Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Возникновение письменности у славян.
Возникновение славянской письменности началось после великой миграции, когда славяне начали создавать свои государства.На карте мира появились Киевская Русь, Великая Моравия, Польша, Болгария, Сербия и Хорватия. Расцвет славянских государственных объединений относится к IX веку. Соседство с новыми народами, новый жизненный уклад и новое мировоззрение требовали развития новых форм духовной культуры и особенно культуры книжной. Для этого нужна была своя письменность, свой славянский книжный язык. Создателями славянской письменности были братья Кирилл(Константин) и Мефодий. Они были родом из греческого города Салоники, по-славянски называемого Солун. Отсюда и следует народное именование братьев - солунские. История свидетельствует, что Кирилл и Мефодий по просьбе моравского князя Ростислава и по поручению византийского императора Михаила III в 863 году привезли в Великую Моравию первые книги на славянском языке, предназначенные для богослужения и просвещения. Первой славянской азбукой была глаголица или кириллица.
Славянские азбуки. глаголица и кириллица. Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси. Кириллица — произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет. 11. а)Типы кирилловского письма.б) Устав, в) полуустав, г)скоропись и д)вязь.
Б) Древнейший русский почерк — устав — возник под влиянием греческого устава и применялся до XV—XVI вв. Устав отличался четким, каллиграфическим начертанием букв; каждая из них писалась раздельно, ставилась перпендикулярно строке и имела формы, близкие к геометрическим. Слова в уставе пробелами обычно не отделялись, редко применялись сокращения слов. Устав легко читался, но был труден в написании. В) С середины XIV в. наряду с уставом, получает распространение полуустав, отличавшийся меньшей геометричностью букв, наклонным их расположением и применением большого количества «титл», т.е. сокращений слов, и «сил», т.е. обозначений ударений. Полуустав писался более бегло, чем устав, но был менее четким в чтении. Из рукописей полуустав перешел в печатные книги, в которых применялся от Ивана Федорова до петровских реформ. Г) С конца XIV в. в дипломатической, канцелярской и торговой переписке получает распространение еще более беглый почерк — скоропись. Скоропись отличалась связным, слитным написанием букв, еще большим количеством сокращений слов и росчерками, выходящими за границы строки. Д) Четвертым видом русских рукописных почерков была вязь. Вязь, как и скоропись, появилась с конца XIV в. в связи со стремлением русских книжников к украшению книги. Вязь — декоративное письмо, которое применялось в заглавиях. Слова и буквы в строке вязи связывались в непрерывный орнамент; для этого буквы соединялись между собой или вписывались друг в друга, а пустоты заполнялись украшениями. ТИПЫ РУССКОГО ПИСЬМА. Тип письма – это общепринятое в то или иное время графический характер письма. (Графический характер отдельно взятой буквы называют обычно начерком; индивидуальные особенности письма – почерком.) На протяжении всей своей истории русская письменность знала три основных типа письма – устав, полуустав и скоропись.
УСТАВ. Устав – это древнейший тип письма. В качестве единственного типа письма он существо- вал в XI–XIV вв. К концу XIV в., в связи с появлением полуустава, он теряет свое значение, но продолжает употребляться и позже, в качестве торжественного письма.
Основные признаки уставного письма: 1) буквы стоят на строке прямо, они " уставлены"; отсутствует на клон букв; 2) геометричность написания букв; их размеры пропорциональны; буквы почти укладываются в квадраты; 3) вертикальные линии (мачты) толстые, горизонтальные (перекладины) – тоньше; закругле ния писались также более тонкимилиниями, чем мачты; 4) буквы писались в строке, и ихверхние и нижние концы не подни мались над строкой и не опускались ниже ее (за исключением тех букв, начерк которых требовал этого –" р", " у" и т. п.); 5) расстояние между буквами более или менее равное; между собой не соединяются; но в текстахотсутствует деление на слова ипредложения, промежутки междусловами – такие же, как и между буквами. Во 2-й половине XIII–XIV вв. устав становится менее геометричным, буквы вытягиваются; теперь они вписываются не в квадраты, а ввытянутые кверху прямоугольники. Поэтому ряд исследователей выделяет поздний устав XIII–XIV вв. Основным материалом письма в эпоху устава был пергамен – особым образом выделанная телячьяили баранья, реже козловая, кожа. Самый качественный пергамен делали из кожи только что родившихся ягнят. Кожу после первоначальной обработки очищали скребком и затемрастягивали. Затем поверхность пергамена выглаживали пемзой илиочищали с помощью мела. Цвет пергамена обычно белый или желтоватый. При использовании кож взрослых животных на пергамене часто оставались дыры – места укусов кровососущих насекомых. Поэтому некоторые русские рукописи " дырявые". На Руси использовался как привозной пергамен, так и пергамен местной выделки. На пергамене написаны все древнейшие славянские и древнерусские книги. Пергамен был основным материалом письма до 2-й половины XIV в. (одновременно существовало и письмо на бересте). Затем он стал вытесняться бумагой, но продолжал использоваться и позже в особо важных случаях. Пергамен был очень прочным и долговечным материалом. Главным его недостатком была дороговизна, так как для одной рукописи требовалось кожа многих животных (на " Остромирово евангелие", например, пошел пергамен, выделанный из кож 175-ти телят). Пергаменные рукописи, как правило, не имели какого-либо стандарта в форматах, так как куски пергамена подбирались из того, что можно было достать на рынке.
ПОЛУУСТАВ. Полуустав, пришедший на смену уставу, был распространен во 2-й половине XIV–XV вв. Его появление было вызвано к жизни ростом числа деловых бумаг и, следовательно, необходимостью ускорить процесс письма. Возник полуустав в среде писцов, которые стреми лись не к красоте букв, а к быстроте и четкости письма. Абсолютное большинство актов XIV–XV вв. написано именно полууставом. Полуустав использовался и позже. Дело в том, что, несмотря на возникновения книгопечатания, его объемы не могли удовлетворить спрос на книги. Поэтому в XVI–XVII вв. значительная масса книг переписывалась вручную. Возникшая в это время скоропись использовалась в делопроизводстве, но не годилась для книжного письма из-за нечеткости начертания букв, множества вариантов написания одной и той же буквы, обилия индивидуальных почерков – все это создавало бы трудности для читателя. Поэтому при создании рукописных книг использовался полуустав.
Основные признаки полууставного письма: 1) появляется наклон букв (влево иливправо); 2) исчезает геометричность в начерке букв; размеры букв не выдерживаются; 3) теряется правильность чередования толстых и тонких линий; плавные переходы от прямых линий к закруглениям сменились угловатостями; 5) появляется известное разделение текста на слова и фразы; 6) изменятся начерк целого ряда букв.
Одновременно с переходом от устава к полууставу изменяется и материал письма: дорогой пергамен вытесняется более дешевой бумагой. Первые русские рукописи, написанные на бумаге относятся к середине XIV в. До XVIII в. в России не существовало своего бумажного производства, поэтому использовалась только импортная бумага. В XIV–XV вв. абсолютно преобладала итальянская бумага.
СКОРОПИСЬ. В XV в. появляется, а с XVI–XVII вв. становится господствующим типом письма скоро- пись. Причиной перехода от полуустава к скорописи была та же, что при смене устава полу- уставом – стремительное развитие бумажного делопроизводства и необходимость увеличения скорости письма. Отличительные признаки скорописи: 1) письмо свободное, размашистое; буквы непропорциональны, крючковаты, часто выходят за строку (и вверх, и вниз); 2) соседние буквы часто соединены между собой; возникает особый тип соединения– лигатура, при котором 2 соединенные буквы теряют некоторые свои элементы, превращаясь как бы в одну сложную букву; 3) одновременно существует множество начерков одной и той же буквы; при этом один и тот же писец мог писать одну и ту же букву по-разному; 4) очень широко используются сокращения; большая часть сокращений обозначалась титлом над сокращаемым словом (см. выше раздел " Надстрочные знаки" ); – в текстах, представляющих собой различного рода перечни и списки (писцовые, переписные, дозорные и тому подобные книги), в которых одни и те же слова повторяются постоянно, применялся особый вид сокращений: записывалась только первая буква слова и обводилась кружком. (Например: " лавка" – " л" в кружке, " двор" – д" в кружке, " починок" – " по" в кружке; " 10человек" – " 10" и " ч" в кружке.); 5) как вариант сокращений увеличивается количество выносных букв (так экономилась бумага, и это был один из путей повышения скорости письма); – выносных букв в одном и том же слоемогло быть несколько; – в XV–XVI вв. выносные буквы еще покрывались титлом, а в XVII в. титло уже не ставилось, а сами выносные буквы во многом приобрели форму титла; – начерк выносных букв существенно отличается от начерка строчных букв; 6) вариантом выносных букв были взметы (взмет – это написанная без отрыва отпредыдущей буквы конечная буква слова, вынесенная над строкой); они писались, какправило, довольно небрежно (см. табл. лигатур и взметов); 7) в скорописных текстах особенно заметны индивидуальные особенности почерков; тексты, вышедшие из-под пера одного и того же писца графически сходны между собой и от- личаются от всех прочих текстов.
12. а)Надстрочные знаки в памятниках древнерусской письменности.б) Обозначение чисел. А) НАДСТРОЧНЫЕ ЗНАКИ В древнерусской письменности использовались надстрочные знаки, обозначавшие сокраще- ния, пропуска отдельных букв, ударения, придыхания. Многие из них были заимствованы из греческого письма и большинство из них практического значения для прочтения текста не имеют. Наиболее важным для правильного прочтения текстов является один из знаков сокращения – " титло". Титла имели вид прямых или изогнутых линий или полукружий. Ставились титла над сокращаемым словом; при этом первые и последние буквы сокращаемого слова всегда писались в строке. (Например, слово " царь" писалось как " црь" с титлом над ним.) Иногда под титло выносилась и одна из сокращаемых букв (выносная буква). Чаще всего это была " с", которая со временем превратилась в точку под титлом. (Например, слово " цесарь" писалось как " црь" с титлом и буквой " с" или точкой под ним.) Как правило, сокращались с применением титла так называемые nomina sacra (имена свя- щенные) и наиболее часто встречающиеся слова. (Например, ангелъ–англъ, апостолъ–аплъ, боже–бже, князь–кнзь, крестъ–кртъ (титло с точкой под ним), нашъ–ншъ, ныне–нне, сынъ– снъ, человекъ–члвкъ.)
ОБОЗНАЧЕНИЕ ЦИФР. До введения в XVIII в. арабских цифр, на Руси и в России цифры обозначались буквами ки- рилловского алфавита. Традиция эта была заимствована из Византии. Некоторых букв кирил- ловского алфавита не было в греческом языке (" б" и " ж" ), и порядок букв греческого алфавита не совпадал с кириллицей (" фита" в нем следовала за " и" ). Кроме того, древнерусская цифро- вая система не знала нуля. Поэтому цифры от 1 до 9, а также цифра 10 обозначались буквами кириллицы, начиная с буквы " аз", но не совсем в том порядке, в котором они располагались в алфавите. Числа от 11 до 19 обозначались соединением буквы, обозначающей цифру от 1 до 9, с буквой " i" (" и десятеричное" ), обозначающей 10. Однако порядок написания цифр в этих числах отличался от современного. Числа записывали так, как они назывались: одиннадцать = один на десять, двенадцать = на десять и т. д. Иными словами, снача ла писали букву, обозначающую единицы, а затем – букву, обозначающую 10. Этот порядок записи распространялся только на числа от 11 до 19. Во всех остальных случаях при написании числа использовался привычный для нас порядок цифр. Числа, обозначающие " круглые" десятки и сотни, обозначались соответствующими буквами каждое. Тысячи не обозначались особыми буквами. Для их обозначения использовались уже имеющиеся буквенные выражения цифр, а перед буквой внизу строки ставился особый значок, напоминающий крест с двумя перекладинами. Чтобы буквы, обозначающие цифры и числа, выделялись в тексте (состоящем из таких же букв), цифры и числа выделялись титлами. Иногда цифра и числа отделялись от остального текста точками или группами точек.
13. Украшение текста древнерусских рукописей. В начале рукописи или главы, а иногда и абзаца перед текстом делались заставки- декоративные или сюжетные изображения, которые занимали всю ширину листа, а по высоте до трети. В конце старинной книги или ее глав и разделов имелись концовки, подобные заставкам, но меньших размеров. Разрисованные и увеличенные первые заглавные буквы, начинающие текст книги, получили название инициалы. Украшением многих рукописей служили миниатюры- раскрашенные от руки иллюстрации в тексте. Такие старинные рукописи именовались " лицевыми".
Орнаментальные украшения в книгу вносили уже после того, как текст был написан. Нередко можно встретить рукописные произведения с незаполненными местами или черновыми наброскамиукрашений. Не часто мы обнаруживаем имя художника, исполнившего миниатюру, заставки и инициалы, поэтому довольно трудно разделить работу писца и художника. Он приступал к своему многосложному делу со " страхом божиим и верою", с молитвой и заканчивал работу благодарением Богу.
Заставки — небольшие орнаментальные или сюжетные изображения, как правило, размером в ширину текста на странице, помещаемые в начале книги или крупного раздела текста. Назначение заставок в рукописных книгах многоплановое, их основная функция — «ввести читателя» в текст книги, дать ему определенный философско-эстетический настрой. Кроме того, заставки применялись для того, чтобы зрительно разделять текст книги на части. Чаще всего заставки имели прямоугольную форму и были разнообразны по цветовой гамме. В одной книге помещалось от 2 до 6 заставок. В некоторых заставках помещались изображения святых.
Концовки — различные изображения, помещаемые в конце книги или ее разделов.
14. Предмет и задачи нумизматики. Предметом изучения нумизматики являются монеты в их взаимосвязи с историей, политикой, культурой, техникой и экономикой. Нумизматика является и общественной наукой, которая выполняет две общественные функции: • выявляет памятники культуры, делает их достоянием общества; • участвует в изучении общества.
Общественными функциями нумизматики являются: К специфическим задачам нумизматики относятся: разработка принципов и методов изучения монетных находок и описания монет; регистрация и классификация – историческая, территориальная и метрологическая – объектов нумизматического исследования; изучение различных форм и типов монет и других видов денег и выявление исторических фактов, обусловивших их возникновение; изучение закономерностей, особенно причин возникновения последствий процесса порчи монет; изучение истории метрологических фактов монетного дела; изучение техники изготовления монет и форм организации монетного производства; изучение возникающих в связи с монетным делом конкретных явлений товарно-денежных отношений; изучений истории монетного права, монетного законодательства и монетных конвенций; выявление области распространения монет какого-либо определённого типа формы выражения экономических контактов. Главной задачей нумизматики является составление нумизматических каталогов, необходимых для изучения и идентификации монет (самые известные – каталоги Krause).
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы