Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Общение и социальные отношения



 

Соотношение понятий " общение" и " социальные отно­шения". Понятие социальных отношений представляет собой одну из важнейших характеристик социально-психологическо­го общения в рамках социальной макросреды. В отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общ­ностей, между различными социальными типами, являющими­ся представителями этих общностей и классов.

Однако трудность расчленения межиндивидуальных, лич­ностных и социально-типологических, общностных связей при­вела к тому, что одно стало рассматриваться вне и независимо от другого. Общение трактовалось как нечто выходящее за рамки социальной структуры, не имеющее прямого отношения к системе социальных отношений и макроструктуре.

Система же социальных отношений, в свою очередь, ха­рактеризовалась как нечто функционирующее по существу вне и независимо от человека, от его психики, воли и сознания. Как известно, такой была упрощенная трактовка объективности со­циальных отношений и закономерностей.

Согласно этой точке зрения, принципиальное отличие микросреды от социальной макросреды состоит в том, что пер­вая функционирует в форме межличностного, персонифициро­ванного общения лицом к лицу, в то время как вторая носит совершенно обезличенный, отчужденный характер. Отсюда же специфический для микросоциологии вывод о гуманистичес­ком характере и определяющей роли микросреды как сути че­ловеческих отношений и стержне всей социальной психологии.

Естественно, что в связи с этим возникает ряд вопросов. Во-первых, как в действительности соотносятся между собой понятия общения и социального отношения, есть ли между ними какая-нибудь связь или ее нет вообще? Во-вторых, если обще­ние имеет место и в системе социальных отношений макросре­ды, то есть ли принципиальные качественные отличия между общением на уровне микро- и на уровне макросреды и в чем они состоят?

Общение как единство отношения и обращения Содержа­ние и форма в процессе общения находятся в органической вза­имозависимости. С одной стороны, реальные человеческие отношения (согласия или несогласия, симпатии или антипатии, понимания или непонимания и т. д.) определяют и способ их вы­ражения и существуют независимо от того, каков этот способ.

С другой стороны, содержание человеческих отношений немыслимо вне способов их выражения, а восприятие и понимание этого содержания людьми во многом зависит от того, каковы способы и средства выражения данного содержания.

Нередки случаи, когда реальные человеческие отношения взаимной симпатии и согласия не находят адекватного выра­жения в процессе общения людей. Это бывает в тех случаях, когда возникает рассогласование, диссонанс между содержа­нием и средствами общения. Люди в таких случаях вполне обо­снованно жалуются на неспособность выразить и передать другим те чувства и мысли, которыми они обуреваемы.

За этим может стоять как бедность языковых и мимичес­ких средств конкретных индивидов, так и сравнительно огра­ниченные возможности языкового общения в целом, связанные с тем, что язык как форма выражения психического состояния людей, во-первых, как правило, не способен передать всех тон­чайших оттенков этих состояний и, во-вторых, всегда несколь­ко отстает от темпов изменений, происходящих в социальной психике.

Но бывает и наоборот, когда скудный по содержанию акт коммуникации оснащается излишне богатыми средствами и спо­собами выражения. Несовпадение содержательной и формальной сторон в коммуникативном процессе закрепилось определенным образом и в повседневном, обиходном языке, в котором разли­чаются устойчивые и глубокие отношения людей друг к другу от способа их выражения, от способа обращения человека с че­ловеком.

Это обстоятельство справедливо отмечал выдающийся оте­чественный психолог В. Н. Мясищев, который считал необходи­мым различать такие понятия, как общение, отношение и обращение в качестве ведущих и наиболее важных категорий для понимания структуры социально-психологического общения. С содержательной стороны, по мнению В. Н. Мясищева, общение представлено отношением, а со стороны своей формы — обращением. " В общении, — пишет он, — выражаются отно­шения человека с их различной активностью, избирательнос­тью, положительным или отрицательным характером.

Способом или формой общения и отношения является обраще­ние человека с человеком" [10, с. 169].

Нельзя не согласиться с В. Н. Мясищевым и в том, что общение и отношения имеют различную природу и могут быть дифференцированы по своим функциональным характеристи­кам. Действительно, общение является источником и условием жизнедеятельности людей и обусловлено жизненной необходи­мостью. Это порой вынуждает одного человека прибегать к общению с другим лицом даже вопреки сложившемуся у него отрицательному отношению к данному индивиду.

Вместе с тем общение во многом зависит от уровня и ха­рактера взаимного отношения между людьми. Характер, актив­ность, наконец рамки и масштабы общения как раз и определяются прежде всего сложившимися уже межличностны­ми отношениями. Но на характер и диапазон общения влияет не только содержание отношений между людьми, но и способы их общения друг с другом, т. е. их взаимное обращение.

Обращение, будучи весьма многообразным по форме сво­его выражения (мягкое или жесткое, даже жестокое, подавляю­щее или ободряющее, грубое или мягкое, сухое или ласковое), формирует потребность или боязнь общения (В. Н. Мясищев).

Социальные отношения как продукт общения. Отношения между людьми в процессе общения друг с другом являются не только содержанием их взаимоотношений, но и их социальны­ми отношениями. Социальные отношения людей есть продукт их действительных отношений друг к другу. Именно личное, индивидуальное отношение индивидов друг к другу, их взаим­ное отношение в качестве индивидов создало — и повседневно воссоздает — существующие социальные отношения.

Но каков масштаб тех социальных отношений, которые порождаются самим процессом межличностного общения и вза­имодействия индивидов? Если это общение лицом к лицу, то не порождает ли оно лишь отношения симпатии и антипатии в мас­штабах микросреды, которые, в свою очередь, надо качествен­но отличать от социальных отношений макросреды?

Общение, на наш взгляд, включает в себя элемент не только отношений симпатии или антипатии в масштабах малой группы, но и тот или иной компонент социальных отношений — экономи­ческих, политических или идеологических, поскольку они имеют свою социально-психологическую сторону и проявляются в бо­лее или менее опосредованном контакте между людьми.

Конечно, между понятиями общения и социального отно­шения есть некоторые различия. Они могут быть сведены к сле­дующему. Прежде всего эти различия можно рассматривать как различия очень близких, но тем не менее не совпадающих меж­ду собой аспектов структуры социальной психологии. С этой точки зрения общение включает в себя отношение, которое выступает в форме взаимоотношения людей. Однако взаимо­отношения могут выходить за рамки их межличностных отно­шений, поскольку за этим стоят не личные симпатии или антипатии, а различные и нередко даже противоположные со­циальные функции или роли, представителями которых явля­ются люди.

В свою очередь и человеческое общение можно рассмат­ривать как частный случай отношения, поскольку свое отно­шение человек может выражать не только к другому человеку, но и к природе, и к различным неперсонифицированным соци­альным институтам и учреждениям.

Наконец, различия между социальным отношением и об­щением можно рассматривать и как различия между формой и содержанием, если допустить, что первое, то есть социальное, отношение характеризует содержание, а второе, то есть обще­ние, — форму или способ связи между людьми.

Действительно, по своему содержанию связи между инди­видами можно рассматривать, например, как определенную и специфическую для данной социальной структуры совокуп­ность экономических, правовых, политических и идеологичес­ких отношений, между тем как по своей форме или способу выражения эти связи могут носить вербальный или невербаль­ный, осознанный или неосознанный, рациональный или эмоци­ональный характер и т. д.

Как эмоциональная окрашенность социальных отношений, так и тот факт, что эти отношения могут носить бессознатель­ный характер, то есть не осознаваться людьми как определен­ный тип общественных отношений, — все это нисколько не выводит данные отношения за рамки человеческого общения.

В процессе общения люди, как правило, не осознают тех сложных социально-экономических отношений, которые скла­дываются между классами, между различными экономически­ми и политическими группировками, несмотря на то, что люди наделены сознанием.

Из всего сказанного, видимо, достаточно очевидна пра­вомерность употребления понятия общения не только в узком (непосредственное, лицом к лицу общение в малой группе, в микросреде), но и в широком смысле слова, когда вся совокуп­ность социальных отношений общества независимо от их мас­штабности (микро- или макросреда) может рассматриваться как одно из проявлений и результатов общения между людьми.

Иными словами, нет психологических отношений между людьми, которые бы вместе с тем нельзя было рассматривать с экономической, политической или правовой точек зрения, рав­но как и нет таких экономических, политических или правовых отношений, которые бы не выражали, не фиксировали и не ре­гулировали определенных отношений, складывающихся в про­цессе общения между людьми.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь