Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития русских шрифтов



Создателями славянской азбуки были братья Кирилл (отсюда древ­нерусское письмо - кириллица) и Мефодий. Заслуга Кирилла (Констан­тина Философа) состоит в том, что он впервые создал азбуку с четкой и ясной графикой знаков, положив в основу греческое унциальное письмо и дополнив ее буквами свистящих, шипящих и йотированных звуков.

В истории древнерусского шрифта выделяются следующие основные каллиграфические варианты кириллицы:

устав (XI в.) - ранняя форма кириллицы. Буквы имели квадратные пропорции и отличались прямолинейностью и угловатостью (рис. 12); в строке они расставлялись свободно, промежутков меж­ду словами не было;

полуустав (XIV в.): буквы округлены, слова и предложения разделе­ны промежутками; появляются сокращения, различные надстроеч­ные знаки, ударения (силы) и система знаков препинания. Письмо приобретает чуть заметный наклон (рис. 13);

Рис. 12. Древнерусский устав XI в.  
Рис. 13. Древнерусский полуустав

скоропись (XV в.) - тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания (рис. 14);

русская вязь - особое декоративное письмо, употреблявшееся с XV в. для выделения заглавий и других целей (рис. 15);

гражданский петровский шрифт - результат реформы алфавита
и шрифта, проведенной Петром I в начале XVIII в. Реформа способ­ствовала его удобочитаемости (рис.16).


В конце XVIII - начале XIX вв. появились шрифты классического типа (рис. 17). Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась па­раллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.

Рис. 14. Древнерусская скоропись  
Рис. 15. Декоративное древнерусское письмо (вязь)


Рис. 4.17. Русский классический шрифт
Рис. 16. Гражданский петровский шрифт  

 

В настоящее время шрифты, используемые для типографского набо­ра, объединены по общим графическим признакам в следующие группы:

рубленые - шрифты, не имеющие засечек;

• шрифты с едва наметившимися засечками;

медиевалъные - шрифты с засечками в виде плавного утолщения концов основных штрихов, по форме приближающихся к треуголь­нику, преимущественно с наклонными осями округлых элементов букв;

обыкновенные - шрифты, характеризуемые контрастными штрихами с длинными, тонкими засечками, соединяющимися с основными штрихами под прямым углом;

брусковые - шрифты, характеризуе­мые неконтрастными или малокон­трастными штрихами с длинными засечками той же толщины, что и вер­тикальные штрихи, соединенными с основными штрихами под прямым углом или с легким закруглением;

новые малоконтрастные - шрифты, отличающиеся малоконтрастными штрихами с длинными засечками (преимущественно с закругленными концами), соединенными с основными штрихами под прямым угломили с легким закруглением.

Считается, что шрифты с засечками читаются легче, так как засечки помогают взгляду передвигаться, и буквы при этом не сливаются друг с другом. Буквы без засечек легче читать в шрифтах, оформленных очень большим и, в особенности, очень малым кеглем.

Для выделения текста или как декоративный шрифт используют курсив­ные и наклонные начертания. Наклонные шрифты образуются путем накло­на знаков прямых начертаний, при этом буквы и цифры практически не из­меняют форму. Курсивные шрифты отличаются от наклонных тем, что знаки в них приобретают форму рукописных. От основного начертания курсивы отличаются формой, пропорциями, насыщенностью (рис. 19).

 

Рис. 19. Примеры наклонного курсивного шрифтов

 

Рис. 20. Современные русские гарнитуры шрифтов

Почти все европейские шрифты, а также шрифты некоторых народов других континентов созданы на следующих графических основах.

• на основе русского алфавита построены шрифты большинства наро­дов Российской Федерации;

• на основе латинского алфавита построены шрифты почти всех наро­дов Западной Европы, Америки, Австралии и Африки;

• на основе арабского алфавита построены шрифты арабских народов, а также Ирана, Афганистана и некоторых других стран;

• многие народы применяют шрифты, построенные на национальной графической основе (Греция, Индия, Израиль).

В соответствии с назначением типографские шрифты подразделяются на текстовые - для печати основного текста книг, журналов и газет; титульные - для набора обложек, титульных листов, газетных заголовков; акцидентные - для придания выразительности плакатам и афишам (шриф­ты преимущественно декоративные).

На рис. 20 приведены примеры русских гарнитур. Гарнитуры Ака­демическая, Лазурского, как правило, используются для литературно-художественных изданий и книг по искусству (в основе - гражданский шрифт Петровского периода и шрифты эпохи Возрождения); журнальная рубленая - для журналов; «Ижица», «Родео», «Акцент» - для титульных элементов и в рекламе.

Принципы построения шрифтов

Все латинские и славяно-русские прямые шрифты по принципу построения можно разделить на две типичные группы: антиквенную (от лат. «древний») и медиевальную (от франц. «средневековый»). В первой группе основой построения букв является прямоугольник (рис. 21, а): большинство букв алфавита, за исключением широких (Ш, Ы, Ю), вписывается в прямо­угольник и имеет одинаковую ширину, а буквы с округлыми очертаниями (О, В и др.) имеют овальную форму. В медиевальной группе (рис. 21, б) основой построения букв является квадрат, и буквы с округлыми очерта­ниями (О, В и др.) представляют собой окружность (О) или закругления в виде дуг (В). Благодаря этому особому принципу буквы алфавита имеют разную ширину: В уже Н и П, а последние, в свою очередь, уже О.

В пределах одной гарнитуры, а тем более начертания, должен соблю­даться единый принцип построения букв, который и определяет тот или иной стиль шрифта. Так, если буква О выполнена циркулем, то другим буквам округлых очертаний (В, Ю и др.) нельзя придавать овальную фор­му; или, например, буква Н имеет прямоугольную форму, значит, букву П нельзя вписывать в квадрат, и т.д.

Рис. 21. Принципы построения шрифтов

Основные требования, предъявляемые к работе над шрифтом

Выбор шрифта диктуется исключительно мастерством и опытом, посколь­ку жестких правил, регламентирующих выбор шрифта, не существует. Врекламе, например, допускаются самые невероятные приемы. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ваш текст не только привлекал внимание, но и осмысленно читался, при оформлении рекомендуется соблюдать следующие основные условия: читаемость, уместность, гармоничность и смысловой акцент.

Читаемость - четкость, ясность, простота графических форм. Общие факторы, влияющие на читаемость: шрифт, толщина и размер букв, дли­на строки, расстояние между словами, между строчками и между абзаца­ми, цвет шрифта и фона, свободное пространство на странице и даже качество бумаги. Так, четкость существенно зависит от цвета шрифта и фона, на котором он расположен. Ниже, в табл. 1, приведены усред­ненные показатели сочетаний основных цветов, влияющих на четкость шрифта и его удобочитаемость (ухудшение направлено сверху вниз).

Следует заметить, что приведенные соотношения весьма приблизительны, так как на четкость и удобочитаемость шрифта влияют также то­нальность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры, ха­рактер поверхности (рельефная, шероховатая, гладкая, полированная, зеркальная), расстояние и т.д.

Основные условия, обеспечивающие удобочитаемость:

1. Соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного про­света (рис. 22, а): в шрифтах светлого начертания соотношение тол­щины основного штриха и внутрибуквенного просвета примерно рав­но 1: 6-1: 4; в шрифтах полужирного начертания - 1: 2; в шрифтах жирного начертания - 1: 1.

2. Оптимальность межбуквенных пробелов (рис. 22, б): чрезмерное разрежение букв в строке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов (хотя для короткой надписи такой прием вполне пригоден, так как придает строке некую «острохарактерность»),

3. Пропорциональность ширины буквы по отношению к ее высоте (рис. 22, в): читаемость снижается в буквах сверхузких и сверх­широких.

4. Контрастность основных и дополнительных штрихов (рис. 22, г). В первой строке приведен пример шрифта с геометрически равной толщиной горизонтальных и вертикальных штрихов. Так как гори­зонтальные штрихи всегда кажутся толще вертикальных, это придает тексту некоторую тревожность, неуравновешенность. Умеренный кон­траст штрихов шрифта второй строки обеспечивает хорошую удобо­читаемость. Сильный контраст штрихов (третья строка) в длинных текстах утомляет глаз, в коротких же, наоборот, зачастую повышает удобочитаемость. В четвертой строке показан шрифт без соедини­тельных штрихов - это вполне допустимо;

5. Размер шрифта, определяемый форматом экспозиции, а также рас­
стоянием до зрителя.

Таблица 1. Сочетание цвета шрифта и фона


 

Рис.22. Влияние элементов букв на удобочитаемость шрифта

       

 

Глаз способен различать предметы только в пределах телесного угла 0’1 (рис. 23).

Если принять высоту буквы Н равной 5d а ширину буквы L равной Зd, то в приведенном примере Н будет равно 10, 5 мм, а L - 6, 3 мм. Для подписей, как правило, эти величины удваиваются, особенно при не­достаточном освещении (табл. 2).

6. Длина строчек, составляющих основной текст. Для рекламных объяв­лений, например, рекомендуется использовать текстовые колонки шириной менее трех дюймов (7, 62 см). Расстояние между строчками также влияет на читаемость текста. Если между ними оставлен зазор лишь для верхних и нижних элементов букв, набор такого текста называется сплошным. Лучше печатать с интервалом для «свежести».

Рис. 23. Телесный угол, в пределах которого глаз различает предметы

 

7. Для текстов, которые будут передаваться по факсу, рекомендуем ис­пользовать шрифты без засечек светлого или полужирного начерта­ния, нормальных пропорций с большим интерлиньяжем.

Удобочитаемость особенно важна для серьезных текстовых докумен­тов большого объема: газет, книг, отчетов. В последнее время нередко отказываются от классических правил: для создания специальных эффектов намеренно используют и создают трудные для чтения шрифты. Текстовое оформление уже само по себе несет огромную информацию, по­этому требование выразительности шрифта иногда превалирует над тре­бованием читаемости.

Уместность - органическая связь рисунка букв с содержанием текста, образность шрифта. Главное, чтобы шрифт в тексте был уместен (рис. 24). При современном разнообразии шрифтов как по стилю, так и по размеру, весь комплекс настроений и ощущений можно передать, даже не вдаваясь всмысловую нагрузку текста. «Образ в шрифте - это тоже мысль, только выраженная специфическими художественными средствами» (СБ. Телин-гатер). Политические плакаты, например, выполняются преимущественно различными гарнитурами рубленых шрифтов. Стилизованный «старомод­ный» шрифт не стоит использовать в рекламе электронной техники. Для молодых бизнесменов подойдут стилизованные шрифты и символы в стиле модерн: свободные, динамичные, угловатые и округлые. Люди с более кон­сервативным вкусом предпочитают шрифты эпохи барокко и классицизма в сочетании с геральдической символикой.

Гармоничность. Наиболее характерной ошибкой начинающих дизай­неров является смешение множества шрифтов в одном документе. Это приводит к дисгармонии и ощущению хаоса. Рекомендуется выбирать родственные гарнитуры или начертания из одного семейства. Шрифты должны гармонировать с другими элементами печатной продукции, вклю­чая иллюстрации. Вся композиция текстового документа зависит от ис­пользуемых шрифтов.

Акцент. При выборе печатного исполнения можно привнести акцент за счет контраста. Обычно для этих целей используют несколько гарнитур одного и того же шрифта, курсив против прямого начертания, прописные буквы против строчных, мелкий кегль против крупного. Усилить смысло­вой акцент в композиции можно путем увеличения межзнаковых и меж­строчных расстояний. Акцент также создается цветом, но при этом следу­ет помнить о гармоничном соотношении фона и основного текста. При акцентировании необходима осторожность, иначе в попытке акцентиро­вать всё не удастся выделить ничего.

В наши дни использование разнообразных шрифтов весьма распро­странено; особенно это заметно в рекламах. Шрифты рубленые и с засеч­ками, вертикальные и наклонные, плотные и растянутые, диагональные, расположенные по прямой и кривой, из прописных и из строчных букв с прописными, мелкие и крупные, эфемерные и мощные, спокойные и крича­щие, объемные и плоские, цветные и контурные, простые и вычурные - таков далеко не полный перечень их характеристик. Шрифт перестал быть только носителем информации, он сам теперь информация.

Рис. 24. Декоративный шрифт в стиле модерн

 

Выбирая и определяя шрифт для оформления издания, дизайнеры обычно работают со шрифтовыми каталогами. С появлением компьюте­ра значительно расширились возможности печатного процесса, улучши­лось качество, увеличилась производительность, постоянно пополняют­ся и каталоги компьютерных шрифтов. Но машина, тем не менее, - это всего лишь средство. Ни одна из компьютерных графических программ сама по себе не сделает ваш документ красивым. Выбор шрифта, кегля, создание композиции страницы - это творческая работа дизайнера; ком­пьютер только расширяет его возможности. Удачному оформлению тек­стового документа предшествует огромная организационная работа - не­обходимо определить его вид (листовка, буклет, отчет и т.д.), изучить аудиторию, на которую он ориентирован, предмет, о котором идет речь, выбрать соответствующие технические и программные средства.

5. Особенности компьютерного оформления текстов

С приходом в полиграфию компьютеров резко возрос спрос на компьютер­ные шрифты. По стране «гуляет» масса поделок, не соответствующих нормам дизайна шрифтовых разработок и созданных «уникальными специалистами», не имеющими представления о требованиях к шрифтовому оформлению и не владеющими необходимыми профессиональными навыками. Обычным де­дом стало «пиратское» использование шрифтов.

А ведь разработка компьютерных шрифтов - это серьезная совместная работа дизайнеров и программистов. Контуры символов создаются на компьютере или сканируются с рисунка на бумаге. С помощью специ­ального программного обеспечения производится разметка символов в соответствии с требованием форматов. К существующему многообра­зию способов начертания букв постоянно прибавляются все новые и но­вые. Можно выделить пять основных групп самых распространенных компьютерных шрифтом: антиква, рубленые, брусковые, рукописные, ак­цидентные (рис. 25).

Подобрав гарнитуры для оформления текстовых документов, нетруд­но составить и собственные шрифтовые каталоги. Профессионалы обыч­но используют набор из трех-четырех гарнитур основных типов шриф­тов (антиквы, брусковых, рубленых). Удобно идентифицировать шрифты по начертаниям цифр, формам характерных букв (например, Д, Ц, Л); по вопросительному знаку, округлым частям букв Р и В; по контрасту меж­ду основными и соединительными штрихами (рис. 26).

 

Рис. 25. Основные группы компьютерных шрифтов  

Рис. 26. Идентификация шрифтов по формам характерных букв  

 

 

Рис. 27. Варианты начертания шрифтов гарнитуры Pragmatica

 

 

В пределах каждой группы существуют семейства шрифтов (несколь­ко начертаний одной гарнитуры). Шрифты в семействах имеют одну ос­нову начертания и носят общие названия: «Футура», «Гоуди», «Бодони»...

Отметим, что в пределах одной гарнитуры пропорции элементов, насы­щенность, наклон, а также варианты начертания - жирный, узкий, широ­кий и т.д. - могут меняться (рис. 27).

Таким образом, не меняя самого шрифта, можно создать контраст и ак­цент. Чем больше вариантов начертания, тем большей выразительности до­биваются при составлении шрифтового документа без изменения гарниту­ры. Кроме того, насыщенность шрифта (светлость) зависит не только от вида шрифта и варианта начертания, но и от равномерности расположения текста. Экспериментируйте с кеглем, интерлиньяжем, шириной колонок для получения нужного вида документа. Компьютерные средства существенно облегчают эксперимент; процесс верстки, как и процесс постижения основ шрифтового дизайна, значительно ускоряются.

Современная технология настольно-издательских систем основана на стандарте PostScript. PostScript - язык, созданный специально для про­граммирования графики фирмой АdоЬе в 1985 году. Основа описания гра­фики - совокупность геометрических примитивов: точек, прямых, кривых Безье, дуг; таким образом, PostScript; - векторно-ориентированный язык. Для вывода изображения на экран или создания твердой копии векторный формат должен быть преобразован в растровый, что осуществляется рас­тровыми процессорами или интерпретаторами PostScript. Кроме PostScript-шрифтов в операционных системах Windows широко распространены контурные шрифты в формате ТrueТуре. Управлением шрифтами этого типа зани­мается операционная система: она предоставляет прикладным программам список доступных шрифтов, обеспечивает отображение текстовой инфор­мации на экране и вывод на печать. Эти шрифты, как и шрифты формата PostScript (Туре1) применяются для полиграфии, с ними работают тексто­вые процессоры (типа Microsoft World) и сложные программы верстки (на­пример, QuarkXPress).

Для создания новых шрифтов на профессиональном уровне или ре­дактирования имеющихся существуют специальные программы. Наиболее известные редакторы контурных шрифтов: FontLab российской фирмы «СофтЮнион»; Fontographer, разработанный фирмой Altsys, мировым ли­дером в области производства программ для издательской деятельности; FontMonger фирмы Ares. Преобразовывать профессиональный шрифт с помощью программ редактирования - задача очень серьезная. Грамотно решить ее под силу только специалистам.

Профессиональные наборные шрифты разрабатывают и поставляют такие фирмы, как РаrаТуре, «СофтЮнион», «Иван и товарищество» и др. Как правило, поставщики шрифтов сотрудничают с ведущими шрифтовы­ми компаниями мира. Пользуйтесь легально приобретенными шрифтами, вы избавите себя от неприятных неожиданностей, таких как сбой интерпретатора PostScript при попытке обработать некорректный шрифт. Шрифты идентичны только при копирова­нии из одного и того же источника, поэтому вместе с текстовым файлом целесообразно передавать и копии шрифтов сверстанного текста.

При создании текстовых документов пользователь выбирает аппаратные средства и программный продукт в зависимости от характера работы, кото­рую предстоит выполнить. Наиболее популярные аппаратные средства-Macintosh и IВМ РС. В последнее время обе фирмы настолько улучшили качество своих компьютеров, что применимость их для верстки вполне соиз­мерима. Крупные фирмы стараются приобрести обе системы. Из существую­щих программ для верстки больших объемов текста наиболее широко рас­пространены World, (QuarkXPress, РаgеМаkег. Для создания документов внутреннего пользования, плакатов, буклетов и другой рекламной продук­ции хорошо подходят FreeHand, Аdobе Illustrator, СогеlDRAW.

Широкие возможности СогеlDRAW позволяют работать с текстом в режи­ме хорошего текстового редактора: выбрать шрифт, установить его размер, начертание, произвести форматирование. Кроме того, эта программа позволяет создавать акцидентное оформление шрифтов с по­мощью разнообразных эффектов и преобразований. Текст между тем позво­ляется редактировать, при условии, что он не был преобразован в кривые. Различные графические эффекты СогеlDRAW, такие как эффект тени, объемные буквы, зеркальное отражение и т.д., позволяют создавать выра­зительные текстовые строки. Эти приемы широко используются в рекла­ме, при оформлении поздравительных открыток, плакатов, объявлений и прочей печатной продукции подобного рода.

Большое значение для восприятия имеет цвет шрифта. Например, для слова «ОГОНЬ» лучше использовать заливку с вертикальной растяжкой от красно-коричневого к темно-желтому цвету. Контур букв - ярко-красный.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные элементы начертания шрифта;

2. Назовите основные виды письма, их исторические особенности;

3. Назовите основные вехи написания латинского шрифта, их отличительные особенности;

4. Кто был создателем российской азбуки?

5. Какие основные каллиграфические варианты кириллицы Вы знаете?

6. Какие группы шрифтов существуют в настоящее время?

7. Назовите основные условия, которые рекомендуется соблюдать при оформлении рекламного текста;

8. Какие группы компьютерных шрифтов Вы знаете?

Рекомендуемая литература

1. С.И.Смирнов «Шрифт в наглядной агитации». Москва: «Плакат», 1987.

2. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. -М.: Молодая гвардия, 2009.

3. Эмиль Рудер.Типографика. Руководство по оформлению. Москва: «Книга», 2010.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1694; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.041 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь