Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Россия в период Смуты: предпосылки и следствие.
Смутное время в России приходится на начало XVII в. Это период народных восстаний и вторжения иноземных захватчиков. В истории российской цивилизации в это время начался переход от ориентации на Восток к ориентации на Запад. Великие географические открытия середины XV – XVI вв. способствовали созданию мирового рынка, ускорению процесса разложения феодальных отношений, перераспределению " сфер влияния" в Европе. В начале XVII в., с одной стороны, усилилось давление на западные российские границы Польши и Швеции, Турция также имела свои планы в отношении России. С другой стороны, в России складывалось трудное экономическое положение: выросли в 3-4 раза цены на сельскохозяйственные продукты, а на изделия ремесленников – в 2 раза. Причинами Смуты в Московском государстве в 1591 – 1613 гг. явились экономический кризис, вызванный опричниной Ивана IV и непродуманная внешняя политика. Полная неудача в 25-летней Ливонской войне, татарское нашествие и разгром Москвы в 1571 г. привели к огромным людским жертвам и материальным потерям. Иван IV оставил в наследство своим преемникам разоренную страну. С его смертью практически сходила на нет династия потомков Ивана Калиты. Старший сын, Иван, погиб, и престол переходил в руки второго сына – Федора Иоанновича, слабоумного карлика. Придворное летописание создало благочестивую легенду о не слишком хорошо разбирающемся в земных делах, но зато высоконравственном царе – молитвеннике за Русскую землю. Эту легенду воплотил А. Толстой в драме " Царь Федор Иоаннович", где царь Федор говорит: Какой я царь? Меня во всех делах И с толку сбить и обмануть нетрудно. В одном лишь только я не обманусь: Когда меж тем, что бело иль черно, Избрать я должен – я не обманусь. Но сам Толстой понимал, что в реальности царь Федор был другим. В своей сатирической поэме " История государства Российского от Гостосмысла до Тимашева" он характеризует царя Федора так: Был разумом не бодор, Трезвонить лишь горазд, – что больше соответствовало оценке современников. Шведский король говорил, что " русские на своем языке называют его durak". В России царя прозвали " звонарем" за его любовь к колокольному звону. Таким образом, безграничная самодержавная власть над огромной страной оказалась в руках человека, который править был просто не в состоянии. Поэтому при царе Федоре был создан правительственный кружок из нескольких бояр, своего рода регентский совет. Но очень скоро вся власть сосредоточилась в руках одного из участников этого совета – боярина Бориса Федоровича Годунова, царского шурина – брата его жены Ирины. В пушкинском " Борисе Годунове" князь Василий Шуйский так говорит о Годунове: Вчерашний раб, татарин, зять Малюты, Зять палача и сам в душе палач, Возьмет венец и бармы Мономаха… Годунов, конечно же, не был в полном смысле рабом (по происхождению), он, как и все подданные русских царей считался холопом, т. е. рабом государя. Что касается его татарского происхождения, то родословная легенда рода Сабуровых, ответвлением которых были Годуновы, утверждала, что родоначальником был татарский мурза Чет, крестившийся в 1330 г. Положение Годунова упрочилось быстро. Из 14 лет правления царя Федора 12 из них фактически правителем страны был Борис Годунов. Поэтому царствование Федора рассматривается как царствование Годунова. Но у Ивана Грозного был еще младший сын – Дмитрий, который находился в почетной ссылке в Угличе со своей матерью Марией Федоровной из рода Нагих и своими дядьями. После смерти бездетного Федора царевич был бы естественным наследником. Существует утверждение, что брак Ивана IV с Марией Нагой (шестой или седьмой по счету) с канонической точки зрения не был законным. И, тем не менее, у царского сына, даже не вполне законного, прав было намного больше, чем у царского шурина. Поэтому, когда появился человек, назвавшийся именем Дмитрия, предъявил права на престол, никто не задавался вопросом, сыном которой по счету жены грозного царя он был. Царевич Дмитрий восьми с половиной лет таинственно погиб в 1591 г. По официальной версии того времени это был несчастный случай, но официальная версия начала XVII в. утверждает, что святой царевич был зарезан убийцами, подосланными " лукавым рабом" Борисом Годуновым. Вопрос о виновности Годунова не доказан и не опровергнут. Но препятствия к престолу больше не было. После смерти царя Федора Иоанновича в 1598 г. династия Рюриковичей прервалась. В 1598 г. Земский собор избрал Бориса царем. По-другому быть не могло, т. к. за годы своего совместного правления с царем Федором Годунову удалось собрать вокруг себя – и в Боярской думе, и среди придворных чинов – " своих людей", тех, кто был обязан ему своей карьерой, богатством и боялся перемен при смене власти. Можно по-разному относиться к личным качествам Бориса Годунова, но даже самые строгие его критики признают его государственный ум, а самые рьяные его защитники признают, что он в своей политической деятельности не только не руководствовался моральными нормами, но и постоянно их нарушал для своей собственной выгоды. Но он был, прежде всего, талантливым политическим деятелем, реформатором. Методы Бориса Годунова резко отличались от методов Ивана IV (хотя он прошел школу опричнины). Годунов был жесток в устранении своих политических противников, но только не выдуманных, а реальных. Он не устраивал казни на площадях, всенародно проклиная противников. Их тихо арестовывали, отправляли в ссылку или монастырскую тюрьму, и там они тихо, но обычно быстро умирали – от яда, от петли или неизвестно от чего. В то же время Годунов стремился объединить господствующий класс, что было правильной политикой в условиях всеобщего разорения страны. Но именно в правлении Бориса Годунова происходит утверждение крепостного права в России. Начало было положено еще при Иване IV, когда временно был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. (Указ о «заповедных летах» 1581 г.). Через пять лет появился указ об " урочных летах" - о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян (1597 г.). Прикрепление крестьян к земле было направлено на то, чтобы в будущем не происходило запустение центральных уездов. На самом деле это был повод, но не причина перехода к крепостничеству. Опричнина разорила страну, и теперь и государство, и феодалы усилили эксплуатацию крестьян. Более того, численность феодалов росла быстрее, чем численность крестьян, т. к. в годы войны правительство за службу раздавало выходцам из низших слоев поместья с крестьянами, пополняя ряды " детей боярских". Поместья феодалов уменьшались, а снижать жизненный уровень прошлых лет не хотелось. Отсюда – все новые повинности крестьян. При этом многие феодалы стремились не только сохранить рост жизненного уровня, но и повысить его. Сосед, принимая гостей, угощал их с серебряной посуды, имел импортную кольчугу и ногайского кровного жеребца. Значит, многих уже не устраивало то, что у них и посуда " оловянная", и доморощенная лошаденка; и замечательная родная кольчуга (хотя и лучше защищала от сабельных ударов) уже являлись признаком нищеты, непрестижности боярина. Отсюда следовало, что право крестьянского перехода – пусть и с уплатой " пожилого" и только раз в году, служило естественным регулятором уровня эксплуатации; слишком алчный феодал мог, как щедринский дикий помещик остаться без крестьян. Немало поместий опустели. Внутренняя политика Годунова была направлена на стабилизацию положения в стране. При нем строятся города, особенно в Поволжье. Именно тогда появились Самара, Саратов, Царицын, Уфа. Улучшилось положение посадского населения; крупные феодалы не имели права держать в своих " белых" (не обложенных податями) слободах ремесленников и торговцев; все, кто занимался промыслами и торговлей, должны были входить в посадские общины и вместе со всеми платить государственные налоги – " тянуть тягло". Во внешней политике Борис Годунов стремился решать вопросы дипломатическим путем. При нем наладились отношения с Речью Посполитой, государствами Средней Азии. Единственной войной при Борисе Годунове была война со Швецией (1590 – 1593 гг.). В Ливонской войне Россия потеряла побережье Финского залива. После трех лет военных действий в 1593 г. был подписан Тявзинский мирный договор, по которому Россия вернула Ивангород, Ям, Копорье и волость Корелу. Борис Годунов сделал первую до Петра I попытку ликвидировать культурную отсталость России от стран Западной Европы. В Россию приглашает значительно больше, чем раньше, иностранных специалистов – военных, врачей, " рудознатцев" (геологов) и мастеров. Впервые " для науки разных языков и грамотам" было отправлено в Англию, Францию, Германию несколько молодых дворян. Но они не решились в Смутное время вернуться на Родину, остались за границей. Но в России было неспокойно, поэтому реформы Годунова не давали стабильных результатов. Кроме того, попытки выйти из кризиса в экономике, не могли увенчаться успехом в условиях крепостного права. В крестьянстве зрело недовольство. В 1593 – 1595 гг. были выступления монастырских крестьян Иосифо-Волоколамского монастыря. Положение усугублялось неурожайным 1601 годом, когда из-за дождей не смогли собрать урожай, а затем сразу ударили ранние морозы, и весь урожай погиб. Следующий год был также неурожайным. Три года в стране был страшный голод. К тяжелым погодным условиям примешивались сильная феодальная эксплуатация крестьян и тяжелые налоги. Таким образом, крестьянское хозяйство не имело резервов, потеряло устойчивость. У бояр были запасы зерна и достаточно большие, но они их прятали, повышали цены, а люди голодали, ели сено и траву, доходило до людоедства. Годунов боролся с голодом как мог. Бедным раздавали деньги, организовывали для них платные строительные работы, бесплатно раздавали хлеб из государственных хранилищ. В Москву хлынули голодающие, но хлеба на всех не хватало, люди умирали на дорогах, а хоронить всех не успевали. Борису Годунову не удалось преодолеть голод, т. к. он боролся с симптомами, а не лечил болезнь. Причины коренились в крепостничестве, но царь не восстанавливал право перехода крестьян. В 1601 – 1602 гг. вышли указы об ограниченном переходе крестьян, но они не облегчили жизнь крестьян. Народные волнения охватывали все большие территории. Авторитет царя катастрофически падал. Поэтому победа Лжедмитрия была обеспечена. Появление Лжедмитрия I и его движение на Москву поддержали казаки и восставшее население Северщины. После внезапной кончины Бориса Годунова (13 апреля 1605 г.) боярам удалось склонить на сторону самозванца царские войска. 1 июня 1605 г. в Москве произошло восстание, во время которого были убиты сын Бориса Годунова 16-летний Федор Годунов и его мать. Боярская дума выразила покорность самозванцу и открыла перед ним ворота Кремля. Боярин Василий Шуйский, который в 1591 г. возглавлял расследование обстоятельств смерти младшего сына Ивана Грозного – Дмитрия, полностью отрекся от своих слов о смерти малолетнего царевича Дмитрия в Угличе и подтвердил версию о чудесном спасении царского наследника. Самозванца на Красной площади встретило все высшее московское духовенство, отслужили в его честь молебен и благословили его иконой. Но у Лжедмитрия I не хватило политической мудрости, чтобы сосредоточить управление государством в своих руках. Дело в том, что важнейшими соперниками Годунова на пути к власти были бояре Романовы – Юрьевы. Старший из них – Никита Романович, брат матери царя Федора – царицы Анастасии (жены Ивана Грозного) считался союзником Годунова. Именно его просил Никита Романович покровительствовать своим детям – " Никитичам", но вскоре после воцарения Годунова, сыновья Никиты Романовича были арестованы и сосланы. Старший из сыновей Федор Никитич был пострижен в монахи под именем Филарета, его жена Ксения также была пострижена в монашество под именем Марфа, а сына их, четырехлетнего Михаила, взяла к себе тетушка Ксении. Филарет был отправлен на север в Антониево-Сийский монастырь и находился под контролем пристава, где он живет тихо, в молитвах. С появлением Лжедмитрия поведение Филарета резко изменилось. В донесении пристава уже говорится, что старец Филарет живет " не по монастырскому чину, всегда смеется неведомо чему, и говорит про мирское житье, про птицы ловчие и про собаки, как он в мире жил". Другим монахам Филарет говорил, что " увидят они, каков он впредь будет". Действительно, вскоре Филарет из ссыльного монаха превратился в митрополита Ростовского (по приказу " царя Дмитрия" ). Правительство Годунова заявило, что " царевич Дмитрий" - самозванец Юшка (в монашестве – Григорий) Богданов сын Отрепьева, дьякон – расстрига Чудова монастыря, состоявший при патриархе Иове " для письма". Очевидно, так и было: правительству было выгодно назвать подлинное имя самозванца, а выяснить правду тогда было легче, чем через 4 века. Отрепьев до пострижения был холопом Романовых, и в монахи постригся после их ссылки. В. О. Ключевский писал, что " Лжедмитрий был только испечен в польской печке, а заквашен в Москве". О Лжедмитрии I и в литературе, и в массовом сознании накопилось много стереотипов: одни считают его агентом польского короля и панов, стремившихся с его помощью захватить Россию, другие – что он был подготовлен к этой роли Романовыми. Польша не была инициатором появления Лжедмитрия. Сигизмунд III не был готов к военному конфликту с Россией, он вел борьбу со Швецией за Прибалтику. Поэтому он не стал оказывать полную поддержку Лжедмитрию, он только разрешил шляхтичам вступать в его войско. Таких набралось больше полутора тысяч. К ним присоединились несколько сотен русских дворян – эмигрантов, донские и запорожские казаки. Войско самозванца составили около 4 тысяч человек. С ними он и перешел Днепр. По пути следования к нему присоединялись недовольные своим положением мелкие служилые люди, казаки, поднявшие восстание против Годунова под руководством атамана Хлопка, беглые крестьяне. Таким образом, Лжедмитрию помогли войти в Москву недовольные массы, а не поляки. Готовясь в поход на Москву, Лжедмитрий тайно принял католичество, и обещал папе римскому, что Россия станет католической. Королю польскому обещал Смоленск и Чернигово-Северскую землю, отцу своей невесты Марины, польскому воеводе Юрию Мнишеку – Новгород, Псков и миллион золотых. Но он не торопился выполнять свои обещания. Православие осталось государственной религией; более того, царь не разрешил строить в Москве католические церкви. Король также не получил обещанные земли. Лжедмитрий предполагал заплатить за них выкуп. Он даже вступил в конфликт с Речью Посполитой. Дело в том, что Польша не признавала за русскими правителями царского титула, их именовали великими князьями. Лжедмитрий называл себя цесарем, т. е. императором. В Польше были недовольны им. Лжедмитрий I был смелым, решительным, образованным человеком. В то же время он был авантюристом. С одной стороны, для политика это неплохо. Но средства для достижения целей у него были неадекватными. Он не оправдал надежд тех, кто его поддерживал. Дворянам, чтобы заручиться их поддержкой, он раздавал земли и деньги, но они не бесконечны, и он занимал у монастырей. Крестьяне надеялись вернуть Юрьев день, но Лжедмитрий не мог этого сделать, чтобы не вступить в конфликт с дворянством. Он только разрешил крестьянам, ушедшим в голодные годы от своих хозяев, оставаться на новых местах. Духовенство тревожили слухи о католичестве. Таким образом, ни один социальный слой, ни одна сила за рубежом не поддерживали Лжедмитрия I, и поэтому он легко был свергнут (убит в мае 1606 г.). В Москве был созван импровизированный Земский собор (из случайно находившихся в Москве людей), на котором был избран боярин Василий Иванович Шуйский, который стал Василием IV (1606 – 1610). Бесчестный интриган, всегда готовый солгать, даже подкрепить ложь клятвой на кресте, – таким был " лукавый царедворец" (по выражению Пушкина), вступивший на престол. Впервые в истории России царь присягнул подданным – дал " запись", соблюдение которой закрепил целованием креста (крестоцеловальная запись). В связи с этим считается, что власть царя ограничивалась в пользу бояр, поэтому Шуйского называют " боярским царем". В принципе в этой записи не было конкретного ограничения власти царя. В ней Шуйский обещал без бояр не предавать никого смертной казни, не отнимать имущество у родственников осужденных, если " они в той вине невинны", такие же гарантии получали купцы и все " черные люди", а также царь обещал не принимать ложных доносов и решать дела только после тщательного расследования. Крестоцеловальная запись стала первым опытом формально-юридического ограничения царской власти. Василий Шуйский продолжал политику закрепощения крестьян. Соборное уложение от 9 марта 1607 г. увеличило срок сыска беглых крестьян с 5 до 15 лет. В то же время не разрешалось делать крепостными людей, добровольно поступивших на службу к боярам и дворянам. Ко времени царствования Василия Шуйского относится восстание Ивана Болотникова (1606 – 1607 гг.). Это движение охватило широкие массы населения и привело к тому, что в России в течение двух лет было две столицы, два царя и два патриарха. Появился новый самозванец Лжедмитрий II, вошедший в историю под именем " тушинского вора". Ему не удалось войти в Москву, он остановился в Тушине, под Москвой. Марина Мнишек " признала" в нем своего " спасшегося мужа". Вокруг Лжедмитрия II собрались значительные польские и русские отряды. Образовалось двоевластие: Шуйский – в Кремле, Лжедмитрий II – в Тушине. Оба управляли частью государства, раздавали земли, собирали налоги, вели международную переписку. Они издавали различные манифесты, которые разжигали социальную рознь. Противостояние правительства Шуйского и Лжедмитрия II затянулось на 2 года. Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. В 1609 г. был заключен Выборгский договор, по которому город Корела с пригородами отдавали Швеции, а взамен Швеция предоставила десятитысячный отряд наемников. Шведы заняли территории на Северо - Западе, включая Новгород. Началась шведская интервенция. В 1609 г. русско-шведские войска во главе с М. Скопиным – Шуйским разгромили отряды Лжедмитрия II. Он бежал в Калугу, где в конце 1610 г. был убит одним из своих сообщников. Вмешательство шведов подтолкнуло Сигизмунда III к началу открытой интервенции. В сентябре 1609 г. польские войска вторглись на территорию России и осадили Смоленск. Жители города 21 месяц защищали свой город, но затем полякам удалось его захватить. Началась польско-шведская интервенция и оккупация значительной части русских земель. Возникла серьезная угроза российской государственности. В стране зрело недовольство царем. В июле 1609 г. группа дворян во главе с Захаром Ляпуновым совершила государственный переворот. Шуйский был свергнут. Было сформировано временное правительство, которое получило название Семибоярщина (1610 – 1612). Правительство во главе с князем Ф. Мстиславским заключило договор, согласно которому русским царем признавался сын Сигизмунда III 15-летний королевич Владислав. Боярское правительство впустило в Москву польские войска, поэтому в сентябре 1610 г. Москва была занята польским гарнизоном. Под Смоленском, осажденном войсками Сигизмунда, русское посольство во главе с митрополитом Филаретом вело переговоры об условиях вступления Владислава на трон. Поскольку вопрос о вере будущего царя не удалось решить, переговоры провалились, а русская делегация оказалась на положении пленных. В Москве, тем временем, наместник Владислава Александр Гонсевский самовластно распоряжался в стране: раздавал земли сторонникам интервентов, отбирая у тех, кто не признавал чужеземную власть. Государство находилось в критическом положении. Глава Русской православной церкви патриарх Гермоген обратился к народу с призывом " дерзать на кровь" и освободить Москву. Освободительное движение. Смута стала приобретать характер национальной борьбы против иноземного вмешательства. В начале 1611 г. в Рязани сформировалось первое ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым, но оно скоро распалось из-за внутренних противоречий. Руководитель ополчения Прокопий Ляпунов был убит. Положение России осложнилось в связи с захватом в июле 1611 г. шведами Великого Новгорода, а после двухлетней осады пал Смоленск. Ситуация в стране сложилась критическая. Осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде формируется второе ополчение во главе с земским старостой К. Мининым и князем Д. Пожарским. В августе 1612 г. войска этого ополчения подошли к Москве и осадили ее. В октябре 1612 г. ополчение штурмовало Китай – город, поляки капитулировали, Москва была освобождена. Таким образом, Смутное время это: – борьба за власть – самозванцы – польско – шведская интервенция – гражданская война Борис Годунов (1598 – 1605 гг.) ↓ Федор Годунов (IV – VI. 1605 г.) ↓ Лжедмитрий I (1605 – 1606 гг.) ↓ Василий Шуйский (1606 – 1610 гг.) Лжедмитрий II (1607 – 1610) ↓ Семибоярщина (1610 – 1612 гг.) Владислав (1610 – 1612 гг.)
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы