями в группе → выделение условий правильного выполнения задания → обмен заданиями и моделями к ним между группами → корректировка моделей.

Седьмой алгоритм: мастер предлагает 2-3 темы → выбор → каждый просматривает литературу по выбранной теме, формулирует проблему исследования → обнародование проблемы → каждый выясняет все, что он знает по этой проблеме – создание групп по схожим проблемам → формулирование общей темы исследования → создание банка данных → план исследования → работа по плану индивидуальная, парная, групповая → обсуждение в группе → оформление первого результата → представление → каждая группа, после знакомства с результатами исследования других групп, составляет для них задание (мастер также) → работа над заданиями → оформление и представление второго результата исследования → индивидуальное размышление о проблеме → подготовка и оформление индивидуальных результатов.

Восьмой алгоритм: разговор в группах по новой теме → панель → в группах привести пример нового понятия → группы обмениваются примерами, дают их обоснование, предлагают решения проблем, связанных с новым понятием → группы получают свои примеры с обоснованием, которое предложили их соседи → коррекция → группы представляют свои примеры на доске → вопросы других групп → коррекция → группы у доски говорят о тех моментах, которые они исправили – каждый записывает в своей тетради всю необходимую информацию.

При подготовке занятий педагог может использовать уже имеющиеся алгоритмы или разработать свой, комбинируя традиционные этапы мастерской, но важно при этом не нарушать общую логику работы: сначала индивидуально, затем в парах и группах, сохраняя этапы афиширования, разрыва и рефлексии.

Занятия, построенные на основе технологии мастерских, отличаются от традиционных уроков, в приложении представлены примеры мастерских, технологическая карта занятия, сравнительная таблица содержания традиционного урока и мастерской.

 


Материалы к практическим заданиям


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.463 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь