Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 33. Энгармоническая модуляция
Явление энгармонизма. Роль энгармонизма в создании психологической выразительности и колористичности звучания. Фоническая яркость энгармонических модуляций. Место энгармонических модуляций в форме. Энгармонизм малого мажорного септаккорда. Энгармоническое равенство малого мажорного септаккорда и аккордов альтерированной субдоминанты с увеличенной секстой. Использование этого равенства для модуляций. Подход к аккорду в условиях первой тональности, разрешение его во второй. Форма модулирующих построений, виды каденций в зависимости от выбора аккорда. Энгармонизм уменьшенного септаккорда. Существование в темперированном строе трех уменьшенных септаккордов. Введение их в любую тональность в качестве вводных к тонике, доминанте и субдоминанте. Возможность на этой основе модулировать из любой тональности в другую через каждый из существующих уменьшенных септаккордов. Введение уменьшенного септаккорда в предыдущие тональности и энгармоническая замена его в новых тональностях. Энгармонизм увеличенного трезвучия. Разрешение в двенадцать тональностей. Наиболее типичные модуляции этого рода.
Тема 34. Понятие о мажоро-минорных системах Мажоро-минорные системы как видоизменения мажора и минора, возникшие в результате взаимопроникновения их характерных элементов. Обогащение круга ладовых средств. Принцип образования данной ладовой структуры: наличие одного тонического центра при вариантности звукоряда. Путь развития. Параллельный, одноименный и однотерцовый виды мажоро-минора. Специфические аккорды мажоро-минора Отклонения и модуляции в тональности мажоро-минорных соотношений. Секвенции в условиях мажоро-минора. Тема 35. Некоторые явления гармонии ХХ века (ознакомление) Соотношение вертикали и горизонтали. Свёртывание в вертикаль звукорядов и мелодических оборотов. Аккорды нетерцовой структуры. Кластеры. Полигармония (полифункциональность, политональность). Явление остинатности. Тональные структуры с диссонирующей формой тоники. Переменные ладовые структуры. «Симметричные» ладовые структуры. Атональность (в том числе – организованные формы). Индивидуальные (именные) гармонические системы. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задания по теме 1. Понятие о гармонии. Склад. Фактура. Аккорд 1. Рассказать с музыкальными примерами тему, изученную на уроке 2. Гармонический анализ: Глинка М. «Северная звезда» (тт.1-13) Задания по теме 2. Трезвучия. Четырехголосный склад 1. Письменно: в тональностях A-dur, fis-mol, l B-dur построить главные трезвучия во всех мелодических положениях и расположениях 2. Уметь играть на фортепиано любое мажорное и минорное трезвучие во всех мелодических положениях и расположениях 3. Пересказать теоретический материал. 4. Гармонический анализ: Чайковский П. «Детский альбом». «Хор». Задания по теме 3. Гармоническое соединение трезвучий 1. Ответить на теоретические вопросы (с примерами): «Виды движения голосов». «Типы соотношения трезвучий». «Способы соединения трезвучий». «Гармоническое соединение». 2. Письменно: в тональностях D-dur, c-moll – все возможные соединения трезвучий кварто-квинтового и терцового соотношений гармоническим способом 3. Уметь соединять (на фортепиано) гармоническим способом любые два трезвучия кварто-квинтового и терцового соотношений 4. Играть по кварто-квинтовому кругу секвенции: T – D – T; T – S – T; T – III – T; T – VI – T. Задания по теме 4. Мелодическое соединение трезвучий 1. Письменно: в тональностях B-dur и e-moll построить все возможные соединения трезвучий кварто-квинтового и секундового соотношений мелодическим способом 2. Уметь соединять (на фортепиано) мелодическим способом любые два трезвучия кварто-квинтового и секундового соотношений 3. Играть в разных тональностях, применяя гармоническое и мелодическое соединения:
T – III│ T – VI│ T – S│ D │ T – III│ S – D│ T – D│ T ║
t – III│ s – VI│ t – s│ D │ t – VII│ III – s│ t – D│ t ║
4. Гармонический анализ: Шопен Ф. Ноктюрн № 6 (средняя часть) Задания по теме 5. Перемещение трезвучий 1. Письменно: четыре любых трезвучия во всех мелодических положениях и расположениях – три вида перемещения 2. Играть в разных тональностях трезвучия, применяя все три вида перемещения. 3. Привести примеры на перемещение из романсов А. Алябьева. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. – М., 1978. № 68. Задания по теме 6. Особенности минора при соединении трезвучий 1. Письменно: в тональностях G-dur и fis-moll соединение D – VI во всех мелодических положениях и расположениях 2. Играть в разных тональностях соединение D – VI во всех мелодических положениях и расположениях 3. Гармонический анализ: Шуман Р. «Любовь поэта». № 10 Задания по теме 7. Гармонизация баса трезвучиями всех ступеней 1. Гармонизовать письменно: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. – М., 2002. – С. 42. – Зад. 80. – № 4. № 9. 2. Гармонический анализ: Шопен Ф. Ноктюрн № 11 (средняя часть) Задания по теме 8. Функциональные группы трезвучий 1. Теоретический материал 2. Сочинить и записать классический квадратный восьмитактовый период. 3. Играть восьмитактовый период наизусть в одной тональности 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната № 9. Ч. II. Задания по теме 9. Период. Предложение. Каденция 1. Играть на фортепиано в различных мажорных тональностях:
I – V – VI – IV │ V – V – I │ IV – II – VI – V │ VI – IV – V │
I – VI – IV – II │ III – I – VI – IV │ V – V – VI – IV │ V – V – I ║
2. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната № 1. Ч. II. Соната № 8. Ч. II. 3. Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. №№ 1 – 7. Задания по теме 10. Скачки 1. Гармонизовать бас: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 33. № 34. 2. В период собственного сочинения добавить обороты со скачками. Играть наизусть в одной тональности. 3. Играть на фортепиано на примере одной мажорной и одной минорной тональностей: скачки терций в трезвучиях кварто-квинтового соотношения, скачки терций в трезвучиях терцового соотношения при гармоническом соединении, скачки разных тонов в трезвучиях терцового соотношения при мелодическом соединении. 4. Секвенции по кварто-квинтовому кругу: Tт3 – Dш3 – Tш1; Tт3 – VIш3 – Tт3; tш3 – Dт3 – t ш1. 5. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. М., 1976. – С. 204. – № 7. Задания по теме 11. Гармонизация мелодии 1. Гармонизовать 1-3 популярных песни (мелодии). Затем сделать перегармонизацию. 2. Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 31. Решение задачи – с вариантами. 3. Гармонический анализ: Шопен Ф. Мазурка ор. 7. № 1. Задания по теме 12. Кадансовый квартсекстаккорд 1. В музыкальной литературе найти примеры на кадансовый квартсекстаккорд. 2. В период собственного сочинения добавить кадансовый квартсекстаккорд (четвёртый и седьмой такты). Играть наизусть в одной тональности. 3. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. Зад. 99. № 1. Зад. 115. № 2. 4. Играть в мажорных и минорных тональностях гармоническую последовательность: I – IV – K 64 – D – I 5. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 14. Ч. II. Задания по теме 13. Секстаккорды главных ступеней лада 1. Строить в разных тональностях мажора и минора секстаккорды T, S, D с различными удвоениями. 2. Играть по кварто-квинтовому кругу гармонические обороты: I – IV6 – I; I – V6 – I; I – IV6 – V – I; I – IV6 – K – V – I; I – I6 – IV – V – I; I – I6 – IV – IV6 – K – V – I; 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 204. А. № 4. С. 205. Б. № 7. 4. Гармонизовать: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Зад. 137. № 1. № 9. Зад. 152. № 3. № 12. 5. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. № 16. № 17. Задания по теме 14. Секстаккорды побочных ступеней лада 1. Привести примеры на побочные секстаккорды из музыкальной литературы 2. В период собственного сочинения ввести побочные секстаккорды. 3. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. М., 2001. – Задание 222. № 3. № 8 4. Гармонический анализ: Римский-Корсаков Н. Тема Корабля Синдбада из симфонической сюиты «Шехеразада» 5. Играть по кварто-квинтовому кругу обороты: I – II6 – V – I; I – II6 – K – V – I; IV – VII6 – I; I – VII6 – I6; I – III6 – I; I – III6 – D – I; I – VI6 – I; Задания по теме 15. Проходящие квартсекстаккорды 1. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. Зад. 246. № 3. № 9 2. Играть проходящие обороты от шести положений тоники и субдоминанты в мажоре и миноре типа I – V 64 – I 6. 3. Гармонический анализ: Чайковский П. «Времена года»: «У камелька», первый период. 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 206. № 8. Задания по теме 16. Вспомогательные квартсекстаккорды 1. Сочинить период с использованием проходящих и вспомогательных квартсекстаккордов. 2. Гармонизовать мелодии и басы: Абызова Е. Гармония. Задание 246. № 2. № 12 3. Играть вспомогательные обороты от шести положений тоники и субдоминанты в мажоре и миноре 4. Гармонический анализ: Шуман Р. «Смелый наездник» 5. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 206. № 11. Задания по теме 17. Доминантсептаккорд и его обращения 1. Строить полный и неполный доминантсептаккорд в разных тональностях в шести видах с разрешением в тонику и трезвучие VI ступени 2. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 49 3. Применяя различные виды расположения, гармонизовать бас: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 197. № 10 4. Дополнить данное предложение до периода, применив D7 в различных оборотах: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 198 5. Играть секвенциями гармонические обороты: D7 – T; D7 – VI; T – D43 – T6; T – D65 – T; D – D2 – T6; 6. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 209. № 7 (E-dur, B-dur) 7. В период собственного сочинения добавить доминантсептаккорд. Играть наизусть в одной мажорной и одной минорной тональности 8. Гармонический анализ: Моцарт В. «Ожидание весны» Задания по теме 18. Септаккорд седьмой ступени 1. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. Гармония. Зад. 380. № 8. № 10. 2. Играть секвенциями гармонические обороты: I – VII7 – I; I – VII7 – D65 – I; I – I6 – VII65 – D43 – I; VII7 – IV64 – VII65; VII65 – VI64 – VII43 – D2 – I6; VII2 – D – VII43; 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 211. № 11 (h-moll, g-moll) 4. Гармонический анализ: Моцарт В. Соната для ф-п. К 457 c-moll. Ч. 1. Бетховен Л. Соната № 5 c-moll. Ч. 1. Задания по теме 19. Доминантовый нонаккорд 1. Строить письменно и на фортепиано в разных тональностях полный и неполный нонаккорд с разрешением в тонику и доминантсептаккорд 2. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. М., 1994. – № 47 3. Играть на фортепиано по кварто-квинтовому кругу: I – V9 – I; V9, -5 – V7, -5 – I 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 211. № 6 (cis-moll, d-moll) 5. Гармонический анализ: Чайковский П. «Нет, только тот, кто знал» Задания по теме 20. Аккорды с побочными тонами 1. Гармонизовать мелодию: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 221 2. Строить письменно и на фортепиано D, D7, D9 с секстой, тонику с секстой, тонику с секундой, с квартой, доминанту с квартой, вводные септаккорды с секстой, с квартой. 3. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 212. № 9 (As-dur, D-dur) 4. Гармонический анализ: Григ Э. Норвежский танец ор. 38. № 5. Задания по теме 21. Септаккорд второй ступени (субдоминантсептаккорд) 1. Теоретический материал. 2. В двух мажорных и двух минорных тональностях написать все возможные разрешения септаккорда второй ступени и его обращений. 3. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 54 4. В тональностях H-dur, b-moll гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 210. № 6. С. 211. № 8. 5. Играть по кварто-квинтовому кругу следующие обороты: I – II65 – VI64 – II7 – V – V2 – I6; I – I6 – II7 – II65 – V – V7 – VI; I – II43 – I64 – II65 – V2 – I6 – II7 – V43 – I; I – I6 – II7 – K64 – V7 – I; I – II2 – V65 – I – VI – IV – II6г – II65г – II43г – K64 – V7 – I – II65г – I; 6. Гармонический анализ: Чайковский П. Симфония № 4. Ч. 2. Задания по теме 22. Септаккорды побочных ступеней лада. Тональные (диатонические) секвенции 1. Гармонизовать мелодию: Алексеев Б. Задачи по гармонии. № 256. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 33 2. Строить побочные септаккорды и их обращения в шести положениях в тональностях до трёх ключевых знаков; одно из расположений разрешать 3. Играть в разных тональностях мажора и минора в восходящем и нисходящем направлениях диатонические секвенции: II7 – V43; V6 – I; II43 – V7; I6 – V; V – III; I – V; V7, -5 – I; I – I2 – VI7; V65 – I; V2 – I6; II7 – V7, -5; II2 – V65; V6 – V65 – I – I2; 4. Гармоническая последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 216. № 14 (f-moll, gis-moll) 5. Играть по выбору секвенции: Степанов А. Творческие и инструктивные задания по гармонии. М., 2006. – С. 38 6. Гармонический анализ: Чайковский П. Симфония № 6. Ч. 4 Задания по теме 23. Натуральный минор в русской музыке. Фригийский оборот 1. Гармонизовать: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии: Задание 366. № 1. № 3 2. В разных тональностях играть гармонические обороты: t – s – t; t – d – t; t – VII – t; t – VII – III; VI – III – s – t; t – VI – t; t – III – t;
t – III – s – D; t – d – VI – III; t – d7 – t; VI – VII – s – D; t – t7 – s – D;
t6 – VII6 – VI6 – D6; t – VII – s6 – D; t – d6 – s6 – D; t – I2 – s6 – D;
t – I2 – II43 – D (D7); t – t7 – II65 – D; t – t65 – s – D.
3. Гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 213. № 1. С. 214. № 4 (c-moll, fis-moll). 4. Гармонический анализ: Скребкова О., Скребков С. Хрестоматия по гармоническому анализу. №№ 134-145. Задания по теме 24. Диатоническая и хроматическая системы 1. Знать и уметь объяснять с музыкальными примерами вышеназванные основополагающие понятия. 2. Уметь строить в любой тональности альтерированную и хроматическую гаммы 3. Гармонический анализ: Григ Э. «Поэтические картинки» ор. 3. № 1. Задания по теме 25. Альтерация аккордов субдоминантовой группы 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 88 2. В тональностях F-dur, e-moll играть гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 217, б. № 4. С. 218. № 3. 3. По кварто-квинтовому кругу играть гармонические обороты: I – I2 – VI7 – II43 – II43#1, 3, г – K64 – D7 – I; I – II2г – II2#1, 3г – I; I – S64 – S64г – II2г – I; I – II7г – II7#1, 3 – I6 – II7 – D43 – I; I – S – II65 – II65#3, г – K64 – D7 – I; I – IV – DD65 – K64 – V7 – I; I – VI – DD43 – K64 – V7 – I; I – DD7 – D43 – I; t – s7 – s7#1 – K64 – D7 – t; t – II43 – II43#3 – K64 – D9 – t; T – S7#1 – K64 – D7 – T; I – II2 – DD2 – V6 – V65 – I – IV6 – DD43 – K64 – D7 – I; T – II65#1 – T; I – I6 – DD65 – V2 – I6. 4. Гармонический анализ: Гурилёв А. «Сердце-игрушка» Задания по теме 26. Отклонения в родственные тональности 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 108 2. В тональностях до четырёх знаков уметь играть отклонение через доминанту в любую ступень, до двух знаков – через полный функциональный оборот. 3. Играть секвенциями по кварто-квинтовому кругу гармонические обороты: T – D65 → II; I – D9 → III; I – V2 → IV6; I – V2 → V6; I – V43 → V; I – V43 → VI; t – V43 → VII. 4. Гармонический анализ: Чайковский П. «Времена года». «Святки». Тема 27. Модуляция в тональности первой степени родства 1. В тональностях до трёх ключевых знаков играть модуляции в шесть тональностей первой степени родства разными способами 2. В разных тональностях мажора и минора играть классический восьмитактовый период собственного сочинения с модуляцией в конце второго предложения в тональности первой степени родства. 3. В тональностях E-dur, f-moll играть гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 221. № 1. С. 223. № 4. 4. Гармонический анализ: Гурилёв А. «Отгадай, моя родная» Задания по теме 28. Хроматические секвенции 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 146 2. Играть по выбору секвенции: Степанов А. Творческие и инструктивные задания по гармонии. С. 39-40. 3. Транспонировать известные классические обороты в разные тональности (например, I – V64 – I6; II65 – VII43 – I6; II2 – V6 – I ), соблюдая либо принцип следования тональностей по степени возрастания (убывания) ключевых знаков, либо определённый интервал между звеньями. 4. Гармонический анализ: Даргомыжский А. «Мне минуло шестнадцать лет». Чайковский П. «Времена года». «Подснежник» Задания по теме 29. Постепенная модуляция в отдалённые тональности 1. Играть краткие схемы модуляций в тональности второй и третьей степеней родства. 2. В форме классического восьмитактового периода играть модуляции в отдалённые тональности разными способами с модуляцией во втором предложении (возможна модуляция в промежуточную тональность в серединной каденции – окончании первого предложения) 3. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 165 4. Играть в разных тональностях гармонические последовательности: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 227. № 1 (б). С. 229. № 1. 5. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С. 347. № 722 (1-4). 6. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 23. Ч. 1. Разработка. Задания по теме 30. Неаккордовые звуки 1. На основе классического периода в любой тональности написать вариации, каждая из которых – сочинение на определённый вид неаккордовых звуков. 2. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. С.341. Задание 667. № 7. 3. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С. 312. № 2. 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 6. Ч.1. Метнер Н. «Сказка» соч. 35. № 1. Чайковский П. «Времена года»: «Октябрь». Задания по теме 31. Органный пункт 1. Гармонизовать мелодию: Дубовский И., Евсеев С., Способин И., Соколов В. Учебник гармонии. С. 369. Задание 723. № 3. 2. В тональности D-dur строить диссонирующие аккорды на тоническом органном пункте (альтерированные гармонии, отклонения в другие тональности) 3. Досочинить период по заданному началу, используя органные пункты на различных ступенях: Абызова Е. Гармония. С.329. Зад. 692. № 1. 4. Гармонический анализ: Бетховен. Соната для ф-п. № 32. Ч.1. Бизе Ж. Хабанера из оперы «Кармен». Бородин А. «Фальшивая нота» Задания по теме 32. Альтерация аккордов доминантовой группы 1. В тональности G-dur, c-moll построить письменно и играть наизусть все возможные варианты альтерированных аккордов доминантовой группы в основном виде и в обращениях с разрешением. 2. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. Гармония. С.323. № 3. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 207. № 218. 3. Играть секвенции на следующие мотивы: Абызова Е. Гармония. С.322. № 682 (1-3) 4. Гармонический анализ: Бетховен Л. Соната для ф-п. № 15. Ч. 3. Рахманинов С. «Апрель! Вешний праздничный день» Скрябин. Поэмы ор. 32. № 1, 2. Задания по теме 33. Энгармоническая модуляция 1. Построить от звука «си» уменьшенный септаккорд, разрешить его в двадцать четыре тональности; от звука «соль» малый мажорный септаккорд – в одиннадцать тональностей; от звука «до» увеличенное трезвучие – в двенадцать тональностей. 2. В тональности B-dur играть гармоническую последовательность: Алексеев Б. Задачи по гармонии. С. 230. 3. Играть изученные виды энгармонической модуляции в виде коротких схем и в форме классического восьмитактового периода с модуляцией во втором предложении в разных тональностях. 4. Гармонизовать мелодию: Абызова Е. С. 362. Задание 753. № 5. Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 225.№ 231 5. Гармонический анализ: Брамс И. Симфония № 1. Ч. 4. Адажио Лист. «Мыслитель» Чайковский П. «Погоди» Задания по теме 34. Понятие о мажоро-минорных системах 1. Гармонизовать мелодию: Мясоедов А. Задачи по гармонии. № 242 2. В тональности F-dur гармоническая последовательность: Алексеев. Задачи по гармонии. С. 226. № 1 (а). 3. Играть отклонения и модуляции в тональности мажоро-минорных соотношений в различных тональностях мажора и минора. 4. Играть секвенциями гармонические обороты: T – VIb – T; T – IIIb – T; T – VIb – Sг – T; T – IIIb – VIb – Sг – T; T – IIIb – S г – T; T – VIb – IIIb – T; T – IIIb – D; T – VIIb – II7 г – D43 – T; T – VIIb – VIb – D6 – T; T – VIIb – T; T – VIb – VIIb – T; T – VIIb – IIIb; T – d6 – II43, г – D; T – VIIb – d – T; T – d – VIIb – T; T – s г – d г – T; T – VIIb – D – T; 5. Гармонический анализ: Глинка М. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» Дебюсси К. «Бергамасская сюита». «Лунный свет» Прокофьев С. «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». Тарантелла d-moll. Задания по теме 35. Некоторые явления гармонии ХХ века 1. Прочитать и пересказать с музыкальными примерами: Е.Абызова. Гармония. Тема 41. С. 363-380 2. Гармонический анализ: Прокофьев С. Соната для ф-п. № 8. Ч.1. Скрябин А. Поэма «К пламени»
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 1289; Нарушение авторского права страницы