Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Неклассический образ природы. ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Далее обнаруживается связь живой и неживой природы, эволюцияприроды (Дарвин). Однако полагается, что есть устойчивые закономерности, познав которые можно реализовать, на их основе, все свои желания. Решающие шаги в становлении новых представлений были сделаны в области атомной и субатомной физики, где человек попал в совершенно новую познавательную ситуацию. В теоретический аппарат естествознания были введены понятия, которые не являются наблюдаемыми в эксперименте величинами, но помогают описывать то, что происходит.Был сформулирован вероятностно-статистический подход к природным явлениям и объектам, что фактически означает отказ от концепции механистического детерминизма, от однозначной причинно-следственной связи. Многие явления мы можем предсказать только с определенной долей вероятности. Далеко за рамки естествознания вышли сформулированная Н. Бором и ставшая основой в неклассической физике идея дополнительности (электрон одновременно и вещественная частица-корпускула и электромагнитное поле), а также принцип относительности Эйнштейна. Современный постнеклассический образ природы. Наука перешла к изучению больших и очень сложных систем, какими являются человек, биосфера, общество и т.п. Ученым пришлось отказаться от аналитического подхода к изучаемым объектам. Основными методами исследования становятся синтетические, системные методы, объясняющие свойства явлений не через сведение их свойств к свойствам частей, а концентрирующие внимание на выявлении свойств системы как целого. Обнаружилось, что поведение сложных саморазвивающихся систем, пронизано многочисленными нелинейными обратными связями между подсистемами. Именно эти обратные связи обусловливают индивидуальную неповторимость эволюции сложных систем. Развития системного подхода и его применение к сложноструктурированным объектам привело, в конце концов, к созданию нового направления в естествознании - синергетике, в основу которой были положены работы Германа Хакена, Ильи Пригожина и других. Синергетика изучает поведение способных к самоорганизации сложных систем, находящихся вдали от состояния теплового равновесия и интенсивно обменивающихся энергией с окружающей средой. Такие сложные системы начинают развиваться в направлении усложнения своей структуры, причем " траектории" такого развития могут раздваиваться (в точках бифуркации), вследствие чего развитие системы становится непредсказуемым, зависящим от собственной предыстории и воздействий среды. " Планетарные" возможности человека сейчас таковы, что процесс познания природы уже нельзя считать актом " бесстрастного" наблюдения за чем-то внешним по отношению к наблюдателю. Наряду с введением принципа глобального эволюционизма (развивается неживая, живая природа и общество), был введен антропный принцип (амер.физик Картер), отмечающий, что человек возник как результат эволюции и, как высший этап эволюции, влияет на все, что происходит в природе. Т.е. нельзя рассматривать природу и человека в отрыве друг от друга. Н.Н.Моисеев ввел понятие коэволюционного императива, т.е. требования совместного, гармоничного развития природы и общества. В связи с этим впервые за всю историю человечества встает вопрос о " цене" знания, которая не должна быть столь " высокой", чтобы полученное знание привело бы человеческий род к гибели. Другими словами, " истина" перестает быть самодовлеющей категорией науки. В постнеклассической науке возникает новая идеология рациональности: рационально то, что ведет к выживанию. Такую идеологию можно было бы назвать гуманитарным антропоморфизмом. Итак, встает вопрос об оценке действий ученого не только с точки зрения научной компетентности, но и нравственной ответственности. Итак, специфика философского подхода – обобщенное изучение явлений, в данном случае природных, как целостных, в контексте всего бытия, а также проникновение и выявление сущности явлений. При этом философия всегда опирается на данные частных наук. Вопрос № 30 Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности. Будущее человека и общества. Глобальные проблемы – это те, которые оказывают воздействие на общество в целом, человека и природу, от решения которых зависит сохранение цивилизации. Решить их можно только сообща. Что породило глобальные проблемы? 1. Масштабы человеческой деятельности, основанные на НТП достигли глобальных размеров, стали радикально изменять природу, общество, образ жизни людей; 2. Люди, социально-политическая организация общества, оказались неспособными разумно распорядиться возросшей мощью своих технико-производственных возможностей. Основные причины возникновения глобальных проблем: 1. Развитие НТП; техноцентризм; 2. Рост народонаселения; 3. Гонка вооружений; 4. Недостаток политической воли к мирному сосуществованию; 5. Нерациональное расходование природных ресурсов; 6. Потребительская психология и косность мышления массового человека; 7. Мировоззрение, представляющее природу бесконечной и неисчерпаемой; 8. Приоритет экономических ценностей над духовными. 9. Международное разделение труда. Краткая история. Осознание наличия глобальных проблем произошло в 60-х годах ХХ века. Важную роль в этом сыграло неформальное объединение ученых «Римский клуб». Организатором в 1968 г. был А.Печчеи. Развитие ЭВМ наконец позволило свести воедино данные экономического, социального развития и показатели состояния окружающей среды. Результаты вызвали шок – из исследований вытекало, что при существующем типе хозяйствования ресурсов планеты хватит только до 2015 г. Появились понятия «экологический кризис», «социоприродная система» и другие, подчеркивавшие неразрывную связь и взаимозависимостьобщества и природы, стран и народов. Популярной стала мудрость американских индейцев «мы не получили природу в наследство от предков, а взяли ее в долг у потомков». Три группы глобальных проблем : 1. Проблемы войн и военных конфликтов, терроризма. т.е. между государствами и регионами планеты (недопущение конфликтов, установление экономического порядка); сохранение мира; 2. Социальные проблемы, т.е. между обществом и человеком (демография, здравоохранение, образование и др.); т.е. социальные проблемы; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); Демографические проблемы: прекращение стремительного роста населения (рост численности населения в развивающихся странах, падение рождаемости в развитых); своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности. проблемы сохранения культурного разнообразия народов. проблемы здравоохранения (вспышки «старых заболеваний», например, туберкулеза, и появление новых – СПИД, птичий грипп и др.) проблемы образования и другие. преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; 3 .Экологические проблемы (защита окружающей среды, охрана и распределение топливных сырьевых ресурсов, освоение, космоса и Мирового океана). - преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу, - сохранение природной среды, - надежное обеспечение человечества энергией, сырьем, продовольствием, - пресной водой, - хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства; - резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов; - Проблема отходов - промышленных и бытовых, загрязнения окружающей; - ухудшение экологических условий жизни людей; - сохранения биоразнообразия и др. Особенности современной цивилизации: Современная цивилизация имеет техногенный характер. Отношение техногенной цивилизации к природе: 1. природа – это сфера приложения сил человека; природа – пассивный объект, а человек - активный субъект, он призван преобразовать мир («природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник»); 2. Природа – просто среда, неизменная, неисчерпаемая, механическая система; 3. Направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя; 4. Акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий: «техника решает все! ». Экологические ценности: - Ценность жизни во всем ее разнообразии; благоговение перед жизнью - Природа, целостность природы, а не отдельные ресурсы; - Красота природы; - Биологическое разнообразие; - Взаимодополнительность; - Сотрудничество; - Любовь к природе, забота о ней; - Ответственность за будущее; - Доверие к жизни; ненасилие. Альтернативы развития человечества: 1. Экологическая катастрофа – информационно-экологическая цивилизация; 2. Технократизм – коэволюция общества и природы; 3. Демократия – тоталитаризм; 4. Демографические процессы ставят альтернативу: либо качественное развитие, либо стагнация развития; 5. Комплексная система глобальной безопасности – неустойчивая глобальная социальная система; 6. Столкновение цивилизаций – сотрудничество стран, народов; 7. Глобализация как вестернизация – глобализация как диалог культур; и другие… Итог: Глобальные проблемы современности порождены в конечном счете именно всепроникающей неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техническое могущество человечества неизмеримо превзошло достигнутый им уровень общественной организации, политическое мышление явно отстало от политической действительности, а побудительные мотивы деятельности преобладающей массы людей и их нравственные ценности весьма далеки от социального, экологического и демографического императивов эпохи. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы