Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учебные видеоматериалы как методическая поддержка курса информатики



1.3.1 Принципы и требования создания учебных видеоматериалов

Эффективностьиспользованиявидеоматериаловзависитнетолькоотличногомастерстваучителя, ноинаходитсявпрямойсвязискачествомвидеопособийиприменяемыхтехническихсредств.Использованиевидеоматериаловпредъявляетбольшиетребованиякорганизацииучебногопроцесса, котораядолжнаотличатьсячеткостью, продуманностью, целесообразностью.Отучителя, использующеговидеоматериалы, требуетсяразвитоеумениевводитьстудентоввкругизучаемыхпроблем, направляяихдеятельность, делатьобобщающиевыводы, оказыватьиндивидуальнуюпомощьвпроцессесамостоятельнойработы.

Многиеметодистысчитают, чтовидеоматериалымогутвзятьнасебянекоторыефункциипреподавателя: задаватьвопросы, рассказывать, диктоватьит.п., т.е.такаяметодикачастичноосвобождаетпреподавателяоттрудоемкойработы с каждым студентом.Однаковидеоматериалыникогданезаменятпреподавателяполностью, авключениеметодикиработысвидеоматериаламивпроцессобучениянедолжнонарушатьцелостностьучебнойпрограммы.

По словам М. И. Мятовой эффективность применения кинофрагмента в учебном процессе определяется прежде всего тем, насколько он соответствует содержанию данного занятия.[17]

Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Правда, развивающее воздействие наглядной информации в том случае, когда студентам не предлагаются контрольные упражнения и тесты по ее восприятию, запоминанию, невелико. Киноэкран и телевизор слабо стимулируют развитие абстрактного мышления, творчества и самостоятельности. Необходима специальная организация обучения, чтобы кино- и телеэкран выступали в качестве источника проблемности и стимулом для самостоятельных исследований.

Как отмечается во многих источниках, использование видеофрагментов в учебном процессе обеспечивает возможность:

· дать учащимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

· повысить роль наглядности в учебном процессе;

· удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

· освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.;

· организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости и наладить эффективную обратную связь [видеоматериалы в учебном процессе – Интернет].[18]

Г.В. Карпов и В.А. Романин утверждают, что системный подход к применению видеоматериалов означает, что видео используется только на заранее запланированных участках структуры урока. Случайное применение любых технических средств отрицательно влияет на весь комплекс учебной работы.

Помимо вышеописанных дидактических требований к видеоматериалам, можно перечислить и целый ряд дизайн-эргономических:

1.Видео должно быть удобным при демонстрации, доступно всем студентам вне зависимости от того, где они сидят в классе.

2.Видео не должно содержать устрашающих и нарушающих морально-технические нормы изображений.

3.С видео должно быть удобно работать при трансляции – запускать, останавливать в любых нужных местах.

4.Видео не должно содержать плохо видных, некачественных кадров, должно отчетливо демонстрировать нужные детали в течение приемлемого для восприятия человеческого мозга времени.

5.Видеоматериал должен соответствовать прилагаемому к нему текстовому материалу, если таковой имеется.

К техническим требованиям к видеоматериалам можно отнести:

1.Работоспособность всех его элементов.

2.Соблюдение авторских прав на материалы.

3.Оформление списка использованных ресурсов

4.Полное указание авторов при демонстрации.[19]

Таким образом, изучив методическую литературу по вопросу использования видеоматериалов в обучении можно констатировать, что данная методика базируется на одном из старейших и основных методических принципов – принципе наглядности. Использование видеоматериалов предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью. От учителя, использующего видеоматериалы, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы и, как правило, отлично разбираться в психологических особенностях студентов, с которыми он работает. К видеоматериалам применяются также и широкие эргономические требования, также описанные в вышеприведенном параграфе.

Требования к структуре и содержанию учебных видеоматериалов

По данным ЮНЕСКО человек запоминает 12% услышанного и 25% увиденного, а при аудиовизуальном восприятии усваивается до 65% информации. Следовательно, привлечение всех органов чувств ведёт к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Каждый учитель знает, как оживляет урок использование видео. Занятие с использованием видеоматериалов является наиболее интенсивной формой обучения

Учебные видеоматериалы (учебное видео) – это современная, эффективная форма представления учебного контента, незаменимая в условиях электронного обучения (при очном, смешанном или дистанционном образовании). Учебные видеоматериалы представляют собой подборку учебных видеозаписей, соответствующих лекционному и практическому курсу и позволяющих организовать различные формы обучающей работы в интерактивном формате.[20]

Видеоматериалы способствуют лучшему пониманию учебного материала, за счет повышения информационной плотности, степени восприятия, эмоциональной насыщенности.

Видеоматериал является носителем информации, создается в качестве демонстрационного пособия, может выполняться при помощи различных программ.

Рассмотрим основные требования:

1. Требования к внешнему оформлению:

– культура оформления видеоматериала (краткие сведения об учреждении и авторе ролика, ссылки на используемые информационные источники);

– соответствие заявленному жанру;

– техническая оригинальность исполнения;

– дизайнерская оригинальность исполнения (использование оригинальных шрифтов, спецэффектов);

– соблюдение основных дизайнерских правил (соблюдение полей, центра, пропорций, грамотное цветовое и композиционное решение);

– яркая эмоциональность представления материала.

2. Требования к информационному наполнению: [21]

– соответствие содержания видеоматериала поставленным дидактическим целям и задачам;

– научность, доступность и достоверность информации;

– полнота раскрытия темы;

– логическая последовательность изложения материала;

– соответствие содержания ролика и комментария;

– информационное наполнение должно привлекать внимание зрителя;

– форма подачи информации должна соответствовать аудитории;

– минимальное текстовое наполнение – что, где, когда;

– соответствие шрифта возрастным особенностям учащихся;

– использование одинакового шрифта, в иных случаях – не более двух;

– контрастное сочетание цветов текста и фона;

– текст не отвлекает внимание;

– соблюдение грамматических основ (правописание, орфография, пунктуация, типографика).

3. Требования к видеомонтажу:

– соответствие зрительного ряда и информационного наполнения;

– качество зрительного ряда (соответствие аудитории, отсутствие «лишних» деталей, яркость и контрастность изображения, уместность формата, создание целого образа);

– качество музыкального сопровождения (спокойная, мелодичная музыка с ненавязчивым мотивом; отсутствие посторонних шумов);

– синхронизация музыки и изображения;

– обоснованность и рациональность использования видеопереходов;

– обоснованность и рациональность использования эффектов;

– хронометраж одного плана 2-3 секунды.

4. Продолжительность видеоролика – не более 3-х мин.

5. Качество методического сопровождения (указание данных автора, подробные методические рекомендации для учителей, либо детально описанный сценарий урока или мероприятия).

6. Возможность использования ролика при работе с любым УМК.

Видеоматериалы обладают особенностями, важными для педагогического процесса: [22]

  • Наглядность. Видеоматериалы отличаются визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами.
  • Динамичность. Подвижность показываемых кадров способствует усилению внимания, вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
  • Власть над пространством и временем. Видеоматериалы дают возможность ученикам перемещаться в другие страны, другие эпохи.

Безусловно, использование видеоматериалов делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.[23]

Видеоматериалы используются для:

  • объяснения сложных тем или вопросов курса (когда другие форматы менее информативны и понятны);
  • демонстрации того, что недоступно глазу (внутреннее устройство, объекты микромира и т.п.);
  • придания большей реалистичности и усиления эмоционального воздействия;
  • создания эффекта присутствия преподавателя.

При работе с видеопособиями очень важно не забывать о главном методическом приеме. Видеофильм надо ввести в структуру урока, объяснить детям, с какой целью проводится показ, что они должны уяснить себе в процессе просмотра. Видеопособия не просто смотрят, их необходимо анализировать. Одна из задач учителя — научить детей аналитической работе с видеоматериалом.

После окончания демонстрации следует узнать, как класс воспринял содержание, выяснить, достигнута ли цель показа. Иными словами, видеозапись не должна быть изолированной частью урока. Ее содержание должно работать на методическую цель.

Основные условия, определяющие эффективность использования видеопособий на уроках:

  • используемый на уроках видеоматериал должен быть понятен, доступен, интересен детям, должен обязательно соответствовать возрастным особенностям школьников;
  • дозированная подача видеоматериала;
  • систематическое применение видеопособий в течение всего года;
  • демонстрация видеоматериала на уроке должно восприниматься детьми не как развлечение, а как материал для вдумчивой, серьезной аналитической работы, зачастую выполняемой ими самостоятельно;
  • учитель должен методически грамотно вводить видеоматериал в структуру урока.

Рассмотрим различные подходы к типологии учебного видео

Типология 1.

 

Рисунок 1.1 – Учебные видеоматериалы[24]

По этой классификации получается, что возможно кто-то не смог поучаствовать. Кто-то там был, все заснял и выложил в интернет, и пропустившие занятие смогут посмотреть. Это и есть левая ветка.
А в правой ветке материалы специально подготовлены для просмотра на экранах большого (или не очень) размера при очных, заочных или дистанционных формах обучения, как в группах, так и индивидуально.
Разница Видеолекций и Учебных фильмов в том, что на переднем плане.
В видеолекции на переднем плане должен быть лектор. И занимать он должен большую часть экрана. А фоном может идти материал иллюстрирующий выступление (так же как на лекции/презентации с мультимедийной поддержкой).

В учебном фильме на переднем плане демонстрация процесса и/или явления и/или агрегата. И наоборот фоном может быть голос диктора.[25]

Типология 2

Рисунок 1.2 - Типология и примеры учебного видео

Типология 3

Рисунок 1.3 – Структура учебных материалов


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь