Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковь-колокольня Ивана Лествичника



Завершила сложение архитектурного ансамбля соборной площади Кремля постройка в 1505-1508 гг. церкви-колокольни Ивана Лествичника. Церковь «иже под колоколы» была создана здесь в конце XIV в.; теперь ее заново возвел архитектор Бон Фрязин. Это было столпообразное сооружение, состоявшее из двух восьмигранных ярусов и имевшее в высоту около 60 м. Каждый ярус в верхней части завершался аркадой для колоколов. Позднее, в конце XVI в., церковь надстроили, и поэтому первоначальное ее завершение не сохранилось, хотя есть данные, что она была увенчана небольшим куполом [14].

 

ГЛАВА 2. ВНЕКРЕМЛЕВСКАЯ АРХИТЕКТУРА МОСКОВСКОГО КНЯЖЕСТВА

Андроников монастырь

На рубеже XV и XVI вв. строительство велось не только в Кремле, но и в других частях Москвы, а также во многих городах Московского государства, хотя, конечно, нигде оно не проводилось с таким размахом и такой интенсивностью, как в Кремле. При постройке церквей средней величины обычно использовали тип четырехстолпного одноглавого храма с повышающейся ступенчато конструкцией сводов и несколькими ярусами закомар и кокошников, декорирующих переход к барабану купола.

Несомненно, что подобный тип храма отражает собственно московскую линию развития зодчества, идущую еще от форм собора Андроникова монастыря (Приложение А. 9.). Хорошим примером может служить собор Княгинина монастыря во Владимире, построенный, видимо, на рубеже XV и XVI вв. на месте разрушенного собора XIII в. Он стоит на подклете, стены, расчлененные плоскими лопатками, почти лишены убранства, завершение образовано тремя четко выраженными ярусами килевидных закомар и кокошников [14].

 

Cобор Рождественского монастыря

Несколько иной вариант представляет собой собор Рождественского монастыря в Москве, построенный в 1501 -1505 гг (Приложение А. 10). Связь с композицией собора Андроникова монастыря здесь выражена особенно откровенно. Здание не имеет подклета, но центричность подчеркнута даже в большей степени, чем в соборе Княгинина монастыря. Боковые прясла фасадов понижены, чтобы выделить центр, а второй ярус закомар, отвечающий повышенным аркам, образует трехлопастное завершение. Кокошники третьего яруса расположены уже не по линиям фасадов, а по кольцу вокруг барабана [14].

 

Архитектурные памятники Белозерья

Отдельную группу образуют три архитектурных памятника Белозерья: собор Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере (1481 г.) (Приложение А. 11), собор Ферапонтова монастыря (1490 т.) (Приложение А. 12) и Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г.) (Приложение А. 13). К сожалению, собор Спасо-Каменного монастыря ныне не существует, и формы его известны далеко не полностью. Соборы Ферапонтова и Спасо-Каменного монастырей были поставлены на подклеты, образующие открытые гульбища перед порталами, а собор Кирилло-Белозерского монастыря его не имеет. В соборе Ферапонтова монастыря полностью сохранилась замечательная фресковая роспись, исполненная мастером Дионисием с сыновьями.

Белозерские памятники отличаются от московских сильно развитым декором кирпичных поясов, формой окон, расположением кокошников и другими деталями. Очевидно, здесь работали не московские, а предположительно ростовские зодчие. В то же время близость композиционного приема и явное наличие традиций московского зодчества начала XV в. дает основания полагать, что как эти памятники, так и московские постройки рубежа XV и XVI вв. (собор Рождественского монастыря в Москве и собор Княгинина монастыря во Владимире) восходят к общим прототипам – не дошедшим до нас памятникам московского зодчества 2-й половины XV в [14].

 

Угличские постройки

В 80-х гг. XV в. большое строительство развернулось в Угличе, где были возведены Спасский собор, дворцовый комплекс, Покровский монастырь. До наших дней из всех угличских построек того времени уцелела только лишь дворцовая палата – так называемый дворец царевича Дмитрия (Приложение А. 14.). Он представлял собой небольшую кирпичную двухэтажную квадратную постройку, фасады которой завершались треугольными щипцами, заполненными кирпичным орнаментом. Небольшой четырехстолпный храм был построен в Волоколамске (точная дата неизвестна). Белокаменный, одноглавый, на высотом подклете, этот храм был позднее перестроен (верхняя часть) [14].

 

Бесстолпные церкви

В конце XV в. московские зодчие разработали также новый тип храма – небольшую бесстолпную церковь с крещатым сводом. Интенсивное развитие каменно-кирпичного строительства в Москве и других городах Московского государства вызвало необходимость в таких постройках, которые могли удовлетворять нужды посадского люда, а также и княжеские притязания. Маленькие квадратные здания церквей перекрывались сомкнутым сводом, пересеченным двумя взаимно перпендикулярными узкими цилиндрическими сводами; в центре ставился небольшой барабан с главкой. Эта довольно сложная конструкция свода на фасадах отражена в виде трехлопастного завершения. Сохранившиеся архитектурные памятники подобного типа заметно отличаются друг от друга, свидетельствуя о работе разных мастеров. Они возводились из кирпича или из камня, а порой и в их сочетании. Некоторые храмы стояли на подклете и имели галереи, другие были значительно проще – без подклета и галерей. Большей частью они имели одну апсиду во всю ширину здания, хотя встречаются церкви с апсидой трехлопастного очертания и даже с тремя апсидами. Порталы в них большей частью отражают старую московскую традицию; они перспективные, с архивольтами килевидного очертания [14].

Видимо, одним из наиболее ранних храмиков такого типа является церковь Трифона в Напрудном в Москве (1492 г.) (Приложение А. 15.). К более сложным, стоящим на подклете, относится церковь Зачатия Анны «что в углу» Китай-города (Приложение А. 16.), возведенная, по-видимому, в начале XVI в. Также к началу XVI в. относятся церковь в с. Юркино, церковь в с. Городище близ Коломны (нижняя ее часть более древняя), церковь-усыпальница князей Трубецких в Трубчевске (от нее в составе более поздней постройки сохранился только подклет), церковь Николы Гостиного в Коломне (1501 г.) и некоторые другие памятники зодчества того же типа.

Несколько иной, своеобразный вариант представляют Успенская и Никольская церкви (Приложение А. 17.) в Ивангороде, построенные, по-видимому, на рубеже XV и XVI вв. Это квадратные в плане бесстолпные храмы, причем Успенская церковь поднята на подклет, имеет три апсиды, примыкающие с трех сторон двухъярусные галереи и небольшой придел, тогда как меньшая по величине Никольская церковь – двухапсидная, не имеет подклета и галерей. Успенская церковь и ее придел, а также Никольская церковь перекрыты куполами, диаметр которых соответствует ширине самого здания. Переход от квадрата к кольцу барабана всюду исполнен с помощью тромпов. Есть основания полагать, что строителем этих храмов был приехавший из Италии грек-эмигрант [14].

Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре

В рассматриваемую эпоху возводили и такие постройки, которые нельзя отнести к какому-либо определенному типу храмов, поскольку они являются совершенно оригинальными и, видимо, единичными произведениями. Такова, например, Духовская церковь в Троице-Сергиевом монастыре (Приложение А. 18.), построенная псковскими мастерами в 1476-1478 гг. Небольшая четырехстолпная церковь очень близка раннемосковским храмам, хотя построена не из тесаного камня, а из своеобразного очень плоского кирпича. Она имеет ступенчато повышающуюся конструкцию сводов, но, в отличие от обычных четырехстолпных храмов, центральное круглое пространство здесь не открыто в барабан, а закрыто сводом, над которым находится звонница, и лишь над нею вздымается барабан с главой. Звонница представляет собой как бы свернутую в трубочку псковскую звонницу. В целом этот памятник, имеющий явную тенденцию к столпообразному построению объема, - один из ранних примеров церкви «под колоколы» [14].

Гражданское строительство

Параллельно со строительством храмов велось и строительство гражданских сооружений. Помимо кремлевского дворца строили монастырские трапезные, из которых до наших дней сохранилась трапезная Андроникова монастыря (1504-1506 гг.) (Приложение А. 19.). Это квадратное в плане двухэтажное здание, перекрытое, подобно Грановитой палате, четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на столб в центре помещения. Фасады трапезной расчленены лопатками, расположенными на углах и посередине, отвечая внутреннему опорному столбу. Единственным декоративным мотивом является пояс кирпичного поребрика и красных изразцов, размещенный под свесом кровли [14].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь