Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ



БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

 

 

Санкт-Петербург

 

УДК

ББК

Г3

 

 

Печатается по решению научно-методического совета ЧОУ ВО «Институт Телевидения, Бизнеса и Дизайна»

Протокол № 4 от 16.02.2017 г.

 

 

Автор: Ефремова О.В., доцент кафедры дизайна, Института Телевидения Бизнеса и Дизайна (ИТИД) г. Санкт-Петербург

 

Рецензент: Шаповалов В.Г., канд. пед. наук, профессор кафедры дизайна, Института Телевидения Бизнеса и Дизайна (ИТИД) г. Санкт-Петербург

 

 

Материал издания дает возможность студенту ознакомиться с хрестоматийным материалом по пластическому моделированию, изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемно-пространственную и объемную форму, овладеть техническими приемами работы с бумагой и картоном.

Предназначено для студентов факультета коммуникативного дизайна по направлению 54.03.01. «Дизайн» (квалификация бакалавр), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016. № 1004, выполняющих макетные работы к собственным проектам.

 


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО КУРСУ «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ». БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА  
1.1. История возникновения бумаги 1.2. Бумага и картон. Общие характеристики материала 1.3. Инструменты и приспособления для работы с бумагой 1.4. Художественное конструирование из бумаги 1.4.1. Пространственное формообразование. Виды пространственных форм а. Листовые структуры б. Плоскогранные структуры в. Кривоскладчатые структуры г. Складчато-разрезные структуры 1.4.2. Приемы пространственного формообразования а. Виды спиралей: прямолинейные и криволинейные б. Выдвинутые элементы поверхности – «выдвижка» в. Виды объемных форм 1.4.3. Пластика поверхности а. Технические приемы деформации плоскости (изгибание, сгибание, разрезание, складывание, гофрирование) 1.5. Приемы, способы и материалы окрашивания бумаги 1.6. Способы соединение деталей из бумаги 1.6.1. Склеивание 1.6.2. Соединение «щелевым» или «язычковым» замком 1.7. Аппликация 1.8. Разметка бумаги    
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ». БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА  
2.1. Раздел. Фронтальная поверхность и выявление ее пластики (Торцевая аппликация) Тема 2.1.1. Рельеф в технике торцевой аппликации. Упражнение на выявление пластических возможностей полосы бумаги Тема 2.1.2. Фронтальная композиция. Натюрморт. Торцевая аппликация 2.2. Раздел 2. Рельефные поверхности Тема 2.2.1. Изготовление рельефной поверхности Тема 2.2.2. Фронтальная композиция. Натюрморт. Рельеф. (складчато-прямолинейная и криволинейная структуры) 2.3. Раздел 3. Фронтальное пространство (Слоевая аппликация, кулисные поверхности) Тема 2.3.1. Выполнить фронтальную композицию. Слоевая аппликация Тема 2.3.2. Выполнить тематическую фронтально-пространственную композицию. Кулисные поверхности 2.4. Раздел 4. Объемно-пространственные композиции (объемно-пространственные структуры) Тема 2.4.1. Упражнение. Объемно-пространственная композиция на основе складчато-разрезной структуры плоскости листа Тема 2.4.2. Упражнение. Объемно-пространственная композиция на основе складывания листа бумаги под прямым углом Тема 2.4.3. Натюрморт. Фронтально-пространственная композиция из одного листа бумаги Тема 2.4.4. Объемно-пространственная тематическая композиция 2.5. Раздел 5 Объемная форма (Складчатые и складчато-разрезные структуры) Тема 2.5.1. Выполнить объемную форму, посредством разработки внутренней конструкции объекта Тема 2.5.2.Объемная тематическая композиция  
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОСАРИЙ)  

 

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Академическая скульптура и пластическое моделирование» играет немаловажную роль в профессиональной подготовке дизайнеров. Если на занятиях по рисунку студенты на плоском листе бумаги создают иллюзию объема и пространства, то на занятиях скульптурой и пластическим моделированием они имеют дело с реальным объемом и пространством, что способствует ускорению процесса развития чувства формы, объемного видения, пространственного мышления, а это необходимо при решении различных дизайнерских задач.

В ходе прохождения дисциплины студенты знакомятся с видами скульптуры, с материалами и техниками, применяемыми в скульптуре и пластическом моделировании. Практические задания студенты выполняют в бумаге, пластилине и глине. Однако есть упражнения, где выбор материала зависит от образного решения темы, и студенты могут применять сами различные материалы.

Данное методическое пособие разработано для студентов направления «Дизайн». Представленный материал соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине «Академическая скульптура и пластическое моделирование», часть 1 «Пластическое моделирование», Бумажная пластика.

Цель – помочь студенту приобрести практические навыки пластической проработки поверхности и ее трансформации в рельефную, пространственно-объемную и объемную форму, постижение сложных пластических законов, приемов владения различными техниками, умениями выразить свою идею в трехмерном пространстве. Работа с плоскими и объемными элементами и формами поможет студенту познакомится со свойствами бумаги и картона как основных материалов, используемых в проектном макетировании различных объектов.

Учебно-методическое пособие состоит из двух основных разделов.

В первом разделе представлен хрестоматийный материал о истории возникновения, технологии производства и качествах бумаги; об инструментах и приспособлениях для работы с бумагой; о технических приемах трансформации листа бумаги в рельефные, объемно-пространственные и объемные композиции. Хрестоматийный материал собран из различных литературных источников, ссылки на которые помещены в квадратные скобки (номер источника), а список использованной литературы приведен в конце каждого подраздела.

В методическом пособии автор использует терминологию, для характеристики различных рельефных, объемно-пространственных и объемных композиций, предложенную Герасимовым А.А., Коваленко В.И. в работе «Макетирование из бумаги и картона»[1].

Во втором разделе представлены практические задания, отвечающие содержанию рабочей программы по «Академической скульптуре и пластическому моделированию», части 1 «Пластическое моделирование», Бумажная пластика.

Практические задания по дисциплине логически связаны с заданиями по дисциплинам «Пропедевтика», «Основы производственного мастерства», «Проектирование» и имеет единую логику организации, а также базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «История искусств».

Все задания сгруппированы в отдельные разделы и предусматривает поэтапное овладение знаниями, практическими навыками и умениями.

Содержание заданий излагается по единой схеме: тема, задание, цель задания, методические рекомендации по его выполнению, последовательность выполнения задания, материалы и перечень заданий для самостоятельной работы, предусмотренной учебным планом по направлению «Дизайн» и содержанием рабочей программы изучаемой дисциплины.

В учебно-методическом пособии, в приложении, представлен иллюстративный материал, в виде схем и фото выполненных работ в качестве примеров, ко всем практическим заданиям.

Для более полного и самостоятельного изучения студентом отдельных вопросов, связанных с пластической трансформацией листа бумаги и выполнением объемно-пространственных, и объемных композиций, в учебно-методическом пособии приведен список рекомендуемой литературы.

При работе с настоящим методическим пособием особое внимание следует обращать на связь отдельных разделов между собой. Рекомендуется использовать системный подход при освоении материалов дисциплины.

Материал, несомненно, будет способствовать развитию творческого, образного мышления и объемно-пространственного представления студента, повышать уровень его художественно композиционной подготовки.

 

Список использованной литературы

1. Стефанов С. Этот удивительный мир бумаги // КомпьюАрт. – 2002. – № 10. – С. 48–60.

2. Бабченко К. Бумага ручного изготовления // КомпьюАрт. – 2003. – № 7. – С. 40–46.

3. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1971. – Т. 4. – С. 108.

Бумага

Слово бумага произошло от итальянского bambagia – хлопок. Бумага – это материал из растительных волокон, соответствующим образом обработанных и беспорядочно соединенных в тонкий лист, в котором волокна связаны между собой при помощи поверхностных сил сцепления. Для производства бумаги применяют такой материал как целлюлозу различных древесных пород и однолетних растений, а также древесную массу.

В зависимости от назначения в композицию бумаги, кроме самих растительных волокон, также вводят различные добавки: минеральные вещества, предающие бумаге белизну, плотность и гладкость, а также хорошие печатные свойства; проклеивающие материалы, делающие бумагу непроницаемой для чернил или повышающие прочность и плотность листа; красители бумаги; химические волокна для специальных видов бумаги и т.д. В ряде случаев бумага и картон успешно конкурируют с продукцией текстильной, деревообрабатывающей и стекольной промышленности, они также заменяют различные металлические изделия, а также применяются как конструкционные, изолирующие, прокладочные, фильтрующие, отделочные и другие материалы. В зависимости от своего назначения бумага характеризуется различными показателями: массой 1 квадратного метра от 4 до 250 грамм, толщиной листа от 4 миллиметров до 4 микрон [1].

Бумага – это тонкие и ровные листы или ленты материала, состоящего в основном из целлюлозных волокон. Масса одного квадратного метра бумаги достигает 250 г, картона – более 250 г; бумага, как правило, однослойна, а картон – многослоен; толщина бумаги составляет примерно 35-300 мкм, картона – 0, 5-3, 0 мм. Бумага осаждается на сетке бумагоделательной машины из водной суспензии волокнистых компонентов, то есть из бумажной массы. Затем полученный слой высушивается и каландрируется (проглаживается, глазируется). Каландрирование значительно повышает гладкость бумаги. Согласно научному определению бумага – это пористо капиллярный плоскостной искусственно созданный материал, доступный для проникновения воздуха, влаги и красок. Свойства бумаги зависят от ее волокнистого состава, природы растительных волокон, характера их обработки, содержания наполнителя, проклейки, а также от технологии ее отлива и отделки [2].

Бумага обладает богатыми светотеневыми качествами (отражательная способность ее очень высока), поэтому передает светотеневые отношения от контрастных до нюансных, еле уловимых глазом. Это важно в заданиях, где выразительность композиции зависит от пластической разработки ее элементов: задания на построение и выявление фронтальной и «объемной композиции и др.

Светотеневые качества бумаги ценны в поисковой ситуации: пластика композиции по-разному проявляется при изменении освещения; повороты объекта к свету под разным углом дают возможность проверить задуманное и подсказывают новые решения.

Картон

Слово «картон» возникло от французского carton или итальянского karta, что означает бумага. Картон — это разновидность бумаги, которая отличается большим количеством бумажной массы на единицу площади. Основные технические операции по выработке картона принципиально не отличаются от технологических процессов при выработке бумаги, однако для сырья используют вещества с более грубым и жестким волокном. По назначению картон делится на упаковочный, полиграфический, обувной, электроизоляционный, строительный и другой. Картон бывает однослойный и многослойный. Слои многослойного картона производят из различной волокнистой массы. Упаковка, произведенная из картона имеет более низкую себестоимость, нежели деревянная, металлическая, поэтому находит большое применение в народном хозяйстве [2].

 

Список использованной литературы

1. Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1971. – Т. 4. – С. 108.

2. Стефанов С. Этот удивительный мир бумаги // КомпьюАрт. – 2002. – № 10. – С. 48–60.

Список использованной литературы

1. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

 

А. Листовые структуры

Конструкции, выполненные из одного листа - листовые структуры[2]. В конструкциях, выполненных из одного листа, склеивание используется только для повышения жесткости или создания непрерывной поверхности (как, например, при склеивании цилиндра).

Листовые структуры отличаются исключительным разнообразием пространственных форм, изучение их очень важно для развития пространственного мышления и творческих способностей.

Пространственная конструкция находится под воздействием внешних сил, прилагаемых к листу, и внутренних сил упругости бумаги, возникающих вследствие деформации листа. Так, например, лист из тонкой бумаги прогибается даже под действием собственного веса, но стоит его слегка изогнуть, он становится жестким и даже выдерживает небольшой груз. Таким образом, при изготовлении листовых структур следует учитывать механические свойства бумаги: прочность, жесткость, упругость[3].

Плоский лист из бумаги хорошо работает только на растяжение и на срез, хотя бумага в сухом виде, в отличие, например, от металла и ткани, почти не растягивается. На изгиб и сжатие бумага почти не работает, сразу теряя устойчивость.

Листовые структуры различаются:

1) с плоскими гранями – плоскогранные;

2) с криволинейными гранями – кривогранные.

 

Б. Плоскогранные структуры

Различают структуры, образованные только двугранными углами, с ребрами, не пересекающимися во внутренних точках развертки, типа «гармошки» и с пересекающимися ребрами. Развертки простейших структур этого вида – «прямоплоскостные». «Прямоплоскостные» они составлены из одинаковых полос с параллельными или сходящимися в одной точке границами. Причем каждая полоса содержит только двугранные углы[4].

В. Виды объемных форм

 

К следующему виду трансформируемых плоскостей относятся различные виды объемных форм, представляющие собой модели всевозможных предметов, представителей флоры и фауны и т.д. Этот вид форм может делаться как из картона и ватмана, так и изготовляется из писчей и цветной бумаги. Поэтому основные приемы складывания с надрезом по сгибу не всегда пригодны в виду малой толщины листа.

 

Пластика поверхности

Поверхности и типы их пластической разработки крайне разнообразны. Среди них можно выделить типы членений в виде выступающих и западающих борозд, различных очертаний, рельефов, профилей, орнаментов и плоскостей. Членение рельефа может быть выступающим и заглубленным, горизонтальным, вертикальным и наклонным, а также и различным по очертанию: прямолинейным, ломаным, криволинейным и смешанным. В архитектуре использование различных профилей членения известно с древних времен и носит название «обломы». Членение поверхности на плоскостные элементы тоже имеет различные формы и очертания. Однако величина их выноса должна быть небольшой, иначе плоскость превратится в объем.

Образное решение поверхности зависит от ее структуры, конструкции и функционального назначения, например выбор вида пластической разработки, может быть продиктован расположением выступающих частей конструкций, солнцезащитных решеток и общим типом пластической разработки здания. Предложенное решение должно быть творчески осмыслено, обладать закономерностью структурного построения и выявлять общий замысел автора.

Изгибание листа

С помощью этой операции создают поверхности с цилиндрическими, коническими и плоскими участками. При изгибании листа прочность и жесткость, особенно в направлении, перпендикулярном изгибу, резко возрастает. Еще большую прочность имеют замкнутые цилиндрические поверхности (в том числе и при работе на кручение).

Рассматриваются два варианта выполнения этой операции:

1. Принудительное сближение краев листа, когда преодолевается сила упругости материала. Этот способ позволяет получать гладкие красивые поверхности, однако требует для ее фиксации закрепление листа (например, склеиванием). Получение сложных видов поверхности затруднительно.

2. Предварительное ослабление упругости бумаги, достигаемое закручиванием листа около края стола или вокруг линейки. Способ позволяет конструировать сложные виды поверхностей.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку.

Другой, часто применяемый способ – способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3–5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на 1/3 толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом, можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза.

Разрезывание листа

(вырезание, надрезание, просекание или перфорирование)

 

Несмотря на то, что при этой операции лист остается плоским, она интересна как по своим приложениям (например, некоторые виды народного искусства основаны на применении ножниц), так и потому, что в сочетании с другими операциями позволяет построить новые виды пространственных структур. На листе можно сделать надрез, прорезать щель или отверстие – соответственно будем различать операции надрезание, просекание или перфорирование.

Прямолинейные участки разрезаются ножом за несколько проходов с постоянным, равномерным нажимом.

При разрезании ножницами по прямой линии необходимо смотреть на концы ножниц, а по кривой – на место разреза. Заготовку надвигают левой рукой на ножницы. Не следует делать разрез кончиками ножниц.

Операция «вырезание» объединяет в себе все возможные способы нарушения целостности плоского листа бумаги, это и разрывание, и разрезание, и надрезание, и т.п. Техника резания бумаги ножницами проста, однако необходимо соблюдать некоторые правила. В местах, где имеются изгибы или повороты, следует резать от наружных по контуру точек к внутренним. При резании по криволинейному контуру ножницы передвигают против часовой стрелки. По внутреннему контуру режут в такой последовательности: сначала делают отверстие или прокол снизу в середине той части, которую надо вырезать; от отверстия или прокола надрез идет к внутреннему контуру по дуге и далее против часовой стрелки.

Резать бумагу ножом по прямой линии следует по фальцлинейке (металлическая линейка с бортиком) и только «к себе». В правую руку берут нож так, чтобы указательный палец лежал на тупой части лезвия. Конец лезвия ножа должен плотно прилегать к рабочей части (грани) линейки, которую следует крепко прижать рукой к большей части листа и отрезать меньшую его часть. Линейку удерживают разведенными пальцами левой руки, придавив ее к бумаге, и не отнимают руку до тех пор, пока не отрежут нужную деталь. Не следует нажимать на резец сильно. При резании тонкой бумаги угол наклона ножа должен быть равен 30–35°, при резании картона – 75–80°. Резать бумагу лучше на куске толстого картона, ДВП, фанере или подложке из пластика. При резании бумаги ножом или ножницами следует учитывать правила экономного и рационального раскроя листа бумаги на детали.

Для того чтобы «оживить» композицию из бумаги, можно придать фактурные свойства некоторым участкам (поверхностям) бумаги. Для этого достаточно сделать в бумаге фигурные надрезы и выгнуть надрезанные части к себе или от себя. Этого же эффекта игры светотени можно достичь, если специальным резцом подрезать бумагу в заданном месте и приподнять надрезанную часть над поверхностью листа бумаги [3]. Если из сложенного вдвое листа бумаги вырезать какую-нибудь фигуру, то обе половины ее будут совершенно одинаковыми, как, например, предмет и его отражение в зеркале. Явление это называется симметрией и встречается в природе повсюду: симметрично устроены крылья бабочки, стрекозы, лепестки цветка, снежинки и т.п. Симметричное вырезание обычно используется как вспомогательная операция при аппликационной отделке открыток, афиш, альбомов, плакатов, интерьера комнаты и т.д. Общие принципы симметричного вырезания основаны на складывании и удалении в местах сгиба части бумаги

(см. приложение 0.1.)

Гофрирование бумаги

При гофрировании бумагу сгибают через равные промежутки то в одном направлении, то в другом. Линии сгиба должны строго совпадать и находиться на одном уровне. Для выполнения деталей, имеющих цилиндрическую или коническую форму, заготовку из бумаги протягивают между рабочей поверхностью стола и прижатой к ней линейкой. Аналогичного результата можно добиться, если протягивать бумагу о край стола. Полоску бумаги протягивают между линейкой и большим пальцем левой руки или правой, перемещая полоску другой рукой [4].

 

Список использованной литературы

1. Литвинов М.М. Художественные изделия из бумаги: практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов. – М.: Просвещение, 1986.

2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – М.: КДУ, 2007.

3. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

4. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Вырезание. – Минск: Беларусь, 2005.

 

 

Список использованной литературы

1. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – М.: КДУ, 2007.

2. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

 

Склеивание внахлест

Наиболее распространенным способом соединения бумаги является склеивание внахлест. При этом виде склеивания клей наносят тонким слоем на поверхность одной из деталей. Затем ее прижимают к другой детали и аккуратно проглаживают через лист чистой бумаги, чтобы не испачкать работу. При этом необходимо помнить, что клеем надо смазывать ту деталь (часть), которая наклеивается на основу.

Смазывая клеем детали, особенно мелкие, можно воспользоваться способом «от доски». На слой клея, нанесенного на доску, фанеру, линолеум, лист ДВП и т.п., изнаночной стороной укладывают деталь. Затем ее осторожно снимают и переносят на основу изделия. При этом удобно использовать пинцет. Если склеиваются большие поверхности, то клей наносят от центра к краям тонким слоем. Также от центра к краям проглаживают склеиваемые поверхности. Чтобы при проглаживании не запачкать склеиваемые поверхности, на них необходимо положить чистый лист бумаги и уже по нему проглаживать ребром ладони.

Работать надо на гладкой ровной поверхности, подложив лист бумаги, чтобы не испачкать стол.

 

Склеивание – «встык»

Самый лучший способ склейки – это склейка встык. Отрезок бумаги приклеивают перпендикулярно к поверхности другого элемента. Иногда необходимо склеить «встык» два торца – при склеивании криволинейных элементов, при наращивании и т.п.

Простые композиции, как правило, имеют одну развертку и одну линию склеивания. Сложные композиции монтируются из нескольких отдельных разверток. Однако и довольно сложные по структуре композиции, состоящие из нескольких разных по геометрии элементов можно делать из одной развертки с одним только местом стыковки.

В пластическом моделировании для качественного изготовления композиции важно, где получится стыковка поверхностей. Надо правильно вычертить чистовую развертку объекта, для этого на эскизном варианте определяют линии врезок. Сложные объекты монтируются из нескольких отдельных разверток.

Лучший способ склеивания в местах врезок – «встык».

Прямолинейные разрезы выполняют ножом по линейке, криволинейные – по лекалу, изготовленному из плотной бумаги или от руки.

Врезка тел друг в друга не обязательна только под прямым углом. По необходимости врезка может осуществляться под любым углом. Так, например, для выклеивания неполного или пустотелого объема сначала вычерчивается развертка, а только потом собирается объем. Пустотелые объемы и соответственно их развертки могут быть представлены в самых разнообразных вариантах.

Другой вариант пустотелых форм – стержневые конструкции. Часто в композициях из бумаги желателен показ внутренней структуры объекта, которая может быть представлена плоскостями различного вида и очертаний, всевозможными плоскостными элементами, например, спиралями или объемными формами. При проектировании сложных форм возможно одновременное использование полных и неполных тел.

Список использованной литературы

1. Степанов А.В. Объемно-пространственная композиция. – М.: Архитектура – С, 2003.

2. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

3. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и картона. – М.: КДУ, 2007.

 

 

АПЛИКАЦИЯ

Аппликация в переводе с латинского означает «прикладывание», т.е. создание изображений путем закрепления кусочков различных материалов на какой-либо основе. У разных народов мира аппликация выполняется для украшения и отделки обуви, одежды, предметов быта, жилища и т.д. С давних пор кочевые, в том числе северные, народы использовали для аппликации кожу, мех, войлок. Значительно позднее материалом для аппликации стали ткани (лоскутная техника украшения одежды, одеял, ковриков и т.п.). Вырезание из бумаги, получившее свое развитие лишь в XVI веке, можно считать одним из молодых видов аппликации. В деревнях, маленьких городах Польши, Украины, Беларуси развивалось народное искусство вырезания ажурных узоров из бумаги – вытинанок, которые использовались для украшения жилища. Из кусочков распластанной соломки белорусские мастера составляют декоративные композиции для украшения шкатулок, сундучков, хлебниц и т.п. Продолжает жить и развиваться вырезание из бересты. Ажурные композиции из этого материала украшают шкатулки, ларцы, рамы зеркал и т.п. Самая молодая аппликация – флористика, где используется необычный для аппликации материал – засушенные растения, цветы, соломка, мох и т.п. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определенное влияние на технику выполнения аппликации. Например, такие материалы, как бумага, распластанная соломка, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями. Ткани, кожу, мех обычно пришивают. Основным отличительным признаком аппликации является силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность цветовых пятен.

Аппликация может быть предметной, включающей отдельные стилизованные изображения животных, растений и т.п.; орнаментальной, состоящей из повторяющихся мотивов; сюжетно-тематической, изображающей совокупность каких-либо действий, событий.

При выполнении аппликации необходимо соблюдать определенные правила. Прежде чем приступать к работе, подготавливают рисунок, в зависимости от которого подбирают цвет бумаги, основу и намечают последовательность наклейки отдельных частей композиции. Разметку деталей выполняют чаще всего на изнаночной, неокрашенной стороне бумаги, в зеркальном отображении. Это необходимо учитывать в работе.

Цветную бумагу для аппликаций берут из специальных наборов. Для этих целей можно использовать и цветные иллюстрации из журналов, каталогов, проспектов и т.д. Для основы обычно берут плотную бумагу или тонкий картон. Подготовленные для аппликации детали раскладывают на основе и затем приклеивают к ней, убедившись в том, что рисунок и цвет соответствуют первоначальному замыслу. Детали аппликации могут стыковаться между собой как с зазором, так и без него (однослойная аппликация); наклеиваться внакладку друг на друга (многослойная аппликация); наклеиваться только в некоторых местах, возвышаясь над фоном (рельефная аппликация).

Немаловажное значение имеет в аппликации цвет. Цветовая гамма может строиться на контрастном, родственном или родственно-контрастном отношении цветов. Для фона обычно берут белую, серую или черную бумагу. Если используется цветная бумага, то предпочтение отдается темным или холодным цветам. В этом случае теплые цвета смотрятся выступающими. При подборе цвета необходимо учитывать тоновые отношения: комбинируемые цвета не должны быть одинаково яркими и насыщенными [1].

Список использованной литературы

1. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Вырезание. – Минск: Беларусь, 2005.

2. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

 

 

РАЗМЕТКА БУМАГИ

Разметка – исходная операция, по нанесению на бумагу всех контурных и вспомогательных линий при помощи чертежно-измерительных инструментов и приспособлений. При выполнении разметки деталей и разверток из бумаги можно использовать измерительные инструменты, трафареты и шаблоны или осуществлять ее по клеткам и способом перевода. Разметка бумаги с помощью чертежно-измерительных инструментов – наиболее точный способ. Для разметки используют линейку, угольник, циркуль чертежный и циркуль-измеритель.

Линейку при проведении прямых линий удобнее держать горизонтально, так как на ней хорошо видны все цифры. При вертикальном положении линейки тень от нее закрывает точки разметки, цифры плохо видны, деления сокращаются в перспективе. Линии по линейке следует проводить слева направо, они должны быть тонкими.

При проведении дуг окружностей циркуль держат только за головку большим и указательным пальцами и вращают ее в направлении движения часовой стрелки. Циркуль считается готовым к работе, если игла и графитный стержень установлены на одном уровне.

Разметка по трафаретам и шаблонам применяется при выполнении деталей сложной формы или при заготовке большого количества одинаковых деталей заданной формы: детали для макетов выставочного оборудования, детали из геометрических фигур при изготовлении рельефной аппликации и т.п. Разметка большого количества деталей при помощи трафаретов и шаблонов значительно ускоряет процесс изготовления изделий. Трафареты и шаблоны следует рассматривать как приспособления для разметки материала. Приемы работы с ними просты. Пальцами левой руки плотно прижимают приспособление к материалу и обводят контур карандашом, который держат перпендикулярно к плоскости листа бумаги.

Разметка по клеткам – один из самых простых способов разметки сложных контурных деталей и разверток. Для этого сначала расчерчивают на клетки рисунок, а затем лист бумаги, из которой будут вырезать детали изделия. Если это необходимо, то детали можно увеличить в размере, для этого достаточно расчертить клетки на бумаге большего размера, чем на рисунке. Затем рисунок повторяют на расчерченном листе бумаги в соответствии с клетками. Разметка способом перевода имеет несколько разновидностей и широко используется в практике. Она применяется в случае заготовки деталей сложной формы, когда сделать разметку трудно, например это детали для слоевой аппликаций, складчато-криволинейных структур и т.п.

Разметка переводом осуществляется с помощью копировальной бумаги или на оконном стекле (светокопирование). Однако следует помнить, что при работе с копировальной бумагой необходимо соблюдать большую аккуратность. При неосторожном обращении с ней она пачкает бумагу, пятна, и лишние линии плохо стираются. Лучше заштриховать мягким карандашом лист бумаги с рисунком с обратной стороны. Подготовленный таким образом рисунок накладывают на бумагу и тщательно обводят контур рисунка твердым карандашом или шариковой ручкой. В результате нажима на материале остается отпечаток обведенного контура. Светокопирование лучше всего производить на специально изготовленном приспособлении, состоящем из ящика, ко дну которого прикреплена небольшая лампа дневного света, а верх ящика закрыт толстым стеклом. Стекло можно окрасить с обратной стороны белой краской или приклеить к нему кальку.

Разметка цветной бумаги выполняется только на ее изнаночной стороне, чтобы ошибки в разметке можно было бы исправить, так как тонкие линии от карандаша не видны на окрашенной в темный тон бумаге.

Линии, используемые при разметке деталей на бумаге: Сплошная толстая линия – видимый контур детали, край, разрез. Сплошная тонкая линия – разметочная, размерная линия, линия сгиба с лицевой стороны. Штрихпунктирная линия – центровая, осевая линия. Штриховая линия – линия сгиба с изнаночной стороны [1].

 

Список использованной литературы

1. Коваленко В.И. Художественное конструирование из бумаги: Складывание и сгибание. – Минск: Беларусь, 2003.

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«ПЛАСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» БУМАЖНАЯ ПЛАСТИКА

 

Практические занятия являются основными в курсе. Работа проходит в мастерских. Этапы работы фиксируются пяти минутными просмотрами.

Практические занятия показывают освоение и закрепление теоретического и практического материала. Практические задания ориентированы на работу с натуры, по памяти и воображению. Средства выразительности и материал определяется в зависимости от целенаправленности задания.

 

2.1. Раздел 1

Раздел 2

Рельефные поверхности

Сгибание листа бумаги в параллельные складки превращает его в складчатый рельеф (гармошку), у которого ребра-складки, чередующиеся по своему расположению то вверх («горки»), то вниз («долины»). Полученные рельефные заготовки являются основным элементом для разнообразных объемных композиций. Для получения равных ребер-складок линии сгиба следует аккуратно продавливать иглой с лицевой или изнаночной стороны. Таким образом, для того чтобы получить выгнутое ребро-складку («горку»), линию сгиба продавливают сверху, чтобы прогиб («долину»), линию сгиба следует продавить снизу (с изнанки). Первоначальные упражнения лучше всего выполнять из бумаги в клетку, так как ее легче сгибать, ориентируясь на уже размеченные линии.

 

Раздел 3

Фронтальное пространство

Фронтально-пространственная композиция (Не глубокое пространство). Приемы использования объемно-пространственных форм во фронтальной композиции. Зрительное движение в процессе восприятия фронтальной композиции. Соориентированность композиции по отношению к зрителю.

 

Раздел 4

Раздел 5

Объемная форма

Выполнение объемной композиции без использования клея, т.е. щелевым» или «замковым» способом. Объем формируется за счет внутренней конструкции.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.118 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь