Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В педагогической деятельности неизбежно наступает момент, когда становится необходимым объективно оценить проделанное, исследовать разработанную технологию обучения, спроектировать дальнейшую работу по организации познавательной деятельности студентов и т.п. Это возможно лишь путем сравнения, сопоставления, моделирования /175, 176/, проведения педагогического исследования /177, 178/. Однако недостаточно правильно организовать и провести педагогический эксперимент, необходимо еще и объективно обработать полученные данные /179, 180/. Давайте рассмотрим все это. Прежде всего важна цель — разработка такой проблемы, которая в конечном счете обязательно реализуется в практике обучения данной дисциплине. Адекватный способ оценки проделанного — не дискуссия, а испытание практикой преподавания, подчиненной определенным научно-исследовательским задачам и соответствующей целому ряду принципов. Такой практикой может быть эксперимент, проводимый в естественных условиях обучения. Эксперимент в научных исследованиях — это средство оценки результатов исследования, модель педагогического процесса, который позволяет применять к обработке ее данных точные математические методы. Эксперимент — необходимое условие развития любой науки. Он позволяет ученым опытным путем доказать или опровергнуть возникшее научное предположение, обнаружить новые, ранее не известные стороны процессов и явлений. В обычном понимании эксперимент — это научно поставленный опыт над предметами, процессами или людьми, проводимый на основе создания и использования объективных научных законов. С помощью эксперимента в педагогике можно правильно решить множество проблем, например: 1. Разработка методики, новой технологии обучения соответствующей дисциплине. 2. Совершенствование форм, методов и содержания обучения. 3. Использование наглядных пособий при различных методах обучения. 4. Оптимизация процесса обучения определенной дисциплине. 5. Разработка учебных пособий, методических указаний, учебников и т.д. 6. Моделирование учебного процесса по дисциплине, т. е. разработка модели обучения определенной дисциплине. 7. Решение некоторых психофизиологических' проблем при обучении определенной дисциплине: развитие внимания, памяти, мышления, воли, трудолюбия и т.п. в процессе изучения определенной дисциплины. 8. Развитие творческих способностей студентов при обучении определенной дисциплине. 9. Разработка способов определения основных профориентационных способностей студента. 10. Оптимизация структуры учебного процесса, практических занятий, семинаров, лабораторных работ, лекций. 11. Организация учебно- и научно-исследовательской работы студентов по профилю специальности или дисциплины и др. В методическом эксперименте моделируются основные параметры педагогического процесса: цель, учет возрастных психофизиологических особенностей студентов, зависимость методов от цели обучения, учебная информация, организация условий обучения, учебные пособия и т. п., а также контроль в учебном процессе. Кроме того, не секрет, что в современных условиях любая наука может успешно развиваться лишь привлекая данные других наук. Педагогика — не исключение. Научно обоснованной системой обучения можно назвать только такую, которая опирается на последние достижения физиологии, психологии, педагогики, методики и других наук и основные компоненты которой подвергались тщательному исследованию как в отдельности, так и в их взаимосвязи и взаимодействии. Методический эксперимент всегда является обучающим, следовательно, целесообразно ответить себе до его организации на три основополагающих вопроса: 1. Зачем проводить данный эксперимент, т. е. какова его цель. 2. Что проверяется, отрабатывается или предполагается найти в данном эксперименте? 3. Как организуется, в каких условиях проводится эксперимент, какова его методика? Методический эксперимент складывается из ряда этапов: 1) подготовительная работа; 2) предэкспериментальный срез (тест); 3) экспериментальное обучение, которое может быть подразделено на несколько этапов (серий); 4) текущие срезы (тесты) в ходе экспериментального обучения; 5) завершающий срез (итоговый тест); 6) статистико-математическая обработка экспериментальных данных, которая пронизывает все предыдущие слагаемые эксперимента; 7) анализ итогов эксперимента и выводы. Рассмотрим эти этапы подробнее. Подготовительная работа — это теоретический и практический период. В теоретический период входят: всесторонняя подготовка самого эксперимента, изучение и анализ литературы по проблемам исследования, изучение опыта своих коллег, наблюдение за деятельностью будущих испытуемых и лиц той же возрастной категории в контрольной группе, анализ познанного, обобщение, выработка гипотезы. На основе гипотезы определяются цели и задачи, избирается вид эксперимента (лучше в естественных условиях), намечается его деление на этапы (серии). Далее начинается практический период: подбор испытуемых, их анкетирование, беседа с ними, психологическая подготовка к участию в эксперименте, подготовка материала для пред-экспериментального среза. Второй этап — предэкспериментальный срез — абсолютно необходим перед любым методическим экспериментом. Его цель — определение исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Он проводится с помощью теста и заканчивается обработкой данных методами математической статистики. Проанализировав итоги вступительного (исходного) теста, преподаватель вносит поправки в свои первоначальные планы; определяет контрольные и экспериментальные группы; определяет методику эксперимента, его вид; уточняет задачи конкретных серий; подбирает или уточняет материал для обучения; заботится о создании необходимых условий. Чаще всего педагогический эксперимент проводится в естественных условиях обучения. Методами педагогического или методического эксперимента являются: • изучение опыта работы преподавателей; • наблюдение за интересующими явлениями в работе студентов; • беседа со студентами и лицами, имеющими отношение к эксперименту; • срезы (тестирование); • хронометраж; • экспериментальное обучение; • статистико-математическая обработка экспериментальных данных. Критериями функционирования и степени отработанности навыка и умения на каждом этапе эксперимента могут быть: 1) время, необходимое для выполнения задания, t, мин; 2) скорость выполнения задания V, выражаемая, например, количеством печатных знаков в минуту; 3) качество усвоения материала, медиана Мс; 4) объем выполнения задания (количество печатных знаков, например); 5) прочность знаний Кп; 6) Коэффициент эффективности Кэ. Результаты выполнения заданий фиксируются в индивидуальных и групповых бланках учета. Средние величины времени и скорости выполнения работы группы определяются по среднеарифметическому уравнению. При оценке качества знаний среднеарифметическая величина теряет свой смысл, поэтому применяется другая мера — медиана /179/ — показатель равномерности усвоения материала в группе. Она является осредненной ранговой величиной. Чем ближе она к полному значению ранга, тем равномернее и выше оценки в группе. Для нахождения медианы необходимо составить ряд распределения и частоты появления оценок, или баллов. Например, группа студентов из 13 человек, выполняя задание, оцениваемые в 10 баллов, получила следующие результаты: 1 человек — 4 балла, 2 человека — по 6 баллов, 3 человека — по 8 баллов, 4 человека — по 9 баллов и 3 человека — по 10 баллов. Составляем ряд распределений баллов и ряд частоты появления этих баллов: срезе (пред экспериментальной проверке) тех же групп. Эту формулу используют, если подготовка студентов в экспериментальных и контрольных группах была неодинакова. Знак «+» берется, когда исходные данные экспериментальной группы ниже, чем в контрольной. Время и скорость выполнения заданий являются количественными величинами, но они могут быть и качественными показателями, ибо увеличение скорости выполнения задания может свидетельствовать о степени отработанности навыка или умения. Достоверность результатов проверяется по среднеквадратическому отклонению по формуле: Само собой разумеется, что эти рекомендации не являются единственно возможными, однако они обеспечивают надежные результаты исследования. 10. ПОДГОТОВКА И ЧТЕНИЕ ЛЕКЦИЙ ^0 января 1841 г. в селе Вознесенском Пензенской губернии в семье священника родился мальчик. В детстве его что-то напугало и он страшно заикался. Из-за этого его хотели исключить из духовной семинарии, но он преодолел себя. После семинарии он поступил на историко-филологический факультет Московского университета и, успешно окончив его, преподавал затем историю в Александровском военном училище, Московской духовной академии, на высших женских курсах, а с 1879 г. читал общий курс истории России с древнейших времен до XIX в. в Московском университете. Это был В. О. Ключевский (1841-1911). Бывший скромный заикающийся мальчик стал крупным историком, академиком истории русских древностей, почетным академиком по разряду изящной словесности /9, с. 331, 332/. По воспоминаниям академика М. В. Нечкиной, Василий Осипович Ключевский стал прекрасным, блестящим и остроумным лектором. Его имя пользовалось широкой популярностью среди интеллигенции и студенчества. Аудитории были переполнены, когда лекции читал В. О. Ключевский. Если он говорил об Иване Грозном, то зал замирал, казалось, что Иван Грозный стоит за дверью и вот-вот войдет. Человек неординарного мышления, Ключевский в своих лекциях доходчиво отражает и аккумулирует своеобразие эпохи. И никакого заикания. Чрезвычайно волевой и трудолюбивый, он много работал. «Кто не работает по 16 часов в день, тот не достоин жизни», — это слова Василия Осиповича Ключевского. И он же: «Самое трудное и самое важное в преподавании — заставить себя слушать, поймать юношеское внимание» /181/. Практика показывает, что если лекции интересны для студентов, они хорошо их посещают, внимательно слушают и усваивают предмет. Рассмотрим, что же такое лекция, как ее готовить и как овладеть лекторским мастерством. Выражение «читать лекцию» уходит своими корнями в средневековье, когда не было учебников, и лекция была для студентов единственным источником получения необходимых знаний. Лектор (от лат. lector — «чтец») стоял за кафедрой и быстро или медленно читал написанное им. В 1355 г. в Парижском университете на факультете искусств было принято постановление испробовать два вида лекций: 1) быстрый, т. е. читать так, что «ум может воспринять, но рука не успевает записать»; 2) медленный, при котором слушатель может все записать. При сравнительном анализе первый метод был признан лучшим, поскольку у слушающего образуются понятия, способствующие запоминанию услышанного. Естественно, со временем лекция как способ передачи информации, обилия фактического материала уступила свои позиции книге, учебнику, изме- нив тем самым свои функции. Будучи по своей природе монологом, по содержанию и структуре она не является неким застывшим образованием, ибо лектор чутко реагирует на социальные преобразования, отражает и аккумулирует своеобразие эпохи, перестраивается вместе с ней. Сегодня лекция — это не пересказ учебника, а «оригинальное исследование, самостоятельный анализ и синтез, осмысление того, что увидел своими глазами, постиг своим умом. Все чаще это новый взгляд на вещи, высказанный необязательно дожидаясь установок сверху и утвержденных формулировок» /182, с. 42/. Из монолога «она все больше становится формой совместного думания вслух лектора и учащихся. Она призвана пробуждать у последних вкус к знанию, к соприкосновению с реальностью. Лекция должна инициировать вопросы и желание найти ответы на них — в книгах, беседах с компетентными людьми (в том числе с преподавателями), в наблюдениях, раздумьях, в экспериментах, наконец; она должна развивать пытливость, учить отыскивать нужную информацию и оперировать ею» /183, с. 34/. Суть лекции хорошо выразил великий русский ученый П. А. Флоренский: «Существо лекции — непосредственная научная жизнь, совместное со слушателями размышление о предметах науки, а не изнесение из запасов кабинетной учености готовых, отлившихся в стереотипную форму выводов. Лекция — это посвящение слушателей в процесс научной работы, приобщение их к научному творчеству, род наглядного и даже экспериментального научения методам работы, а не только передача «истин» науки в ее «настоящем» положении... Лекция... должна не научить тому или другому кругу фактов, обобщений или теорий, а приучить к рабо- те создавать вкус к научности, давать «затравку», дрожжи интеллектуальной деятельности» /183, с. 34/. «Учебник не заменяет лекцию. Но и она не заменяет учебник. За ограниченное время, отводимое для лекций, невозможно прочитать большой курс. А дефицит времени для преподавания будет становиться все больше. Ведь объем информации по каждой науке лавинообразно растет. Выход видится в том, что в лекциях не должен полностью излагаться весь курс, подлежащий изучению. Это функция книги — учебника. На лекции же должны выноситься избранные главы. Избирать их должен сам лектор. И эти главы надо подать так, чтобы из услышанного на лекции студенты могли сделать выводы и для непрочитанного, чтобы могли перенести их на другие разделы науки, экстраполировать опыт лектора» /183, с. 35, 36/. Все сказанное не значит, что не должно быть лекций-монологов. Всему есть свое место. Лекция-монолог имеет право на существование, если лектор читает обзорную лекцию, охватывающую большой исторический период и обширный фактический материал, собранный из многообразных литературных источников, сокращая студентам время на их поиски и изучение. Она может содержать обилие фактов, и это будет уместно, если лекция читается по совершенно новому курсу, по которому еще нет учебников. Однако надо помнить, что монолог — это типичная форма авторитарного управления познавательной деятельностью студентов. Гораздо демократичнее диалог, который свойствен реальному обмену информацией, субъектно-субъектным отношениям, когда мнение не декларируется, а вырабатывается коллективно, чаще всего в открытой дискуссии, во взаимопроверке различных точек зрения. «Учебная лекция — одна из основных форм учебного процесса... в вузе» /5, с. 285/. В вузах бывшего СССР на лекции отводилось «50—60%. учебного времени по гуманитарным специальностям, 40-50 % — по техническим и сельскохозяйственным специальностям» /5, с. 285/. Несмотря на попытки сократить объем лекций, чтобы выделить больше часов на самостоятельную работу студентов, в новых учебных планах количество лекций составляет 50—53% учебного времени, т. е. число лекционных часов не сократилось, а в ряде случаев увеличилось. Однако требования к лекции остались прежними: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения. Исчезло, правда, требование идеологической направленности, бывшее обязательным в советское время. Основные требования к лекциям, изложенные в «Инструктивном письме № 5» Министерства высшего и среднего специального образования СССР /184/, не потеряли своего значения и в наше время. Лекция должна быть органически связана с другими видами учебных занятий: семинарами, лабораторными работами, учебной и производственной практикой, самостоятельной работой студентов. «Учебная лекция должна отражать актуальные проблемы современного производства, науки, культуры и перспективы их развития. Необходимо соблюдать логическую последовательность в изучении тем и разделов, обеспечить эффективную взаимосвязь с другими видами учебных занятий и особенно с самостоятельной работой студентов» /184/. «Научное содержание лекционных курсов должно отражать основополагающие вопросы соответ- ствующей области знаний, раскрывать современные научные концепции, понятия и идеи, а также перспективы дальнейшего развития научно-практической области» /184/. «Методическая концепция лекционного курса должна органически вытекать из содержания изучаемой научной дисциплины, лекции как ведущей форме обучения свойственен в качестве главного метод логически стройного устного изложения, способствующий точному и глубокому освещению основных положений данной науки в соответствии с их взаимной связью. Выполнение лекционным курсом своих учебно-воспитательных задач должно достигаться его дидактически обоснованным построением. С этой целью в структуре курса особо выделяются вводная и заключительная лекции (вспомните «теорию ряда» — запоминается лучше начало и конец), требующие тщательной методической проработки» /184/. «Вводная лекция должна давать представление о содержании всего курса, его взаимосвязях с другими дисциплинами, раскрывать структуру и логику развития конкретной области науки, техники или культуры. Методическое решение вводной лекции должно быть направлено на развитие у студентов интереса к предмету, создание у них целостного представления о дисциплине, способствующего ее творческому усвоению» /184/. «В заключительной лекции необходимо подытожить изученный материал по данной дисциплине в целом, выделив узловые вопросы курса и сосредоточив внимание на практическом значении полученных знаний в дальнейшем обучении студентов и их будущей профессиональной деятельности. Специальной дидактической задачей заключительной лекции выступает стимулирование интереса студентов к более глубокому дальнейшему изучению соответствующей дисциплины, указание путей и методов самостоятельной работы в данной области» /184/. Как и всему лекционному курсу, каждой лекции должны быть присущи тематическая завершенность, целостность и логическая стройность за счет четкого деления на разделы, вступительную и заключительную части. Вступительная часть лекции должна логически и психологически подготовить студентов к восприятию основного учебного материала. Поэтому следует с особой тщательностью продумать вступление. Бывает, что и главная часть лекции готова, а лектор все еще прикидывает, с чего начать. И не случайно вступление — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с людьми, возбуждения интереса, завоевания внимания. В наш век, перенасыщенный информацией, лектор так или иначе вступает в соревнование с другими источниками сведений, находящимися в распоряжении аудитории. А если к тому же студенты явились по обязанности, что предусмотрено уставом вуза, то здесь может выручить только мастерство, умение с первых слов «сломать лед», зажечь аудиторию. Характер, способ, тональность «зачина» зависят от обстановки и аудитории, однако во всех случаях следует избегать трафаретных фраз и выражений, первые слова должны быть простыми, доступными и интересными, должны задеть внимание. Существует множество приемов привлечь внимание, о них уже говорилось в разд. 8. Однако нахож- дение этих приемов — задача творческая. «Нужно, чтобы первые фразы интересовали, приглашали аудиторию к исследованию жизненных фактов, производственных проблем, к рассуждению вместе с лектором над этими проблемами» /185/. «Обычно хорошо действует обращение к событиям, времени, месту. Удачным «зачином» лекции служит ссылка на известные источники информации — центральные или местные газеты, телевидение, радиовещание» /185/. Почти наверняка оживленный обмен мнениями вызовет упоминание лектором злободневного материала из жизни учебной группы, института, факультета, ссылка на статью в институтской газете. Эффективным средством установления психологического контакта со слушателями может служить обращение к собственным мыслям и переживаниям. Ведь в лекторе слушатели видят сегодня не только источник информации, а оригинальную личность с самостоятельными суждениями относительно тех или иных событий. Конечно, в арсенале любого опытного лектора всегда припасены «свои» способы и методы завоевания внимания. Хотелось бы заметить, что даже самые лучшие методы и приемы не принесут успеха и покажутся искусственными, если они не будут увязаны с темой и замыслом выступления или лекции. Итак, возможное начало лекции: 1) краткий экскурс в историю с использованием мифов, случаев действительности, т.е. обращение к событиям, времени, месту; 2) краткое повторение материала прошлой лекции; 3) постановка вопроса, чтобы студенты задумались, что произойдет, если... почему... как... и т.п.; 4) устный или письменный экспресс-контроль (10—15 мин, не более). В искусстве живого слова наступила новая пора. Оно становится по-настоящему живым, освобождаясь от шелухи начетничества и формализма, унылого штампа и перестраховки. Конечно, в этом случае требуется больше предварительной работы: гораздо легче и «спокойнее» изложить общеизвестные истины, а затем применить их к объяснению тех или иных явлений, чем разработать систему вопросов, которые приведут аудиторию к нужному выводу. Вовлечь слушателей в процесс поиска истины вместе с лектором можно с первых слов, поставив вопрос, на который они не сразу могут ответить. «Полезно или вредно трение? » — спрашивает студентов замечательный лектор профессор А.П.Минаков. Многие, не задумываясь, отвечали: «Конечно, вредно! » «Но ведь, если бы не было трения, мы не могли бы ходить по земле (вы помните, как скользят ноги по льду)»... Далее лектор продолжает вслух размышлять над проблемой, приводит разные точки зрения, демонстрирует возможные пути и способы решения. Повернуть факты острейшей стороной, показать их противоречивость, вовлечь в ^обсуждение слушателей, вынудив их следовать за логикой изложения — такова общая схема проблемного изложения. Оно является основой активизации мышления студентов, их познавательной деятельности /186/. Вся вступительная часть лекции должна длиться не более 4—5 мин. Главная часть лекции самая пространная и самая ответственная. Здесь логика изложения является той силой, которая ведет за собой аудиторию. «Каждый замечал: чем логичнее речь, стройнее логика доказательства, тем лучше доходит до сознания содержание, сильнее убеждающее воздей- ствие слова лектора. И это вполне справедливо: законы логики отражают объективную истину, многовековую человеческую практику. Следовательно, тот, кто логично мыслит, придет к объективно правильным выводам. И наоборот, нарушение правил логики ведет к ошибочным заключениям» /185/. Откуда у людей способность отличать логичное от нелогичного, если порой некоторые и учебника логики в руках не держали? «Очевидно, это особое свойство нашего сознания. Когда человек в процессе обучения и воспитания вырабатывает замечательную способность говорить и мыслить, в его сознании одновременно формируются некие логические модели, создается определенный логический настрой. Если логика речи соответствует этим моделям, звучит с ними в лад, мы соглашаемся с лектором, признаем справедливость его суждений и выводов. Мы испытываем ощущение открытия, чувство восхищения, когда в кажущемся хаосе событий, явлений лектору удается вскрыть логические взаимосвязи, доказать определенную систему. Ведь в нашем сознании, как и во всем организме запрограммировано стремление к системности» /185/. Наоборот, бессистемность, сбивчивость в изложении вызывают негативную эмоцию, досаду, резко снижают авторитет говорящего. Аудитория может простить лектору оговорку, неправильное ударение в слове, но никогда не простит нелогичности, бессвязности суждений. Вот почему важно каждому лектору воспитывать у себя логическую культуру, т.е. способность логически правильно мыслить и излагать материал. Не всегда мы отдаем себе отчет в том, что логика нашего рассуждения, «логика для себя» может отличаться от логики нашей речи, т.е. «логики для аудитории». Между тем это различие достаточно существенно. Легко заметить, что цель рассуждения не совпадает с целевой установкой лекции для студентов «для себя». Цель рассуждения — поиск новой истины, выведение одних знаний из других. Здесь логика выступает как орудие познания. Цель лекции — информация, сообщение истины, убеждение людей, побуждение их к определенному действию. Здесь логика вместе с языком выполняет функцию общения (хотя, естественно, для слушателей восприятие речи есть, по сути дела, процесс познания). Лектору всегда известна истина, которую он собирается сообщить, и, уж конечно, он глубоко убежден в справедливости его доказательств. Логика в его арсенале — одно из основных средств, помогающих облегчить понимание и запоминание того или иного учебного материала, побудить студентов к самостоятельной познавательной деятельности. Обдумывая предстоящую лекцию, подбирая аргументацию, лектор ориентируется не на себя, а на своих слушателей, прогнозирует движение их мысли под действием речи. Стройной логикой речи он стремится захватить внимание, слушателей пробудить, сформировать их мысль, а затем повести ее к намеченной цели. Таким образом, логика изложения вместе со словом выступает как действенный механизм управления мышлением аудитории. Это достигается четкостью и «линейностью» логического построения: речь развивается в виде цепочки тезисов и следствий, одно положение вытекает из другого, переход от предыдущей части лекции к последующей обеспечивает переключение внимания. Устойчивости внимания способствует определенная «занимательность в изложении», когда ауди- тория как бы задается вопросами: «А что дальше? », «Почему? », «Как? ». Последующие слова лектора дают ответы на эти вопросы. В главной части лекции в зависимости от целевой установки и состава слушателей могут быть использованы разнообразные методы логического развертывания материала, т. е. в лекционной работе большое значение имеет форма подачи материала. Одна и та же лекция может быть построена по-разному, можно избрать путь дедуктивный (от общего к частному) или индуктивный (от частного к общему). При сходном наборе сведений в одном случае лектор прибегает к внушению, т. е. акцентирует однозначные оценочные критерии. В другом случае материал преподносится в дискуссионной форме, предполагающей усвоение информации в результате самостоятельных умозаключений слушателя. Выбор вариантов определяется особенностями аудитории. Так, если среди слушателей преобладают девушки-подростки, лектор учитывает характерную для них высокую внушаемость и относительно низкую информированность, поэтому избирает «установочную» форму подачи материала как наиболее оптимальную. Если аудитория осведомленная, со сложившейся системой установок, то наиболее приемлема дискуссионная форма изложения. Выбор формы подачи материала обусловливает стиль поведения лектора. Если он избирает прием внушения, предполагающий некритическое усвоение материала, то старается подчеркнуть свою уверенность, стремясь к однозначности оценки положительных и отрицательных моментов. На наш взгляд, подобная методика малоэффективна даже для слабо подготовленной аудитории с высокой степенью внушаемости. А в аудиториях подростков, которым вообще свойственны реакции оппозиции и протеста, а также взрослых со сложившейся системой взглядов, особенно необходимо использовать дискуссионный стиль, включающий открытый диалог между лектором и слушателем. В этом случае лектор использует все возможности, чтобы слушатели высказали свое мнение, обнаружили свои оценки и взгляды на предмет лекции, порой провоцируя и «конфликтные» ситуации /186/. Такой подход базируется на использовании известных методов социально-психологического тренинга, при этом желательно активное участие лектора в формировании аудитории, обеспечивающее относительно одинаковый возрастной и профессиональный (а иногда и половой) состав слушателей. Известно, что чем больше и разнообразней аудитория, тем сложнее установить с ней доверительный контакт, вызвать на откровенное обсуждение затронутых вопросов, раскрыть свою позицию. Однако надо учитывать существенный выигрыш в эффективности воздействия за счет возможности установления более тесного контакта с аудиторией и, следовательно, более гибкого изложения материала. ^Необходимо остановиться и на традиционных вопросах: какова должна быть продолжительность лекции, сколько следует приводить цифровых данных, какое количество проблемных аспектов следует освещать? Согласно исследованиям активное внимание слушателей и усвоение информации ограничивается интервалом 40—45 мин при дискуссионном характере лекции. В этой связи «академический» час не случайно равен 45 мин. Женская аудитория в силу повышенного эмоционального восприятия материала утомляется быстрее, поэтому надо заранее предусмотреть возможность разрядки. отдыха (гигиеническую паузу). Количество главных вопросов, рассматриваемых в лекции, должно быть 3—5, это оптимальное число, рекомендуемое для лекции. Количество приводимых фактических данных необходимо ограничить 5-7 (видимо, это связано с переходной памятью человека). Цифровые данные не следует концентрировать в одном разделе. Умение определить все это свидетельствует о квалификации лектора. Заметное место в лекции занимает прием логического анализа, состоящий в том, что предмет или явление, сущность которого нужно довести до слушателей, расчленяется на составные элементы и каждый поясняется в отдельности. После этого выделенные в ходе анализа элементы соединяются при помощи синтеза. Логический анализ — замечательный инструмент в арсенале лектора. Однако в лекционной практике известны и другие методы логического изложения: концентрический, ступенчатый, пространственный, исторический, аналогии, альтернативы. Не разбирая специально эти методы, — их сущность отражается в самих названиях, следует подчеркнуть, что все они рассчитаны на то, чтобы с учетом особенностей аудитории и конкретных условий обеспечить наилучшее восприятие материала. Кроме того, их выбор, естественно, определяется опытом лектора. Заключительная часть лекции не менее важна. Иногда можно наблюдать, как недостаточно опытный лектор, в целом неплохо проведя лекцию, на завершающем этапе теряет контроль над студентами. Чувствуя, что лекция подходит к концу, студенты отвлекаются, поглядывая на часы, начинают переговариваться. Такой скомканный финал может испортить впечатление даже от хорошей лекции, тогда как удачное заключение способно сгладить промахи лектора. Последние слова, как правило, несут «сгущенную» информацию, в них итог лекции, выводы из сказанного, руководство к действию. Логическая концовка помогает закрепить сказанное в сознании, усиливает воспитательное и убеждающее воздействие речи. Вот почему, планируя лекцию, лектор должен тщательно продумать завершающую часть, приберечь интересный материал, способный возбудить гаснущий интерес студентов. Ничто так не вредит завершению лекции, как затягивание, превышение времени. Некоторые лекторы по нескольку раз сообщают, что они подошли к концу, но не могут остановиться, вызывая ироническое отношение слушателей, что снижает авторитет лектора. Однако нельзя и комкать заключение, обрывать его на полуслове. Если лектор замечает, что он не укладывается в отведенное время, лучше опустить какую-то часть, предшествующую концовке за минуту до звонка, чем минутой позже. Кроме того, заключать лекцию всегда надо энергично, на подъеме, увлекая даже уставшую аудиторию. Из всего изложенного видно, что как весь курс лекций, так и каждая отдельная лекция требует от преподавателя тщательной и серьезной подготовки. Она складывается из следующих этапов: • Определение темы лекции. Название — лаконичное, краткое, четкое. • Выделение главных вопросов. • Определение объема материала по каждому вопросу (в результате определяется объем всей лекции). • Отбор и изучение всего литературного материала. • Подбор наглядного материала, ТСО и дидактического материала к нему. • Составление плана лекции. • Написание полного текста лекции. Многолетняя практика работы в вузе показывает, что у каждого преподавателя своя манера читать лекции, например: 1. Чтение лекций по конспекту — самое большое зло, которое наносит себе сам преподаватель. 2. Написанную лекцию преподаватель заучивает и терпит фиаско. 3. Выступление экспромтом, без предварительной подготовки, что рискованно и скорее допустимо на званном обеде и т.п. 4. Человек готовит только тезисы, произносит почти экспромтом. Это хорошо для приветствий, но не для лекции. 5. Хороший лектор всегда готовит обширную, полную лекцию, а читает по тезисам, имеет план лекции. Создание плана — это ответственный творческий акт. Как без чертежа нельзя построить хороший дом, так без плана нельзя подготовить хорошую яркую лекцию. В этом смысле план не просто фиксация логического замысла, а руководство к действию, своеобразная партитура будущей лекции. Иногда лектору приходится импровизировать (если лекция — проблемное изложение, например). Однако импровизация заключается вовсе не в способности говорить о чем угодно, без всякого смысла. Наоборот, импровизация — это умение быстро, «на ходу» составить мысленный план краткого отступления по хорошо известному предмету и вы- брать подходящую форму выражения. Подготовка в этом случае реализуется в форме крайне свернутого внутреннего проговаривания. Всегда, без исключения залогом успешной импровизации являются глубокие знания и опыт. Составляя план, следует избегать излишней дробности, детализации^ Слишком большое количество разделов делает план труднообозримым. Как видим, чтение лекций отражает степень владения искусством лектора, которое складывается из следующего: • риторики, т. е. искусства устной речи, умения убеждать людей; • техники речи: язык, дикция, голос, дыхание; • выразительности и культуры речи: интонации, паузы, логические акценты, мелодия речи; • соблюдения языковых норм; • использования вспомогательных (эктосемантических) средств: жесты, мимика и т.п.; • темпа лекций: на старших курсах 50—60 слов в минуту, на младших — меньше /186/. В наше время лекторское мастерство — это не только умение собрать и подготовить материал для выступления. Теперь от лектора ждут большего. Студенты хотят видеть в нем не «вещателя», информатора или комментатора апробированных знаний, а подлинного хозяина духовного производства, оригинального и умного собеседника, настоящего ученого, умеющего доходчиво излагать известные истины, находить новое и прогнозировать развитие науки. 11. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в их познавательной деятельности чрезвычайно велика. Поэтому ей не случайно уделяли внимание преподаватели вузов как до перестройки высшей школы /187, 188 и многие другие/, в период перестройки /189-192 и др./, так и после нее /193-195 и др./. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы