Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 1. Понятие о гармонии. Склад. Фактура. АккордСтр 1 из 3Следующая ⇒
ПРОГРАММА КУРСА
Объем курса – 245 часов Занятия мелкогрупповые – 108 часов Индивидуальные занятия – 36 часов Самостоятельная работа – 101 час
Пояснительная записка Курс гармонии на дирижёрско-хоровом отделении музыкального колледжа – одна из основных дисциплин музыкально-теоретического цикла. Предметом изучения служат общие закономерности тональной гармонии, сформировавшиеся в классическом искусстве ХVIII – ХIХ столетий и сохранившие своё значение и в наши дни. В музыкальном колледже курс гармонии подготавливает студентов к музыкально-теоретическим занятиям в высшем учебном заведении. Вместе с тем данный курс относительно самостоятелен. Он даёт в своей области достаточный минимум знаний и навыков, необходимых музыканту, который, получив среднее специальное образование, начинает вести педагогическую работу в начальной музыкальной школе Предмет «Гармония» в музыкальном колледже предусматривает развитие у студентов практических навыков гармонизации мелодии и сочинения различного рода музыкальных построений, а также навыков гармонического анализа в объёме, необходимом для дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с развитием практических навыков и творческих способностей студентов, в задачи данного предмета входит формирование музыкального мышления, эстетического вкуса к выразительной гармонизации и естественному голосоведению, расширение музыкального кругозора, выработка умения ориентироваться в музыке различных стилей, серьезному, творческому отношению к изучаемому материалу, что в целом создает предпосылки для воспитания гармонически развитой личности будущего музыканта. Учебно-методический комплекс определяет содержание курса, объём знаний и навыков, которыми должны обладать студенты, изучившие предмет. Предлагаются образцы практических заданий по всем темам, в том числе построению аккордов, игре гармонических оборотов, секвенций, гармонических последовательностей в форме, изложена технология решения гармонических задач, даны схемы анализа музыкальных произведений и их фрагментов, изложены экзаменационные требования, рекомендуемые списки проверочных вопросов и тестов, произведений для анализа и т.д., что концентрирует внимание педагогов и студентов на важных в образовательном процессе вопросах и способствует более глубокому, основательному изучению предмета «Гармония». Примерный тематический план
Содержание курса Тема 1. Понятие о гармонии. Склад. Фактура. Аккорд «Гармония»: происхождение, понятие, явление. Гармония как учение о строении созвучий и закономерностях их связи. Созвучие (вертикаль) и совместное движение голосов (горизонталь). Виды складов: монодический, полифонический, гомофонно-гармонический. Ведущий голос и сопровождение. Мелодия и гармония. Тип мелодии как последовательности аккордовых звуков. Понятие о колорите гармонии. Фактура. Типы и приёмы фактуры. Неаккордовые звуки (общее представление). Аккорд. Терцовый принцип строения аккордов. Трезвучие, септаккорд, нонаккорд. Основной звук, терция, квинта, септима, нона. Основной вид и обращение аккордов.
Тема 2. Трезвучия. Четырехголосный склад Происхождение четырехголосного склада, преобладание над другими видами многоголосного склада. Название голосов. Способ записи. Тесное и широкое расположение голосов, удвоение. Мелодическое положение трезвучия. Тема 3. Гармоническое соединение трезвучий Понятие о голосоведении в последованиях аккордов. Плавное и скачкообразное ведение голосов. Преобладание плавного соединения. Движение баса по основным звукам трезвучий. Виды движения голосов. Типы соотношения трезвучий. Способы соединения трезвучий. Гармоническое соединение. Наличие общих звуков в одних и тех же голосах как основной признак гармонического соединения. Трезвучия кварто-квинтового соотношения. Трезвучия терцового соотношения Тема 4. Мелодическое соединение трезвучий Тип соединения, определяющийся движением во всех голосах, даже при наличии общих звуков. Кварто-квинтовое соотношение. Секундовое соотношение. Особенности голосоведения Тема 5. Перемещение трезвучий Сохранение функции, изменение структуры трезвучия. Виды перемещения. Техника перемещения. Роль перемещения в развитии мелодической линии Тема 6. Особенности минора при соединении трезвучий Повышение седьмой ступени в традиционном гармоническом миноре. Возникающие при этом нежелательные ходы на увеличенные интервалы и переченье. Особенности голосоведения во избежание распространённых ошибок. Тема 7. Гармонизация баса трезвучиями всех ступеней Фундамент гармонии. Определитель функции. Законы построения нижнего голоса музыкальной ткани. Характерный облик средних голосов. Основные нормы и запреты в мелодических линиях и совместном движении голосов. Выбор соединения (гармонического или мелодического), использование перемещений. Поддержка движения на выдержанных звуках баса (кроме четвертого и восьмого тактов). Тема 8. Функциональные группы трезвучий Лад как система взаимосвязи звуков и созвучий, объединенных тяготением к тонике-центру лада. Роль тоники как аккорда потенциально завершающего движение. Главные трезвучия лада. Субдоминанта и доминанта как основные представители неустойчивости. Соотношение устойчивости и неустойчивости как основы гармонического движения. Логика гармонического движения. Гармонический оборот как обособленная последовательность аккордов. Основные формулы последовательностей: тоника - доминанта - тоника, тоника - субдоминанта - тоника, тоника - субдоминанта - доминанта - тоника. Побочные трезвучия лада. Ладовые функции аккордов. Основные и переменные функции Тема 10. Скачки Скачки при соединении трезвучий. Голосоведение: скрытые квинты и октавы. Связь типа скачка со сменой или сохранением расположения. Скачки терций: в трезвучиях кварто-квинтового, терцового соотношения. Скачки других тонов. Скачки в теноре. Особенности голосоведения в миноре. Тема 22. Септаккорды побочных ступеней лада. Тема 30. Неаккордовые звуки Роль в музыкальной ткани. Участие в формировании мелодической линии, воздействие на фактуру, фонизм и структуру аккордов, значение для дифференциации звуковых отношений. Задержание. Виды задержаний. Приготовленное и неприготовленное. Приготовление. Разрешение. Мнимые аккорды. Ритм средних голосов. Особые формы задержаний. Проходящие звуки в одном и нескольких голосах; между тонами одного или разных аккордов; диатонические или хроматические. Сочетания. Проходящие созвучия. Многоголосные дублировки. Противодвижения. Вспомогательные звуки в одном или нескольких голосах; на фоне аккорда, при усложнении аккорда, при смене гармонии. Особенности голосоведения. Вспомогательные созвучия. Сочетание с другими неаккордовыми звуками. Предъём. Употребление в одном и нескольких голосах. Предъём, взятый плавно или скачком. Использование предъёмов в голосах, наделённых мелодической значимостью. Свободные формы неаккордовых звуков. Неаккордовые звуки второго порядка. Тема 31. Органный пункт Происхождение. Художественное назначение. Роль в формообразовании, ладообразовании, фактуре, создании новых звучностей, фонизме гармонии. Классификация по функциональному признаку: тонический, доминантовый, субдоминантовый, медиантовый; местоположению в форме: начальный, заключительный, подводящий или предыктовый (вступительный или предрепризный); фактуре изложения (одноголосный, двухголосный, многолосный). Ostinato. Einton. Гармония на органных пунктах. Техника введения и выключения тонического и доминантового органных пунктов. Медиантовый и субдоминантовый органный пункт как явление, типичное для русской музыки. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задания по теме 1. Понятие о гармонии. Склад. Фактура. Аккорд 1. Рассказать с музыкальными примерами тему, изученную на уроке 2. Гармонический анализ: Глинка М. «Северная звезда» (тт.1-13) Задания по теме 2. Трезвучия. Четырехголосный склад 1. Письменно: в тональностях A-dur, fis-mol, l B-dur построить главные трезвучия во всех мелодических положениях и расположениях 2. Уметь играть на фортепиано любое мажорное и минорное трезвучие во всех мелодических положениях и расположениях 3. Пересказать теоретический материал. 4. Гармонический анализ: Чайковский П. «Детский альбом». «Хор». Задания по теме 3. Гармоническое соединение трезвучий 1. Ответить на теоретические вопросы (с примерами): «Виды движения голосов». «Типы соотношения трезвучий». «Способы соединения трезвучий». «Гармоническое соединение». 2. Письменно: в тональностях D-dur, c-moll – все возможные соединения трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношений гармоническим способом 3. Уметь соединять (на фортепиано) гармоническим способом любые два трезвучия кварто-квинтового и терцового соотношений 4. Играть по кварто-квинтовому кругу секвенции: T – D – T; T – S – T; T – III – T; T – VI – T. Задания по теме 4. Мелодическое соединение трезвучий 1. Письменно: в тональностях B-dur и e-moll построить все возможные соединения трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношений мелодическим способом 2. Уметь соединять (на фортепиано) мелодическим способом любые два трезвучия кварто-квинтового и секундового соотношений 3. Играть в разных тональностях, применяя гармоническое и мелодическое соединения:
T – III│ T – VI│ T – S│ D │ T – III│ S – D│ T – D│ T ║
t – III│ s – VI│ t – s│ D │ t – VII│ III – s│ t – D│ t ║
4. Гармонический анализ: Шопен Ф. Ноктюрн № 6 (средняя часть) Задания по теме 5. Перемещение трезвучий 1. Письменно: четыре любых трезвучия во всех мелодических положениях и расположениях – три вида перемещения 2. Играть в разных тональностях трезвучия, применяя все три вида перемещения. 3. Привести примеры на перемещение из романсов А. Алябьева. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. – М., 1978. № 68. Задания по теме 6. Особенности минора при соединении трезвучий 1. Письменно: в тональностях G-dur и fis-moll соединение D – VI во всех мелодических положениях и расположениях 2. Играть в разных тональностях соединение D – VI во всех мелодических положениях и расположениях 3. Гармонический анализ: Шуман Р. «Любовь поэта». № 10 Задания по теме 7. Гармонизация баса трезвучиями всех ступеней 1. Гармонизовать письменно: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М., 2002. – С. 42. – Зад. 80. – № 4. № 9. 2. Гармонический анализ: Шопен Ф. Ноктюрн № 11 (средняя часть) Задания по теме 8. Функциональные группы трезвучий 1. Теоретический материал 2. Сочинить и записать классический квадратный восьмитактовый период. 3. Играть восьмитактовый период наизусть в одной тональности 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната № 9. Ч. II. Задания по теме 9. Период. Предложение. Каденция 1. Играть на фортепиано в различных мажорных тональностях:
I – V – VI – IV │ V – V – I │ IV – II – VI – V │ VI – IV – V │
I – VI – IV – II │ III – I – VI – IV │ V – V – VI – IV │ V – V – I ║
2. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната № 1. Ч. II. Соната № 8. Ч. II. 3. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. №№ 1 – 7. Задания по теме 10. Скачки 1. Гармонизовать бас: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 33. № 34. 2. В период собственного сочинения добавить обороты со скачками. Играть наизусть в одной тональности. 3. Играть на фортепиано на примере одной мажорной и одной минорной тональностей: скачки терций в трезвучиях кварто-квинтового соотношения, скачки терций в трезвучиях терцового соотношения при гармоническом соединении, скачки разных тонов в трезвучиях терцового соотношения при мелодическом соединении. 4. Секвенции по кварто-квинтовому кругу: Tт3 – Dш3 – Tш1; Tт3 – VIш3 – Tт3; tш3 – Dт3 – t ш1. 5. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. М., 1976. – С. 204. – № 7. Задания по теме 11. Гармонизация мелодии 1. Гармонизовать 1-3 популярных песни (мелодии). Затем сделать перегармонизацию. 2. Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 31. Решение задачи – с вариантами. 3. Гармонический анализ: Шопен Ф. Мазурка ор. 7. № 1. Задания по теме 12. Кадансовый квартсекстаккорд 1. В музыкальной литературе найти примеры на кадансовый квартсекстаккорд. 2. В период собственного сочинения добавить кадансовый квартсекстаккорд (четвёртый и седьмой такты). Играть наизусть в одной тональности. 3. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. Зад. 99. № 1. Зад. 115. № 2. 4. Играть в мажорных и минорных тональностях гармоническую последовательность: I – IV – K 64 – D – I 5. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 14. Ч. II. Задания по теме 13. Секстаккорды главных ступеней лада 1. Строить в разных тональностях мажора и минора секстаккорды T, S, D с различными удвоениями. 2. Играть по кварто-квинтовому кругу гармонические обороты: I – IV6 – I; I – V6 – I; I – IV6 – V – I; I – IV6 – K – V – I; I – I6 – IV – V – I; I – I6 – IV – IV6 – K – V – I; 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 204. А. № 4. С. 205. Б. № 7. 4. Гармонизовать: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Зад. 137. № 1. № 9. Зад. 152. № 3. № 12. 5. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. № 16. № 17. Задания по теме 14. Секстаккорды побочных ступеней лада 1. Привести примеры на побочные секстаккорды из музыкальной литературы 2. В период собственного сочинения ввести побочные секстаккорды. 3. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. М., 2001. – Задание 222. № 3. № 8 4. Гармонический анализ: Римский-Корсаков Н. Тема Корабля Синдбада из симфонической сюиты «Шехеразада» 5. Играть по кварто-квинтовому кругу обороты: I – II6 – V – I; I – II6 – K – V – I; IV – VII6 – I; I – VII6 – I6; I – III6 – I; I – III6 – D – I; I – VI6 – I; Задания по теме 15. Проходящие квартсекстаккорды 1. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. Зад. 246. № 3. № 9 2. Играть проходящие обороты от шести положений тоники и субдоминанты в мажоре и миноре типа I – V 64 – I 6. 3. Гармонический анализ: Чайковский П. «Времена года»: «У камелька», первый период. 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 206. № 8. Задания по теме 16. Вспомогательные квартсекстаккорды 1. Сочинить период с использованием проходящих и вспомогательных квартсекстаккордов. 2. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. Задание 246. № 2. № 12 3. Играть вспомогательные обороты от шести положений тоники и субдоминанты в мажоре и миноре 4. Гармонический анализ: Шуман Р. «Смелый наездник» 5. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 206. № 11. Задания по теме 17. Доминантсептаккорд и его обращения 1. Строить полный и неполный доминантсептаккорд в разных тональностях в шести видах с разрешением в тонику и трезвучие VI ступени 2. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 49 3. Применяя различные виды расположения, гармонизовать бас: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 197. № 10 4. Дополнить данное предложение до периода, применив D7 в различных оборотах: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 198 5. Играть секвенциями гармонические обороты: D7 – T; D7 – VI; T – D43 – T6; T – D65 – T; D – D2 – T6; 6. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 209. № 7 (E-dur, B-dur) 7. В период собственного сочинения добавить доминантсептаккорд. Играть наизусть в одной мажорной и одной минорной тональности 8. Гармонический анализ: Моцарт В. «Ожидание весны» Задания по теме 18. Септаккорд седьмой ступени 1. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. Гармония. Зад. 380. № 8. № 10. 2. Играть секвенциями гармонические обороты: I – VII7 – I; I – VII7 – D65 – I; I – I6 – VII65 – D43 – I; VII7 – IV64 – VII65; VII65 – VI64 – VII43 – D2 – I6; VII2 – D – VII43; 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 211. № 11 (h-moll, g-moll) 4. Гармонический анализ: Моцарт В. Соната для ф-п. К 457 c-moll. Ч. 1. Бетховен Л. Соната № 5 c-moll. Ч. 1. Задания по теме 19. Доминантовый нонаккорд 1. Строить письменно и на фортепиано в разных тональностях полный и неполный нонаккорд с разрешением в тонику и доминантсептаккорд 2. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. М., 1994. – № 47 3. Играть на фортепиано по кварто-квинтовому кругу: I – V9 – I; V9, -5 – V7, -5 – I 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 211. № 6 (cis-moll, d-moll) 5. Гармонический анализ: Чайковский П. «Нет, только тот, кто знал» Задания по теме 20. Аккорды с побочными тонами 1. Гармонизовать мелодию: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 221 2. Строить письменно и на фортепиано D, D7, D9 с секстой, тонику с секстой, тонику с секундой, с квартой, доминанту с квартой, вводные септаккорды с секстой, с квартой. 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 212. № 9 (As-dur, D-dur) 4. Гармонический анализ: Григ Э. Норвежский танец ор. 38. № 5. Задания по теме 21. Септаккорд второй ступени (субдоминантсептаккорд) 1. Теоретический материал. 2. В двух мажорных и двух минорных тональностях написать все возможные разрешения септаккорда второй ступени и его обращений. 3. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 54 4. В тональностях H-dur, b-moll гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 210. № 6. С. 211. № 8. 5. Играть по кварто-квинтовому кругу следующие обороты: I – II65 – VI64 – II7 – V – V2 – I6; I – I6 – II7 – II65 – V – V7 – VI; I – II43 – I64 – II65 – V2 – I6 – II7 – V43 – I; I – I6 – II7 – K64 – V7 – I; I – II2 – V65 – I – VI – IV – II6г – II65г – II43г – K64 – V7 – I – II65г – I; 6. Гармонический анализ: Чайковский П. Симфония № 4. Ч. 2. Задания по теме 22. Септаккорды побочных ступеней лада. Тональные (диатонические) секвенции 1. Гармонизовать мелодию: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 256. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 33 2. Строить побочные септаккорды и их обращения в шести положениях в тональностях до трёх ключевых знаков; одно из расположений разрешать 3. Играть в разных тональностях мажора и минора в восходящем и нисходящем направлениях диатонические секвенции: II7 – V43; V6 – I; II43 – V7; I6 – V; V – III; I – V; V7, -5 – I; I – I2 – VI7; V65 – I; V2 – I6; II7 – V7, -5; II2 – V65; V6 – V65 – I – I2; 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 216. № 14 (f-moll, gis-moll) 5. Играть по выбору секвенции: Степанов А. Творческие и инструктивные задания по гармонии. М., 2006. – С. 38 6. Гармонический анализ: Чайковский П. Симфония № 6. Ч. 4 Задания по теме 23. Натуральный минор в русской музыке. Фригийский оборот 1. Гармонизовать: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 366. № 1. № 3 2. В разных тональностях играть гармонические обороты: t – s – t; t – d – t; t – VII – t; t – VII – III; VI – III – s – t; t – VI – t; t – III – t;
t – III – s – D; t – d – VI – III; t – d7 – t; VI – VII – s – D; t – t7 – s – D;
t6 – VII6 – VI6 – D6; t – VII – s6 – D; t – d6 – s6 – D; t – I2 – s6 – D;
t – I2 – II43 – D (D7); t – t7 – II65 – D; t – t65 – s – D.
3. Гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 213. № 1. С. 214. № 4 (c-moll, fis-moll). 4. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. №№ 134-145. Задания по теме 24. Диатоническая и хроматическая системы 1. Знать и уметь объяснять с музыкальными примерами вышеназванные основополагающие понятия. 2. Уметь строить в любой тональности альтерированную и хроматическую гаммы 3. Гармонический анализ: Григ Э. «Поэтические картинки» ор. 3. № 1. Задания по теме 25. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 88 2. В тональностях F-dur, e-moll играть гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 217, б. № 4. С. 218. № 3. 3. По кварто-квинтовому кругу играть гармонические обороты: I – I2 – VI7 – II43 – II43#1, 3, г – K64 – D7 – I; I – II2г – II2#1, 3г – I; I – S64 – S64г – II2г – I; I – II7г – II7#1, 3 – I6 – II7 – D43 – I; I – S – II65 – II65#3, г – K64 – D7 – I; I – IV – DD65 – K64 – V7 – I; I – VI – DD43 – K64 – V7 – I; I – DD7 – D43 – I; t – s7 – s7#1 – K64 – D7 – t; t – II43 – II43#3 – K64 – D9 – t; T – S7#1 – K64 – D7 – T; I – II2 – DD2 – V6 – V65 – I – IV6 – DD43 – K64 – D7 – I; T – II65#1 – T; I – I6 – DD65 – V2 – I6. 4. Гармонический анализ: Гурилёв А. «Сердце-игрушка» Задания по теме 26. Отклонения в родственные тональности 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 108 2. В тональностях до четырёх знаков уметь играть отклонение через доминанту в любую ступень, до двух знаков – через полный функциональный оборот. 3. Играть секвенциями по кварто-квинтовому кругу гармонические обороты: T – D65 → II; I – D9 → III; I – V2 → IV6; I – V2 → V6; I – V43 → V; I – V43 → VI; t – V43 → VII. 4. Гармонический анализ: Чайковский П. «Времена года». «Святки». Тема 27. Модуляция в тональности первой степени родства 1. В тональностях до трёх ключевых знаков играть модуляции в шесть тональностей первой степени родства разными способами 2. В разных тональностях мажора и минора играть классический восьмитактовый период собственного сочинения с модуляцией в конце второго предложения в тональности первой степени родства. 3. В тональностях E-dur, f-moll играть гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 221. № 1. С. 223. № 4. 4. Гармонический анализ: Гурилёв А. «Отгадай, моя родная» Задания по теме 28. Хроматические секвенции 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 146 2. Играть по выбору секвенции: Степанов А. Творческие и инструктивные задания по гармонии. С. 39-40. 3. Транспонировать известные классические обороты в разные тональности (например, I – V64 – I6; II65 – VII43 – I6; II2 – V6 – I ), соблюдая либо принцип следования тональностей по степени возрастания (убывания) ключевых знаков, либо определённый интервал между звеньями. 4. Гармонический анализ: Даргомыжский А. «Мне минуло шестнадцать лет». Чайковский П. «Времена года». «Подснежник» Задания по теме 29. Постепенная модуляция в отдалённые тональности 1. Играть краткие схемы модуляций в тональности второй и третьей степеней родства. 2. В форме классического восьмитактового периода играть модуляции в отдалённые тональности разными способами с модуляцией во втором предложении (возможна модуляция в промежуточную тональность в серединной каденции – окончании первого предложения) 3. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 165 4. Играть в разных тональностях гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 227. № 1 (б). С. 229. № 1. 5. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С. 347. № 722 (1-4). 6. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 23. Ч. 1. Разработка. Задания по теме 30. Неаккордовые звуки 1. На основе классического периода в любой тональности написать вариации, каждая из которых – сочинение на определённый вид неаккордовых звуков. 2. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. С.341. Задание 667. № 7. 3. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С. 312. № 2. 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 6. Ч.1. Метнер Н. «Сказка» соч. 35. № 1. Чайковский П. «Времена года»: «Октябрь». Задания по теме 31. Органный пункт 1. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. С. 369. Задание 723. № 3. 2. В тональности D-dur строить диссонирующие аккорды на тоническом органном пункте (альтерированные гармонии, отклонения в другие тональности) 3. Досочинить период по заданному началу, используя органные пункты на различных ступенях: Абызова Е. Гармония. С.329. Зад. 692. № 1. 4. Гармонический анализ: Бетховен. Соната для ф-п. № 32. Ч.1. Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен». Бородин А. «Фальшивая нота» Задания по теме 32. Альтерация аккордов доминантовой группы 1. В тональности G-dur, c-moll построить письменно и играть наизусть все возможные варианты альтерированных аккордов доминантовой группы в основном виде и в обращениях с разрешением. 2. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. Гармония. С.323. № 3. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 207. № 218. 3. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С.322. № 682 (1-3) 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 15. Ч. 3. Рахманинов С. «Апрель! Вешний праздничный день» Скрябин. Поэмы ор. 32. № 1, 2. Задания по теме 33. Энгармоническая модуляция 1. Построить от звука «си» уменьшенный септаккорд, разрешить его в двадцать четыре тональности; от звука «соль» малый мажорный септаккорд – в одиннадцать тональностей; от звука «до» увеличенное трезвучие – в двенадцать тональностей. 2. В тональности B-dur играть гармоническую последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 230. 3. Играть изученные виды энгармонической модуляции в виде коротких схем и в форме классического восьмитактового периода с модуляцией во втором предложении в разных тональностях. 4. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. С. 362. Задание 753. № 5. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 225.№ 231 5. Гармонический анализ: Брамс И. Симфония № 1. Ч. 4. Адажио Лист. «Мыслитель» Чайковский П. «Погоди» Задания по теме 34. Понятие о мажоро-минорных системах 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 242 2. В тональности F-dur гармоническая последовательность: Алексеев. Задачи по гармонии. С. 226. № 1 (а). 3. Играть отклонения и модуляции в тональности мажоро-минорных соотношений в различных тональностях мажора и минора. 4. Играть секвенциями гармонические обороты: T – VIb – T; T – IIIb – T; T – VIb – Sг – T; T – IIIb – VIb – Sг – T; T – IIIb – S г – T; T – VIb – IIIb – T; T – IIIb – D; T – VIIb – II7 г – D43 – T; T – VIIb – VIb – D6 – T; T – VIIb – T; T – VIb – VIIb – T; T – VIIb – IIIb; T – d6 – II43, г – D; T – VIIb – d – T; T – d – VIIb – T; T – s г – d г – T; T – VIIb – D – T; 5. Гармонический анализ: Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Дебюсси К. «Бергамасская сюита». «Лунный свет» Прокофьев С. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Тарантелла d-moll. Задания по теме 35. Некоторые явления гармонии ХХ века 1. Прочитать и пересказать с музыкальными примерами: Е.Абызова. Гармония. Тема 41. С. 363-380 2. Гармонический анализ: Прокофьев С. Соната для ф-п. № 8. Ч.1. Скрябин А. Поэма «К пламени»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ Предмет «Гармония» предполагает развитие у студентов практических навыков гармонизации мелодии, сочинения различного рода аккордовых построений, навыков гармонического анализа. Однако нельзя ограничивать курс технологическими упражнениями, превращёнными в ремесленническую самоцель, необходимость которой весьма трудно доказать студентам общих курсов, чья специальность непосредственно не заставляет гармонически мыслить. Курс не может быть ограничен техникой построения и соединения аккордов. Необходимо стремиться и практически развивать содержащиеся в нём связи с другими элементами музыкального языка – мелодикой, ритмикой, а также с формой. Попутно ставится задача развития музыкального вкуса и внутреннего гармонического слуха молодых музыкантов. Каждый урок по возможности должен включать в себя различные формы работы: проверку письменных заданий, гармонический анализ, игру на фортепиано, объяснение материала и обобщение ошибок в письменных работах учащихся с указанием способов их устранения. Порядок элементов урока может изменяться. Избегание трафарета, раз и навсегда установленного порядка построения занятий даже весьма желательно; оно способствует повышению активности студентов на уроке. Подготовка преподавателя к каждому уроку – дело очень важное. Придавая большое значение фактору творческой импровизации, следует искать прочную опору прежде всего в строгом обдумывании содержания предстоящего занятия, иметь примерный расчёт времени, которое потребуется для отдельных элементов урока. Необходимо вести (и ежегодно корректировать) конспект важнейших формулировок и определений, которые даются студентам. Выполнение программы обязательно для педагога, ведущего курс. Поэтому он должен хорошо знать её, следовать ей. Содержание и характер учебного занятия по гармонии в училище заметно отличается от лекционного учебного занятия в высшей школе. Этого нельзя забывать начинающим педагогам, нередко склонным искать примеры для педагогического подражания в только что пройденных ими вузовских курсах. Занятие по гармонии должно быть интересным для студентов. Интерес к изучаемому должен поддерживаться содержательностью педагогических объяснений, ясной, стройной, логичной их формой. Большое значение следует придавать музыкальности ведения курса, постоянным обращением к звучащим образцам из музыкальной литературы, иллюстрирующим теоретические правила, стремлением педагога развить элементы художественности в работах учащихся. Содержание учебного занятия по гармонии и характер его ведения должны воспитывать у студентов убеждение в необходимости для них этого курса, формирующего творческое мышление, расширяющего музыкально-теоретический кругозор, опосредованно влияющего на работу по специальности. Необходимо провести возможную дифференциацию методики преподавания гармонии с тем, чтобы приблизить содержание предмета к профессиональным нуждам учащихся. На дирижерско-хоровом отделении, в частности, для гармонического анализа следует как можно шире использовать произведения хоровой литературы. При проведении урока следует учитывать интересы, психологический тип и уровень предшествующей колледжу начальной профессиональной подготовки студента, что требует индивидуального подхода. Письменные работы по гармонии – наиболее традиционная форма изучения предмета. Здесь сложились и методы развития гармонической техники письма. Практические письменные задания содержатся в многочисленных учебниках и задачниках по гармонии. В некоторых из них даются образцы практического решения задач и методические указания, как приступить к работе, как вести её. Письменные работы на самостоятельное составление построений могут быть следующих видов: а) доразвитие данного отрывка (сочинение второго предложения к данному первому); б) составление построения по плану проанализированного отрывка или по гармоническому плану, заданному педагогом; в) составление построения на применение того или иного гармонического оборота или аккорда. Данный бас даёт довольно ясное указание на желательную гармонию. «Домыслить» недостающие голоса достаточно несложно. Данная мелодия предъявляет наиболее трудные требования. Гармонию надо найти («угадать» и изложить). Поэтому на первых уроках можно «снабжать» задания «подсказками» – гармонической последовательностью или попросту буквенно-цифровым обозначением аккордики. При решении задач необходимо стремиться к музыкальной выразительности, к отражению в учебных работах закономерностей, вытекающих из художественной практики. Формируя навыки письма в принятом в учебной практике четырёхголосии, следует с одинаковым вниманием следить и за аккордовой монолитностью вертикали, и за интонационной выразительностью горизонтали. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1392; Нарушение авторского права страницы