Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Гаэтано, Киавери, Андреас, Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти



АРХИТЕКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I

 

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 в. в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. Гражданское строительство преобладает над церковным. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого времени начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

 

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

 

Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721), первыми и главными постройками в нём стали крепости.

Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива в 1703 г. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 г. на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт). В 1704 году на южном берегу Невы заложили судостроительную верфь-крепость - Адмиралтейство. В декабре 1706 Пётр I издаёт приказ о строительстве Кронверка, с целью оградить Петропавловскую крепость от артобстрела с противоположного берега.

 

Строительство основных городских построек шло за пределами крепостей по берегам Невы, ее рукавов и протоков, для чего осушались расположенные в дельте реки болота. Работами по строительству нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

 

К числу первых строителей Петербурга принадлежат:

Доменико Трезини - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Заложил основы европейской школы в русской архитектуре;

Жан-Батист Леблон -французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 г. и до смерти - главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 г. и «образцовых» домов;

Георг Маттарнови - немецкий архитектор и скульптор;

Гаэтано, Киавери, Андреас, Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти

Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов, Николай Гербель.

 

Петр поставил серьезные задачи перед архитекторами в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства.

С 1712 года город провозглашается столицей Российского государства. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор.

 

Градостроительные проекты

Генеральный план Трезини

Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён в январе 1716 г.

План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. К 1716 году Васильевский остров был практически не застроен. Единственным крупным объектом на нём была лишь усадьба Меншикова. На острове предполагалось построить правительственный и торговый центр города. Планировалось прорыть длинный канал, пересекающий его с востока на запад, 62 поперечных канала-линии и несколько бассейнов, где могли бы разворачиваться суда. В северной части острова обозначен огромный парк и намечены площади. Остров планировалось окружить 56 бастионами.

Генеральный план Леблона

Пётр поручает Леблону разработать ещё один генеральный план Петербурга. Идея состояла в том, чтобы из двух проектов Трезини и Леблона выбрать лучший, или же взять наиболее интересное из обоих и объединить в едином решении.

В основе плана Леблона лежала та же идея разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса. Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Внутри крепостных стен Леблон, как и Трезини, предусмотрел каналы-линии, площади, парки, дворцы царя и вельмож, правительственными зданиями, биржи, рынки, церкви и многое другое. Жилища «подлого люда», огороды, кладбища Леблон предложил вынести за пределы стен.

Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже существовавшими на тот момент частями города. Так за пределы эллипса вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад. Кроме того вместо идеи обращения фасада Петербурга к морю он, напротив, отделил Васильевский остров от залива мощными крепостными сооружениями (система бастионов в плане Трезини оказалась неудачной по той же причине). Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.

В результате, проект Леблона разочаровал Петра и к реализации был принят план Трезини.

 

Застройка Васильевского осуществляется ортогональными линиями (по плану Д.Трезини). Со стороны Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 г., а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект (образующие основное трёхлучие, сходящееся к Адмиралтейству), Галерная и Миллионная улицы вдоль Невы.

 

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку: на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати.

 

«Образцовые» чертежи домов

Трезини разработал типовые дома для «подлых» (одноэтажные, с дверью и 4 окнами по фасаду) и для зажиточных горожан (тоже одноэтажные, с 14 окнами по фасаду и дверью по центру, а также мезонином в 3 окна).

Жан Леблон разрабатывает «образцовый» чертёж дома для «именитых» - двухэтажный дом с фасадом на семь осей (6 окон и дверь в центре) и высокой крышей.

При всей простоте " образцовых " проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку.

Все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид.

 

Петровское барокко – архитектурный стиль 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, широко использовавшийся для проектирования зданий в Петербурге.

Характерные черты петровского барокко:

1) простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов

2) в отличие от нарышкинского барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.

3) характерно использование элементов тосканского ордера, окна оформляли профилированными наличниками с утолщениями, углы зданий часто оформляли рустом.

 

Петропавловская крепость

Заложена 16 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.

Петропавловский собор

1712-1733 гг., арх. Доменико Трезини. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 м., ширина — 27, 5 м. Высота (вместе со шпилем высотой 40 м.) составляет 122, 5 м – это самое высокое здание Санкт-Петербурга. Стены оформлены плоскими пилястрами и головами херувимов на наличниках окон. Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом. Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами.

Летний дворец

1710-1714 гг., арх. Доменико Трезини. Резиденция Петра I. Находится в Летнем саду. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат. Фасад дворца украшен 28-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Пётр занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины.

В начале XVIII века дворец с трех сторон омывался водой. С севера к самому фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, а с южной стороны находился гаванец, прорытый по приказу Петра I. Он служил пристанью Летнего сада. Такое расположение дворца было удачно использовано архитектором Ж.Б. Леблоном для создания проточно-промывной канализации. Проложенный под фундаментом здания канализационный тоннель соединял Неву с гаванцем. С тоннелем были связаны туалеты дворца. Предметом особой гордости архитектора была кухня, оснащенная по последнему слову тогдашней техники: с проточной водой и вытяжным колпаком над плитой. Пол в поварне был выложен из каменных плит. Вытяжной колпак и стены выложены синими изразцами. В углу стоял водопровод с черной мраморной раковиной. В столовую из поварни было проделано небольшое окошко, чтобы блюда подавались как любил царь — быстро и горячими.

Здание двенадцати коллегий

1722-1742 гг. Арх. Доменико Трезини. Одна из самых ранних построек на Васильевском острове. Строительство началось как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала (не реализован). Здание состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций (общей протяжённостью 400 м.), соединенных между собой. Каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач. Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую: на первом этаже со стороны центральной площади располагались торговые ряды и лавки.

Кунсткамера

1718-1734 гг. Арх. Арх.И.Маттарнови, Н.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов. Предназначалось для размещения коллекций первого русского музея. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук.

 

Активно осваивается пригородная территория. В 1714 г. начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 г. — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 г. прокладывается тракт Москва - Санкт-Петербург, с 1719 г. — обводной канал вокруг Ладоги.

Все петровские резиденции стояли вплотную к воде. Примечательно, что если по каким-либо причинам построить дворец у Балтийского моря не удавалось, то от моря прокладывались каналы, по которым суда приходили ко дворцу, и в конце этих каналов устраивались расширения (Гаванцы, Ковши) для причаливания судов.

 

МОСКВА

В Москве продолжается строительство зданий в стиле московского барокко.

Лефортовский дворец

1697-1699 гг., арх. Д. В. Аксамитов. Дворец с высокими крышами был построен в эклектическом стиле, сочетая элементы западноевропейской архитектуры с теремными постройками и первыми элементами петровского барокко. Дворец считается первой попыткой освобождения от допетровских форм российской архитектуры. Приёмный зал площадью свыше 300 квадратных метров с высотой потолка 10 метров мог одновременно вместить 1500 гостей. Главный фасад дворца был обращён на реку.

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

 

Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741—1761). Крупнейшим представителем этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название — «растреллиевское барокко».

Характерные черты елизаветинского барокко:

1) монументальные масштабы построек, тяготеет к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи

2) пышность декоративного убранства

3) полихромия фасадов - двух-трёхцветный насыщенный окрас с применением золота, на фоне которого резко выделяются белые лепные детали и скульптура

4) мажорный, праздничный характер архитектуры

5) в культовой архитекутуре применяются сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия)

6) группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль, раскрывающийся лишь при проникновении внутрь его

 

Центральным мастером архитектуры елизаветинского времени по праву считается Бартоломео Франческо Растрелли. В 1715 г. в возрасте 15 лет он прибыл ко двору Петра I вместе со своим отцом — известным скульптором Бартоломео Карло Растрелли. В 1720-е работал на строительстве различных объектов в Петербурге, но полноценную карьеру начал уже в 1730-е, когда возвёл Рундальский и Митавский дворцы для герцога Бирона. В этих постройках впервые проявились черты растреллиевского стиля — более пластичного и масштабного по сравнению с петровским барокко. Бирон порекомендовал Растрелли Анне Иоанновне, и та назначила его обер-архитектором. В этом качестве зодчий построил не дошедший до наших дней аннинский Зимний дворец в Петербурге (1732–1736).

При Елизавете Петровне Растрелли не только сохранил своё высокое положение, но и стал получать ещё больше заказов от императорского двора и частных лиц.

В облике его построек элементы западноевропейских архитектурных стилей сочетаются с влиянием традиционной русской архитектуры (мастер мог ознакомиться с ней во время своих поездок в Москву), что выразилось в возросшей композиционной сложности и живописности создаваемых им ансамблей и использовании декоративных мотивов, позаимствованных из нарышкинского барокко. Вместе с этим зодчий усвоил и некоторые доселе не встречавшиеся в русской практике мотивы из современной ему европейской архитектуры. В частности таковыми стали завитки-рокайли, заимствованные из рококо.

Большой Петергофский дворец

1747–1755 гг. Первоначально довольно скромный дворец, сооруженный в стиле «петровского барокко» в 1714-1725 гг. по проекту И. Браунштейна, Ж.-Б. Леблона, а затем Н. Микетти, был перестроен Ф.Б. Растрелли по модели Версаля. Длина обращённого к морю фасада - 268 м.

Зимний дворец

1754–1762 гг. Нынешнее здание Зимнего дворца(пятое) построено в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. В 1762 году Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву, к ним вела Иорданская (Посольская) лестница. Всего залов было пять. Они назывались аван-залами, так как вели к шестому громадному Тронному залу.

В плане – замкнутый четырёхугольник с обширным внутренним двором; фасады обращены на Неву, в сторону Адмиралтейства и на площадь. Фасады расчленены на два яруса, декорированы колоннами ионического и композитного ордеров, обилием лепных деталей на парапете (вазы, статуи), сандриками.

 

Среди прочих мастеров елизаветинского времени Савва Иванович Чевакинский.

Никольский Морской собор

1753–1762 гг. Арх. С.И.Чевакинский. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755-1758 гг. Крестообразное в плане здание украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, которые визуально смягчают силуэт здания, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками.

 

МОСКВА

 

Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века – Дмитрия Васильевича Ухтомского, Ивана Фёдоровича Мичурина. Эти авторы и их ученики сделали процесс взаимодействия петербургской и московской архитектуры двусторонним: теперь не только мотивы старого русского зодчества проникали в столичную градостроительную практику, но и постройки современного стиля стали появляться в «средневековой» Москве.

Красные ворота

1753 г. Арх. Д. В. Ухтомский. Каменная триумфальная арка, которая в точности повторяла деревянную арку, построенную архитекторами Екатерины I в честь её коронации. Типичный образец стиля барокко, с кроваво-красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями и более чем 50 яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т. д. Над пролётом арки располагался портрет Елизаветы, окружённый блестящим ореолом, который был впоследствии заменён двуглавым орлом. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела.

АРХИТЕКТУРА СИБИРИ

 

Сибирское барокко — самое общее обозначение храмовой архитектуры Сибири XVIII в.

Сибирские церкви XVIII века — бесстолпные. С западной стороны к ним примыкают трапезные с колокольнями. Для барочных памятников Сибири характерно стремление к живописному нагромождению последовательно уменьшающихся объёмов. Декоративная система с элементами русского узорочья, а в более поздних постройках – нарышкинского барокко, отмечена оригинальными привнесениями восточного происхождения (стрельчатые сандрики в виде пламени, ступообразные формы, колесо Дхармы).

АРХИТЕКТУРА ПРИ ПЕТРЕ I

 

В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Политическая обстановка в стране и за ее пределами создала предпосылки к тому, что главенствующие в этот период дворянство и купечество оказываются втянутыми в строительство объектов общественного назначения. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 в. в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. Гражданское строительство преобладает над церковным. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек.

Петром I создается особая комиссия, которая в будущем станет главным органом государственного проектирования как столицы, так и других городов. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов.

Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. Именно с этого времени начинаются серьезные преобразования в архитектурном облике прочих городов. Ориентированный на запад Петр Первый приглашает иностранных архитекторов и отправляет российских специалистов на обучение в Европу.

 

САНКТ ПЕТЕРБУРГ

 

Поскольку город начал строиться, когда ещё продолжалась Северная война (1700—1721), первыми и главными постройками в нём стали крепости.

Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости на Заячьем острове в дельте реки Невы в нескольких километрах от Финского залива в 1703 г. Для прикрытия устья Невы с моря в 1703 г. на острове Котлин было начато строительство военно-морской базы Кроншлот (Кронштадт). В 1704 году на южном берегу Невы заложили судостроительную верфь-крепость - Адмиралтейство. В декабре 1706 Пётр I издаёт приказ о строительстве Кронверка, с целью оградить Петропавловскую крепость от артобстрела с противоположного берега.

 

Строительство основных городских построек шло за пределами крепостей по берегам Невы, ее рукавов и протоков, для чего осушались расположенные в дельте реки болота. Работами по строительству нового города руководили приглашённые Петром в Россию иностранные инженеры. С тем, чтобы ускорить возведение каменных домов, Пётр запретил каменное строительство по всей России, кроме Петербурга. Каменщики были вынуждены ехать на работы в Петербург. Кроме того, с каждого въезжавшего в город воза брался «каменный налог»: надо было привезти с собой определённое количество камня или же заплатить специальный сбор. Со всех окрестных областей на новые земли прибывали крестьяне для работы на строительстве.

 

К числу первых строителей Петербурга принадлежат:

Доменико Трезини - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Заложил основы европейской школы в русской архитектуре;

Жан-Батист Леблон -французский архитектор и мастер садово-парковой архитектуры, с 1716 г. и до смерти - главный архитектор Санкт-Петербурга, автор Генерального плана 1717 г. и «образцовых» домов;

Георг Маттарнови - немецкий архитектор и скульптор;

Гаэтано, Киавери, Андреас, Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти

Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов, Николай Гербель.

 

Петр поставил серьезные задачи перед архитекторами в плане соответствия нового города передовым европейским принципам градостроительства.

С 1712 года город провозглашается столицей Российского государства. Сюда из Москвы были переведены все официальные учреждения и царский двор.

 

Градостроительные проекты

Генеральный план Трезини

Доменико Трезини разработал план развития центра города, который предполагалось разместить на Васильевском острове. Этот проект был утверждён в январе 1716 г.

План Трезини отражал идею Петра приблизить город к Балтийскому морю, обратив его фасад к Балтике. К 1716 году Васильевский остров был практически не застроен. Единственным крупным объектом на нём была лишь усадьба Меншикова. На острове предполагалось построить правительственный и торговый центр города. Планировалось прорыть длинный канал, пересекающий его с востока на запад, 62 поперечных канала-линии и несколько бассейнов, где могли бы разворачиваться суда. В северной части острова обозначен огромный парк и намечены площади. Остров планировалось окружить 56 бастионами.

Генеральный план Леблона

Пётр поручает Леблону разработать ещё один генеральный план Петербурга. Идея состояла в том, чтобы из двух проектов Трезини и Леблона выбрать лучший, или же взять наиболее интересное из обоих и объединить в едином решении.

В основе плана Леблона лежала та же идея разместить на Васильевском острове политический и торговый центр Петербурга. Леблон в своем проекте реализовал идею города-крепости, вписав территорию в геометрически правильную фигуру эллипса. Такая схема была основана на градостроительных традициях итальянских и французских теоретиков архитектуры. Внутри крепостных стен Леблон, как и Трезини, предусмотрел каналы-линии, площади, парки, дворцы царя и вельмож, правительственными зданиями, биржи, рынки, церкви и многое другое. Жилища «подлого люда», огороды, кладбища Леблон предложил вынести за пределы стен.

Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже существовавшими на тот момент частями города. Так за пределы эллипса вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад. Кроме того вместо идеи обращения фасада Петербурга к морю он, напротив, отделил Васильевский остров от залива мощными крепостными сооружениями (система бастионов в плане Трезини оказалась неудачной по той же причине). Также Леблон не оценил роли Невы в жизни и облике города.

В результате, проект Леблона разочаровал Петра и к реализации был принят план Трезини.

 

Застройка Васильевского осуществляется ортогональными линиями (по плану Д.Трезини). Со стороны Адмиралтейства сначала Георг Маттарнови в 1718 г., а затем Н. Ф. Гербель в 1719 году предлагают лучевую систему. Пять лучей («першпектив») Н. Ф. Гербеля — это современные Вознесенский проспект, Гороховая улица, Невский проспект (образующие основное трёхлучие, сходящееся к Адмиралтейству), Галерная и Миллионная улицы вдоль Невы.

 

Не самым удачным начинанием Петра была попытка расселения жителей города по профессиональному признаку: на Адмиралтейском острове должны быть расселены работники верфи, на Городском острове — офицеры гарнизона, на Васильевском острове — дворяне и купцы. Набережные отводились для дворцов знати.

 

«Образцовые» чертежи домов

Трезини разработал типовые дома для «подлых» (одноэтажные, с дверью и 4 окнами по фасаду) и для зажиточных горожан (тоже одноэтажные, с 14 окнами по фасаду и дверью по центру, а также мезонином в 3 окна).

Жан Леблон разрабатывает «образцовый» чертёж дома для «именитых» - двухэтажный дом с фасадом на семь осей (6 окон и дверь в центре) и высокой крышей.

При всей простоте " образцовых " проектов жилых домов все они отличаются характером фасадов с ритмично размещенными проемами, обрамленными наличниками сдержанных очертаний и фигурными воротами сбоку.

Все дома в столице должны были выходить фасадами на красные линии улиц и набережных, формируя фронт их застройки и тем самым придавая городу организованный вид.

 

Петровское барокко – архитектурный стиль 1697-1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, широко использовавшийся для проектирования зданий в Петербурге.

Характерные черты петровского барокко:

1) простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов

2) в отличие от нарышкинского барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.

3) характерно использование элементов тосканского ордера, окна оформляли профилированными наличниками с утолщениями, углы зданий часто оформляли рустом.

 

Петропавловская крепость

Заложена 16 мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Жозефа Ламбера де Герена: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк (первоначально дерево-земляные, в 1730-1740-е и 1780-е годы одеты камнем). В 1703 году Заячий остров был соединён с Петроградской стороной Иоанновским мостом.

Петропавловский собор

1712-1733 гг., арх. Доменико Трезини. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное для западноевропейской архитектуры. Длина постройки — 61 м., ширина — 27, 5 м. Высота (вместе со шпилем высотой 40 м.) составляет 122, 5 м – это самое высокое здание Санкт-Петербурга. Стены оформлены плоскими пилястрами и головами херувимов на наличниках окон. Западный фасад, который является основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от портика. Над предалтарной частью расположен небольшой барабан с куполом. Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами.

Летний дворец

1710-1714 гг., арх. Доменико Трезини. Резиденция Петра I. Находится в Летнем саду. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из четырнадцати комнат. Фасад дворца украшен 28-ю барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером. Резиденция предназначалась для использования только в тёплое время года — с мая по октябрь, поэтому стены в ней достаточно тонкие, а в окнах — одинарные рамы. Пётр занимал нижний этаж, а помещения второго этажа предназначались для Екатерины.

В начале XVIII века дворец с трех сторон омывался водой. С севера к самому фасаду подступала Нева, с востока - Фонтанка, а с южной стороны находился гаванец, прорытый по приказу Петра I. Он служил пристанью Летнего сада. Такое расположение дворца было удачно использовано архитектором Ж.Б. Леблоном для создания проточно-промывной канализации. Проложенный под фундаментом здания канализационный тоннель соединял Неву с гаванцем. С тоннелем были связаны туалеты дворца. Предметом особой гордости архитектора была кухня, оснащенная по последнему слову тогдашней техники: с проточной водой и вытяжным колпаком над плитой. Пол в поварне был выложен из каменных плит. Вытяжной колпак и стены выложены синими изразцами. В углу стоял водопровод с черной мраморной раковиной. В столовую из поварни было проделано небольшое окошко, чтобы блюда подавались как любил царь — быстро и горячими.

Здание двенадцати коллегий

1722-1742 гг. Арх. Доменико Трезини. Одна из самых ранних построек на Васильевском острове. Строительство началось как часть плана императора Петра I по созданию на Васильевском острове административного квартала (не реализован). Здание состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций (общей протяжённостью 400 м.), соединенных между собой. Каждый корпус имел свой отдельный вход. Архитектура здания глубоко символична: она отражает самостоятельность каждой коллегии и вместе с тем подчеркивает их взаимосвязь при решении государственных задач. Первоначально здание выполняло две функции - административную и торговую: на первом этаже со стороны центральной площади располагались торговые ряды и лавки.

Кунсткамера

1718-1734 гг. Арх. Арх.И.Маттарнови, Н.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов. Предназначалось для размещения коллекций первого русского музея. Здание построено в стиле петровского барокко, состоит из двух 3-этажных корпусов в формах, соединённых многоярусной башней со сложным купольным завершением. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический театр, в башне — Готторпский глобус и обсерватория, в западной — учреждения Академии наук.

 

Активно осваивается пригородная территория. В 1714 г. начинается строительство Большого Петергофского дворца, в 1720 г. — Константиновского дворца в Стрельне, строятся дороги и каналы. С 1712 г. прокладывается тракт Москва - Санкт-Петербург, с 1719 г. — обводной канал вокруг Ладоги.

Все петровские резиденции стояли вплотную к воде. Примечательно, что если по каким-либо причинам построить дворец у Балтийского моря не удавалось, то от моря прокладывались каналы, по которым суда приходили ко дворцу, и в конце этих каналов устраивались расширения (Гаванцы, Ковши) для причаливания судов.

 

МОСКВА

В Москве продолжается строительство зданий в стиле московского барокко.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь