Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Советская культура в 1945-1953 гг.
Литература. Главной темой стали ощущения и переживания личности в условиях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о минувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины стала центральной в " Повести о настоящем человеке" Б. Н. Полевого, поэме А. Т. Твардовского " Дом у дороги", романе А. А. Фадеева " Молодая гвардия", повести В. П. Некрасова " В окопах Сталинграда". Усиливался контроль партии за содержанием литературного творчества. В постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. " О журналах " Звезда" и " Ленинград" эти издания обвинялись в пропаганде идей, " чуждых духу партии", предоставлении литературной трибуны для " безыдейных, идеологически вредных произведений". Особой критике подверглись М.М. Зощенко, А.А. Ахматова. В постановлении отмечалось, что Зощенко проповедует " гнилую безыдейность, пошлость и аполитичность" с целью дезориентации советской молодежи, " изображает советские порядки и советских людей в уродливо карикатурной форме", а Ахматова является типичной представительницей " чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии", пропитанной " духом пессимизма и упадничества... старой салонной поэзии". Журнал " Ленинград" был закрыт, а в журнале " Звезда" заменено руководство… Резкой критике были подвергнуты те писатели, творчество которых вполне отвечало требованиям партии. Например, руководитель Союза писателей А.А.Фадеев был раскритикован за первоначальный вариант романа " Молодая гвардия", в котором было недостаточно показано партийное руководство молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.А. Исаковский - за пессимизм стихов " Враги сожгли родную хату". Критике подверглись драматург А.П. Штейн, писатели Ю.П. Герман и Э.Г. Казакевич, М.Л. Слонимский. Литературная критика перерастала и в прямые репрессии. В ходе борьбы с " космополитами" были расстреляны П.Д. Маркиш и Л.М. Квитко, велось следствие по " делу" И.Г. Эренбурга, В.С. Гроссмана, С.Я. Маршака. В дальнейшем были приняты и другие постановления по проблемам литературы: " О журнале " Крокодил" (1948 г.), " О мерах по улучшению журнала " Огонек" (1948 г.), Театр и кино. Вслед за литературой было " усилено партийное руководство" театром и кино. В постановлении ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению" осуждалось преобладание в театрах страны классического репертуара в ущерб пьесам, посвященным " пафосу борьбы за коммунизм". А немногие встречающиеся в репертуарах пьесы на современную тематику критиковались как слабые и безыдейные, в которых советские люди предстают " примитивными и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами", а события изображены " надуманно и лживо". Критиковался Комитет по делам искусств за наличие в репертуаре пьес, " идеализирующих жизнь царей, ханов, вельмож", за " внедрение в репертуар театров пьес буржуазных западных драматургов, открыто проповедующих буржуазные взгляды и мораль". " Большая жизнь" (2-я серия) Л.Лукова, рассказывающей о трудностях восстановления Донбасса после войны (бал раскритикован за " фальшивое изображение партийных работников" и отсутствие показа " современного Донбасса с его передовой техникой и культурой, созданной в " Адмирал Нахимов" В.И. Пудовкина; " Иван Грозный" (2-я серия) С.М. Эйзенштейна (по мнению Сталина, в этом фильме был создан ложный образ царя - нерешительного и бесхарактерного, " типа Гамлета", неправильно, в негативном виде показана опричнина). Критике были подвергнуты также выдающиеся кинорежиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг и др. Развивая идеи этих постановлений, специально созданный властями еженедельник " Культура и жизнь" в конце 1946 г. начал массовую компанию против " декадентских тенденций" в театре и потребовал исключения из репертуара театров всех пьес зарубежных авторов. Музыка. В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновилось проведение декад национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: начали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, пианист С. Т. Рихтер, скрипач Л. Б. Коган, певцы - И. К. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы " Великая дружба" В. И. Мурадели, балеты " Каменный цветок" С. С. Прокофьева, " Медный всадник" Р. М. Глиэра, " Семь красавиц" К. А. Караева и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи произведения критиковались за " формалистическую", " антинародную" направленность, " пренебрежение народными музыкальными традициями". В конце 1947 г. жесткий идеологический пресс обрушился советских музыкантов. Поводом послужило исполнение трех произведений, созданных по заказу властей к 30-летию Октябрьской революции: Шестой симфонии С.С. Прокофьева, " Поэмы" Ф.И. Хачатуряна и оперы " Великая дружба" В.И. Мурадели. В феврале 1948 г. ЦК ВКП(б) издал постановление " О декадентских тенденциях в советской музыке", где критике подвергся Мурадели за " пренебрежение лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности". После выхода этого постановления началась чистка и в Союзе композиторов. Произведения опальных композиторов перестали исполняться, консерватории и театры отказались от их услуг. Вместо их произведений звучали хоровые и сольные восхваления Сталина и счастливой жизни советских людей, строящих под руководством партии райскую жизнь на земле. Образование. Одной из важнейших задач было возрождение разрушенной войной системы образования. В 40-е - начале 50-х годов Советский Союз имел огромный дефицит специалистов с высшим образованием и недостаток в квалифицированных кадрах. Трудности, с которыми столкнулась сфера образования в СССР, были решены за счет понижения образовательного уровня. Хотя учителям и преподавателям вузов, как и всем научным сотрудникам, была существенно увеличена заработная плата и предоставлен ряд льгот, подготовка их была ниже даже по сравнению с 30-ми годами. Большинство школьных учителей были подготовлены на краткосрочных курсах или в учительских институтах по укороченной программе. В 1950-1951 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучалось около 35 млн. детей. Неуклонно росли государственные расходы на науку и образование. Уже в 1946 г. они увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2, 5 раза. Задачи восстановления требовали новых отрядов специалистов высшей квалификации. Уже в 1946-1948 гг. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уровень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям. Целая армия молодых людей, не успевших получить образование до войны, обучалась теперь без отрыва от производства. Страна перешла на всеобщее семилетнее образование. Понижение общеобразовательного уровня привело впоследствии к кризисным явлениям в науке и экономике советского государства, но в то время оно дало быстрый эффект, создалась иллюзия ускоренного научно-технического развития общества. Архитектура. В архитектуре послевоенного времени нескольким объектам придавалось значение " памятников эпохи": каналу Волга-Дон, высотным зданиям Москвы, станциям метрополитена. Канал Волга-Дон (1952; группа архитекторов под руководством Л. М. Полякова) по своим масштабам, инженерному решению и индустриальным методам строительства являлся передовым гидротехническим сооружением. Его грандиозный комплекс, раскинувшийся на протяжении 300 км от Волги до низовьев Дона, мыслился как целостный архитектурно-художественный ансамбль, прославляющий победу советского народа в Великой Отечественной войне. Для его украшения была привлечена скульптура различных видов: портретный монумент И. В. Сталина, большие скульптурные группы, украшающие шлюзы, множество барельефов, архитектурно-декоративных эмблем и решеток. 13 января 1947 г. Совет министров СССР принял Постановление " О строительстве в Москве многоэтажных зданий", в котором были описаны планы по строительству 8 высотных зданий. Количество зданий должно было символизировать 800-летие Москвы, праздновавшееся в 1947 г. Строительство одного из зданий, которое велось на месте снесённого китайгородского района Зарядье, было прекращено после смерти Сталина. Авторам проектов 7 московских высотных зданий удалось создать оригинальные архитектурные решения, получившие в специальной литературе название сталинский ампир или советский монументальный классицизм.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 5474; Нарушение авторского права страницы