Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дилемма «равенство—свобода» в истории русской политической мысли
Факторы, определившие особенности содержания и иерархию ценностей российской политической жизни: «возраст» российского суперэтноса, природно-географическая среда, коллективно-родовое начало, особенности государственного хозяйствования, религиозный фактор и т.д. Социокультурные влияния: византийское, татаро-монгольское, западноевропейское. Равенство выше свободы: интеллектуальные ориентации. Оправдано ли ограничение индивидуальной свободы целями служения общему благу, может ли последнее наполнить смыслом человеческую жизнь? Славянофилы: идеи соборного равенства и нравственной свободы («поступая по совести, человек поступает свободно и нравственно»); государство как олицетворение «внешней» правды; соединение религиозной правды и правды социальной. Анархическое равенство в свободе, принцип неограниченной личной свободы от государства (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). Народничество: идеал общинной солидарности, трудового мужицкого равенства и коллективной трудовой свободы. Марксистские идеи социального равенства и социальной справедливости на российской почве. Свобода и равенство равноценны: теоретические подходы (Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, П.Б. Струве, И.А. Ильин, С.Л. Франк). «Безграничное развитие свободы привело бы к всеобщему неравенству; безусловное осуществление равенства имело своим последствием полное подавление свободы» (П.И. Новгородцев). Русское общественное движение «дорожит равенством более, нежели самой свободой. Оно готово предпочесть рабство частичному освобождению: между всеобщим равенством рабства и всеобщим равенством свободы оно не допускает середины» (Е.Н. Трубецкой). Современные трактовки дилеммы «равенство—свобода» в политической мысли России. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ, СООБЩЕНИЙ 1. Западничество и славянофильство: противоположность мировоззренческих и политических ориентаций. 2. Западничество как феномен российской политической культуры: истоки, сущность, типология. 3. Политология русского консерватизма. 4. Русский анархизм о политике и государстве. 5. Идея социализма на российской почве: история и современность 6. Особенности русского либерализма: «охранительный либерализм» Б.Н. Чичерина и его концепция правового государства. 7. Политическая философия еврейства. 8. Неомонархизм: И.А. Ильин о монархии и республике, «аксиомах власти» и правосознании. 9. Религиозно-нравственная традиция в русской политической мысли конца XIX — начала XX вв. 10. Идеи Н.А. Бердяева о демократии, свободе личности, тоталитаризме. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М., 1999. Гл. 3. Антология мировой политической мысли: В 5 т. М., 1997. Т. III—IV. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых Учений России XI—XX вв. М., 1995. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. B.C. Нерсесянца. М., 1996. Замалеев А.Ф., Осипов И.Д. русская политология: Обзор основных направлений. СПб., 1994. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997. Русская философия. Словарь /Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 1995. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре, Философы послеоктябрьского зарубежья. М., 1990. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по российской общественной мысли XIX—XX веков. М., 1997. Опыт русского либерализма. Апология. М., 1997. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для вузов. М., 1997. Тема III. Белов Г.А. Политология. М., l996. Гл. 3. Вершинин М.С. Политология русского консерватизма (XIX — начало XX в.). СПб., 1997. Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Ц.И. Кареев, П.Б. Струве, И.А. Ильин. СПб., l994. Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников (Истоки и эволюция). М., 1993. Козырева Л.Д. Традиции народовластия в России. СПб., 1996. Осипов И.Д. Философия русского либерализма (XIX — начало ХХ в.). СПб., 1996. Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М., 1997. Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). СПб., 1996. Тема 3 СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ Цель семинарского занятия: раскрыть содержание политического сознания; рассмотреть структуру, функции и уровни политической идеологии; дать характеристику основных идеологий современности. Основные понятия: политическое сознание, политическая идеология, консерватизм, либерализм, социал-демократизм, коммунизм, фашизм, национализм, «русская идея», анархизм, идеократия, медиакратия, феминизм. План семинара 1. Политическое сознание. 2. Политическая идеология: структура, функции, уровни. 3. Основные идеологии современности.
Контрольные вопросы, задания, тесты 1. Укажите, какие из приведенных ниже понятий и определений соответствуют друг другу: а) идеология; б) консерватизм; в) политическое сознание; г) коммунизм; д) национализм; е) расизм; ж) эгалитаризм; з) социал-демократизм; и) анархизм; к) либерализм. 1. разновидность политической идеологии, отстаивающей исключительность и гегемонию этнической группы и опирающейся для ее достижения на террор и агрессию; 2. общественно-политическая теория, обосновывающая равенство, исходным пунктом которого является равенство имущества; 3. идеология, базирующаяся на принципах свободы, солидарности и справедливости; 4. политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь, морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, семье, собственности; 5. социально-политическое течение, провозглашающее своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан; 6. идеология, в основе которой лежит идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству; 7. система философских, политических, правовых, экономических и других ценностей и знаний о мире и роли человека в нем; 8. разновидность политической идеологии, предполагающей устройство общества на основе принципов коллективизма, равенства, справедливости, удовлетворения всех потребностей индивида; 9. одна из категорий, обозначающая осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.); 10. разновидность политической идеологии, возводящая требования суверенитета конкретного этноса, его права на самоопределение в форму политических требований к власти. 2. Сторонники какой классической идеологии абсолютизировали принцип «государство — ночной сторож»? а) социализма; б) либерализма; в) радикализма; г) консерватизма. 3. Кто из мыслителей является признанным родоначальником либерализма? а) Ж. Ж. Руссо; в) Ш. Монтескье; б) Дж. Локк; г) Дж. Мэдисон. 4. Какая из стратегий наиболее характерна для политического консерватизма? а) устойчивое стремление к сохранению определенных политических институтов и отношений; б) ориентация на запросы граждан; в) стремление к нововведениям; г) ориентация на ограничение участия граждан в выработке политических решений. 5. Какие идеи отстаивает классический либерализм? а) ничем не ограниченной свободы предпринимательства; б) ограничения государством власти рамками защиты прав человека; в) ограничения свободы человека нормами морали, религии. 6. Какие идеи отстаивает современный консерватизм? а) большее внимание к религии, семье, традициям, моральным нормам; б) социальное равенство людей; в) ограничение государственного вмешательства в экономическую и социальную жизнь. 7. Какие ценности отстаивает либерализм (выберите из каждой пары)? а) свобода — равенство; б) порядок — законность; в) права человека — справедливость; г) социальное равенство — равенство всех перед законом; д) свободная конкуренция — государственное регулирование; е) индивидуализм — коллективизм. 8. Какая идеология апеллирует к необходимости рыночной экономики, свободы личности и ограничению государственного регулирования? а) социализм; б) классический либерализм; в) фашизм; г) ни одна из названных. 9. Какая идеология особенно настаивает на приоритете стабильности, традиций, лояльности к власти, веры в Бога и преданности Родине? а) социализм; б) классический либерализм; в) консерватизм; г) ни одна из названных. 10 Сторонником какой политической концепции был М.А. Бакунин? а) либерализма; б) анархизма; в) национализма; г) консерватизма. 11. Определите, представителями каких идеологий (либерализма, консерватизма, социал-демократизма) являются авторы приведенных ниже высказываний: а) «Человек по натуре не способен жить мирно, он одержим жаждой власти, греховен, алчен»; б) «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно»; в) «Через социальную справедливость к солидарному обществу»; г) «Способность человека к справедливости делает возможной демократию. Но его склонность к несправедливости делает ее необходимой»; д) «Я хотел бы сделать ремонт как можно ближе к стилю того здания, которое ремонтируется»; е) «Избыток демократии равнозначен дефициту управляемости»; ж) «Равенство — это не только юридическое, но и политическое понятие, которое надо внедрить и в социальную сферу»; з) «Верховный государственный орган можно сравнить не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить»; и) «Для постоянной стабильности человеческого общества безопаснее руководствоваться мудростью, унаследованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый «эфемерный» вопрос на основе личных мнений и личного разума: индивид глуп, а род мудр»; к) «В свободе заключается не только чисто правовое значение, но и принцип самовыражения личности, равно как и самовыражение коллектива»; л) «Только государство понимает, что есть общее благо, и только оно способно осуществить его»; м) «Солидарность есть взаимодействие всех людей ради достижения свободы и справедливости»; н) «Равенство — это один из необходимых элементов общества, в то время как свобода — это и средство, а в некотором смысле и цель в себе»; о) «Государство — это то, без чего невозможно осуществить ни порядок, ни справедливость, ни внешнюю безопасность, ни внутреннюю солидарность». 12. К. Эпштейн выделяет среди последователей консерватизма... а) сторонников сложившегося в обществе порядка вещей; б) «реформаторов», выступающих за осторожные перемены в обществе; в) «реакционеров», требующих возврата к определенной политической ситуации прошлого. В рамках этой классификации укажите на формы проявления консерватизма в современной политической жизни России. Какие партии и движения соответствуют этой классификации? 13. Прокомментируйте п. 1 ст. 13 Конституции России: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие» и п. 2: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». 14. Сравните структуру ценностей классического консерватизма и неоконсерватизма. 15. Чем отличается структура ценностей классического либерализма от структуры ценностей неолиберализма? 16. Раскройте основные положения концепции «демократического социализма». 17. Охарактеризуйте основные вехи в эволюции социал-демократического политического сознания. Какое влияние оказала социал-демократия на социальные и политические процессы в современном мире? 18. Проследите эволюцию социалистической (коммунистической) идеологии в политическом сознании российского народа. Какие формы принимает эта идеология в современных условиях? 19. Как замечает В. Эбенстайн, «если уподобить экономику корзине с яйцами, то коммунизм сжигает корзину и делает яичницу из всех яиц сразу, а демократический социализм сохраняет корзинку и жарит яйца понемножку, памятуя совет Аристотеля: «Об угощении лучше судить гостю, а не повару». Сопоставьте социально-политические воззрения коммунистов и социал-демократов. 20. В культурно-познавательном и философском отношении консерватизм — это сохранение и приумножение материальных и духовных ценностей человечества от гибели во времени. Россия, будучи органической частью мировой цивилизации, вместе с тем обладает конкретным и историческим опытом, особенностями социального и политического укладов. В чем заключается «особость» России, ее традиций, ценностей и менталитета? Что из названного, на ваш взгляд, следует сохранить, а от чего отказаться в интересах поступательного развития общества? 21. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет, характеризуя одно из политических течений современности, писал, что это «...тот политический правовой принцип, согласно которому общественная власть, несмотря на свое всемогущество, сама себя ограничивает и старается даже в ущерб своим интересам предоставить в государстве, которым она управляет, место и тем, кто думает и чувствует иначе, чем она сама, т.е. иначе, чем большинство», что она «...проявляет небывалое великодушие: свои права, права большинства...добровольно делит с меньшинством», оно «провозглашает свое решение жить одной семьей с врагами, даже со слабыми врагами. Прямо невероятно, что человечество могло создать такой чудесный аппарат, такую парадоксальную, замысловатую неестественную систему». Как называется эта система, этот «чудесный аппарат», что это за идейно-политическое течение современности, о котором столь восхищенно отзывается философ? 22. Основоположник консерватизма Э. Бёрк в работе «Размышления о Французской революции» приводит систему ценностей консерватизма. Сформулируйте возможные противоположные позиции или «антиценности» консерватизма.
23. Известный испанский философ X. Ортега-и-Гассет утверждал, что «ни одна власть в мире никогда не покоилась ни на чем, кроме общественного мнения... У большинства людей мнения нет, мнение надо дать им, влить, как смазочное масло в машину». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова роль в этом идеологии и пропаганды? 24. Представителю какого из идейно-политических течений в России могла бы принадлежать следующая цитата: «Мы спешим прибавить, что энергично отклоняем всякую попытку организации, которая была бы чужда самой полной свободе, как индивидов, так и ассоциаций, и требовала бы установления регламентирующей власти какого бы то ни было характера. Во имя свободы, которую мы признаем за единственную основу, единственный законный творческий принцип всякой организации, как экономической, так и политической, мы всегда будем протестовать против всего, что хоть сколько-нибудь похоже на государственный социализм и коммунизм»? Аргументируйте свой ответ. 25. Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью: 1. «Наклейка ярлыков» («присвоение кличек») — наделение личности или идеи унизительной, оскорбительной или смешной кличкой, эпитетом, подрывающими их авторитет; 2. «Рекомендация» («свидетельство») — использование для усиления эффекта и внушения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей; 3. «Перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т.е. оценка по ассоциации. 4. «Простые люди» («свои ребята») — идентификация интересов информатора или агитатора с интересами и чаяниями простых людей, молчаливого большинства нации, «соли земли» и т.п.; 5. «Подтасовка карт» — откровенная фальсификация или искажение действительных фактов с помощью приемов, незаметных для масс; 6. «Блестящая посредственность» («наведение румян») — оперирование привычными, банальными истинами, хорошо известными всем, но вместе с тем достаточно абстрактными для обывателя, над содержанием которых последний обычно не задумывается; 7. «Общий вагон» («вместе со всеми») — достижение желаемой реакции внушением мысли о ее общепризнанности и разумности («все так думают», «все так поступают», «и это правильно»). Приведите примеры использования в российских средствах массовой информации отмеченных приемов пропагандистского воздействия. 26. Какое из утверждений, на ваш взгляд, ближе к истине? а) идеология есть «форма выражения мифологического сознания, сублимированный способ преодоления страхов и крушений иллюзий» (Г. Лассуэлл); б) «идеология — это неузнаваемая ложь» (Б.А. Леви); в) идеология — это «остатки» неких «чувственных догм», абсолютных истин, общественных суждений, базирующихся на смеси фактов и чувств (В. Парето); г) идеология — это «добровольная мистификация» (К. Маннгейм); д) «идеологиями являются системы ценностей, выступающие в качестве политического мировоззрения, обладающего силой веры и большим ориентационным потенциалом» (Э. Шилз). 27. Английский исследователь Л. Фойер попытался сформулировать ряд законов, определяющих функционирование идеологии: закон постоянных ингредиентов, закон «левого» и «правого» крыла, закон генерационной идеологической волны. По его мнению, во всех идеологиях можно обнаружить три постоянных элемента. Прежде всего это библейский миф о Моисее. Второй элемент — это догмат, дающий идеологии философское обоснование. И наконец, третий элемент — это определенный слой людей, класс, который призван воплотить идеологию в действие. Во всех идеологиях Л. Фойер находит одни и те же структуры, которые лежат в основе библейского мифа о Моисее — освободителе израильтян из египетского плена. Все они заключают в себе некое глобальное представление о миссии избавления и раскрепощения. Смысл закона «генерационной волны» состоит в том, что каждое очередное поколение (генерация) ищет новую идеологию. Это и есть начало новой генерационной идеологической волны. Как явление, в своих истоках генерационная идеологическая волна прогрессивна, она возникает «слева», опирается на «левые» силы. Затем движение идет к «центру», завершается «волна» «поправением» уже повзрослевшего молодого поколения. Суть же «закона крыльев» заключается в том, что одна и та же философская идея в своем развитии проходит различные политические и социальные стадии — «слева направо» или наоборот, т.е. обслуживает разные политические и социальные силы. На материале идеологий либерализма и консерватизма попытайтесь проиллюстрировать законы функционирования идеологии, сформулированные Л. Фойером. 28. В политологической литературе «фашизм» трактуется как... а) реакция в большинстве европейских стран против общей тенденции осуществления идеалов, унаследованных от философии просвещения, фашизм — «нравственная болезнь» Европы; б) форма антипролетарской реакции, выражающая противоречия монополистического капитализма и империализма; в) один из ответов на проблемы индустриализации; г) девиантная (отклоняющаяся) и садомазохистская реакция на отчуждение в современном обществе, на сексуальное и властное подавление; д) форма тоталитаризма. 29. Проанализируйте предложенные трактовки фашизма. В чем, на ваш взгляд, заключается «живучесть» фашистской идеологии? 30. По мнению американского ученого Д. Белла, «все идеологии обречены на саморазрушение. Идеология — это отчужденная жизнь, застывшая пародия на реальность... Идеология — слово падшее — теперь таится в полумраке. Там же, где пребывает грех». Другой же американец, экономист и социолог У. Ростоу утверждает, что движущей силой развития общества всегда выступает мировоззрение. Сравните эти два утверждения. Приведите аргументы «за» и «против».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы