Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психология эпохи как историческая общность людей
Понятие психологии эпохи как исторической общности людей. В числе глобальных проявлений человеческой общности наряду с феноменом человечества вторым по масштабу оказывается понятие психологии эпохи как исторической общности людей. Это понятие служит для обозначения всего многообразия и специфики проявлений общественной психологии в тот или другой интервал всемирной истории, что позволяет говорить о своеобразии психики человека того времени, об исторических особенностях духа времени или о преобладавшем тогда общественном настроении. Эпохальные исторические особенности общественной психологии позволяют говорить о такой общности психического состояния и поведения людей того или иного времени, которая объединяла их, несмотря на многообразие тех различий, которые их отличали друг от друга. Гегель о психологических особенностях различных эпох. Гегель одним из первых в истории философской мысли представил ряд интересных зарисовок психологических особенностей, подмеченных им в характере и поведении людей различных исторических эпох. Так, Гегель отмечал, например, психологические особенности народов различных исторических эпох. Несомненный интерес, в частности, представляет его характеристика специфики духа времени, психологии античности в сравнении с эпохой средневековья и эпохой буржуазных революций. Так, сравнивая исторически сложившиеся черты характера личности современного ему общества с временами античности, Гегель отмечал неразвитость чувства уверенности в себе, нерешительность древних в сравнении с людьми нового времени. Последнее обстоятельство, по мнению Гегеля, нашло свое выражение в ситуации принятия человеком разных эпох ответственного решения. Характерной чертой поведения в такой ситуации древнего человека было стремление получить " подсказку" извне и снять тем самым с себя моральную ответственность за принятое решение, тем более если бы оно оказалось ошибочным. "...Древние, — писал Гегель, — не поднявшись еще до этой мощи субъективности, до этой силы уверенности в себе, в решении своих дел руководствовались оракулом и внешними явлениями, в которых они искали подтверждения и оправдания своих замыслов и намерений" [3, с. 69]. Уже в стремлении получить " подсказку" от природных явлений посредством наблюдения за животными, изменениями в погоде или за движением небесных светил сказалась важная историческая особенность психики древнего человека, состоящая в высокой степени зависимости этой психики от природы. Эти же черты отличают, по мнению Гегеля, психику древнего человека от психологических особенностей эпохи средневековья с характерным для последней противопоставлением духовного и морального начала природному началу в человеке. В свою очередь, такое противопоставление друг другу плоти и духа вызывает психическую деформацию индивида, ведет к развитию нездорового, воспаленного воображения, отрицательно сказывается на общем психическом состоянии и психическом здоровье личности. Гегель это наглядно иллюстрирует на особенностях женской психологии различных исторических эпох. " Необузданная сила воображения женщин средневековья, — отмечал он, — нашла выражение своему неистовству в мерзостях колдовства, в стремлении выместить на других свою ненависть и мелкую зависть. Это и приводило их на костер. Женщины Греции могли выразить свою ярость в вакхических празднествах. Изнемогши телом и воображением, они спокойно возвращались в круг обычных восприятий и будничной жизни. Дикая менада в остальное время была разумной женщиной" [4, с. 224]. Продолжая сопоставление психических особенностей в поведении и состоянии женщин средневековья и древности, Гегель писал: " Там ведьмы, здесь менады, там фантазия представляет себе дьявольские рожи, здесь прекрасного, увенчанного виноградными лозами бога. Там с этим связано удовлетворение чувств зависти, ненависти и стремления отомстить, здесь — ничего, кроме бесцельного, доходящего до неистовства наслаждения; там переход от отдельных припадков безумия к полному и окончательному разрушению духа, здесь — возвращение к обычной жизни" [4, с. 224—225]. В. О. Ключевский о специфических чертах общественной психологии в разные периоды российской истории. Глубокий анализ психологических особенностей различных эпох в истории России дает и замечательный русский историк В. О. Ключевский, отмечавший при этом влияние на психологию своего времени той или иной выдающейся личности и преобладающего общественного настроения. Так, характеризуя XIV век, он обращается к роли и образу Сергия Радонежского, который увидел основу жизни народа в его вере в себя, приобретающей особое значение в самые критические и трагические моменты его истории. Историческое значение Сергия В. О. Ключевский видел в том, что он сумел вдохновить нравственно надломленный иноземным игом народ на борьбу за свое освобождение и духовное возрождение, которое затем стало верованием последующих поколений [5, с. 17—18]. XVII век, начиная с воцарения Бориса Годунова, Ключевский характеризовал как время, окрашенное хроническим настроением недовольства народных масс, и объяснял это главным образом неустойчивостью политической обстановки в стране, особенно отчетливо проявившейся в период, известный под названием Смутного времени. В продолжении всего XVII века все " общественные состояния" жалуются на бедствия, на свое обеднение, разорение, на злоупотребление властей, жалуются на то, отчего страдали и прежде, но терпеливо молчали. Недовольство становится и до конца века остается господствующей нотой в настроении народных масс. Совсем по-другому предстает перед нами психология XVIII века со времени воцарения Екатерины И. В. О. Ключевский не скрывает темных сторон тогдашней правительственной деятельности и общественной жизни: небрежность и злоупотребление администрации, недобросовестность судей, праздность и грубость дворянства и т. д. Однако общее впечатление о настроении того времени, по его твердому убеждению, почти у всех сословий ассоциировалось с представлением о всесветной славе Екатерины, о мировой роли России, о национальном достоинстве и народной гордости, об общем подъеме народного духа. Объясняя природу такого ощущения людьми психологии и настроения своего времени, В. О. Ключевский отмечал, что здесь мы имеем дело не с исторической критикой, а с " общественною психологией, не с размышлением, а с настроением". Люди судили о своем времени не по фактам окружавшей их действительности, а по своим чувствам, навеянным какими-то влияниями, шедшими поверх этой действительности. " Они, — писал В. О. Ключевский, — как будто испытали или узнали что-то такое новое, что мало подняло уровень их быта, но высоко приподняло их самосознание и самодовольство, и, довольные этим знанием и самими собой, они смотрели на свой низменный быт свысока, со снисходительным равнодушием. Их чувства и понятия стали выше их нравов и привычек, они просто выросли из своего быта, как дети вырастают из давно сшитого платья" [5, с. 290]. Понятие духа времени и настроения эпохи. Наряду с существованием преобладающего в течение известного времени или всегда характерного для данного народа настроения правомерно признавать и наличие настроений, которые выражают направленность чувств, мыслей и внимания многих народов. Эти настроения могут быть достаточно стабильными на протяжении целого исторического периода. В таких случаях говорят о духе времени, духовной атмосфере, настроениях эпохи и т. д. Вероятно, дух времени и духовная атмосфера времени — это понятия однопорядковые. Другое дело, какой смысл вкладывать в эти социально-психологические категории. Здесь мнения историков, философов, психологов и социологов очень часто не совпадают. Русский историк конца прошлого столетия Н. А. Астафьев, выступавший с позиций христианской идеологии, определял, например, дух времени как совокупность идей данного времени. Основные приметы и проявления духа своего времени он видел, в частности, в " погоне за наживой", в " тирании плоти", распространении " порнографической литературы", скептицизме, позитивизме, утилитаризме, материализме, реализме, пессимизме, анархизме и т. д., предлагая единственно возможный, по его мнению, выход из духовного кризиса, который состоял в приобщении к " слову Божьему" [6]. Американский психолог Дж. Болдуин сводил дух времени к преобладающему настроению какого-либо народа. Под духом времени он понимал духовную атмосферу жизни, а в более мелких вещах — стиль, характеризующий психологию данного народа. Здесь имелась в виду система ценностей, заключающаяся в общественных обычаях, условностях, учреждениях, формулах и т. д. [7, с. 108]. Конечно, дух времени включает в себя совокупность всех этих элементов и отражается определенным образом на атмосфере жизни отдельных народов. Однако дух времени, как уже отмечалось, не есть психологическая особенность того или иного народа. Он характеризует общие духовные ценности и тот настрой не только ума, идей, но и чувств, которые объединяют, связывают не один, а несколько народов. Естественно, что дух времени характеризует сравнительно небольшой диапазон психических проявлений, которые могли бы совпадать в одно и то же время у разных народов, каждый из которых имеет своеобразный психический склад и душевный настрой. Так, характерной чертой духа времени конца XVIII — первой четверти XIX века была атмосфера творческого поиска, смелого дерзания в науке, отрицания догматики и метафизики, доставшихся в наследие от традиций средневековой схоластики и церковной идеологии. Это дает основание говорить об этом времени как о революционной эпохе. В. Г. Белинский так же характеризует черты духа времени того периода. " Дух анализа и исследования — дух нашего времени. Теперь все подлежит критике, даже сама критика", — писал он [8, с. 417]. На фоне преобладающих настроений эпохи, или духа времени, могут наблюдаться в отдельные периоды и ноты, звучащие иначе, диссонансом и захватывающие определенные слои общества самых различных стран. Так, Е. В. Тарле пишет, что " старший современник и друг Пушкина, князь П. А. Вяземский, переживший дни Наполеона, говорил, что постоянный гнет, тревога и неуверенность в завтрашнем дне царили во всей Европе в течение всей Первой империи. Никто не мог знать, что с ним и с его страной будет завтра, не готовит ли Наполеон неожиданного удара" [9, с. 7]. Однако распространенное и даже преобладающее в широких слоях в тот период настроение все же не было единственным и тем более доминирующим умонастроением, а следовательно, и главным признаком духа времени. Нельзя не согласиться в этой связи с Г. В. Плехановым, который под духом времени, духом эпохи понимал не всякие, а именно преобладающие настроения и притом даже не всяких социальных групп и слоев, а лишь тех, которые задавали тон общественной жизни. " Когда мы говорим, что данное произведение вполне верно духу, например, эпохи Возрождения, — писал Г. В. Плеханов, — то это значит, что оно совершенно соответствует преобладавшему в то время настроению тех классов, которые задавали тон общественной жизни" [10, с. 248]. Однако наряду с таким определением духа времени (преобладающее настроение тех классов, которые задавали тон общественной жизни), на наш взгляд, правомерно и более широкое смысловое употребление этой социально-психологической категории. В предельно широком смысле под духом времени, или атмосферой эпохи, следует подразумевать всю совокупность основных умонастроений и эмоциональных отношений к материальным и духовным ценностям, характерных не только для классов, задающих тон, но и для всех социальных групп и народов того или иного исторического периода. Правомерность такого, на наш взгляд, более емкого определения духа времени диктуется как сложностью духовной жизни общества, которая не сводится к совокупности настроений, так и сложностью и многообразием самих социальных настроений, в которых возможны сильные противоборствующие тенденции. Настаивая на более широком определении духа времени, мы не снимаем тем самым вопроса о тех настроениях, которые задавали тон, доминировали в общей духовной атмосфере эпохи. Проблема динамики и формирования преобладающего настроения эпохи заслуживает всяческого внимания историков, философов, социологов и социальных психологов, поскольку данное явление накладывает значительный отпечаток на всю духовную и материальную жизнь общества. Несомненный интерес в этой связи представляет характеристика форм развития личности, в частности ее доминанты, т. е. тех черт личности, которые в данный исторический период выдвигаются на первый план. Применительно к личности понятие доминанты (очевидно, по аналогии с соответствующим учением А. А. Ухтомского) удачно схватывает не только ее ведущее настроение, но и преобладающее настроение целой исторической эпохи: «Так, в эпоху классического Рима, — писал В. П. Тугаринов, — такой доминантой была гражданственность. Эта же доминанта, хотя, конечно, с другим конкретным содержанием (ответственность перед народом — крестьянством, борьба за его освобождение от крепостного права), характерна для русских передовых деятелей прошлого века. Н. А. Некрасов хорошо это выразил: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. В период подготовки Великой французской буржуазной революции конца XVIII в. такой доминантой личности была свобода. Деятельность Руссо, Вольтера, энциклопедистов проходила под знаком борьбы за свободу. В период " Бури и натиска" в Германии такой доминантой была индивидуальность» [11, с. 96]. Социальная обусловленность преобладающего настроения эпохи. Закономерность развития и смены общественно-экономических формаций позволяет понять причины и условия возникновения и существования в течение определенного времени общих для ряда народов духовных ценностей и умонастроений. Соответствие производственных отношений характеру и уровню производительных сил в условиях становления той или иной общественно-экономической формации создает атмосферу духовного подъема, способствует утверждению, распространению и сохранению жизнеутверждающих, оптимистических настроений, захватывающих многие народы и характеризующих дух эпохи. Наоборот, развитие той или иной формации по нисходящей линии, последние завершающие этапы, когда особенно ярко проявляются ее противоречия и антагонизмы, обычно окрашены атмосферой сомнения, неверия, скептицизма и пессимизма, переходящего в отчаяние и захватывающего самые широкие слои общества. Так, настроения тревожного ожидания, пессимизма и отчаяния характеризовали последнее столетие существования рабовладельческой формации и послужили одним из факторов (психологической почвой) возникновения христианской идеологии. Феодальная общественно-экономическая формация, в свою очередь, имела свое восходящее и нисходящее развитие. Первая половина ее истории окрашена стремительным и победоносным распространением христианской идеологии, утверждением религиозных догматов и веры, сопровождавшихся духовным подъемом, перераставшим нередко в массовый экстаз. Однако по мере углубления социально-экономических, политических и идеологических противоречий феодальной формации, а также по мере откладывания обещанного христианским учением рая на земле (связываемого сначала с первым, а затем со вторым пришествием Христа) своеобразный средневековый религиозный оптимизм постепенно иссякал, подтачивался зарождавшимися настроениями сомнения, а затем и откровенного неверия. Скептическое отношение к религиозным ценностям становится ведущим, господствующим настроением позднего феодализма и является логическим и психологическим мостом к духовному генезису капитализма. Буржуазный оптимизм. Для эпохи поднимающегося капитализма характерно оптимистическое умонастроение. Оно находит свое закономерное выражение в искусстве и литературе эпохи Возрождения (вспомним хотя бы жизнерадостные новеллы Боккаччо и другие произведения итальянской литературы), в философии, во взглядах буржуазных идеологов. Оптимизм при этом выражается как прямо, в доказательстве превосходства жизнеутверждающего мировосприятия перед скептическим и пессимистическим, так и косвенно, в развитии материалистической философии, распространении убеждения в познаваемости мира, в признании общественного прогресса. Одним из первых выразителей оптимистического умонастроения эпохи поднимающего капитализма был прогрессивный нидерландский философ-материалист Бенедикт Спиноза. Он подчеркивал преимущества и ценность жизнеутверждающего мировоззрения в сравнении с пессимистическим и отдавал, естественно, предпочтение светлым, радостным чувствам, переживаниям и настроениям в сравнении с отрицательными. " Веселость не может быть чрезмерной, — писал он, — но всегда хороша, и наоборот — меланхолия всегда дурна" [12, с. 557]. Выразителем крайнего оптимизма был немецкий философ-идеалист Лейбниц, считавший существующим мир наилучшим. Оптимистическим было представление о тенденциях исторического процесса, развитое во взглядах французского философа-просветителя XVIII века Жана Антуана Кондорсе, который считал историю продуктом разума, буржуазный строй вершиной разумности и " естественности", а перспективу прогресса этого строя и возможности совершенствования человечества безграничными. От рационализма к иррационализму. За оптимизмом XVIII века во многом стоял рационализм с его верой в разумность человека и общественных отношений. Однако по мере осознания противоречий буржуазного социума на смену ему стало приходить другое общественное настроение, связанное с доминирование пессимизма и иррационализма во второй половине XIX — начале XX веков. Это нашло отражение в философских и психологических воззрениях мыслителей того времени. Иррационализм явился непосредственной реакций на кризис рационалистического объяснения сознания в философии Канта, Гегеля и психологии Гербарта. А это, в свою очередь, отражало определенную переоценку установок, связанную с пересмотром представлений о природе буржуазного общества. Если рационализм в объяснении общественных отношений выражал уверенность идеологов буржуазии XVIII века в торжестве разума, возможности " разумного" общества, " разумного государства", общественного мнения и т. д., то по мере спада революционной волны вместе с противоречиями буржуазного общества обнажалась и его " неразумность", а вместе с ней и несостоятельность рационализма. "...Подготовлявшие революцию философы XVIII века, — писал Ф. Энгельс, — апеллировали к разуму как к единственному судье над всем существующим. Они требовали установления разумного государства, разумного общества, требовали безжалостного устранения всего того, что противоречит вечному разуму... Этот вечный разум был в действительности лишь идеализированным рассудком среднего бюргера, как раз в то время развившегося в буржуа. И вот, когда французская революция воплотила в действительность это разумное общество и это разумное государство, то новые учреждения оказались... отнюдь не абсолютно разумными. Государство разума потерпело полное крушение" [13, с. 110].
Психология народа
Психология народа как предмет исследования Из всего многообразия явлений и социально-психологических проблем общности предметом наибольшего внимания исследователей-философов, психологов и социологов всегда была этнопсихология. Еще Гегель обратил внимание на парадоксальный эффект феномена психологии народа как большой общности или целого, в рамках коего отдельный индивид ощущает себя тем более ничтожно малой величиной, чем крупнее общность, частью которой он является. В Германии же именно в изучения психологии народов и языкознания берет начало и социальная психология (М. Лаца-рус и Г. Штейнталь), получая затем развитие в трудах В. Вун» дта, и прежде всего в его десятитомной «Психологии народов». В дальнейшем обращение к психологии народа как предмету исследования становится одной из важнейших и традици онных тенденций в развитии социально-психологической мысли не только в Германии, но и в Европе в целом. Можно с полным основанием утверждать, что в центре внимания европейской социальной психологии, начиная с середины XIX века, были вопросы психологии народов и масс. Этой теме посвящены труды немецких (В. Вундт, М. Ла-царус, Г. Штейнталь), французских (Г. Тард, Г. Лебон), русских (Н. К. Михайловский, Н. А. Бердяев, Д. Н. Овсянико-Куликовский, В. М. Бехтерев, И. И. Янжул) и других социологов и социальных психологов. Усматривая в психологии народов главный объект социальной психологии, исследователи стремились найти те основные элементы, из которых она складывается и которые определяют ее специфику. В. Вундт одним из первых поставил вопрос о структуре больших социально-психологических образований. Однако он по существу сводил общественную психологию к психологии народов, а структуру последней ограничивал преимущественно такими компонентами, как мифы, обычаи и язык. Интеллект и характер в психологии народа. Несколько иначе подходил к определению специфики психологии народа русский психолог конца XIX — начала XX века Д. Н. Овсяни-ко-Куликовский, полагавший, что «в составе национальной психики на первый план выступают особенности интеллектуального порядка, что национальные отличия суть по преимуществу отличия в психологии мышления и умственного творчества» [14, с. 5]. Подразумевая под национальным характером прежде всего особенности интеллекта и уклад воли, Овсянико-Куликовский исключал возможность существования других черт национального характера, в частности уклада чувств. Эмоциональность в психологии народа и многогранность его психического склада. Русские революционные демократы: Герцен, Белинский, Чернышевский и Добролюбов — указывали на значение эмоционального фактора в психологии народа. Белинский, например, в " Литературных мечтаниях" говорил о влиянии национальных особенностей народов на литературу и искусство, подразумевая под этим самые разнообразные как интеллектуальные, так и эмоциональные и волевые черты общественной психологии. Специфика психологии народов, однако, заключается не в отсутствии у одних и наличии у других каких-то компонентов психики, а в различной степени и характере развития тех или иных сторон человеческой души у разных народов. ".. Немцы завладели беспредельною областью умозрения и анализа, англичане отличаются практической деятельностью, итальянцы художественным направлением", — писал В Г Белинский [15, с. 65]. На многогранность психического склада народа, его несводимость к какой-либо одной стороне психической деятельности указывал и В. М. Бехтерев, отмечавший особую значимость эмоциональной составляющей в психологии народа, связанной с " определением общественных настроений и аффектов". Большое значение характеристике настроений и эмоциональной составляющей в структуре национальной психологии придавал Антонио Грамши, который говорил, например, об эмоциональной подвижности итальянцев как об их наиболее ярко выраженной национальной особенности. Он отмечал, в частности, что итальянскому характеру и темпераменту соответствуют быстрые переходы от одних настроений к другим. Эта особенность итальянского темперамента очевидна и для неискушенного в психологии наблюдателя: быстрые и часто резкие движения, громкая, торопливая и энергичная речь, богатая мимика и пантомимика, эмоциональная отзывчивость и восприимчивость — все это свидетельства большой душевной динамичности и многогранности. Особенности национального умонастроения и мировосприятия. Несомненный интерес представляют и особенности национальных умонастроений, связанные со спецификой точки зрения, взгляда на мир и человека, свойственные тому или иному народу. Интересные детали, свидетельствующие о таких особенностях национальных умонастроений и мировосприятия, подметила известная писательница Мариэтта Шагинян во время своего пребывания в Голландии. В городе Заандаме в домике, где жил Петр I, лежит о нем справка для туристов, переведенная на три языка. М. Шагинян провела сравнительный анализ отрывков из этой справки на французском, немецком и английском языках. Французский перевод начинается так: " Царь Петр, желая образовать подданных своей империи..." Немецкий: " Петр Великий, чья основная мысль была — внутреннее строительство своего могучего государства...". И, наконец, английский: " Царь Петр, чье большое желание было сделать свою империю великой...". Любопытно, конечно, что переводы, сделанные с одного текста, оказались существенно отличными друг от друга. В этом, безусловно, сказалась особенность умонастроения представителя Франции тех времен с отчетливо выраженной ориентацией на образование, Германии с больной проблемой внутреннего благоустройства и Англии с близкой для нее идеей борьбы за величие империи. «Еще интереснее то место, — отмечает далее М. Шагинян, — где говорится о непосредственной работе Петра. Француз — о том, что делал Петр, поступивши на верфь к предпринимателю Рогге: " Он работал инструментами и изучал чертежи". Немец: " Царь не только живо интересовался чертежами, но и работал своими руками на производстве". И, наконец, англичанин: " Он возился с инструментами"... " но его главным интересом были чертежи". Ну разве не встает перед нами в этих простых примерах направление мыслей если не трех народов, то трех представителей языка этих народов — французского, немецкого и английского? Вежливое и слегка равнодушно-формальное французское объяснение замысла и деятельности Петра. Немецкое (при основной склонности немцев к теории, к абстрактности) удивленное подчеркивание практических свойств Петра — не брезговал работать даже собственными руками! Английское, где здравый смысл практичного англичанина, привыкшего смотреть на соседей " в оба", сразу подозревает в Петре и замысел увеличить империю, и главный интерес не к работе с инструментами, а вот именно к чертежам» [16]. Но характеристика психологических особенностей того или иного народа не может быть исчерпана определением только одного достаточно устойчивого, преобладающего настроения. На фоне одного преобладающего умонастроения возможна да, как правило, и неизбежна целая гамма других, тесно связанных с основным умонастроений. Так, характеризуя настроения американской нации, специфические особенности настроя ее психики, видный американский философ, профессор Чикагского университета Моррис Коэн отмечал, в частности, в их числе культ бизнеса как " не простое поклонение доллару, а культ деловой жизни" (или, что то же самое, культ предпринимательства), беспокойство и настоящую погоню за удовольствиями (которые задают тон и определяют характер американского отдыха), культ техники, технократизм, антиинтеллектуализм, готовность подчиниться требованиям моды и общепринятого стандарта поведения — " делать так, как все" и т. д. Противоречия в психологии народа. Национальные черты психики проявляются в особенностях склада характера, темперамента, традициях, обычаях и вкусах людей. Структуру психического склада можно рассматривать и в плане определения различной роли и различных уровней тех или иных компонентов общественного сознания народа. Тогда наряду с играющими большую положительную роль элементами специфического жизненного опыта, народной мудрости, закрепляемой нередко в приметах, наблюдениях, преданиях, обычаях, сказаниях, былинах и других формах народного творчества, следует говорить и о консервативных, иллюзорных, отрицательно-мифологических элементах общественного сознания. К таковым можно отнести социальные иллюзии, предубеждения, суеверия и предрассудки. Исследование противоречий в психологии своего народа является одной из традиционных позиций, характерных для отечественных мыслителей-философов, писателей и ученых. На противоречивость российского характера в свое время обращали внимание В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Н. О. Лосский, Д. Н. Овсянико-Куликовский, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, И. П. Павлов и др. В числе этих противоречий " стремление к полному совершенству и обостренная чуткость к недостаткам, мешающим завершить начатое дело" (Н. О. Лосский), " любовь к жизни Н тепле коллектива и недостаточное развитие личного начала" " устремленность к абсолютному и податливость власти внешних сил", " смирение и самомнение", " смиренное терпение и анархизм", " бесконечные духовные искания и инертный консерватизм" (Н. А. Бердяев), " колебание между слабохарактерностью и высшим героизмом" (И. А. Ильин), между огромной творческой одаренностью, пытливостью ума и " не привязанностью к фактам" (И. П. Павлов) и др. Исходя из этих противоречий Н. А. Бердяев делал вывод о необходимости такого изменения характера русского народа, которое бы позволило возродить Россию. Нравственной опорой в таком преобразовании могла бы стать нацеленность национального самосознания не только и даже не столько на борьбу с пороками и изъянами как на некую самоцель, а на развитие позитивных черт характера и психологии народа. Нельзя не согласиться с И. А. Ильиным, который говорил о том, что «...человеку нужна способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение не на том, чего не хватает, чего он " лишен", но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заражен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб. Вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы...» [17, с. 263]. Иными словами, речь идет о развитии позитивных черт и свойств российского народа, о той его самобытности, которая нашла выражение в его высоких духовно-нравственных качествах [18, с. 105]. Очевидно, однако, что перспективы такого перевоспитания характера потребуют немало сил и времени. Обязательными условиями успешного решения этой задачи должны стать позитивные сдвиги в более подвижных, чем характер, структурах социальной психологии народа, к каковым следует отнести различные состояния социального сознания и психики: преобладающее общественное настроение, уровень гражданского и национального самосознания, в том числе чувство достоинства, веру в себя и свои силы, а также различные виды социально-психологической культуры (нравственной и политической, экономической и правовой, производственной, управленческой и бытовой).
Массовая психология
Массовая психология как продукт специфической общности людей. В отличие от такого социально-психологического явления, как дух времени или психология эпохи, отражающего лишь общность психического состояния очень разных групп людей, которые могут и не состоять друг с другом в непосредственном контакте и от которых не требуется проявление общности в их реальном поведении, массовая психология людей характеризуется столь высокой динамичностью их психического состояния, которое склонно обязательно проявляться в их совместном действии. Психология масс имеет свой характер, как его имеет и психология народа. Однако в отличие от последнего характер массового поведения не несет на себе никакой печати индивидуальности в отличие от специфики в характере того или иного народа. Характер массовой психологии и поведения людей в высшей степени стандартизирован. Массовая психология сохраняет свою способность проявления и подчиненность своим универсальным механизмам поведения и общения (заражения, подражания, внушения, моды и т. д.) вне зависимости от ее принадлежности к той или иной территории, государству или народу. В этом одна из причин особой живучести массовой психологии Вместе с тем, несмотря на все возможное многообразие проявлений массовой психологии, есть нечто общее во всем том, что принято относить к этому феномену. Это общее связано как с характером массового психического состояния и поведения людей, со спецификой социально-психологических механизмов их массового действия и общения, так и с той ролью, которую совместная активность больших социальных общностей способна оказывать и оказывает на отдельного индивида. Очевидна, например, достаточно выраженная в явлениях массовой психологии тенденция к взаимному уподоблению, унификации поведения людей, их деперсонификации, а соответственно и к снижению уровня индивидуального самосознания и ответственности Так, в отличие от психологии народа, имеющего свое лицо и обладающего той или иной степенью индивидуальности, уникальности и неповторимости, массовая психология как специфическое явление представляет собой, как правило, некое неперсонифицированное образование Массовая психология как психическое состояние и поведение многих людей под влиянием тех или иных обстоятельств несет на себе печать не столько субъективности, сколько ситуативности. Специфика массовой психологии как продукта и проявления аморфной общности людей состоит в способности последней растворять в себе всякое индивидуальное, личностное начало, если это не лидер массового политического или религиозного движения, не идеолог и не символ или кумир массового поветрия, увлечения или моды К числу уникальных особенностей массовой психологии следует отнести и ее безусловную податливость таким закономерностям и механизмам (заражение, подражание, мода), которые ориентированы в своем воздействии скорее на чувства, эмоции и бессознательные реакции человека, чем на его разум, рассудок и сознание Из этого же следует и свойственная массам предрасположенность к немедленному действию, которая связана как с их повышенной эмоциональностью, так и с неотделенностью их психического состояния от активных форм его проявления. На эту особенность массовой психологии обращал внимание А И Герцен " Массы, — писал он, — полны тайных влечений, полны страстных порывов, у них мысль не разъединилась с фантазией, у них она не остается по нашему теорией, она у них тотчас переходит в действие" [19, с 60] Названные выше общие особенности массовой психологии очень сближают ее с одним из ее наиболее ярких проявлений — толпой. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы