Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Родословная славянских богов и их праздники
Как же в целом выглядит генеалогия славянских божеств? Не столь уж сложно, если учесть их много-ликость и многоименность. В изначальные времена, когда (согласно колядкам) лишь Мировой Дуб стоял посреди предвечного моря, в мире было лишь четыре божества: Лада (Мокошь, Жива и т.д.), ее сестpa Яга48, Велес-Месяц и Стрибог. Кроме того, в глубине моря обитали Змей (Ящер) и, видимо, Морской Царь. Лада была духом-дриадой Мирового Дерева и в то же время воплощением солнца. От брака ее и Велеса-Месяца родились Белбог (Род) и Чернобог. Соперничая, они создали (под присмотром Велеса) мир: землю, светила, растения, животных и человека. Между богами разгорелась борьба за Вселенную. В конце концов Лада, Белбог и Белее удалились в верхний мир, Яга и Чернобог — в нижний, а средний мир стал полем их вечной борьбы. Стрибог (в ипостаси Вия) также стал подземным обитателем; но он может выступать и вместе с небесными богами. Потомство Лады разделилось на два племени: Белбо-га и Чернобога. Яга с Чернобогом наплодили множество бесов и бесовок49, в том числе Мару. Лада же родила от Белбога Сварога. Он принадлежит не только небесному, но и земному миру: бог неба — и в то же время первоче-ловек50, первый пахарь и кузнец. Затем Лада вступила в брак со Сварогом (своим сыном-внуком) и родила трех Сварожичей — Перуна, Ярилу и Даждьбога. Четвертый Сварожич — Огонь. Три дочери Лады — Летница (До-дола), Леля и Морана, — видимо, также рождены от Сварога. В поколении Сварожичей инцест совершается лишь между братьями и сестрами. Перун женится на Маре, не раз гибнет и воскресает из-за нее, пока не меняет эту дочь Чернобога на свою сестру Летницу. Ярила вступает в брак с Лелей, спасенной им от Змея. Даждьбог женится на Моране, но ее похищает Чернобог, и Солнцу -Сварожичу приходится спуститься в преисподнюю, чтобы отбить свою сестру-жену. Ярила соперничает с Даждьбогом из-за Лели, а Перун, возможно, из-за Мары. Из трех Сварожичей старший — Перун, средний — Ярила, младший — Даждьбог. С древней индоевропейской парой близнецов-всадников соотносятся Перун и Даждьбог или Даждьбог и Ярила. Последним двум у поляков соответствуют Лель и Полель, дети Лады. При этом Лель (Даждьбог) оказывается старше Полеля (Ярилы). О следующем поколении богов — детях Сварожичей — известно мало. Миф о детях Мары, изменявшей Перуну со Змеем, у славян прослеживается слабо. Дочь Перуна и Летницы — Девана. В русском заговоре упоминаются сыновья Георгия Храброго — лучники Симеон и Герасим. Вероятно, это дети Ярилы, языческих имен которых мы не знаем. (День Герасима-Грачевника — 4 марта, Симеона-Летопроводца — 1 сентября; между двумя этими праздниками умещается весь весенне-летний сезон.) Сын и дочь Ивана-царевича, ценой жизни которого он оживил Булата-молодца (то есть Перуна) — разумеется, дети Даждьбога и Мораны. Имен их мы, опять-таки, не знаем. Трех сыновей Колаксая, не называя их имен, упоминает Геродот. Внуком же (то есть потомком) Даждьбога считался русский народ. Свой род был у Стрибога. Сын его — Соловей-Разбойник, а внуки — ветры, женатые (подобно Сварожи-чам) только на своих сестрах. В песнях южных славян нередко описывается родословная светил — Солнца, Месяца, Денницы (Венеры) и др., но варианты ее слишком расходятся между собой, чтобы сравнивать их с другими данными о генеалогии славянских богов. Древнейшим, видимо, был миф о браке Месяца (Велеса) и Солнца (Лады) и о любовной связи его с Денницей. Вне прослеженной здесь родословной оказываются лишь некоторые божества, о которых известно слишком мало (Прове, Ругевит, Поревит, Климба и др.). Обобщим теперь то, что удалось узнать о годовом цикле праздников славянских богов. Старый год соединяли с новым 12 дней святок. 24 декабря, около времени зимнего солнцеворота, Лада рожала Даждьбога (Божича) и Морану (Коляду), а также, вероятно, и Перуна с Ярилой. (Судя по сказке «Три царства», все три Сварожича рождались в одну ночь.) Озлобленная этим нечисть бесновалась все двенадцать дней, а люди, вопреки ей, справляли обряды, обеспечивавшие обилие и благополучие на весь год. В Новогоднюю ночь встречали Овсеня, а 6 января очищались священной водой и праздновали день Велеса. С 1 по 7 марта шла широкая Масленица. Провожали Морану — богиню зимы и смерти, и встречали ее же — богиню весны, а также ее супруга — Даждьбога. С этих дней начинали петь песни в честь Лады-Весны. Именно тогда Даждьбог, победив Чернобога-Кощея, выводил из-под земли трех богинь — царевен золотого, серебряного и медного царств — Морану, Летницу и Лелю, которые и становились супругами трех Сварожичей. Около времени весеннего равноденствия, 25 марта, Земля-Лада рожала, — видимо, кого-то из весенних богов (Перуна? Ярилу? Лелю? ), зачатого ею в Купальскую ночь. Примерно тогда же, вероятно, отмечался праздник, перекрытый позднее Пасхой: день воскресения Перуна, погубленного было Марой. Вскоре после него праздновались Красная горка и Радуница, посвященные соответственно чествованию молодоженов и поминовению предков. 22 апреля в мир приходила Леля, а 27 апреля — Ярила. Веселый бог, восстав из могилы, побеждал Чер-нобога, освобождал трех своих сестер, спасал Лелю от Змея и женился на ней. И тогда земля и деревья покрывались зеленью. 1 мая западные славяне чествовали Живу-кукушку, Ладу (ту же Живу), таинственного Воду и Лелю. Восточные же славяне 2 мая почитали близнецов-всадников (позднее Бориса и Глеба) и, вероятно, их мать Ладу. 4 июня чествовали Ярилу и Лелю (троицких «короля» и «королеву»). А затем провожали-хоронили Ярилу (Коструба) и Ладу (Весну, Кострому). Чествование и проводы Ярилы могли и разделяться несколькими днями (молодой и старый Ярила). Проводам русалок была посвящена Русальная неделя, предшествовавшая дню Ярилы или Купалы31. Западные славяне в Ярилин день чествовали, помимо Ярилы и Лели, Иешу-Перу-на, Ладу, Лелю, Ныю (Боду? ) и Ладо-Даждьбога, а также Летницу. Обряды погребения Германа (Калояна) и вождения Додолы или Перуна справлялись в разные дни, когда нужно было вызвать или прекратить дожди. В ночь на 24 июня (около времени летнего солнцеворота) уходили в подземный мир Морана, похищенная Черно-богом, Лада-Купала и Даждьбог. Нечисть, обрадованная этим, бесчинствовала. Чтобы остановить ее, исполнялись обряды, связанные с силами воды, огня и растений. 20 июля, дабы уберечь выращенный урожай от грозы, отмечался день Громовника (Рода, Перуна). Жертвы для него (в том числе человеческие) отбирались 12 июля. Около 20 июля праздновались также дни Лет-ницы и Стрибога. 7 августа (по ромашковскому календарю) справлялись обжинки. Чествовали Ладу (Золотую Бабу, Берегиню, Талаку), последний пучок колосьев оставляли «Волосу на бородку». 8 сентября приносились жертвы Роду и Рожаницам (Ладе и Леле). 14 сентября, как считалось, уходили под землю на зиму змеи и медведи. Вероятно, тогда же, около времени осеннего равноденствия, погибал Колаксай-Даждьбог, убитый завистливыми братьями. 1 октября, видимо, отмечался праздник Лады (позднее — Покров Богоматери), справлялись свадьбы. День 26 октября (Юрьев день осенний, установленный не в Греции, а на Руси) мог быть древним праздником Ярилы. Новые исследования могут дополнить или уточнить реконструированную в этой главе картинку. Лишь бы это были именно исследования, основанные на внимательном изучении и сопоставлении источников, а не на произвольных фантазиях или «ославянивании» чужих мифов, не родственных славянским.
Словарь - указатель славянских богов52
Авдотья Лиходеевна (рус.) — колдунья, жена Михаилы Поты-ки. См. Мара. Александр (др.-рус., болг.) — царь, летящий на грифонах (солярная черта). См. Даждьбог. Анастасия (рус.) — а) морская красавица, в которую влюблено Солнце, см. Морана; б) вторая жена Михаилы Потыка, спасающая его от колдуньи Марьи (Авдотьи). См. Летнхща. Баба Коризма (черногор.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга. Баба-Яга — богиня смерти, войны, колдовства, хозяйка леса. Балачко (серб.) — трехглавый воевода-чудовище. См. Чернобог. Белбог — верховный бог добра. См. Род. Беллона (чеш.) — богиня войны, сестра «Марса». См. Морана. Белун (белорус.) — добрый бог, помогающий путникам. См. Белбог. Берегиня (др.-рус, рус.) — богиня земли, воды, урожая, женщина-рыба. См. Лада. Бог — верховный добрый бог, творец мира. См. Род. Богоматерь — мать Белбога и Христа (Даждьбога), покровительница матерей и др. См. Лада. Бода (польск.) — неизвестное божество (Водан? Ныя? ), почитавшееся вместе с Аадой и Аелей. Божич (юж.-слав.) — бог, родившийся на Рождество (Христос, Даждьбог). См. Даждьбог. Борис и Глеб (рус.) — святые всадники. См. Близнецы-всадники. Буенек и Булка (болг.) — «жених» и «невеста», главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Буняка (зап.-укр.) — великан с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий). Ванда (полъск.) — легендарная княгиня с чертами богини воды и Вселенной. См. Лада. Вела (др.-рус.) — богиня, близкая к Велесу. Велес (Волос) — бог скотоводства, земледелия, торговли, магии, поэзии, луны, животных; праотец богов. Великая Богиня (усл. назв.) — богиня растений, животных, плодородия, мать и жена богов-всадников (на вост.-слав. вышивках и украшениях). См. Лада. Венера (полаб., полъск.) — богиня любви, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада. Весна (рус.) — богиня весны. См. Лада. Вий (укр.) — бог смерти, подземного мира и ветра. См. Стрибог. Власий — святой, покровитель скотоводства. См. Велес. Волос — см. Велес. Волх (рус.) — былинный герой, князь-оборотень. См. Велес. Волховская коровница (рус.) — водная богиня, жена Перуна. См. Мара. Генниль (полаб.) — бог зари, защитник скота. См. Заря. Георгий (Егорий, Юрий) — святой, покровитель скота (особенно коней), земледелия, охоты, войны и др. См. Ярила. Герман (болг.) — обрядовый персонаж, бог дождя и плодородия. См. Ярила. Гладолет (чеш.) — планета Сатурн. См. Чернобог. Годраг (Гонодраг) (бодриц.) — малоизвестный бог. Дабог (серб.) — бог смерти и нижнего мира. См. Даждъбог. Даждьбог — бог солнца, сын Сварога. Дан-Богдан (болг.) — герой с солярными чертами. См. Даждъбог. Дева (полаб., словац., пол.) — богиня, соответствующая Венере, почитавшаяся в Магдебурге и Торуни. См. Лада. Девана (чеш.) — богиня охоты, дочь Перуна и Лет-ницы. Дедко (чеш.) — воплощение зимы в обряде выноса смерти. См. Чернобог. Джурило (укр.) — см. Ярила. Дзевана (полъск.) — богиня охоты. См. Девана. Дзевоя (белорус.) — богиня девичества. См. Девана. Дзивица (луж.) — богиня охоты. См. Девана. Дзидзилеля ( полъск.) — богиня любви. См. Леля. Див (др.-рус, юж.-слав.) — злое божество (грифон). См. Чернобог. Дивия (др.-рус.) — богиня, вероятно, супруга Дыя. См. Лада. Дирцея (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Морана. Добропан (чеш..) — планета Меркурий. См. Даждъбог. Добрыня (рус.) — богатырь-змееборец. См. Перун. Додола (юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница. Дриван (болг.) — небесный герой, создатель земледелия. См. Сварог. Дый (др.-рус.) — верховный небесный бог. См. Род. Егорий (вост.-слав.) — см. Георшй, Ярила. Ежибабель (чеш.) — муж Ежибабы (Яги). См. Чер-нобог. Еньова буля (болг.) — «жена Ивана (Солнца)», главная участница обряда гадания 24 июня. См. Морана. Еруслан Лазаревич (рус.) — богатырь-змееборец. См. Ярила. Желя (др.-рус.) — богиня войны и смерти. Жива — богиня плодородия, главная вила, планета Венера. См. Лада. Живе (польск.) — бог жизни, герой, супруг Ныи. См. Сварог. Жубрило (рус.) — см. Ярила. Жыж (белорус.) — бог подземного огня. См. Огонь. Жыцень (белорус.) — бог осени. См. Белее. Заря (вост.-слав.) — богиня зари (утренней и вечерней). Зелу (чеш.) — бог растительности, солнца, смерти; планета Меркурий (Зелон). См. Даждьбог. Змей-Деспот-Вук (серб.) — герой-змееборец с чертами змея, волка и орла. См. Перун. Змей Огненный Волк (серб.) — герой с чертами змея, волка и птицы. См. Перун. Золотая Баба — богиня урожая, судьбы, материнства. См. Лада. Зоревик (вост.-слав.) — сказочный герой (третий брат), добывающий трех царевен подземного мира. См. Даждьбог. Зюзя (белорус.) — бог зимы. См. Чернобог. Зять Цереры (чеш.) — бог смерти и подземного мира. См. Чернобог. Иван (Ян, Ясь) — персонаж купальских песен и обрядов, брат и супруг Марьи. См. Даждьбог. Иван Быкович — см. Иван Сучич. Иван Годинович (рус.) — богатырь, победитель Кощея. См. Даждьбог. Иван Кобылий Сын — см. Иван Сучич. Иван Кухарчич (вост.-слав.) — брат Ивана Сучича в сказке «Бой на калиновом мосту». Иван Попялов (вост.-слав.) — см. Иван Сучич. Иван Сучич (Быкович, Кобылий Сын и др.) — главный герой сказки («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог. Иван Царевич (вост.-слав.) — сказочный герой, победитель Кощея («Марья Моревна») или брат Ивана Сучича («Бой на калиновом мосту»). См. Даждьбог. Илья Муромец (рус.) ника. См. Перун. Илья-пророк — святой громовник. Ипабог — бог охоты (вымышлен). Иеша (польск.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Калоян (болг.) — см. Герман, Ярила. Карна (др.-рус.) — богиня смерти и войны. Касьян (рус.) — злой святой (29 февраля) с губительным взглядом. См. Стрибог (Вий), Чернобог. Кигала (чеш.) — малоизвестная богиня. Кирт (чеш., хоре., словен.) — верховный бог неба, дед Радигоста. См. Род. Климба (чеш.) — богиня ночи и войны. Малоизвестна. Клювина (чеш.) — богиня войны. Малоизвестна. Колодий (укр.) — злой бог, похититель женщин, персонаж масленичного обряда. См. Чернобог. Коляда (рус, белорус.) — олицетворение Рождества. См. Даждьбог, Морана. Король и Королева (польск., чеш.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля. Кострома (рус.) — воплощение весны в обряде. См. Лада. Коструб (укр.) — умирающий и воскресающий персонаж в весеннем обряде. См. Ярила. Кощей (вост.-слав., польск.) — злой подземный царь в сказке. См. Чернобог. Краломоц (чеш..) — планета Юпитер. См. Перун. Краль и Кралица (серб., хоре.) — главные участники троицкого обряда. См. Ярила, Леля. Красатина (чеш.) — малоизвестная богиня. См. Лада (Красопани). Красопани (чеш.) — богиня любви, планета Венера. См. Лада. Кривда (рус.) — воплощение зла. См. Баба-Яга. Кродо (полаб., сакс.) — верховный бог плодородия и Вселенной. См. Род (Кирт). Крулевна (польск.) — главная участница троицкого обряда. См. Леля. Кузьма-Демьян (вост.-слав.) — святой, первочело-век, первый пахарь и кузнец. См. Сварог. Купала (вост.-слав.) — богиня весны, мать Мораны. См. Лада. Курент (словен.) — добрый бог, связанный со святками и масленицей (Даждьбог? Ярила? ). Лада — верховная богиня-мать, богиня весны, брака и любви. Ладо (польск.) — бог войны и солнца. См. Даждьбог. Лазарь и Лазарица (серб., мак.) — главные участники весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Лель ( польск.) — бог брака, покровитель знати, сын Лады, брат Полеля. См. Боги-близнецы. Леля — юная богиня любви и весны. Летница (чаи.) — жена Перуна, мать Деваны. Любмел (белорус.) — юный бог брака и любви. См. Боги-близнецы (Лель). Мара (имя условно) — злая богиня нижнего мира, первая жена Перуна. Марена (укр.) — см. Морана (Марья). Маржак (чеил., словац.) — спутник Мораны. См. Даждьбог. Маржана (польск.) — см. Морана. Маринка (рус.) — колдунья, возлюбленная Добры-ни. См. Мара. Марс (чеил.) — бог войны, брат «Беллоны». См. Даждьбог. Марья (вост.-слав.) — персонаж купальских песен, сестра и жена Ивана (Даждьбога). См. Морана. Марья Белая Лебедь (рус.) — колдунья, жена Михаилы Потыка. См. Мара. Марья Моревна (рус.) — амазонка, супруга Ивана Царевича. См. Морана. Масленик (рус.) — спутник Масленицы. См. Даждьбог. Масленица (рус.) — главный персонаж обряда проводов зимы. См. Морана. Мать Сыра Земля (рус.) — воплощение земли. См. Лада. Мерот (чеил.) — бог — проводник душ на тот свет. См. Велес. Месяц — воплощение луны, небесный пастух. См. Велес. Микула Селянинович (рус.) — богатырь-пахарь. См. Сварог. Михаил — архангел, громовник. См. Перун. Михайло Потык (рус.) — богатырь, погубленный колдуньей Марьей (Авдотьей). См. Перун, Мара. Мокошь — богиня воды, прядения, овцеводства. См. Лада. Морана — богиня весны и смерти, сестра и жена Даждьбога, дочь Купалы (Весны, Лады). Мороз (рус.) — бог зимы. См. Чернобог. Мужичок с ноготок (вост.-слав.) — хозяин нижнего мира в сказке. См. Чернобог. Настасья (рус.) — невеста Ивана Годиновича, похищенная Кощеем. См. Морана. Неделя (вост.-слав., юж.-слав.) — воплощение воскресенья, дочь Пятницы, богиня прядения. См. Морана. Несреча (серб.) — богиня злой судьбы. См. Баба-Яга. Никола — святой, наследник Бога, покровитель земледелия, скотоводства, мореплавания. См. Велес, Сварог, Стрибог. Ный (польск.) — бог загробного мира. См. Велес. Ныя (пол.) — богиня нижнего мира, супруга Геркулеса, мать Скифа. См. Лада. Обида (др.-рус.) — крылатая богиня нижнего мира и несчастья. Облупа (рус.) — бог обжорства, спутник Ярилы. См. Ярила. Овсень (рус.) — воплощение Нового года, первоначально — бог зари. См. Заря. Огненная Мария (серб.) — святая-громовница, сестра Ильи. См. Летница. Огонь Сварожич (др.-рус.) — бог огня. Пантелеймон (серб.) — святой, хозяин ветра. См. Стрибог. Пеперуда (юж.-слав.) — главная участница обряда вызывания дождя. См. Летница. Переплут (др.-рус.) — бог плодородия, птицечело-век. См. Симаргл. Перун — громовник, бог войны. Пизамар (балт.-слав.) — малоизвестный бог. Пинай (рус.) — бог пьянства (? ), спутник Ярилы. См. Ярила. Погода (польск.) — божество погоды, ветра. Подага (балт.-слав.) — малоизвестное божество (Погода? ). Позвизд (польск., др.-рус.) — бог ветра. См. Стрибог. Покладня Баба (хоре.) — воплощение Великого поста. См. Баба-Яга. Полель (польск.) — бог брака и веселья, покровитель простого народа, брат Леля, сын Лады. См. Боги-близнецы. Поревит (балт.-слав.) — бог осени и зимы. Поренут (балт.-слав.) — бог Вселенной, праотец богов. См. Белее. Посвистан (укр.) — см. Позвизд. Похвист (польск.) — см. Позвизд. Прабог (словац.) — верховный бог. См. Род. Правда (рус.) — воплощение добра. См. Лада. Припегала (полаб.) — бог плодородия, солнца и войны. См. Ярила. Прове (балт.-слав.) — бог правосудия. Пятница — святая, покровительница материнства, прядения и др. Мать Недели. См. Лада. Радамаш (чеш.) — бог загробного мира. См. Белес. Радигост — бог солнца и войны; сын Сварога, внук Кирта (Рода). См. Даждьбог. Род (др.-рус.) — верховный небесный бог, громовник. Рожаницы — богини плодородия и судьбы. См. Лада, Леля. Ругевит (балт.-слав.) — бог весны, лета, войны. Сатанаил — бог зла, брат Бога, творец мира (совместно с ним). См. Чернобог. Сатурн (вост.-слав.) — бог смерти, почитавшийся на Черной горе. См. Чернобог. Сатурн (балт.-слав.) — бог, почитавшийся в виде медного идола (Велес? Чернобог? ). Сварог — бог-кузнец, отец Даждьбога и Огня. Святовит (балт.-слав., чеш.) — верховный небесный бог. См. Род. Семик и Семичиха (рус.) — главные персонажи весеннего обряда. См. Ярила, Леля. Середа (вост.-слав.) — олицетворение среды; богиня прядения. См. Мара. Симаргл (др.-рус, болг.) — крылатый пес, бог растительности и плодородной земли. Скалоян (болг.) — см. Герман. Смертонош (чеш.) — планета Марс. См. Даждъбог. Солнце — обожествленное светило. См. Лада, Даждьбог, Хоре. Соловей-Разбойник (рус.) — демон ветра, отец ветров (? ). См. Стрибог. Среча (серб.) — богиня доброй судьбы. См. Лада. Стрибог — бог ветра и моря. Сытиврат (чеш.) — бог плодородия (? ). См. Велес. Талака (белорус.) — богиня урожая. См. Лада. Тригла (балт.-слав.) — богиня луны. См. Чернобог, Баба-Яга. Триглав — бог Вселенной с чертами бога тьмы. См. Чернобог. Троян (юж.-слав., др.-рус.) — злой бог ночи. См. Чернобог. Тур (вост.-слав.) — зооморфный бог весны и плодородия. См. Ярила. Турупит (балт.-слав.) — малоизвестный бог. См. Поренут. Усуд (серб.) — бог судьбы. См. Род. Флинц (луж.) — бог смерти. См. Даждьбог. Флор и Лавр (вост.-слав.) — святые всадники, покровители коневодства. См. Боги-близнецы. Хаммон (полаб.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Хоре — бог солнца. См. Даждьбог. Царица-Молния (рус.) — богиня-громовница. См. Летница. Царь-Девица (вост.-слав.) — амазонка, хозяйка «живой» воды и др., супруга Ивана Царевича. См. Мо-рана. Царь Морской (рус.) — бог моря и рек. Цеця (белорус.) — богиня лета. Цица (луж., герм.? ) — малоизвестное божество (богиня-мать). Чернобог — бог тьмы и зла. Черноглав (балт.-слав.) — бог войны. См. Перун. Черный Арапин (юж.-слав.) — главый воин. См. Чернобог. Черт — см. Чернобог, Сатанаил. Числобог (полаб.) — вымышленный бог (бог времени). Юлий (балт.-слав.) — бог, чье копье почиталось в Юлине (Волине). См. Ярила. Юпитер (чеш.) — верховный бог-громовник. См. Перун. Юрий — см. Георгий. Ютробог (луж.) — бог солнца и зари. См.Даж. Ярила — бог весны, солнца, плодородия, войны Ярилиха (рус.) — спутница Ярилы. См. Леля Яровит (балт.-слав., полаб.) — см. Ярила Ярун (рус.) — см. Ярила. Ясонь (чеш.) — бог солнца. См. Даждъб< -- III, 14, 22. Эти племена, славяне и анты <...>, считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Прокопий из Кесарии. Война с готами. Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297. Лев Диакон. История (990 г.). X, 6. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы (русы) вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом, по обычаю предков, множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра. Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко. М., 1988. С. 78. Абу-л-Хасан Али ал-Масуди (X в.). Промываль-ни золота и копи драгоценных камней. 62. У славян есть дома, которые они почитают. Среди них есть один (что стоит) на тех горах, о которых говорят философы, что они принадлежат к высоким горам мира. Есть известия о том, каким образом построен этот дом, о размещении разных сортов камня в нем и разнообразии их цветов, об отверстиях, проделанных в нем в самой высокой его части, и что в этих проделанных отверстиях происходило с восхода солнца; и какие в нем были положены (на сохранение) драгоценные камни, и о начертанных в нем знаках, что указывали на будущие явления; и от каких событий, до того, как они произойдут, предостерегают эти драгоценные камни; и о появлении звуков к ним с высот его (дома), и что происходит с ними во время слушания этого. И есть у них дом, который создал один из их царей на Черной горе, которую окружают удивительные воды, отличающиеся разными цветами и вкусами, все очень полезные. И у них в нем есть огромный идол в образе Сатурна, сделанный в виде старца с посохом в руке, которым он шевелит кости мертвых в могилах. Под правой его ногой есть изображения чего-то наподобие насекомых, а под другой (его ногой) — вороно-черные изображения грачей и других (птиц) и удивительные изображения чего-то подобного абиссинцам и неграм. У них есть еще иной дом на горе, которую окружает залив моря, (дом), сооруженный из камней красного мрамора и камней зеленого изумруда. В середине его огромный купол, а под ним идол, части тела которого (сделаны) из четырех сортов драгоценного камня: зеленого хризолита, красного карбункула, желтого корналина и белого хрусталя (берилла), а голова его — из червонного золота. Против него — другой идол в виде девушки. Ему обычно приносят жертвы и воскурения (ладана). Происхождение этого дома связывают с одним мудрецом, который был у них в давние времена. Мы уже раньше рассказывали его историю и о том, что он сделал в земле славян, какие он сотворил у них фокусы и хитрости, и о сооруженных им огромных отверстиях, которыми он привлекал к себе их сердца и овладел их душами, и с помощью которых он подчинил их умы, несмотря на суровость обычаев славян и на разнообразие природных качеств (отдельных племен). Абу-л-Хасан A\i ал-Масудь 3 книги «Промивалым золота та родовища дорогоцшного камшня». Пер. А. П. Ковал1вського//Антолопя лггератур Сходу. X., 1961. С. 364. Георгий Младший. Житие Георгия Святогорского53. [В с. Ливиздия (Ливадия? ) на Афоне] жили болгары, именуемые славянами. <...> В том владении <...> с давних времен и до наших дней стоял один идол, мраморный, изображавший женщину. Эти неразумные люди служили ей и говорили: «Солнце, и дождь, и всякое благо дается нам от нее, которая имеет власть даровать смерть и жизнь кому пожелает. <...> Помолись нашей богине, чтобы она помогла тебе перед царем». Герасимова Т. Сведения за един мраморен идол у българите в Солунско//Езиковедско-етнолошки изследвания в памет на академик Стоян Романски. София, 1960. С. 88*. Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, перевод сделан Д. М. Дудко.
В лето 6415 (907). <...> Цари же Леон с Александром мир сотворили с Олегом, дали дань и клятву принесли между собой, поцеловав крест, а Олега — приведя к присяге и мужей его по русскому закону: клялись оружием своим, и Перуном, богом своим, и Волосом, скотьим богом, и утвердили мир. В лето 6453 (945). <...> Кто помыслит из страны Русской разрушить такую любовь и сколько их священие приняло из страны Русской, да примут месть от Бога Вседержителя, осуждение на погибель в сей век и в будущий; а сколько их не крещено, да не имеют помощи от Бога, ни от Перуна, да не защитятся щитами своими, да иссечены будут мечами своими, и от стрел, и от иного оружия своего, да будут рабами в сей век и в будущий. <...> И наутро призвал Игорь послов, и пришел на холм, где стоял Перун, и положили оружие свое, и щиты, и золото, и приведены были к присяге Игорь и мужи его, и сколько было язычников Руси; а христианскую Русь приводили к присяге в церкви святого Ильи <...>. В лето 6479 (971). <...> Как клялся я царям греческим и со мной бояре и Русь вся, да сохраним правый договор; если же, из тех самых прежде указанных, не сохраним, я и (те, что) со мной и подо мной, да имеем клятву от Бога, в которого веруем, в Перуна и в Волоса, скотьего бога, да будем золоты, как золото, и своим оружием да иссечены будем. В лето 6488 (980). И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил кумиров на холм вне двора теремного: Перуна деревянного, а голова его серебряная, а ус злат, и Хорса-Даждьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И поклонялись им, называя их богами, и приводили сынов своих и дочерей, и служили бесам, и оскверняли землю требами своими. И осквернялась кровью земля Русская и холм тот. <...> И пришел Добрыня к Новгороду, поставил кумира над рекой Волховом, и поклонялись ему люди новгородские как богу. В лето 6622 (1114). Начал царствовать первым Ме-стром от рода Хамова, по нем Еремия. По нем Феоста34, которого и Сварогом называли египтяне. Когда царствовал сей Феоста, во время царствования его упали клещи с небес, и начали [люди] ковать оружие, ведь прежде того палицами и камнями бились. Тот же Феоста закон установил: женам за одного мужа выходить и ходить говея55. А кто прелюбодействовал, казнить повелевал. Из-за этого прозвали его богом Сварогом. Прежде того ведь жены блудили, с кем хотели, и были словно скот блудящий. Если рожала ребенка, то давала тому, кто ей люб был: «Это твое дитя». Он же, устроив празднество, принимал. Феоста же этот закон разрушил и постановил одному мужу одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит — пусть бросят его в печь огненную. Из-за этого прозвали его Сварогом, и благословили его египтяне. И по нем царствовал сын его по имени Солнце, которого называют Даждьбогом, семь тысяч четыреста семьдесят дней, что составляет двенадцать лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие днями годы считали. Двенадцати же месяцам число после узнали, с тех пор, как начали люди дань давать царям. Солнце-царь, сын Сварогов, который есть Даждьбог, был муж сильный. Услышал от некого о жене некой из египтян, богатой и замужней. И некто захотел блудить с ней. И не хотя отца своего закон Сварожий разрушить, взял с собой мужей несколько своих, узнав время, когда та прелюбодействует, ночью подстерег ее и не застал мужа с ней, а ее нашел лежащей с другим, с кем хотела. Взял же ее, и мучил, и велел ее водить по земле в укоризну, а того прелюбодея обезглавил. И была чистая жизнь по всей земле Египетской, и хвалить стали. Повесть временных лет. Т. I. М.-Л., 1950. С. 25, 35, 39, 52, 56, 400—401. Новгородская первая летопись. В лето 6497 (988). И пришел к Новгороду архиепископ Аким Корсуня-нин, и требища разрушил, и Перуна изрубил, и повелел тащить в Валхов. И повернув, веревками тащили его по грязи, ударяя жезлами. И велел никому и нигде не принимать [идола]. И шел пидьблянин56 рано на реку, чтобы горшки везти в город. Тут Перун приплыл к берегу, и оттолкнул [он] его шестом: «Ты, — сказал, — Перунище, досыта пил и ел, а ныне поплыви прочь». |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы