Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. 1.1. Гуманистическая парадигма педагогического процесса



 

Гуманизм как мировоззрение – это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление своих сущностных сил, выражающих его отношение к природной и социальной среде, оценку своего места в ней и связь с другими людьми.

Гуманность как качество личности есть совокупность нравственно-психологических свойств, выражающих осознанное и сопереживающее отношение к человеку как высшей ценности.

Гуманизация как процесс есть формирование гуманистического мировоззрения и гуманистических качеств развития личностей субъектов взаимодействия – педагогов и воспитанников.

Гуманитарная культура педагога – это оптимальная совокупность общечеловеческих идей и ценностей, универсальных способов познания и гуманистических технологий педагогической деятельности.

Гуманизация педагогического процесса как целостной системы представляет собой организованную совокупность целей, содержания, условий, форм и методов, направляющих и преобразующих детскую жизнь (Б.Т. Лихачев). В качестве слагаемых целостности воспитательно-образовательного процесса выступают детский

коллектив как ее форма, обучение как ее содержание, труд как ее основа, внеурочная деятельность как органический элемент и воспитание в семье во взаимодействии со школой как условие объединения главных воспитывающих сил. Целостность педагогического процесса обеспечивает реализацию его главной цели – развитие личности, приводит к взаимному усилению и взаимосвязи сторон, процессов обучения, развития и воспитания; характеризует взаимосвязь между деятельностью его субъектов и объектов и приводит к слиянию педагогического и детского коллективов, балансу между возможностями личности воспитуемого и характером внешних влияний на нее. Идеи гуманизации обучения и воспитания провозглашались и реализовывались в той или иной плоскости во все исторические эпохи в разных странах, наиболее активно проявлялись в послекризисные периоды развития общества.

Гуманистические идеи о цели, способе, формах, психологических условиях, отношениях воспитателя и воспитанника, принципах организации педагогического процесса были реализованы в XIX–XX вв. в системах «новых школ» в предреволюционной России (С.М. Ривес, Н.М. Шульман, В.Н. Сорока-Росинский, С.Т. Шацкий) и зарубежных авторских системах (Р. Штейнер, У. Глассер, Л. Кольберг, С. Френе). Они получили дальнейшее развитие в концепциях и моделях образования Нового времени, составляющих гуманистическую парадигму, наиболее ярким представителем которой является К. Роджерс.

Гуманистическая концепция обучения. Роджерса возникла в конце 50-х – начале 60-х гг. как реакция на бездуховность и механистичность в системе образования, постепенно терявшей человека в ворохе знаний. Основатель так называемого недирективного обучения и воспитания полагал, что переход к новой парадигме вызван потребностью общества в творческом человеке. В описываемой парадигме учитель не столько передает знания, сколько создает ребенку условия для самостоятельного их открытия, обнаружения. «Если я не доверяю человеку, то я должен напичкать его информацией по моему собственному выбору... Но если я доверяю способности индивида развивать собственную потенциальность, то я могу позволить ему выбрать свой собственный путь и свое собственное направление в процессе учения». Учитель как человек, создающий условия для учения (фасилитатор) и осуществляющий эмоциональную поддержку ученика (собеседник), ориентирован не на учебный предмет или свой статус, а на личность ребенка и личностно значимые задачи учения. Он должен быть готов выслушать и услышать проблему другого человека – своего ученика, соучаствовать в его жизни, не нарушая автономии и «жизненного пространства».

Психологические позиции представителей современной гуманистической психопедагогики (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, Д. А. Белухин, И.А.Зимняя, В.А. Караковский, А.В. Петровский, И.С. Якиманская, А. Маслоу, Р. Барт, Т. Грин, К. Патерсон и др.) характеризуются следующим образом:

1. Школьная программа предусматривает создание эмоционально стимулирующей учебной среды. При этом особое значение придается инициативности учащихся в познавательной деятельности и саморегуляции, проявляющейся в свободе выбора и чувстве ответственности.

2. Учение должно происходить в позитивной обстановке и в атмосфере теплоты, эмоциональной искренности, взаимной приязни, отсутствия пристрастных суждений и угроз. Необходимым условием считается установление конструктивных отношений в классе и доверие между учителем и учащимися.

3. Учебный процесс структурируется на солидарной основе (общее согласие в намечаемых целях). Учитель не должен выступать в неблагоприятной роли контролера, доминирующего над учебным процессом. Он – консультант, ценный источник знаний, готовый всегда помочь словом и делом.

4. Каждый ученик получает реальную возможность выбора познавательных альтернатив, а учитель поощряет детей к самореализации в той или иной форме в зависимости от уровня развития.

5. Основным-критерием оценки образовательной программы являются ее возможности в развитии потенциала ребенка и стимулировании его творческих способностей.

6. Сущность процесса учения рассматривается как накопление субъективного опыта познаний, пронизывающих человеческую жизнь, обогащение его все новыми гранями и содержательными элементами.

7. Учитель не использует оценки как форму давления на учащихся, воздерживается от критических суждений, если учащийся не просит об этом. Оценки совместно обсуждаются.

Основной целью и предназначением современной психологической службы является общая гуманизация воспитательно-образовательного процесса в семье, детском саду и школе при соблюдении принципа педагогической экологии. Отношения родителя, педагога к ребенку строятся на его безусловном принятии как необходимом условии развития и саморазвития, на безоценочном отношении независимо от преобладания в нем сильных или слабых сторон, на педагогическом оптимизме и доверии воспитаннику, глубокой любви и эмпатии, уважении его личности, прав и свобод. Гуманистическая ориентация субъектов воспитания предполагает развитие их собственных личностных ресурсов, обновление форм общения с воспитанниками: от восприятия ребенка до взаимодействия с ним и оценки его успехов в щадящих и возвышающих личность формах.

Личностно ориентированный гуманистический воспитательно-образовательный процесс обязательно предполагает субъект-субъектные отношения, взаимообмен и взаимообогащение, создание условий для саморазвития ребенка, проявления его разносторонней активности. Этот тип взаимодействия отличается от функционально-ролевой ориентации деятельности педагогов, при которой педагогическое воздействие направлено главным образом на преобразование когнитивной сферы воспитанников. Критериями успешной деятельности педагогов и родителей в данном случае служит соответствие детей заданным эталонам. При личностной ориентации воспитателей (в широком смысле этого слова) затрагивается мотивационно-смысловая сфера воспитанников, а научное знание выступает средством преобразования этой сферы. Гуманистическая ориентация педагогов и родителей способствует формированию положительного образа «Я» каждого ребенка, который включает твердую убежденность в импонировании другим людям, уверенность в способности к той или иной деятельности, чувство собственной значимости. Такой образ «Я» делает его субъектом деятельности и общения, постоянно создает ему ситуацию успеха.

 

II. 1.2. Сравнительный анализ гуманистической и рационалистической


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 522; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь