Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гибель императора Константина XI⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 61
По рассказу Сфрандзи, одного из участников защиты Константинополя Итак, когда все это увидел несчастный император, повелитель мой, то, проливая слезы, стал он призывать на помощь Бога, а воинов побуждал отважней сражаться. Но уже никакой надежды на совместные действия воинов и на помощь Божию не было. Пришпорив коня, поскакал он туда, где шла густая толпа нечестивцев: как Сампсон напал он на чужеземцев и в первой же схватке прогнал нечестивцев (Имеется в виду прорыв турок через ворота св. Романа.) от стен. Дивное чудо это видели все там находившиеся и смотревшие. Как лев, скрежеща зубами и держа в правой руке обнаженный меч, он заколол им множество неприятелей, и кровь их рекой стекала с ног и рук его. По рассказу Михаила Дуки, византийского историка Царь же, отчаявшись, стоя и держа в руках меч и щит, сказал следующее достойное скорби слово: «Нет ли кого из христиан, чтобы снять с меня голову? » Ибо он был совершенно покинут всеми. Тогда один из турок, дав ему удар по лицу, ранил его; но и он дал турку ответный удар; другой же из турок, оказавшийся позади царя, нанес ему смертельный удар, и он упал на землю. Ибо они не знали, что это царь; но умертвив его, оставили, как простого воина. Михаил Дука о трагедии в храме Святой Софии Итак, когда было раннее утро и день светил еще, как волк глазами, некоторые из ромеев во время вторжения турок в город и бегства граждан — прибежали, чтобы достичь своих жилищ и позаботиться о детях и женах. Когда они проходили кварталами Тавра и пробегали мимо колонны Креста, их, обрызганных кровью, спрашивали женщины: что же случилось? А когда услышали женщины отвратительную ту речь: «Неприятели внутри стен города и убивают ромеев», сначала не верили этому, и, по правде сказать, даже ругали и выражали презрение, как вестнику, накликавшему несчастье. Видя же позади этого другого, а после него — иного, всех забрызганных кровью, поняли, что приблизилась к устам чаша гнева Господа. И тогда все женщины и мужчины, монахи и монахини побежали в Великую церковь, неся на руках детей своих, оставив домы свои желающему войти. И можно было видеть, что улица забита ими, полна людей. Но разве могли все вбежать в Великую церковь? За много перед этим лет слышали от неких лжепророков, как город будет сдан туркам и как они войдут внутрь с великою силою и как будут посечены ими ромеи везде — вплоть до колонны Великого Константина. После же этого сошедший с неба ангел, неся меч, передаст царство, вместе с мечом, безвестному некоему человеку, найденному тогда спящим у колонны, очень простому и бедному, и скажет ему: «Возьми меч этот и отомсти за народ Господа». Тогда турки обратятся в бегство, а ромеи, поражая, будут преследовать их: и выгонят их из города, и из областей запада и востока, до пределов Персии, до места, называемого «Монодендрий». Памятуя об этом, некоторые бежали и другим советовали бежать. Решили ромеи теперь осуществить то, что давно было задумано, и говорили: «Если мы оставим позади себя колонну Креста, мы избежим грядущего гнева Божия». По этой причине и побежали в Великую церковь. Итак, преогромный храм тот в один час сделался полным как мужчин, так и женщин: и внизу, и вверху, и в боковых пристройках, и во всяком месте толпа бесчисленная. Заперев двери на запоры, стояли, ожидая спасения... Турки, разбегаясь во все стороны, убивая и беря в плен, пришли наконец к храму, когда еще не миновал первый час утра, и, увидев, что ворота заперты, не мешкая, разломали их топорами. Когда они, вооруженные мечами, ворвались внутрь и увидели бесчисленную толпу, каждый стал вязать своего пленника, ибо не было там возражающего или не предававшего себя, как овца. Кто расскажет о случившемся там? Кто расскажет о плаче и криках детей, о вопле и слезах матерей, о рыданиях отцов, — кто расскажет? Турок отыскивает себе более приятную; вот один нашел красивую монахиню, но другой, более сильный, вырывая, уже вязал ее... Тогда рабыню вязали с госпожой, господина с невольником, архимандрита с привратником, нежных юношей с девами. Девы, которых не видело солнце, девы, которых родитель едва видел, влачились грабителями; а если они силой отталкивали от себя, то их убивали. Ибо грабитель хотел отвести их скорее на место и, отдав в безопасности на сохранение, возвратиться и захватить вторую жертву и третью. Насильничали грабители, эти мстители Божий, и всех можно было видеть в один час связанными: мужчин — веревками, а женщин — их платками. И можно было видеть непрерывно выходящие из храма и из святилищ храма ряды, подобные стадам и гуртам овец: плачут, стенают и не было жалеющего. О храме же как я мог бы рассказать вам? Что сказал бы или что крикнул? Прилип язык мой к гортани моей. Не могу я вздохнуть, ибо запечатались уста мои. В одну минуту разрубили собаки святые иконы, похитив с них украшения, ожерелья и браслеты, а также одежды святой трапезы. Блестящие лампады — одни портят, другие — забирают; драгоценные и священные сосуды священного сосудохранилища — золотые и серебряные и из другого ценного вещества приготовленные — в один миг все унесли, покинув храм пустынным и ограбленным и ничего не оставив. Вопросы 1. Сравните два сообщения о последних мгновениях василевса Константина. Какое из сообщений вам кажется более достоверным и почему? 2. Сравните рассказ Михаила Дуки о взятии Константинополя турками с описанием разграбления города латинянами у Никиты Хониата (§ 29). Что в них общего и каковы отличия? Заключение Эпоха средневековья завершается на исходе XV в. Тысячелетие разделяет захват Рима германскими племенами и штурм турками-османами «Нового Рима» — Константинополя. Эти десять веков не были попусту пропавшим временем — они до неузнаваемости изменили облик Европы. Варварские нашествия смели античный мир. Однако корни европейской цивилизации не смогли подсечь даже неслыханные бедствия эпохи Великого переселения народов. После упадка хозяйства и культуры постепенно начался новый подъем, в результате которого на месте разрушенной Европы римской стала складываться Европа христианская. Христианство — вот основа единства средневековой европейской культуры. К христианской традиции, заложенной еще в античности, приобщались разноязыкие народы и племена, принимавшие крещение. Слово Библии было равно понятно как на Сицилии, так и в Скандинавии, на берегах как Атлантики, так и Волги. Новая религия стала связью между миром античности и миром средневековья. Она же оказалась силой, раздвинувшей границы европейской цивилизации намного дальше тех пределов, где когда-то остановились армии Римской империи. Хотя внешне после блистательного Рима эпохи расцвета ран-несредневековая Европа представляла собой безрадостное зрелище, у нее по сравнению с Римом было два решающих преимущества. Во-первых, общество, сложившееся в раннем средневековье, оказалось устойчивее римского. Какие бы беды ни постигали Европу, ни одна из них не привела ее к катастрофе, сравнимой с той, что случилась на рубеже античности и средневековья. Ведь Римская держава при всем своем могуществе рухнула под собственной тяжестью, едва не похоронив под своими обломками всю европейскую цивилизацию. Средневековая Европа оказалась куда прочнее Европы античной. И по сути дела, наш современный мир — прямой наследник средневековья. Именно тогда сложились существующие сейчас европейские народы, возникли страны, выросли города. Даже столь привычное сегодня деление Европы на Западную и Восточную стало реальностью уже тогда. Сколь много из возникшего в средневековье живо и сегодня! Во-вторых, средневековое общество доказало не только свою устойчивость, но еще и способность к постоянному развитию и совершенствованию. Рим после бурного взлета от города-государства к мировой империи очевидно исчерпал свои возможности уже к V в. И на первых порах средневековая жизнь казалась неподвижной, не подверженной изменениям, а ведь застывшие общества слабеют и гибнут. Со средневековой Европой этого не произошло. Напротив, она все увереннее занимала свое место в мире. С V по XV в. европейская цивилизация постоянно усложнялась, становилась все более разнообразной, а главное — активной. Именно в средневековье были заложены основы хозяйственного и технического лидерства Европы. Европа стала Европой. Теперь европейцам пришло время пуститься в дальние странствия, открыть неведомые им раньше земли, столкнуться с другими цивилизациями в Америке, Африке, Азии. Испанские и португальские каравеллы поднимали паруса: Но это уже другая история. Хронологическая таблица III в. н. э. — кризис Римской империи ок. 250—356 — св. Антоний 263—339 — Евсевий Кесарийский 306—337 — правление императора Константина I Великого 313 — разрешение свободно исповедовать христианство 325 — Никейский собор 335—394 — св. Григорий Нисский 341—383 — проповедь Ульфилы среди готов 342—420 — св. Иероним 347—407 — св. Иоанн Златоуст 354—430 — св. Августин 375 — начало вторжения гуннов, переселение части готов на территорию империи 378 — битва при Адрианополе 381 — Константинопольский собор 395 — раздел Римской империи на Западную и Восточную 407 — уход римских легионов из Британии 408 — гибель Стилихона 410 — взятие Рима готами Алариха 451 — битва на Каталаунских полях, поражение гуннов 453 — смерть Аттилы 455 — взятие Рима вандалами 476 — падение Западной Римской империи 486 — основание королевства франков в Галлии при Хлодвиге. Начало правления династии Меровингов 493—526 — правление Теодориха Великого в Италии 498 — крещение Хлодвига 525 — казнь Боэция 527—565 — правление императора Юстиниана I 529 — устав св. Бенедикта 532 — восстание Ника 534 — разгром византийцами королевства вандалов 537 — освящение храма Святой Софии 540—594 — Григорий, епископ Турский 555 — окончание войн между византийцами и остготами в Италии 568 — вторжение лангобардов в Италию ок. 570—632 — Мухаммад 590—604 — понтификат (правление) папы Григория I Великого 622 — хиджра 627—662 — княжество Само 632—661 — «праведные халифы» вт. пол. VII в. — арабские завоевания 637 — вступление арабов в Иерусалим 672—735 — Беда Достопочтенный 680—755 — св. Бонифаций 681 — основание Первого Болгарского царства ханом Аспарухом кон. VII — нач. VIII в. — Иоанн Дамаскин 711 — завоевание арабами Испании 717—741 — правление Льва III Исавра 726—843 — борьба иконоборцев и иконопочитателей в Византии 732 — битва при Пуатье ок. 742—814 — Карл Великий 751 — помазание на царство Пипина Короткого. Начало правления династии Каролингов 754 — основание папского государства — «дар Пипина» 778 — бой в Ронсевальском ущелье 800 — коронация Карла Великого в Риме. Образование империи 843 — Верденский договор, раздел империи Карла Великого 862—885 — деятельность свв. Кирилла и Мефодия по распространению христианства среди славян 864 — принятие христианства болгарами при царе БорисеI 867—886 — правление императора Василия I, основателя Македонской династии в Византии 871—900 — правление короля Альфреда Великого IX — нач. X в. — Великая Моравия кон. IX в. — появление в Европе мадьяр 893—927 — правление болгарского царя Симеона 908—959 — правление императора Константина VII Порфирородного 919 — избрание королем Генриха I. Основание Германского королевства 920-е г. — 935 — правление в Чехии князя Вацлава 936—973 — правление Отгона I 955 — битва на реке Лех, решительное поражение венгров 955—997 — Адальберт-Войцех 961 — посольство епископа Адальберта в Киев 962 — коронование Отгона I в Риме императорской короной 966 — принягие христианства князем Мешко I ок. 973 — основание Пражского епископства ок. 983 — открытие Эйриком Рыжим Гренландии 987 — избрание Гуго Капета королем. Начало правления династии Капетингов во Франции 988 — крещение киевского князя Владимира 992—1025 — правление в Польше Болеслава I Храброго 999—1003 — понтификат Сильвестра II (Герберта из Аурилака) ок. 1000 — первое плавание Лейва Счастливого в Винланд 1000 — основание архиепископства в Гнезно 1000 (1001) — коронование Стефана (Иштвана I) Святого 1009 — гибель Бруно (Бонифация) 1016—1035 — правление Канута Могучего 1018 — разгром Первого Болгарского царства Василием II Болгаробойцей 1018 — вступление Болеслава I Храброго в Киев 1025 — Болеслав I Храбрый принимает королевский титул 1039 — признание Польшей вассальной зависимости от Германской империи 1046—1085 — Робер Гвискар в Южной Италии и Сицилии 1054 — разделение церквей 1066 — битва при Гастингсе 1066—1087 — правление Вильгельма Завоевателя в Англии 1071 — битва при Манцикерте 1073—1085 — понтификат Григория VII (Гильдебранда) 1077 — встреча в Каноссе 1079—1142 — Пьер Абеляр 1081—1118 — правление византийского императора Алексея I Комнина 1084 — захват Рима Генрихом IV 1085 — пожалование королевского титула Братиславу II 1086 — «Книга Страшного суда» 1090—1153 — Бернар Клервосский 1095 — выступление папы Урбана II на соборе в Клермоне 1096—1099 — Первый Крестовый поход 1099 — взятие Иерусалима крестоносцами 1108—1137 — правление французского короля Людовика VI Толстого 1137—1180 — правление французского короля Людовика VII 1138—1193 — Салах ад-Дин (Саладин) 1147—1149 — Второй Крестовый поход 1152—1190 — правление германского императора Фридриха Барбароссы 1154—1189 — правление английского короля Генриха II Плантагенета 1162—1170 — Томас Бекет — архиепископ Кентерберийский 1170—1221 — св. Доминик 1176 — битва у Мириокефала, потеря Византией большей части Малой Азии 1180—1223 — правление французского короля Филиппа II Августа 1181/82—1226 — Франциск Ассизский 1189—1192 — Третий Крестовый поход 1189—1199 — правление английского короля Ричарда I Львиное Сердце 1198—1216 — понтификат Иннокентия III 1199—1216 — правление английского короля Иоанна Безземельного 1202—1204 — Четвертый Крестовый поход 1204 — взятие Константинополя крестоносцами 1204—1261 — Латинская империя 1209—1229 — альбигойские войны 1212—1250 — правление германского императора Фридриха II Гогенштауфена 1214 — битва при Бувине 1215 — Великая хартия вольностей 1225/26—1274 — Фома Аквинский 1226—1270 — правление французского короля Людовика IX Святого 1228—1229 — Шестой Крестовый поход 1241 — вторжение монголов в Центральную Европу, битва при Лигнице 1245 — Первый Лионский собор 1248—1254 — Седьмой Крестовый поход 1253—1255 — посольство Гильома Рубрука к монгольскому хану 1261 — восстановление Византии, начало правления императора Михаила VIII Палеолога 1265 — возникновение английского парламента 1270 — Восьмой Крестовый поход 1271—1295 — путешествие Марко Поло в Китай 1274 — Второй Лионский собор 1285—1314 — правление французского короля Филиппа IV Красивого 1291 — утрата крестоносцами последних крепостей в Святой Земле 1291 — «Вечный союз» трех альпийских кантонов 1303 — пленение папы Бонифация VIII в Ананьи 1307—1314 — «дело» тамплиеров 1309—1377 — авиньонское пленение пап 1316—1341 — правление литовского князя Гедиминаса 1331—1355 — правление сербского князя Стефана Душана 1333—1370 — правление польского короля Казимира III Великого 1337—1453 — Столетняя война 1346 — битва при Креси 1347—1378 — правление чешского короля и германского императора Карла IV 1347 — начало эпидемии чумы («Черной смерти») 1356 — битва при Пуатье 1358 — Жакерия ок. 1370—1415 — Ян Гус 1378—1417 — «Великая схизма» 1381 — восстание Уота Тайлера 1386 — объединение Польши и Литвы под властью династии Ягеллонов 1389 — битва на Косовом поле 1392—1430 — правление Витовта, великого князя Литовского 1396 — битва при Никополе 1399 — битва на Ворскле 1399—1402 — осада турками Константинополя 1402 — сражение при Анкаре 1410 — битва при Грюнвальде (Танненберге) 1414—1418 — Констанцский собор 1415 — битва при Азенкуре 1419—1434 — гуситские войны 1419 — встреча в Монтеро, убийство герцога Бургундского 1420 — объединение Английского и Французского королевств 1431 — сожжение Жанны д'Арк 1439 — Флорентийская уния 1451—1481 — правление султана Мехмеда II 1453 — взятие турками Константинополя 1455—1485 — война Алой и Белой Розы в Англии 1461—1483 — правление французского короля Людовика XI 1477 — гибель Карла Смелого, герцога Бургундского |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 409; Нарушение авторского права страницы