Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Палаццо (городской особняк эпохи Возрождения). Слева — уличный фасад, справа — внутренний двор.



АРХИТЕКТУРА ВЕНЕЦИИ

В Италии, где каждый старинный го­род незабываем, Венеция занимает особое место. Царица Адриатики, как издавна принято её называть, необыкновенна, не похожа ни на один город на Земле. Это целый мир света, музыки, красок, раство­рённых в голубоватой дымке влаж­ного воздуха, мир великого искус­ства. Особая острота восприятия удивительного города связана с его многоликостью, драматизмом его судьбы, угрозой губительных навод­нений, признаками наступающего одряхления.

Город, расположенный на севе­ро-западном берегу Адриатическо­го моря на ста восемнадцати остро­вах, изрезан сетью многочисленных каналов. Через них перекинуты сот­ни горбатых мостиков. Ещё в XIV— XVI вв. Венеция была предельно тес­но застроена. Узкие пешеходные улочки выходят на крошечные пло­щади и, подобно быстрым потокам, стекаются к главному общественно­му центру — плошали Сан-Марко. Сюда ведёт и главная водная доро­га, разделяющая город, — Большой канал (итал. Canale Grande), кото­рый причудливо изгибается в виде огромной буквы «S». Основной транспорт — снующие по Большо­му каналу пароходики, моторные лодки и длинные чёрные гондолы.

Уникальные природные условия во многом определили особенности венецианской архитектуры. Боль­шинство зданий строили на сваях, поэтому в них нет каменных сво­дов — здесь применялись более лёг­кие деревянные покрытия и тон­кие стены. Из-за ценности каждого участка земли дома тесно прижима­лись друг к другу боковыми стенами. Вместе с тем благодаря открытой и роскошной жизни Венеции на про­тяжении столетий её архитектура приобрела празднично-парадный, несколько театральный облик. Пре­красна панорама венецианских дворцов, открывающаяся по обеим сторонам Большого канала. Часто асимметричные, с маленькими внут­ренними двориками и совсем без них, с ажурными беломраморными плетениями арочек на тонких ко­лоннах, лёгкими лоджиями и балю­страдами, рельефами и мягкими красками оштукатуренных стен, они принадлежат разным эпохам, но со­седствуют друг с другом в живопис­ном единстве. Лестницы спускаются прямо в воду, к ним можно подплыть только на гондолах, для которых на причалах стоят разноцветные стол­бы с кольцами; когда-то их украша­ли традиционные фонари.

Воздвигнутое в первой полови­не XV в. изысканное палаццо Ка д'Оро (Золотой дворец), названное так потому, что часть убранства его фасада была позолочена, ещё со­храняет множество готических черт. Это знаменитое здание ис­следователи относят к так называ­емому этапу венецианской готики. К следующему этапу венецианско­го раннего Возрождения принадле­жит дворец Вендрамин Калерджи (1481—1509 гг.), созданный Пьетро Ломбардо (около 1435—1515), гла­вой семьи венецианских архитекто­ров, и Марко Кодуччо (около 1440—1504). Фасад дворца, как и фасад флорентийских палаццо, рас­членён на три этажа, но в центре его выделена ажурная лоджия, под­чёркнута также особая лёгкость, живописность, праздничность его архитектуры.

Ломбардо и Кодуччо строили в Венеции и культовые здания. Не­редко нарушая классические прави­ла, они создавали декоративные и несколько фантастические фаса­ды, облицованные цветным мрамо­ром. Например, построенная ими небольшая церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—1489 гг.), сто­ящая на тесной площади у края ка­нала, напоминает драгоценный ла­рец. Новым типом венецианского общественного сооружения стала Скуола ди Сан-Марко (от итал. scuola — «школа») — здание рели­гиозного благотворительного об­щества, служившее для просвети­тельских целей.

традиционна, зато фасадная (перед­няя) стена приобрела новые черты. Стена выложена гладкими отшлифо­ванными каменными блоками, укра­шена пилястрами. Работая в Мантуе над строительством церкви Санта-Андреа (она завершена после смер­ти зодчего), Альберти полностью отошёл от готических принципов. Огромный фасад церкви напомина­ет триумфальную арку (см. статью «Искусство Древнего Рима»), Такой же приём Альберти использовал ранее в церкви Сан-Франческо в городе Римини, превращённой им по заказу правителя Сиджизмондо

Леон Баттиста Альберти.

Палаццо Ручеллаи. XV в.

Флоренция.

*Пилястры — плоские вертикальные выступы на поверхности стены.

Малатеста в усыпальницу, так назы­ваемую Темпио Малатестиано (зда­ние не было завершено).

Постройки Лоренцо Альберти оформлены системой большого ор­дера (колонны и пилястры распо­лагаются по всей поверхности фа­сада от низа до верха), которой принадлежало будущее в творчест­ве Микеланджело и Палладию. Альберти в своей системе пропорций следует «золотому сечению» — из­вестному с глубокой древности ма­тематическому соотношению раз­меров архитектурных элементов, при котором меньший из двух раз­меров во столько же раз меньше другого, во сколько больший раз­мер меньше их общей суммы.

Севернее Тосканы развитие ренессансного искусства шло иными путями. В течение столетий интере­сы Венеции, процветавшей торго­вой республики на севере Италии, были связаны преимущественно с Византией и другими странами Вос­тока. Турецкие завоевания лишили венецианцев традиционных рын­ков, включили их в орбиту собствен­но итальянских интересов. Ренессансное движение проникало сюда медленно и постепенно. В искусст­ве Венеции ещё долго господствова­ли византийские традиции и готиче­ское влияние.

Лоренцо Гиберти.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-13; Просмотров: 896; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь