Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ



ВВЕДЕНИЕ

В Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.

Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.

Яркий пример раннемосковской архитектуры — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым [8].

 

ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Феодальная война, начавшаяся в Московском княжестве в 1432 г. и продолжавшаяся боле 20 лет, прервала развитие архитектуры. Видимо, монументальное строительство тогда полностью приостановилось. Некоторое оживление строительной деятельности началось лишь в 50-х гг. XV в. Из письменных источников известно, что в Кремле было построено несколько церквей. К сожалению, церкви эти не дошли до наших дней, и их первоначальные формы неизвестны. Проводились также работы по ремонту и восстановлению обветшавших построек.

Большую роль в московском строительстве той поры играл Василий Дмитриевич Ермолин, хотя неясно, кем он был – зодчим или только организатором производства. В 1462 г. Ермолиным в Кремле «поновлена камнем стена городская» и возведена надвратная церковь над Фроловскими воротами. В 1468 г. Василий Дмитриевич завершил возведение недостроенного собора Вознесенского монастыря в Москве, а в 1471 г. восстанавливал полуразрушенный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Кроме многочисленных реставрационных работ Ермолин вел и новое строительство; так, в 1469 г. он построил каменную трапезную в Троице-Сергиевом монастыре.

Наряду с московскими зодчими к строительству в Московском княжестве привлекались мастера и из других русских земель – псковичи, ростовцы и др. Следует отметить, что в московском строительстве кроме тесаного камня начали применять и кирпич. Кирпич брускового типа, очевидно, был заимствован из Новгорода или из Прибалтики. Судя по количеству построек, упоминаемых в письменных источниках, к 70-м гг.
XV в. строительство в Московском княжестве уже приобрело достаточно широкий размах, наступал новый этап в развитии московского зодчества [14].

Во второй половине XV в. резко возросло политическое значение Москвы. Процесс объединения русских земель, приостановленный феодальной войной в Московском княжестве, после ее окончания пошел ускоренными темпами. При московском великом князе Иване III (с 1462 г.) Московское княжество быстро превратилось в крупное централизованное государство, в подчинение которому попали все прежде независимые княжества Северо-Восточной Руси. В 1478 г. был подчинен Новгород, а после присоединения Твери в 1485 г. Иван III стал называть себя великим князем «всея Руси».

К. Маркс писал: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В 1472 г. Иван III женился на греческой царевне Софии Палеолог. После падения Византии она жила в Италии, вследствие чего этот брак не давал русскому князю никаких реальных прав, но важно было, что московские государи могли теперь считать себя преемниками византийских императоров. Роль Москвы как столицы мощного крупного государства должна была быть отражена и крупными сдвигами в идеологии. В те годы появились литературные произведения, возводавшие род московских великих князей к римским императорам, была создана теория о Москве – третьем Риме: «два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».
Естественно, что в таких условиях Москва и внешним обликом, и своими архитектурными сооружениями должна была соответствовать своему новому значению. В Москве началось энергичное монументальное строительство. Как размеры, так и великолепие московских построек были предназначены отражать мощь сложившегося централизованного государства. Основные работы проводились в Московском Кремле, коренным образом изменив его архитектурный облик [14].

 

Кремль

В 1485 г. началось строительство нового, кирпичного Кремля (Приложение А. 2.). Крепость строили участками с таким расчетом, чтобы она в любое время, даже в процессе реконструкции, могла выдержать вражеское нападение. Новые укрепления сохранили в общих чертах треугольную форму старой крепости, хотя несколько увеличили ее в восточном направлении. Сохранение схемы плана старого Кремля объясняется, прежде всего, тем, что здесь проходили естественные оборонительные рубежи: крепость расположена на мысу при слиянии Москвы-реки и речки Неглинной. Вдоль стен устроены башни, причем в новой крепости они размещены более или менее равномерно вдоль периметра, позволяя хорошо простреливать любой участок вдоль стен фланкирующим огнем. Периметр кремлевских стен превышает 2 км.

Руководили строительством Кремля выписанные из Италии инженеры и архитекторы, но выполняли все работы русские мастера. Весьма вероятно, что в разработке схемы укреплений Кремля принимал участие Аристотель Фиораванти, бывший, как известно, опытным военным инженером. Однако, он был уже стар и вскоре умер. Строительство возглавили Антон Фрязин и Марк Руффо (Фрязин), а с 1490 г. – миланский инженер Пьетро Антонио Солари. По-видимому, среди этих строителей Солари был наиболее крупной фигурой. Летописец называл его «архитектон», а в построенной под его руководством Спасской башне сохранились две каменные доски с надписями (по-латыни и по-русски), где упоминалось имя Солари [14].

К 1499 г. основные строительные работы были закончены, а в 1508 г. от речки Неглинной к Москве-реке по линии, обращенной в сторону современной Красной площади, был проложен ров, выложенный кирпичом и белым камнем. Законченный строительством Московский Кремль представлял собой мощную крепость, полностью отвечавшую военным требованиям своего времени. В то же время он создал прекрасное архитектурное обрамление центральному ансамблю Москвы. Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами (форма «ласточкин хвост»). Внутрь крепости стена открывалась вереницей высоких арок, несших боевой ход, что позволяло при значительной толще стен разместить в них бойницы нижнего яруса и вместе с тем придавало ритмическое членение протяженным кирпичным поверхностям. В дальнейшем архитектура Московского Кремля оказала большое влияние на строительство других русских крепостей – в Новгороде, Нижнем Новгороде и др [14].

В глубину веков уходит история башенных часов Московского Кремля. Первые башенные часы были установлены в 1404 году на дворе великого князя Василия, сына Дмитрия Донского. В Троицкой летописи пишется о том, что «сей часник наречется часомерие на всякий же час ударяет молотом о колокол, размеряя и расчитая часы ношные и дневные…». Изготовил часы мастер Лазарь Сербин. Эти часы по времени их сооружения были вторыми в Европе, и только спустя десятилетия башенные часы появились в Великом Новгороде, а затем в Пскове [5].

 

Церковь Ризоположения

Одновременно со строительством кремлевских стен и башен возводились здания и на территории Кремля. В 1484-1485 гг. псковские мастера построили церковь Ризоположения (Приложение А. 3). Этот храм, несомненно, отражает традиции раннемосковского зодчества: он четырехстолпный, одноглавый, с тремя апсидами, стоит на высоком подклете. По старой московской системе он имеет килевидную форму закомар и килевидный перспективный портал. В то же время апсиды невысокие, что характерно для псковского зодчества. К южному порталу ведет лестница с высоким крыльцом, а с северной и западной сторон примыкают паперти. Световой барабан главы приподнят на восьмиугольном пьедестале. Внутри переход от подкупольных столбов к кольцу барабана сделан необычно, без помощи парусов. Построена церковь из кирпича с небольшим количеством белокаменных деталей. По середине высоты фасадов проходит пояс терракотовых балясин [14].

 

Благовещенский собор

Почти в те же годы в Кремле возвели Благовещенский собор (1484-1489 гг.), служивший домовой церковью великокняжеского дворца (Приложение А. 4.). Псковские мастера сохранили подклет старого храма, существовавшего на этом месте, укрепили этот подклет и построили на нем кирпичную четырехстолпную церковь с тремя апсидами. Так же как церковь Ризоположения, Благовещенский собор отражает старую московскую архитектурную традицию. Он имел килевидные завершения закомар и килевидные порталы; два из них вскоре были переделаны в итальянском духе. По стенам проходил аркатурно-колончатый пояс. Собор первоначально имел три главы – центральную, поднятую на килевидно оформленный пьедестал, и две меньших – над восточными угловыми членениями. Своды имели ступенчато повышающуюся конструкцию. Собор имел хоры, на которые вела винтовая лестница в толще стены в северо-западном углу. Кроме того на хоры имелся и другой ход – по переходу из дворца [14].

 

Собор Чудова монастыря

Через несколько лет, в 1501 -1504 гг., в Кремле был построен собор Чудова монастыря, ныне не существующий (Приложение А. 5.). Как и два предыдущие храма, собор стоял на подклете и был четырехстолпным, почти квадратным в плане. Он имел одну главу и ступенчато повышающуюся систему сводов, а снаружи почти у основания закомар проходил аркатурно-колончатый пояс [14].

По сказаниям некоторых летописей, на этом месте находился двор ордынских послов.

Ханша Тайдула подарила его митрополиту Алексию в благодарность за исцеление от слепоты. На этом дворе Алексий в 1358 году построил деревянную церковь чуда архангела Михаила, а затем в 1365 году и каменную. В каменном храме митрополит Алексий сам и был погребен.

В 1431 году в церкви обвалился верх, после чего её разобрали. При постройке новой церкви было решено её расширить. Этот храм к концу XV века настолько обветшал, что великий князь Иван III в 1501 году приказал его разобрать. На его месте в 1504 году был построен новый каменный храм, который простоял до 1929 года. Есть мнение, что архитектором храма был итальянец Алевиз Новый, по проекту которого был также построен кремлёвский Архангельский собор. Придел храма был освящён во имя Благовещения Богородицы.

Собор Чуда Архангела Михаила был трёхэтажным. Его венчал большой купол на длинном фонаре с окном. В северной части под церковью находилась усыпальница, где погребены были московские митрополиты, Епифаний Славинецкий, бояре Стрешневы и другие. Надгробные надписи врезаны в наружные станы храма.

Подвалы под церковью белокаменные, двухэтажные с отдельными входами. Верхний подвал имел слабое освящение через малые оконные просветы. Нижний подвал не имел естественного освещения и попасть в него можно было только через особое замурованное отверстие с помощью приставной лестницы [16]

Поскольку во всех трех перечисленных архитектурных памятниках четко отразилась старая московская традиция, можно предположить, что наряду с упомянутыми в летописи псковичами здесь работали и местные московские мастера [14].

 

 

Грановитая палата

В те же годы в Кремле велось гражданское строительство. Примыкавший к Благовещенскому собору деревянный великокняжеский дворец постепенно заменяли каменными зданиями. В 1485 г. итальянский архитектор Марк Руффо (Фрязин) построил рядом с собором каменную палату для хранения казны и архива – Казенный двор. В 1487 г. он возвел вторую, так называемую Малую, палату и приступил к строительству Большой палаты, которую закончил в 1491 г. уже Пьетро Антонио Солари. Эту палату, служившую тронным залом, стали называть Грановитой, поскольку ее фасад был украшен белокаменными гранеными квадрами (Приложение А. 6.).

Поставленная на высокий подклет, палата имела значительные размеры – 22х22 м, и поэтому перекрывавшие ее четыре крестовых свода были оперты на расположенный в центре помещения квадратный столб. Очень вероятно, что типологически Грановитая палата повторяла уже существовавшие в то время на Руси монастырские трапезные. К палате примыкало не сохранившееся до наших дней Красное крыльцо с фигурами львов. Окна палаты первоначально имели готический характер и стрельчатое завершение; в XVII в. они были растесаны и переоформлены. После завершения строительства Грановитой палаты приступили к сооружению жилых помещений дворца, для чего в 1493 г. начали ломать деревянный дворец. Строительство каменного дворца продолжалось с 1499 до 1508 г. под руководством миланского архитектора Алевиза [14].

Архангельский собор

В 1504 г. в Москву приехал итальянский архитектор, которого также звали Алевиз Фрязин (в Италии, по-видимому, его звали Альвизе Ламберти да Монтаньяна). В отличие от ранее работавшего здесь Алевиза его стали называть Але-виз Новый. В период с 1505 до 1508 г. он построил в Кремле Архангельский собор – усыпальницу великих князей (Приложение А. 7.). В основу композиции собора зодчий принял схему древнерусского шестистолпного храма, добавив с запада еще одно членение. Это членение в нижнем этаже образует в центре лоджию, в глубине которой находится главный западный портал храма, а в боковых частях размещены винтовые лестницы, ведущие в небольшие помещения, возможно, предназначавшиеся для женской половины княжеской семьи.

Благодаря наличию дополнительного западного членения боковые фасады собора имеют не четыре, а пять прясел. Кучно сгруппированные пять глав собора заметно сдвинуты к его восточной стороне. Интерьер собора с его крещатыми в плане столбами, в отличие от интерьера Успенского собора Фиораванти, выглядит достаточно традиционным для русского зодчества. Но зато совершенно неожиданно решен внешний декор. Алевиз Новый одел Архангельский собор в чисто итальянский ренессансный убор в венецианском его варианте. Здание зрительно четко разделено на два яруса, каждый из которых решен в системе классического ордера. Лопатки здания превратились в классические пилястры с базами и сложными резными капителями, а закомары заполнены венецианскими декоративными раковинами. В центральной закомаре западного фасада прорезаны четыре круглых окна. По первому ярусу проходит глухая аркада, а прясла второго яруса обрамлены филенками.

Резные украшения над закомарами и роскошные, также резные порталы дополняют убранство Архангельского собора.
Блестяще нарисованное и великолепно исполненное декоративное убранство Архангельского собора внесло в русскую архитектуру совершенно новые для нее элементы ренессансного декора и ордерную систему. В отличие от Успенского собора влияние Архангельского собора на дальнейшее развитие русского зодчества было на первых порах менее значительным. Лишь в конце XVI в. и особенно в конце XVII в. формы Архангельского собора получили широкое распространение [14].

 

Андроников монастырь

На рубеже XV и XVI вв. строительство велось не только в Кремле, но и в других частях Москвы, а также во многих городах Московского государства, хотя, конечно, нигде оно не проводилось с таким размахом и такой интенсивностью, как в Кремле. При постройке церквей средней величины обычно использовали тип четырехстолпного одноглавого храма с повышающейся ступенчато конструкцией сводов и несколькими ярусами закомар и кокошников, декорирующих переход к барабану купола.

Несомненно, что подобный тип храма отражает собственно московскую линию развития зодчества, идущую еще от форм собора Андроникова монастыря (Приложение А. 9.). Хорошим примером может служить собор Княгинина монастыря во Владимире, построенный, видимо, на рубеже XV и XVI вв. на месте разрушенного собора XIII в. Он стоит на подклете, стены, расчлененные плоскими лопатками, почти лишены убранства, завершение образовано тремя четко выраженными ярусами килевидных закомар и кокошников [14].

 

Угличские постройки

В 80-х гг. XV в. большое строительство развернулось в Угличе, где были возведены Спасский собор, дворцовый комплекс, Покровский монастырь. До наших дней из всех угличских построек того времени уцелела только лишь дворцовая палата – так называемый дворец царевича Дмитрия (Приложение А. 14.). Он представлял собой небольшую кирпичную двухэтажную квадратную постройку, фасады которой завершались треугольными щипцами, заполненными кирпичным орнаментом. Небольшой четырехстолпный храм был построен в Волоколамске (точная дата неизвестна). Белокаменный, одноглавый, на высотом подклете, этот храм был позднее перестроен (верхняя часть) [14].

 

Бесстолпные церкви

В конце XV в. московские зодчие разработали также новый тип храма – небольшую бесстолпную церковь с крещатым сводом. Интенсивное развитие каменно-кирпичного строительства в Москве и других городах Московского государства вызвало необходимость в таких постройках, которые могли удовлетворять нужды посадского люда, а также и княжеские притязания. Маленькие квадратные здания церквей перекрывались сомкнутым сводом, пересеченным двумя взаимно перпендикулярными узкими цилиндрическими сводами; в центре ставился небольшой барабан с главкой. Эта довольно сложная конструкция свода на фасадах отражена в виде трехлопастного завершения. Сохранившиеся архитектурные памятники подобного типа заметно отличаются друг от друга, свидетельствуя о работе разных мастеров. Они возводились из кирпича или из камня, а порой и в их сочетании. Некоторые храмы стояли на подклете и имели галереи, другие были значительно проще – без подклета и галерей. Большей частью они имели одну апсиду во всю ширину здания, хотя встречаются церкви с апсидой трехлопастного очертания и даже с тремя апсидами. Порталы в них большей частью отражают старую московскую традицию; они перспективные, с архивольтами килевидного очертания [14].

Видимо, одним из наиболее ранних храмиков такого типа является церковь Трифона в Напрудном в Москве (1492 г.) (Приложение А. 15.). К более сложным, стоящим на подклете, относится церковь Зачатия Анны «что в углу» Китай-города (Приложение А. 16.), возведенная, по-видимому, в начале XVI в. Также к началу XVI в. относятся церковь в с. Юркино, церковь в с. Городище близ Коломны (нижняя ее часть более древняя), церковь-усыпальница князей Трубецких в Трубчевске (от нее в составе более поздней постройки сохранился только подклет), церковь Николы Гостиного в Коломне (1501 г.) и некоторые другие памятники зодчества того же типа.

Несколько иной, своеобразный вариант представляют Успенская и Никольская церкви (Приложение А. 17.) в Ивангороде, построенные, по-видимому, на рубеже XV и XVI вв. Это квадратные в плане бесстолпные храмы, причем Успенская церковь поднята на подклет, имеет три апсиды, примыкающие с трех сторон двухъярусные галереи и небольшой придел, тогда как меньшая по величине Никольская церковь – двухапсидная, не имеет подклета и галерей. Успенская церковь и ее придел, а также Никольская церковь перекрыты куполами, диаметр которых соответствует ширине самого здания. Переход от квадрата к кольцу барабана всюду исполнен с помощью тромпов. Есть основания полагать, что строителем этих храмов был приехавший из Италии грек-эмигрант [14].

Гражданское строительство

Параллельно со строительством храмов велось и строительство гражданских сооружений. Помимо кремлевского дворца строили монастырские трапезные, из которых до наших дней сохранилась трапезная Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) (Приложение А. 19.). Это квадратное в плане двухэтажное здание, перекрытое, подобно Грановитой палате, четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на столб в центре помещения. Фасады трапезной расчленены лопатками, расположенными на углах и посередине, отвечая внутреннему опорному столбу. Единственным декоративным мотивом является пояс кирпичного поребрика и красных изразцов, размещенный под свесом кровли [14].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бурное строительство, проводившееся в Москве и особенно в Московском Кремле в конце XV – начале XVI в., представляет собой чрезвычайно важный этап в истории русской архитектуры. В этом строительстве участвовали не только московские зодчие, но и мастера из других русских городов, в частности псковичи. Большую роль сыграли и приезжие итальянские архитекторы. В результате их совместной деятельности московское зодчество потеряло свой областной, локальный характер; оно поднялось на значительно более высокий уровень и переросло в совершенно новое качество, превратившись в зодчество общерусское.

 

Приложение А

А. 1. Успенский собор Московского Кремля [3]

 

 

А. 2. Московский Кремль [5]

 

 

А. 3. Церковь Ризоположения [9]

 

 

А. 4. Благовещенский собор [6]

 

А. 5. Собор Чудова монастыря [7]

А. 6. Грановитая палата [12]

А. 7. Архангельский собор [2]

А. 8. Церковь-колокольня Ивана Лествичника [24]

А. 9. Спасо-Андроников монастырь [1]

А. 10. Cобор Рождественского монастыря [15]

А. 11. Собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере [17]

А. 12. Собор Ферапонтова монастыря [21]

А. 13. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря [4]

А. 14. Дворец царевича Дмитрия в Угличе [13]

А. 15. Церковь Трифона в Напрудном [19]

А. 16. Церковь Зачатия Анны [23]

А. 17. Никольская и Успенская церкви в Ивангороде [20]

А. 18. Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре [22]

А. 19. трапезная Андроникова монастыря [11]

А. 20. Крепость Ивангород на р. Нарове [10]

А. 21. Ладожская крепость [18]

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Андроников монастырь. Музей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //to-world-travel.ru/rest/андроников-монастырь-музей/

2. Архангельский собор Кремля в Москве (Россия). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.tourprom.ru/country/russia/moscow/attraction/arhangeljskii-sobor-kremlya/photos-arhangeljskii-sobor-kremlya/

3. Архитектура и интерьер. Успенский собор. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.photosight.ru/photos/6038605/

4. Архитектура и интерьер. Успенский собор. Кирилло-Белозерский монастырь. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.photosight.ru/photos/5545545/

5. Башни Кремля. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //yamoscow.ru/bashni-kremlya/

6. Благовещенский собор. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.lostabc.tk/strana/places/36621

7. Двор Чудова монастыря. Михайловский собор и сад. 1910, Россия, Москва. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.etoretro.ru/pic99650.htm? position=108& sort=DESC& sort_field=image_date& y1=1890& y2=1920

8. Древнерусское храмовое зодчество. Краткий обзор. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //temples.ru/old_russian.php

9. Здравствуй, Россия. Храмы. Церковь Ризоположения Московского Кремля. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.zdravrussia.ru/temples/centralnyj/? nnew=377

10. Ивангород. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //900igr.net/kartinka/istorija/xv-xvii-veka-182975/ivangorod-10.html

11. Мали Кутак у Великом свету. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //malikutak.blogspot.ru/2015_05_24_archive.html

12. Московский Кремль. Грановитая палата. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Московский_Кремль._Грановитая_палата.jpg

13. Палаты угличских князей. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //www.tourister.ru/world/europe/russia/city/uglich/placeofinterest/23718

14. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура - Московская архитектура конца XV в. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //stroy-knigi.com/book_view.php? id=393

15. Рождественский монастырь (женский). Собор Рождества Богородицы. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //arxitektor.tourister.ru/photoalbum/18144/6634175

16. Собор Чудова монастыря. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //ru.wikipedia.org/wiki/Собор_Чудова_монастыря

17. Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.colors.life/post/208752/

18. Старая Ладога — столица древней Руси. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //myrussianland.ru/goroda-i-regiony/staraya-ladoga-stolica-drevnej-rusi.html

19. Успенский собор. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //fotohram.ru/rossiya/uspenskij-sobor

20. Фото Никольская и Успенская церкви. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //traveltipz.ru/trips/attractions/id/46848_otzyvy-nikolskaja-and-uspenskaja-churches-ivangorod-russia/foto

21. Фото «Ферапонтов монастырь». — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.photoforum.ru/photo/446716/index.en.html? lang=ru

22. Храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.stsl.ru/news/all/khramy-svyato-troitskoy-sergievoy-lavry-tserkov-v-chest-soshestviya-svyatogo-dukha-na-apostolov-dukh? sphrase_id=828506

23. Церковь зачатия Анны. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //artlessmile.blogspot.ru/2012/12/blog-post_6755.html

24. Церковь Иоанна Лествичника с колокольней Ивана Великого в Москве. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https: //tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/moskva/cerkov-ioanna-lestvichnika-s-kolokolney-ivana-velikogo

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В Москве не встретишь таких древних памятников, как в Новгороде или Владимире. Сооружений XII — середины XV века в Москве практически не сохранилось. Каменное строительство начинает вестись в 20-х годах XIV века (при Иване Калите): первый Успенский собор (трехапсидный храм, напоминал Георгиевский собор Юрьева-Польского), церковь Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333), церковь Иоанна Лествичника (1336), — ничего этого не сохранилось.

Древнейший сохранившийся памятник московской земли — Успенский собор на Городке в Звенигороде (ок. 1400). Он напоминает Покрова на Нерли, но уже намечается несоответствие внутренней структуры и фасадного членения, прясла симметричны, а глава смещена к востоку. Сверху ложные своды между центральными.

Можно также упомянуть Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры — четырехстолпный храм, без хор, с типичными раннемосковскими капительками и еще более сильным смещением барабана к востоку.

Духовская церковь Троице-Сергиевой лавры (1436) построена во владимирских традициях, но пояса уже не резные. Колокольная часть имеет псковский облик. Колонны тяжелые с кокошниками.

Яркий пример раннемосковской архитектуры — Спасский собор Андроникова монастыря (1420-1427). Это первый дошедший до нас памятник на территории Москвы. Его отличают повышенные центральные прясла, повышенные подпружные арки. Раньше он был трехглавым [8].

 

ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Феодальная война, начавшаяся в Московском княжестве в 1432 г. и продолжавшаяся боле 20 лет, прервала развитие архитектуры. Видимо, монументальное строительство тогда полностью приостановилось. Некоторое оживление строительной деятельности началось лишь в 50-х гг. XV в. Из письменных источников известно, что в Кремле было построено несколько церквей. К сожалению, церкви эти не дошли до наших дней, и их первоначальные формы неизвестны. Проводились также работы по ремонту и восстановлению обветшавших построек.

Большую роль в московском строительстве той поры играл Василий Дмитриевич Ермолин, хотя неясно, кем он был – зодчим или только организатором производства. В 1462 г. Ермолиным в Кремле «поновлена камнем стена городская» и возведена надвратная церковь над Фроловскими воротами. В 1468 г. Василий Дмитриевич завершил возведение недостроенного собора Вознесенского монастыря в Москве, а в 1471 г. восстанавливал полуразрушенный Георгиевский собор в Юрьеве-Польском.
Кроме многочисленных реставрационных работ Ермолин вел и новое строительство; так, в 1469 г. он построил каменную трапезную в Троице-Сергиевом монастыре.

Наряду с московскими зодчими к строительству в Московском княжестве привлекались мастера и из других русских земель – псковичи, ростовцы и др. Следует отметить, что в московском строительстве кроме тесаного камня начали применять и кирпич. Кирпич брускового типа, очевидно, был заимствован из Новгорода или из Прибалтики. Судя по количеству построек, упоминаемых в письменных источниках, к 70-м гг.
XV в. строительство в Московском княжестве уже приобрело достаточно широкий размах, наступал новый этап в развитии московского зодчества [14].

Во второй половине XV в. резко возросло политическое значение Москвы. Процесс объединения русских земель, приостановленный феодальной войной в Московском княжестве, после ее окончания пошел ускоренными темпами. При московском великом князе Иване III (с 1462 г.) Московское княжество быстро превратилось в крупное централизованное государство, в подчинение которому попали все прежде независимые княжества Северо-Восточной Руси. В 1478 г. был подчинен Новгород, а после присоединения Твери в 1485 г. Иван III стал называть себя великим князем «всея Руси».

К. Маркс писал: «Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III едва ли подозревавшая о существовании Московии, затиснутой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на ее восточных границах».

В 1472 г. Иван III женился на греческой царевне Софии Палеолог. После падения Византии она жила в Италии, вследствие чего этот брак не давал русскому князю никаких реальных прав, но важно было, что московские государи могли теперь считать себя преемниками византийских императоров. Роль Москвы как столицы мощного крупного государства должна была быть отражена и крупными сдвигами в идеологии. В те годы появились литературные произведения, возводавшие род московских великих князей к римским императорам, была создана теория о Москве – третьем Риме: «два Рима падоша, а третей стоит, а четвертому не быти».
Естественно, что в таких условиях Москва и внешним обликом, и своими архитектурными сооружениями должна была соответствовать своему новому значению. В Москве началось энергичное монументальное строительство. Как размеры, так и великолепие московских построек были предназначены отражать мощь сложившегося централизованного государства. Основные работы проводились в Московском Кремле, коренным образом изменив его архитектурный облик [14].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь