Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Психический настрой и установка
Черты функциональной общности настроя и установки. Понятие психического настроя личности очень близко по своему содержанию понятию установки. Поэтому характеристика природы, структуры и функций настроения предполагает соотнесение его с соответствующими параметрами установки. В психологической и социологической литературе пока не было предпринято попыток сколько-нибудь развернутого соотнесения между собой категорий настроения и установки. Видимо, этим частично, а также в еще большей мере недостаточной исследованностью самого феномена психического настроя объясняется то обстоятельство, что в научной литературе очень часто настроение и установка рассматриваются как совершенно однопорядковые и даже тождественные явления. А это в свою очередь приводит к тому, что одни авторы склонны к замене понятия установки понятием чувства или эмоционального настроя личности в отношении того или иного объекта или ценности, в то время как другие скорее растворяют категорию настроения в понятии установки. Последнее характерно для многих представителей грузинской психологической школы Д. Н. Узнадзе. В определенной мере для сближения настроения и установки есть известные основания, поскольку психофизиологическая природа как установки, так и настроения связана с функционированием механизма динамического стереотипа и доминирующим очагом повышенной возбудимости нервных центров. Однако установка и настроение не одно и то же. Различие понятий психического настроя и установки. Различие между установкой и психическим настроем личности состоит в том, что первое является элементом второго как более сложного и интегрального образования. Это выражается прежде всего в том, что настроение не сводится к какой-то одной установке, хотя установка и может выступать как частный случай психического настроя личности, имеющего предметный характер. В таком случае настроение может рассматриваться в определенной мере как ансамбль всех установок личности, которые проявляют себя более или менее одновременно в психическом состоянии и деятельности индивида. Однако настроение и в данном случае (когда оно выступает как ансамбль установок) не сводится к простой сумме или итогу взаимодействия установок. Настроение оказывается в целом многограннее и богаче по содержанию, чем входящие в его структуру установки. Действительно, что может дать, например, для понимания столь различных и богатых по многогранной гамме умонастроения произведений искусства, как Шестая симфония П. И. Чайковского и картина И. И. Левитана " Над вечным покоем", указание на то, что и в том и в другом случае имеет место, допустим, установка на ожидание смерти, или мотив смерти. Скорее всего это ничего не дает. Между тем анализ сложной палитры тонкого философского и эмоционально насыщенного умонастроения в одном случае великого композитора, а в другом — выдающегося мастера русской живописи может дать гораздо больше для понимания их творчества. Не случайно В. Г. Белинский, Г. В. Плеханов, В. В. Стасов, К. С. Станиславский, А. В. Луначарский и другие пользовались анализом умонастроения как инструментом исследования социально-психологических основ художественного творчества. Настроение не только многограннее, богаче по содержанию, но и подвижнее системы установок. Логично предположить, что степень подвижности индивидуального настроения находится в обратной зависимости от степени устойчивости и разветвленности системы установок личности, приобретенных в ходе жизненного опыта. Этим, на наш взгляд, можно в известной мере объяснить неустойчивость настроения ребенка и подростка, жизненный опыт которых еще не успел привести к образованию достаточно многообразной и жесткой системы установок, которая бы строго регламентировала поток их переживаний и динамики эмоционального состояния. Но чем тогда объяснить капризы настроения глубоких стариков? Возможно, тем, что сложившаяся у них в прошлом система стереотипов и установок, придя в негодность в новых условиях времени, оказывается неспособной функционировать и фильтровать поток информации, отходит на второй план в сравнении с подвижным настроением, которое в свою очередь оказывается в полной зависимости от конкретного впечатления. Иными словами, понятие психического настроя личности шире понятия установки еще и потому, что первое может иметь место и в случае беспредметного психического состояния индивида, то есть при отсутствии второго. Это, в частности, бывает, когда психические состояния индивида предшествуют акту образования и функционирования той или иной установки или оказываются результатом ломки системы ранее сложившихся установок. Такова, например, природа панического состояния людей, которое характеризуется не только утратой былой готовности к определенным действиям, но и полной дезориентированностью и нецелесообразностью массового поведения. Нам могут возразить, что состояние паники, равно как и такие могущие быть беспредметными психические состояния, как скука, апатия, меланхолия или, наоборот, безотчетная приподнятость духа и т. д., проявляются сравнительно редко, между тем как во всех других случаях жизни поведение человека четко направляется системой сложившихся установок. В самом деле, поскольку действия человека осознанны и выступают в качестве способа реализации заранее намеченной цели, то почему бы не рассматривать их как результат установки? Тогда вся повседневная, ежечасная и ежеминутная деятельность человека окажется реализацией какой-то конкретной установки. Вы вышли на трибуну, потому что сработала соответствующая установка; вы возвращаетесь на свое место после выступления — опять установка; вы садитесь на стул — установка и т. д. Конечно, во всех актах стереотипной, привычной деятельности человека срабатывает механизм надолго или даже навсегда сложившейся установки. И это прежде всего характеризует механизмы и стереотипы внешне очевидного и довольно однообразного поведения человека, который действует согласно принятому образцу или шаблону поведения. Но если установка — это набор обезличенных шаблонов поведения, тогда она не имеет права претендовать на роль эквивалента или модуса личности, поскольку последняя не сводится к внешним актам, тем более стереотипной деятельности. Главное же заключается в том, что система готовых установок не в состоянии объяснить какое бы то ни было обновление, изменение и развитие духовного состояния и поведения человека, выходящего за рамки общепринятых или предписанных самому себе норм и рамок. Человек вообще не мог бы жить и творить, если бы он был лишен способности ориентироваться в новых, необычных условиях, которым не соответствует стереотип ранее выработанных установок. Вот почему наряду с механизмом стереотипного поведения, за которым стоит сила инерции и системы консервативных установок, необходимо различать и когнитивный механизм психической активности личности, связанный с решением ею новых задач. Когнитивная функция психического настроя личности. Когнитивный механизм психической активности индивида отчетливо обнаруживает себя в ситуации выбора альтернатив поведения, когда человеку приходится задумываться над принятием того или иного решения. По своему существу акт принятия ответственного решения является довольно сложным и мучительным процессом раздумий, сомнений и колебаний между различным числом альтернатив или моделей возможного поведения, каждая из которых может рассматриваться как установка для последующего действия. Отсюда понятно, что психическое состояние раздумья, взвешивания " за" и " против" того или иного плана поведения и есть состояние сложного и напряженного умонастроения, которое предшествует акту выработки очередной установки. Названное умонастроение колебания и сомнения между различными вариантами установок оказывается тем длительнее и мучительнее, чем более равновеликими являются шансы и аргументы за выбор той или иной модели поведения. Это психическое состояние напряженного раздумья, протекающего какое-то время параллельно с внешне привычной и хорошо отработанной системой профессиональной деятельности, хорошо передано в книге профессора Амосова " Мысли и сердце", повествующей о многотрудной, напряженной и ответственной работе хирурга. Операция подходит к кульминационному пункту, когда живое сердце начинает биться уже в руках хирурга. Движения врача привычны. Но это тот случай, когда при оперативном вмешательстве из 100 только один шанс на благополучный исход. Решиться на рискованную операцию — значит наверняка убить человека. Не решиться — значит лишить его и этого последнего шанса на спасение, а заодно и всех тех, перед недугом которых медицина пока бессильна. Казалось бы, что проще: из двух возможных установок — оперировать до конца или прекратить операцию — выбрать одну. Но за этим выбором — колоссальное эмоциональное и интеллектуальное напряжение человека, мучительное раздумье о смысле и высших критериях профессиональной этики и, наконец, тяжесть огромной личной ответственности за все последствия принятого. Из сказанного следует, что, во-первых, акт принятия решения — это особая форма умонастроения и одновременно поведения. Причем последнее коренным образом отличается от поведения, продиктованного действием готовой установки, поскольку психический настрой личности, предшествующий принятию и определяющий акт принятия решения, не будучи обусловлен готовой установкой, сам должен привести к выработке определенной установки. Во-вторых, акт принятия ответственного решения всегда имеет первенствующее, даже кульминационное значение в жизнедеятельности человека по сравнению с повседневным стереотипным поведением, продиктованным сложившейся уже системой установок. Именно в акте принятия решения в максимальной степени проявляются активность, самостоятельность, характер и индивидуальность человека, то есть его наиболее фундаментальные индивидуально-типологические черты и особенности. Нельзя не согласиться в связи с этим с Б. Ф. Поршневым, который справедливо расценивает функцию выбора, проявляющуюся в процессе принятия человеком ответственного решения, как основу личности [12, с. 344]. Таким образом, все сказанное выше является дополнительным аргументом в пользу высказанного ранее положения о правомерности рассмотрения понятия психического настроя в качестве более широкой категории, чем понятие установки.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы