Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ.



ВВЕДЕНИЕ

" История - наставница жизни", говорили в древности. От себя добавим, что история еще и воспитательница, и кладезь опыта, и важнейшая форма самосознания людей, и указатель на будущее. Таким образом, она задевает всякое общество во всякое время. Поэтому к ее изучению постоянный интерес. Ссылками на прошлое зачастую обосновывали свои действия или политику различных групп или слоев. Именно поэтому всегда велась и ведется борьба различных точек зрения, столкновений идей и доктрин.

Искаженное, неверное представление о прошлом своего отечества, как правило, изображает его в негативном плане и указывает неверные пути на завтра. Поэтому, в частности, следует знать историю хорошо. Именно о необходимости глубокого и объективного изучения истории говорил президент нашей страны В. В. Путин, посещая Старую Ладогу: " Мы мало занимаемся историческими памятниками, в этом, в том числе, и корень наших проблем. Если мы плохо знаем свою историю, у нас неясные ориентиры развития".

Авторы учебного пособия поставили задачу, в меру своих сил, дать цельную картину исторического процесса в России с древности до настоящего время. При этом они опирались на достижения современной историографии и широкий круг различных источников. Оценка событий и исторических личностей производилась с учетом идей, разделяемых большинством современных специалистов в области истории. В то же время приводят мнения и тех, кто не разделяет или не вполне разделяет ту или иную позицию большинства.

Авторы пособия держатся того мнения, что Россия есть часть мирового сообщества, и ее история является частью мирового исторического процесса. Но при этом они учитывали особенности, в том числе, огромное геополитическое евразийское пространство, природу, многонациональность, соотношение размеров территории и ее заселенность, внешнеполитические факторы и ряд других положений, в том числе, роль железнодорожного транспорта.

В основу учебного пособия легли лекции, прочитанные в Московском государственном университете путей сообщения.

Пособие рассчитано на студентов и всех, кто интересуется историей.

 

 

РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В РОССИИ И МИРЕ.

 

Лекция 1. Особенности истории как гуманитарной науки. Возникновение государственности у Восточных славян.

План лекции:

1. История как наука.

2. Восточные славяне. Догосударственный период в истории России.

3. Основные этапы истории и особенности социально-политического развития

древнерусского государства.

4. Принятие христианства на Руси

 

История как наука.

В переводе с греческого языка " история" — это рассказ о прошлом.

История опирается на факты, получаемые из различных источников. Нет фактов — нет истории как науки. Факт в переводе с латинского языка означает " сделанное, совершившееся". В обычном смысле слово " факт" является синонимом понятий " истина", " событие", " результат". В науке, включая историческую науку, под " фактом" подразумевают знание, достоверность которого доказана.

Различают материальные источники, или памятники деятельности человека: орудия труда, здания, предметы быта и др. Высоко ценятся письменные источники: летописи, законодательные акты, воспоминания и т.д. Оценкой, систематизацией, использованием источников занимается источниковедение. На протяжении XVIII-XX вв. сформировалась система научных дисциплин, разрабатывающих проблемы методики и техники исторических исследований, — вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Некоторые типы исторических источников изучают вексилология, генеалогия (изучение родословных), геральдика (наука о гербах), дипломатика, документоведение, иконография, историческая картография, медальерика, глиптика (искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях), нумизматика (изучение монет) и бонистика (изучение бумажных денежных знаков), оружиеведение, сфрагистика (изучение печатей), униформоведение, фалеристика (изучает историю орденов, медалей, знаков отличия и традиционно включается в нумизматику), филателия, филокартия, эмблематика (изучение символов и знаков принадлежности собственности), эпиграфика (изучение древних и средневековых надписей на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных или керамических изделиях), эпистолография (изучение типов и видов личных писем Древнего мира и Средних веков). Общим аспектом анализа источников различного типа объединены герменевтика, коди-кология, палеография (история письма), неография, тестология, фили-гранология, эвристика. Справочный аппарат и информационную базу исторической науки обеспечивают археография, архивоведение, историческая библиография, историческое терминоведение, метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), музееведение, хронология. К вспомогательным и специальным историческим дисциплинам относятся также дисциплины, специально изучающие отдельные исторические процессы и явления и предоставляющие в распоряжение исторической науки конкретные материалы и результаты своих исследований: историческая география, историческая демография, ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), историческая статистика, историческое языкознание и др. Большую роль играет археология (изучение памятников материальной культуры). Историки находят новые факты, работая в архивах, библиотеках, музеях. В ХIХ–ХХ вв. историки стали использовать фото-, кино-, аудио– и видеоматериалы.

Современная Международная метрическая (десятичная) система разрабатывалась с конца XVIII в. во Франции и была принята на Международной конференции в Париже в 1875 г. Россия подписала Метрическую конвенцию, но новая метрическая система измерений лишь в 1899 г. была допущена к употреблению в России наряду со старыми русскими мерами. В России использовались следующие меры: пуд (16, 38 килограмма), фунт (409, 512 граммов), золотник (4, 2657 граммов), верста (1, 0668 километра), сажень (213, 36 сантиметра), аршин (71, 12 см), ведро (12, 299 литра), штоф (1, 2299 литра), шкалик (0, 0615 литра) и т. д. Реально метрическая система была введена в СССР с 1927 г. В современной научной исторической литературе старые меры упоминаются, но используются современные меры длины, поверхности, веса, сыпучих и жидких тел — километры, метры, гектары, килограммы и т. д.

Без использования данных вспомогательных и специальных исторических дисциплин трудно представить полноценное и достоверное историческое исследование.

" Отцом истории" считается Геродот, живший в Древней Греции в V в. до н. э. В " Истории" Геродота содержатся наиболее ранние сведения о жизни наших далеких предков. Наряду с трудами греческих, римских, византийских и других авторов для изучения догосударственной эпохи на территории России очень ценными являются данные археологии. С появлением государства, письменности и распространением христианства возникает летописание, появляется историография, под которой понимают как само описание истории, исторического процесса, так и историю развития самой исторической пауки. Классиками отечественной исторической науки стали Н. М. Карамзин (1766-1826, " История государства Российского" в 12 т.), С. М. Соловьев (1820-1879, " История России с древнейших времен" в 29 т.), В. О. Ключевский (1841-1911, " Курс русской истории" в 5 т.). После 1917 г. историческая наука была чрезмерно идеологизирована, превратилась в " политику, опрокинутую в прошлое", использовалась для воспитания советских людей, особенно молодежи, в духе коммунистических идей. Социалистическое и коммунистическое строительство в СССР рассматривалось как воплощение исторического прогресса, высочайшее достижение всего предшествовавшего мирового развития.

Во все времена и во всех странах историкам было трудно оставаться на нейтральных, объективных позициях, " над схваткой". Веками историки обслуживали интересы верховных правителей, правящей элиты, церкви, богатых меценатов (покровителей). В XIX-XX вв. в мировой историографии получили отражение три основные концепции: консерватизм, либерализм и социализм. Оформилось понятие методологии, или философии истории, включающее в себя принципы, способы и формы исторического познания.

Большинство историков декларирует свою приверженность таким принципам исторического исследования, как научность, объективность, историзм, диалектика. Очень немногие признаются в своей тенденциозности, или партийности. Концепция, методология конкретного историка проявляется в периодизации истории, в выделении в ней наиболее крупных этапов, качественно различающихся по своему содержанию, а также в оценке крупнейших исторических событий, процессов, явлений, деятелей. Долгое время в истории главное внимание обращалось на правления монархов, крупные войны, события религиозной жизни. В советской историографии преобладал формационный подход, в соответствии с которым человеческое сообщество на любой территории должно пройти через пять эпох, общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Главной движущей силой К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924) считали развитие производительных сил, которое через социальную революцию заставляет меняться более консервативные производственные отношения. В пролетариате, классе, лишенном собственности, марксисты видели будущего устроителя жизни на принципах Свободы, Равенства и Братства. В западной историографии весьма популярен цивилизационный подход, в соответствии с которым в мировой истории выделяется разное количество исторических сообществ. Русский ученый Н. Я. Данилевский (1822–1885) выделял 10 культурно-исторических типов. Англичанин А. Д. Тойнби (1889–1975) остановился на 13 синхронных и эквивалентных по реализовавшимся в них духовным ценностям " мировых ансамблях культуры".

Цивилизацию можно определить как способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и т. д.).

Облик цивилизации определяется творческой продуктивностью людей, инновационным потенциалом данного человеческого сообщества, т. е. способностью вносить существенные улучшения, новшества в жизнь людей, которые получают широкое распространение и способствуют историческому прогрессу. Российская цивилизация возникла относительно поздно. Среди российских и зарубежных историков есть сторонники различной классификации цивилизационной принадлежности России: западный, восточный типы; евразийская цивилизация; уникальная и единственная российская (русская) цивилизация. Вызывает споры реальность и характер " советской цивилизации".

Основными методами исторического исследования являются сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический, хронологический и т. д. В последние десятилетия при обработке исторических источников используются электронно-вычислительные машины, компьютеры, математические методы.

История России является частью всемирной истории. Главным се содержанием является история русского народа, исторического бытия, характера, традиций, менталитета (склада ума) русских людей.

 

Вид и размер дани

Вид Размер Способ сбора
Полюдье Не фиксирован Князь с дружиной объезжает подвластные территории, собирая дань
Повоз (с 945 г.) Фиксированный — " урок" Подвластное население само привозил дань в места сбора — погосты

Собирали дань как натурой, так и в денежной форме. Единицы налогообложения: " дым", т.е. один крестьянский двор, " рало", " плуг" (единицы земельной площади, соответствующие возмож­ностям одного крестьянского хозяйства).

Основной социальной ячейкой земледельцев Древней Руси являлась соседская община — вервь. Члены верви совместно владели сенокосными и лесными угодьями, а также пашенной землей, хотя она и была поделена между отдельными хозяйствами земледельцев. Таким образом, в Киевской Руси преобладающей являлась коллективная форма землевладения. Община являлась не только хозяйственной единицей, но носила многофункциональный характер. Она регламентировала практически все виды деятельности человека: трудовую, обрядовую, культурную. Община базировалась на принципах коллективизма и уравнительности. Члены ее были связаны круговой порукой, неся коллективную ответственность за уплату дани, за совершенные на ее территории преступления. Внутри общины действовали принципы прямой демократии: выборность старейшин, коллективное принятие реше­ний и т.п. Люди, порвавшие связи с общиной, лишались защиты и заботы с ее стороны и назывались изгоями.

 

Таблица 1.3

Опричнина и ее последствия.

Период с конца 40-х до конца 50-х годов был удачным для России еще и потому, что, по выражению В. О. Ключевского, в это время наряду с " широкими и хорошо обдуманными планами внутренних преобразований" осуществлялись " смелые внешние предприятия". Наиболее важными из внешнеполитических предприятий были присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556), а также успешное начало Ливонской войны (1558-1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный этап ее был удачным. В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. Но этот год одновременно стал вехой как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавший начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. начинается полоса военных неудач России. В 1560 г. скончалась жена Ивана IV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 с половиной лет и которая благотворно влияла на него. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с " Избранной радой", члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на: 1) византийскую имперскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно — неограниченные функции; 2) идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г.; 3) идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире; 4) идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти.

Все эти постулаты нашли отражение в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые получили распространение в конце XV-XVI в. Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была изложена им в переписке с князем Андреем Курбским, начавшейся после бегства последнего в Литву и продолжавшейся с перерывами в 1564-1579 гг. В 1564 г. А. Курбский направляет из Литвы послание Ивану, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет царя в измене идеалу Московского царства — Третьему Риму, в союзе с Антихристом, в гонениях на бояр, в забвении своего долга и обязанностей перед подданными. В ответном послании Иван Грозный излагает своё представление о самодержавной власти царя как " не стесненной, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом". Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван IV воплотил в опричнине.

В начале января 1565 г. из Александровской слободы, где обосновался Иван со своими приближенными, в Москву прибыл гонец, доставивший митрополиту Афанасию два письма. В первом из них Иван Грозный излагал свои претензии к боярам, приказным и духовенству. Письмо заканчивалось словами о том, что царь, не желая больше терпеть преступлений боярства, покидает престол. Второе письмо было адресовано посадским людям. В нем говорилось, что на них государь " гневу и опалы не держит", ни в чем их не обвиняет, а виновниками всех беззаконий, творящихся в государстве, считает бояр и приказных. При известии об отречении государя от престола москвичи потребовали направить к нему делегацию, которая будет просить Ивана вернуться, впредь править так, как ему будет угодно, а в искоренении крамолы рассчитывать на их помощь и поддержку. Приняв делегацию, царь согласился вернуться при условии, что ему будет предоставлена полная свобода в борьбе с государственной изменой. Это означало, что он получал неограниченную власть и без совета с Боярской думой мог " класть опалы", казнить, отбирать имущество казненных и опальных в казну. Царь обещал, что бояре и приказные будут управлять страной, как и прежде. Для охранения же своей жизни Иван решил " учредить на своем государстве опришнину".

Территория государства была разделена на опричнину и земщину. Земщиной должны были управлять бояре посредством прежних институтов и обычаев. Опричнина же представляла собой как бы государев удел. В Московском государстве опричниной именовались земельные владения, которые предоставлялись вдовым княгиням наряду с прожитками (содержанием). Прожитками княжны могли пользоваться на протяжении своей жизни, но они не подлежали передаче по наследству. Опричнина же являлась наследственным земельным владением. Создавая опричнину, Иван Грозный тем самым выделял удел самому себе, в котором являлся полновластным хозяином.

Таким образом, опричнина Ивана IV— это особая территория в составе государства. В нее царь отобрал земли из разных регионов, всего — 20 городов с уездами. Стремясь сосредоточить в своих руках рычаги экономического контроля, Иван забирал в опричнину в первую очередь благополучные в хозяйственном отношении территории, а также те, где имелись источники ценных ископаемых, по которым пролегали важнейшие пути сообщения. Была разделена на опричнину и земщину и Москва. Здесь граница между ними проходила по Большой Никитской улице: Сивцев Вражек, Арбат, Воздвиженка входили в опричнину, а территория по другую сторону Большой Никитской — в земщину. Одной из ипостасей опричнины стал особый царский двор, созданный после ее учреждения. Было создано также опричное войско, насчитывавшее поначалу 1 тыс. человек, а затем доведенное до 6 тыс. Управление опричниной осуществлялось с помощью созданной здесь Думы и приказов.

Однако, в первую очередь опричнина являлась особой политикой Ивана Грозного, осуществляемой террористическими методами и направленной на усиление его самодержавной власти. Вернувшись в феврале 1565 г. в Москву, Иван, опираясь на опричный аппарат, приступает к искоренению крамолы. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискации имущества становятся повседневным явлением. Нередко государь лично участвовал в экзекуциях. Тогда же начались переселения. Стремясь подорвать экономическую силу своих противников и ликвидировать их политическую опору в лице подвластного населения, Иван IV отбирает вотчины у бояр, а их владельцев переселяет в другие регионы. Там им предоставляются земельные владения, но уже в качестве поместья, а не вотчины. Из конфискованных вотчин выделяются поместья опричникам. Таким образом, Иван Грозный пытался ввести единый порядок владения землей. Переселения происходили в сжатые сроки, на сборы отводилось минимальное время. Переселенцы должны были следовать к новым местам обитания без остановки, по пути следования никто не имел права предоставлять им приют.

Апогей опричного террора пришелся на 1567-1570 гг. Только за этот период по далеко неполным данным было казнено около 3, 3 тыс. человек (при общей численности населения России в 5-7 млн. человек). Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности Новгород. Несмотря на жестокие погромы, которые периодически учиняли здесь московские князья, Новгородская земля все еще не лишилась своих богатств, привлекавших царя и его опричников. Сохранялась здесь и память о временах, когда Новгород был вольным городом, а потому сильнейшим желанием царя было покончить раз и навсегда с этим республиканским духом. Кроме того, Новгород с прилегавшими к нему территориями традиционно являлся регионом политической поддержки князей Старицких. Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана IV, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя являлся политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Дабы избавиться от этой опасности Иван сначала лишил Владимира Старицкого его вотчины, а затем уничтожил самого князя, его семью, а также его мать, княгиню Ефросинью Старицкую. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Клин, Тверь, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп.

Митрополит Филипп (1507—1569)— боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Усиенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.

В начале января 1570 г. каратели дошли до Новгорода и здесь разразилась страшная вакханалия убийств и грабежей, продолжавшаяся несколько недель. Половина разоренного города и две новгородские пятины (области) были взяты в опричнину. Покидая Новгород, опричники увозили возы награбленного добра. Все, что не смогли увезти с собой, опричники сжигали. Из Новгорода кровавый след экспедиции потянулся дальше — в Нарву, Иван-город, Псков.

В 1572 г. опричнина была отменена. Поводом к ликвидации опричнины, по мнению многих историков, послужила небоеспособность опричного войска, обнаружившаяся при набеге на Русь крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Опричники не смогли остановить хана, который сумел дойти до Москвы и поджечь город. В пожаре погибло огромное количество жителей. Во время повторного похода Девлет-Гирея, предпринятого в 1572 г., на его пути встало уже объединенное земско-опричное войско под командованием некогда опального князя Михаила Воротынского (спустя год он будет казнен). В битве у села Молоди оно нанесло поражение войску хана.

Чего добивался Иван Грозный, учреждая опричнину? В чем заключался ее политический смысл и против кого было направлено острие опричного террора? Здесь мнения историков расходятся. Академик С. Ф. Платонов, чья концепция многие годы превалировала в историографии, считал, что опричнина призвана была окончательно сломать старые порядки, препятствовавшие централизации, а, следовательно, ее террор был направлен против боярской аристократии, против боярства как клана, сопротивлявшегося централизаторской политике и тянувшего к удельным временам. Успех политики Ивана Грозного состоял, по мнению С. Ф. Платонова, в том, что опричнина покончила с политическим господством боярства.

Альтернативное мнение.

Боярство боролось не против централизации. Оно добивалось того, чтобы по праву своего происхождения занимать в централизованном государстве ключевые посты. Политический смысл опричнины состоял в усилении личной власти Ивана Грозного. В силу этого террор опричнины был направлен против всех, кого царь подозревал в покушении на эту власть или в пособничестве тем, кто это делал, к какому бы социальному слою они ни принадлежали.

Эта точка зрения получила широкое распространение в современной исторической литературе и подтверждается данными источников. Так, в знаменитом Синодике (поминальном списке) казненных в период наивысшего разгула опричного террора (1567-1570), составленном по приказу Ивана Грозного в 1583 г. и впоследствии реконструированном российскими историками, из 3, 3 тыс. человек приблизительно две трети не принадлежали к боярству, а являлись представителями низших сословий. Боярство находилось на авансцене политической жизни страны и, естественно, в первую очередь стало жертвой опричного террора. Однако те его представители, которые доказали свою лояльность по отношению к царю, избежали репрессий, многие из них вступили в опричнину.

Опричнина способствовала достижению поставленной Иваном Грозным цели — она укрепила его самодержавную власть, способствовала дальнейшей централизации страны. Однако такая ускоренная централизация повлекла за собой тяжелейшие последствия. Вкупе с Ливонской войной она вызвала глубокий экономический кризис.

От опричного беспредела, от налогового пресса население спасалось бегством на окраины государства, в результате чего приходили в запустение многие территории. Следствием этого были " заповедные лета", введенные с 1581 г. Ими устанавливались сроки, в течение которых крестьяне не могли покидать феодалов. Дабы прикрепить крестьян к земле, правительство прибегает к составлению писцовых книг. В них содержалось хозяйственное описание земель для податного земельного обложения. Теперь на основании этих книг крестьяне прикреплялись к землям, на которых они обитали при введении заповедных лет.

Опричнина обернулась также и политическим кризисом. Она расколола высшие слои общества, породила борьбу между сторонниками и противниками опричной политики. Эта политическая нестабильность ослабляла государство и была чревата серьезными социальными катаклизмами. Опричнина подрывала нравственные устои общества. Предательство, доносительство, наушничество, бессудные казни, пытки, откровенный разбой, полнейший произвол опричников создавали атмосферу подозрительности, страха, ненависти, дезинтегрировали общество.

 

Заключение

Таким образом, XVII век сыграл значительную роль в истории России. Это было время, наполненное событиями, менявшими жизнь государства. Социальные движения потрясали весь XVII век. Это движения Хлопка (1602 – 1603 гг., во время голода), И. Болотникова, Балаша (во время Смоленской войны 1632 – 1634 гг.), " Соляной бунт" 1648 г., " Медный бунт" 1662 г., восстание С. Разина (1670 – 1671 гг.).

Восстания подавлялись войсками. Власть царя усиливалась, укреплялся бюрократический аппарат управления, вводились новые приказы. Менялось войско.

Алексей Михайлович стремился к определенному порядку, регламентировать жизнь общества.

Развивались связи со странами Европы и Востока, что давало возможность развивать торговлю, промышленность, осваивать новые пространства.

В государственном управлении Россия все больше продвигалась к абсолютизму.

В XVII веке, несмотря на разнообразие национальных вариантов развития власти в различных странах, наиболее характерной чертой было сосредоточение ее в руках монарха. В Западной Европе сложилась система абсолютизма, при которой личность государя определяла судьбу народа и государства. В его руках были сосредоточены главные рычаги управления. Через госаппарат чиновники последовательно проводили линию правителя, у которого они состояли на службе и получали жалованье.

В такой ситуации проходили проверку на прочность сословно-представительные органы власти. Английский парламент имел опыт компромиссов, в Нидерландах абсолютизму противостояла местная олигархия, опиравшаяся на сословно-представительный орган. Во Франции и Испании абсолютизм одержал победу над представительными учреждениями. Во Франции король мало считался с Генеральными штатами. Практически становление централизованных государств в Западной Европе во многом предопределялось разумной политикой монархов.

Территориальный и социальный раскол российского общества начала XVII века разрушил прежнюю систему власти. Тем не менее, идея земского представительства, учета интересов населения через местные органы управления способствовала возрождению российской государственности. При первых Романовых Земский собор являлся представительным собранием. Именно поддержка " всей земли" помогла выйти из кризиса. Несмотря на то, что окончательное решение принимал царь, он прислушивался к коллективному мнению. Но в России так сложилось, что сознание русского человека XVII в. не отражало прав личности вообще: все население было царской собственностью. Бюрократическая система государственного управления уделяла особое внимание авторитету царя. Любые суждения о царе были особой группой преступлений – слово и дело государево и, согласно статьям Уложения 1649 г. квалифицировались как политические. В период правления первых Романовых был восстановлен Московский Печатный двор, который выпустил около 400 изданий, более полумиллиона книг, в которых отражался идеальный образ царя.

Уложение 1649 г., с одной стороны, продвинуло Россию по пути правового государства, а с другой, социальная структура оставалась неизменной, что тормозило развитие общества в условиях становления рыночных отношений. Служилый класс и общинная организация крестьян при неразвитости торгово-промышленных слоев, способствовали активизации государственной власти, что, в свою очередь, способствовало свертыванию демократических начал в политической жизни московского государства.

 

Реформы Петра I.

Петр I был 14-м ребенком царя Алексея Михайловича и первым сыном от второго брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Сводный брат Петра – Федор Алексеевич царствовал после смерти Алексея Михайловича в 1676 – 1682 гг. Детей у него не было, поэтому после его смерти Нарышкины провозгласили царем Петра, но Милославские (родственники первой жены Алексея Михайловича) при поддержке стрельцов провозгласили царями одновременно Петра и Ивана, который был старше Петра, но не способен к управлению. Регентшей при несовершеннолетних Иване (16 лет) и Петре (10 лет) была их старшая сестра – Софья (1682 – 1689 гг.). По мере взросления Петра и возможности получить ему реальную власть, Софья пыталась этому помешать. Ее сторонники пытались заручиться поддержкой стрельцов, не допустить Петра к власти. В ночь с 7 на 8 августа 1689 г. Петр получил сообщение о том, что стрельцы собираются в Кремле, чтобы " извести" его. Петр собирает своих сторонников, " потешные" полки, часть стрельцов, и ему удалось подавить этот бунт. Софья была отправлена в Новодевичий монастырь. Власть в стране перешла вновь к сторонникам Нарышкиных. В 1696 г. умер Иван, и Петр становится единственным правителем. Но в начале своего правления он не проявлял интереса к государственным делам. Фактически страной управляли родственники и приближенные матери царя Петра Натальи Нарышкиной и родственники первой жены Петра Евдокии Лопухиной. Сам Петр занимался " нептуновыми да марсовыми" потехами. Юный Петр окружил себя способными и энергичными специалистами и помощниками. Особенно военными (Ф. Лефорт, П. Гордон и др.). Среди русских приближенных сформировалась группа сподвижников царя (Головины, братья Апраксины, Меншиков, Курбатов, Репнин). Петр устраивал маневры " потешных" войск (будущих гвардейских полков – Преображенского и Семеновского). Особое внимание он уделял становлению отечественного флота. В мае 1692 г. на Плещеевом озере был спущен на воду небольшой ботик, построенный при непосредственном участии царя. Петр дважды побывал на Белом море. Там, в Архангельске, было положено начало строительству первых русских морских судов. В 1694 г. во время настоящего морского похода, устроенного Петром, на одном из кораблей впервые был поднят российский красно-сине-белый флаг.

Военная реформа.

Для абсолютизма характерна милитаризация – опора на силовые структуры. Петр I создал регулярные армию и флот, которые не только выполняли внешние задачи, но использовались для подавления народных выступлений. В основе военной реформы лежала централизация военного управления. Вводилась единая система комплектования армии – с 1705 г. вводились рекрутские наборы (крестьяне и посадские люди должны были от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. Служба была пожизненной).

Каждый род войск имел свою форму. Вводились присяга и наградная система. В передовых странах Запада перестройка вооруженных сил на регулярной основе прошла раньше, чем в России. Армии там комплектовались из числа наемников (своих и иностранных). Российская армия сразу стала народной, национальной. В решающих битвах народность армии становилась важнейшим психологическим фактором сражения, сражались не за деньги, а за Родину.

В армии применялись новые виды оружия – кремневые ружья со штыками, ручные гранаты и др.

Петр изучал опыт полководцев прошлого, применяя его в своей армии: маневры, обучение владению оружием, построение войск, оборона и штурм крепостей. Но Петр не воспринимал плац-парадную муштру (похожей на дрессировку солдат), приемы которой не применялись в бою. Петр ввел новую систему полевой подготовки, приближенной к боевой, упростил команды. Например, вместо " Оборотись направо! " – " Направо! " При Петре появились гренадерские полки – полки гранатометчиков. Полностью обновился артиллерийский парк, увеличилось количество артиллерийских орудий (даже в кавалерийских частях).

Была ликвидирована дворянская конница и созданы регулярные кавалерийские части, ядром которых стали драгунские полки (кавалеристы были вооружены ружьями со штыком, парой пистолетов, саблей). Это сделало кавалерию очень боеспособной единицей армии. Впервые в мире появилась легкая кавалерия – кавалерийские корпуса, отдельная конная армия, которой командовал Меншиков. В боях им помогали регулярные кавалерийские части – казаки, калмыцкая и башкирская конницы. Изменилась тактика боя, появилась штыковая атака. В 1716 г. издан " Устав воинский", в котором, наряду с лучшими воинскими наставлениями прежних лет, вводились новые, и большое внимание уделялось высоким морально-волевым качествам русского солдата:

– " товарища своего от неприятеля выручать" – святой долг и командира, и солдата;

– защита и спасение знамени – священная обязанность воина.

Военно-морской флот.

Строились различные виды судов – фрегаты, галеры, вспомогательные.

Созданы три флота – главный и основной – Балтийский, 2 вспомогательных – Каспийский и Азовский.

Создавались военно-морские крепости – Кронштадт и Таганрог.

После побед под Гангутом и при Гренгаме русский флот стал хозяином Балтийского моря. После Прутского сражения Азовский флот и Таганрогская крепость были ликвидированы. Большую роль Петр отводил подбору и воспитанию кадров для армии и флота. Вначале использовали наемников, но они при первых неудачах сдавались в плен.

Управлялись армия и флот сложным военно-административным механизмом. Расходы на содержание армии составляли 2/3 бюджета страны.

 

Экономические реформы.

Проведению реформ в армии и военным достижениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVII в. активно развивается мануфактурная промышленность. За 1695 – 1725 гг. появилось не менее 200 различных мануфактур. Государство всеми способами стимулировало развитие мануфактурного производства, обеспечивающего нужды армии.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 700; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь