Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монетные системы средневековья и Нового времени.



 

В средние века и в начале Нового времени считалось, что монеты должны содержать соответствующее колличество металла (хотя так считали только иногда и только простодушные и доверчивые люди). При использовании нескольких видов металлов возникли новые проблеммы. Их иногда обьеденяют в общую проблему “три металлизма”, но удобнее рассматривать две разные проблемы: “биметаллизм” (соотношение золота и серебра) и проблему “мелких денег” (роль “черных монет”). Новые и более сложные монетные системы так же породили проблемы - это “деньги призраки”и “расчетные денежные еденицы”Почти вес период позднего средневековья в одной стране в обращении находилось несколько типов монет. Это создает серьезные проблемы для современных историков, хотя такие же проблемы, вероятно, стояли и перед считоводами того времени. Единицы “денег призраков” соответсвуют по названию подлинным монетам, которые исчезли из обращения. Естественно, это происходит из-за обесценивания, феновина биметаллизма и мелких монет. Остальное в призентации

 

1 7. а) Характеристики и категории монет. Техника монетного дела и фальшивомонетничество.

А)

Наименование категории Русская транскрипция и перевод Характеристика категории Соответствие отечественным категориям
Proof ПРУФ (высшего ка­чества изго­товления) Монета чеканена из драгоценных металлов штемпеля­ми с зеркальным полем и матированным изображени­ем. Под лупой 2-х кратного увеличения не заметны дефекты чекана, царапины, забоины и другие повреж­дения. Высшая категория состояния монеты. Монеты качества «proof» чеканились только для коллекцион­ных целей. Полированная
Proof-like Пруф-лайк (аналог пруф) То же, что и «Proof», но для монет из недрагоценных металлов. Монеты качества «proof-like» чеканились только для коллекционных целей. Полированная
Brilliant uncir­culated Бриллиант анциркулейтед То же, что и «Proof», но изображение не матировано, поле не всегда зеркальное. Монеты этого качества че­канились для коллекционеров, однако известны случаи выпуска таких монет в обращение. Улучшенного качества
UNC Анциркулей- тед (не бывшая в обращении монета) Монета чеканена обычными неизношенными штемпе­лями. Под лупой 2-х кратного увеличения незаметны дефекты чекана, царапины, забоины и другие повреж­дения. Высшая категория состояния для тиражных монет. Отличное со­стояние 5+
XF или EF Экстремэли файн (максимально прекрасное ) Монета чеканена неизношенными штемпелями, одна­ко возможны незначительные дефекты чекана, микро­царапины от пребывания в мешках, в том числе види­мые невооружённым глазом. Чеканочный блеск пол­ностью сохранён, потерь «товарного вида нет». Отличное со­стояние 5 или 5-
VF Вэри файн (очень пре- крас-ное со­стояние) Хорошее качество чеканки, однако есть заметные де­фекты: незначительные непрочеканы, небольшая по­тёртость выпуклых частей рисунка, незначительные царапины и забоины; утрачен чеканочный блеск. При этом «товарный вид» утрачен незначительно. Очень хорошее состояние 4+ или 4
F Файн (прекрасное) Монета имеет значительные дефекты чеканки и обра­щения, но все изображения и надписи видны полно­стью. Возможны следы чистки. «Товарный вид» час­тично утрачен. Хорошее со­стояние 4 или 4-
VG Вэри гуд (очень хоро­шее состоя­ние) Те же дефекты в более значительной степени: Сохра­нены контуры всех изображений, надписи в основном читаемы. Коррозия поверхности, значительные следы чистки. «Товарный вид» значительно утрачен. Удовлетвори­ тельное 3
G Гуд (хорошее) Сильные дефекты чекана и обращения: Сохранены основные контуры изображений, надписи читаемы частично. «Товарный вид утрачен». Плохое 3- или 2

 

 

Б) Техника монетного дела.

Одним из первых металлов, применяемых в монетном деле, был естественный сплав золота и серебра — электрон или электр (ή λ ε κ τ ρ ο ν ), или, как его называли греки, «белое золото». Чистое золото как монетный металл появляется позже электра.

Электровые, серебряные и золотые монеты обслуживали нужды крупной торговли, участвовали в больших торговых операциях, так как стоимость крупных номиналов «монет из драгоценных металлов в древности была сравнительно высокой. Из-за отсутствия в обращении до IV в. до н. э. монет из дешевого металла, меди, которые могли служить разменными деньгами, приходилось чеканить серебряные монеты очень мелких номиналов, вес которых часто не превышал 0, 18 г и даже доходил до 0, 047 г.
Медь, которая играла по отношению к золоту и серебру вспомогательную роль, получила широкое распространение только в IV в. до н. э. 3. Из меди чеканилась мелкая разменная монета, служившая нуждам местного внутреннего рынка. Греки употребляли медь различного состава, были известны сплавы ее с другими металлами— так называемая эгинская, коринфская, делосская медь. Римлянам была известна бронза (сплав меди с оловом) и латунь (сплав меди с цинком).
Другие металлы в монетном деле применялись очень редко и распространение их было локально ограниченным.

В монетном деле в Греции и Риме употреблялись драгоценные металлы очень высокой пробы. Проба для золота была не ниже 98%, для серебра не ниже 95%.

Античная монетная техника знала два способа производства монеты — чекан и литье.

Вполне доказано и неоспоримо, что чеканка монеты —наиболее ранний и наиболее распространенный способ изготовления монеты. Литье применялось в большинстве случаев при производстве крупных медных монет, чеканить которые было очень трудно 4.

Техника чекана. Инструментами, необходимыми для чекана монет, были наковальня, молот, клещи или щипцы, штемпели лицевой и оборотной сторон, на которых вырезано то или иное изображение. Монетный кружок отливался заранее в определенном весе и размере. Ударом штемпеля по монетному кружку негативное изображение штемпелей наносилось на монету. Нижний штемпель был врезан в наковальню (обычно это штемпель лицевой стороны) и имел более глубокий рельеф. Эта наковальня с укрепленным на ней штемпелем называлась α κ μ ο ν ί σ κ ο σ. Верхний штемпель имел цилиндрическую форму и накладывался на монету. На нем обычно сохранялись следы от многочисленных ударов молота, а при частом употреблении верхушка у него расплющивалась.
Таким образом, процесс изготовления монеты сводился к следующему: заранее отливалось в глиняной или каменной форме необходимое количество монетных кружков, выверялся их вес. Затем они разогревались до определенной температуры и по очереди накладывались на наковальню. Эту операцию производил один рабочий, другой рабочий прикладывал верхний штемпель и ударял по нему молотом.
Весь процесс чеканки одной монеты длился около 6—7 секунд. В результате такой поспешности при примитивной ручной технике получалось большое количество поврежденных монет, со смещенным изображением, поврежденными, сдвоенными надписями, так называемые «incusi» — монеты, которые чеканились не штемпелем, а застрявшим в нем предыдущим экземпляром. Однако все такие бракованные монеты пускались в обращение наряду с хорошими.

Рис. 4. Штемпели лицевой и оборотной сторон

Техника литья. Техника литья развивалась независимо друг от друга в г. Ольвии в VI в. до н. э. и в древнем Риме в IV в. до н. э. Ольвийские литые медные монеты по сходству техники изготовления и размеру с римскими часто неправильно называют ассами.
Отливка монет производилась группами в групповой форме. Об этом свидетельствуют оставшиеся на некоторых монетах следы металла, соединявшего монеты (литники). В коллекции Британского музея имеется такая группа соединенных монет. После от ливки литники разрубались и на месте разрубания оставался след. Формы для литья делались из глины, на поверхность которой оттискивалось изображение монеты, после чего глина обжигалась. Форма состояла из двух половинок, в результате смещения которых монета иногда приобретала неправильную форму гурта.

Рис. 5. Литейные формы

В) фальшивомонетничество.

Фальсификация монет с целью наживы появилась одновременно с первыми металлическими деньгами. Самые старые обнаруженные фальшивые деньги — это копия серебряной монеты VI в. до н. э. с греческого острова Эгина. Подделка выполнена из меди с серебряным покрытием при очень высоком техническом исполнении[1].

Изначально, когда деньги обладали реальной стоимостью, равной весу золота, серебра, меди, содержащейся в монетах, основным способом был выпуск фальшивых монет из более дешёвых сплавов или меньшего размера. Причём оба эти способа применялись также самим государством, князем, лордом, но в последнем случае это никогда не называлось выпуском фальшивых монет, ведь они были настоящие, просто меньшей стоимости (см. «Порча монет»). Иногда это приводило к народным волнениям.

К фальшивомонетничеству иногда относят намеренную порчу монет из драгоценного металла с целью их облегчения и, таким образом, присвоения себе украденного металла. Например, в допетровской России серебряная копейка имела неправильную форму, близкую к овалу (это было связано со способом чеканки таких монет). Так как на монете неправильной формы порча не слишком заметна, была чрезвычайно распространена порча монет путём отрезания кусочков серебра от края (см. «Обрезывание монет»).

В новейшей истории выпуском фальшивых денег занимались и на государственном уровне с целью подрыва экономики враждебной державы. Одно из первых упоминаний — использование Наполеоном фальшивых русских денег в войне 1812 года.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-17; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь