Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Отечественная журналистика периода перестройки (1985-1991): социально-политический вектор и проблемно-тематический спектр.Стр 1 из 13Следующая ⇒
Современная российская публицистика: авторы, проблематика. Публицистика (от слова публичный, общественный) — та область литературы, которая занимается политическими, общественными вопросами с целью проводить определенные взгляды в широких кругах читателей, создавать, формировать общественное мнение, возбуждать определенные политические кампании. в область публицистики входят только насущные вопросы, имеющие решающее значение в направлении текущей жизни; таким может явиться в данный момент и чисто теоретический вопрос, имеющий, при другой комбинации обстоятельств, исключительно научное значение. Современная публицистика использует различные приемы воздействия на читателя, которое осуществляется благодаря выразительности, необычности, неожиданности авторских суждений, непринужденно- разговорному языку «с неожиданными пропусками слов и произвольной расстановкой акцентов». Многие современные писатели избирают публицистические жанры. На наш взгляд, одним из самых ярких писателей-публицистов является Т.Толстая. Мы исследовали ее эссеистические произведения с целью установить, какие изменения и процессы происходят в современной публицистике и каковы основные приметы публицистического стиля в наши дни. на материале сборника «День» (трех лирических эссе из части сборника, озаглавленной «Частная годовщина», а именно: «Квадрат», «Что в имени тебе моем? » и «Женский день»). Рассмотрев модусный уровень эссе, мы отметили ярко выраженную оценочность и экспрессивность. Оценочность проявляется на разных языковых уровнях: лексическом, синтаксическом, стилистическом, например: – в использовании слов с оценочной семантикой (примитивные притчи, дешевые поучения; мелкой суетливой возней; неучей, посредственностей и бездарностей); – в употреблении стилистически маркированной лексики, например, использовании библейской лексики и метафор при описании художника «доквадратной» эпохи: таким образом утверждается божественное начало истинного искусства) и др. Кроме того, встречаются прямые оценки субъектов, признаков, ситуаций: Не всякое самоназвание благозвучно для слуха иных народов, и глупо настаивать на его адекватном воспроизведении. Экспрессивность произведениям Т.Толстой придает прежде всего динамизм речи, создаваемый за счет списков и каталогов, характерных для постмодернистской литературы: Бог (ангел, дух, муза, порой демон) уступают); что именно (жадность, корысть, самомнение, чванство). Созданию языковой экспрессии способствуют и яркие тропы, и употребление экспрессивной лексики, слов с отрицательной коннотацией: ха-ха, ужас, фурии, кричат, унижают, тыкают в тебя пальцем, восклицания и обращения к читателю: Ужас какой!; Кроме того, мы обратили внимание на частое употребление конструкций типа: я не знаю, я думаю, которые, с одной стороны, усиливают субъективность, а с другой – являются определенной игрой с читателем. Объективизация, создаваемая за счет различных мнений и точек зрения, взглядов с разных сторон, – важная черта публицистики Т.Толстой. Но эта объективизация только внешняя. Внешняя объективизация в сочетании с субъективной интерпретацией – сильный прием воздействия на читателя. Эффективность приема заключается и в его достаточной скрытости от поверхностного читательского взгляда. Например, интерпретация может быть выражена простой постановкой цитаты в определенное место в тексте или частотностью обращения к определенному источнику (слова Бенуа в эссе «Квадрат» цитируются три раза). Наиболее сильным воздействующим эффектом обладает использование семантического сцепления антонимов и синонимов, особенно в сочетании со стилевой игрой: обозначил пропасть между старым искусством и новым, между человеком и его тенью, между розой и гробом, между жизнью и смертью, между Богом и Дьяволом; менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они хуже. Часто постановка слов в один ряд (благодаря возникающим связям) обогащает их новыми смыслами: Это красочные, декоративные полотна]; Сатира, ирония, Игра слов, оживление внутренней формы слова ведут к возникновению каламбуров: Малевич – замалевал; Писательница намеренно использует многие черты разговорной речи, чтобы добиться «взаимопонимания» с читателем. Можно утверждать, что современная публицистика использует активное воздействие на читателя, которое осуществляется за счет диалога с читателем (формы повелительного наклонения, форма первого лица множественного числа глаголов, включающая читателя в произведение), приема речевых масок (ситуация оценивается с разных позиций) и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем (длинные предложения с обилием союзных средств, повторов и вставных конструкций, разговорная и просторечная лексика). Таким образом, публицистику Т.Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению клишированных фраз, вставным конструкциям, стилевому эклектизму и снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Итак, кроме черт, характерных для жанра эссе и современной публицистики в целом, мы выявили особенности публицистики текстов Т.Толстой, в том числе, приемы воздействия на адресата. Публицистические произведения отличаются необыкновенной широтой тематики, они могут касаться любой темы, попавшей в центр общественного внимания, например, технологии проведения водолазных работ. Среди таких постоянно освещаемых тем в первую очередь следует назвать политику, информацию о деятельности правительства и парламента, выборах, партийных мероприятиях, о заявлениях политических лидеров. · Минкин, Александр Викторович — российский журналист и театровед. Автор публикаций о коррупции в России. «Письма президенту» (Московский комсомолец) · Алекса́ ндр Евсе́ евич Хинште́ йн (р. 26 октября 1974, Москва) — журналист, Депутат Государственной Думы, член фракции «Единая Россия» (МК). «Дело Хинштейна»: В мае 1999 года против Хинштейна было возбуждено уголовное дело о подделке водительского удостоверения. В январе 2000 года следователи МВД пытались принудительно вывезти Хинштейна в город Владимир для проведения судебно-психиатрической экспертизы по ранее возбужденному уголовному делу. Это дело и следственные действия по нему связывают с критическими публикациями Хинштейна о МВД[3]. · Алекса́ ндр Андре́ евич Проха́ нов (р. 26 февраля 1938, Тбилиси) — советский и российский политический деятель, писатель, публицист. «Господин Гексоген» (2001) привлёк внимание критиков и общественности. В романе рассказывается о заговоре спецслужб, олигархов и политиков разных направлений. Целью заговора является смена власти в стране путём её передачи от дряхлого Истукана молодому Избраннику. Заговорщики используют убийства, кремлёвские интриги, взрывы домов, провокации и т. п. За роман «Господин Гексоген» 31 мая 2002 года писателю была вручена литературная премия «Национальный бестселлер». ·
Тема 3. Очерк Очерк – самый сложный по своим признакам и свойствам жанр публицистики. Природа его определяется тем, что он функционирует и в публицистике, и в художественной литературе. В публицистике очерком обычно завершается изучение жанров, которые классифицируются по сложности построения и многообразию функций. В литературоведении, наоборот, с очерка начинается рассмотрение прозаических жанров. То есть очерк следует рассматривать как художественно-публицистический жанр, в котором органически сочетаются элементы публицистики и беллетристики. Таким образом, очерк – оперативный художественно-публицистический жанр, точно изображающий социально важные факты и явления и типичных представителей определенных социальных групп общества, в своей идейно-художественной структуре сочетающий качества художественной литературы и социологического, социально-экономического и философского исследования (часто в публицистической интерпретации). Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и образное. Первые два роднят очерк с журналистикой, третье – с художественной литературой. Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности. Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок. Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке возможны два способа типизации – собирательная и избирательная. Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка: Образ автора в очерке является семантико-стилистическим центром произведения. В отличие от беллетристических жанров, авторское «я» в очерке – это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его мнения и оценки. Автор ведет повествование, организует сюжет, формирует взгляд аудитории на описываемые события. Существует три основных типа авторского повествования. 1. Повествование от третьего лица. Автор объективно описывает события, не участвуя в них. 2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей. · Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся. · Повествователь – исследователь. Автор оказывается на месте действия, изучает факты, документы, беседует с людьми и на глазах читателя реконструирует события, вырабатывает оценку. 3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа. В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д. Каждая из повествовательных форм призвана выполнять какую-либо функцию, отражать определенную точку зрения на предмет описания. В результате предмет очерка освещается с разных сторон, достигается объективность описания. Художественно-публицистические жанры — очерк, фельетон, памфлет — сочетают в себе понятийные и образно-выразительные средства, обладают большой эмоциональной силой, раскрывают типическое через индивидуальное.При анализе очерка все стилистически разнородные компоненты рассматриваются и осмысливаются в контексте целого. Их связь и образует стиль отдельно взятого произведения. Тематическая однородность очерка создает и единство стилистического выражения.
Новиков. В мае 1769 г. начинает выходить журнал " Трутень", который не только не поддержал курс, предложенный " Всякой всячиной", но вступил с ней в прямую полемику. Издателем " Трутня" был Николай Иванович Новиков (1744 - 1818) - яркий публицист и просветитель XVIII в. В названии журнала было заключено два значения. Первое, рассчитанное на цензуру, служило своего рода прикрытием для второго. В предисловии, помещенном на первом листе журнала, издатель признавался в своей неизлечимой лености, которая якобы и была причиной " сему изданию". Поэтому-то, признавался журналист, " я и вознамерился издавать в сем году еженедельное сочинение под заглавием " Трутня", что согласно с моим пороком и намерением, ибо сам я, кроме сего предисловия, писать буду очень мало, а буду издавать все присылаемые ко мне письма, сочинения и переводы... " 1. Второй и главный смысл названия журнала был связан с основным объектом сатиры Новикова - с дворянами-крепостниками, социальными трутнями, живущими за счет крепостных крестьян. Социальная позиция " Трутня" раздражала издателей " Всякой всячины" и вызвала на страницах журнала острые споры. Полемика между " Всякой всячиной" и " Трутнем" велась по двум тесно связанным между собой вопросам. В первом из них речь шла о предмете сатиры. Журнал Новикова утверждал, что сатира должна метить непосредственно в носителей зла. " Всякая всячина", напротив, взяла за правило осуждать только пороки, а не их конкретных представителей. Второй вопрос касался характера сатиры, т.е. той позиции, которую займет сатирик по отношению к носителям зла. Особую остроту придавало этому спору то обстоятельство, что объектом сатиры фактически были дворяне и весь бюрократический аппарат. Что касается крестьян, то они по своему зависимому и бесправному положению могли быть лишь объектом сочувствия и сострадания. Поэтому вопрос о характере сатиры подразумевал степень критического отношения к дворянству и бюрократии. Екатерина II не собиралась подвергать помещиков и чиновников суровому осуждению. Резкие выпады " Трутня" против них явно пришлись ей не по вкусу, и она решила преподать ему соответствующий урок. Непоследовательность тактики Екатерины II проявилась не только в том, что, взяв на себя руководство сатирическим журналом, она фактически отказалась от сатиры, но и в том, что, старательно скрывая свое руководство журналом, она неоднократно прибегала к угрозам, приличествующим только высшей власти. Новиков не оставляет без внимания и еще одно неудачное выражение Екатерины II, допущенное во второй ее полемической статье: " Госпожа " Всякая всячина" написала, что пятый лист " Трутня" уничтожает. И это как-то сказано не по-русски; уничтожить, то есть в ничто превратить, есть слово, самовластию свойственное; а таким безделицам, как ее листки, никакая власть не прилична; уничтожает верхняя власть какое-нибудь право другим. Но с госпожи " Всякой всячины" довольно было бы написать, что презирает, а не уничтожает мою критику. Сих же листков множество носится по рукам; итак, их всех ей уничтожить не можно" В высшей степени показательно, что оба журнала по поводу возникшего между ними спора обращаются к " публике". Выразителями общественного мнения стали другие сатирические журналы - " Адская почта" и " Смесь", которые встали на сторону " Трутня". Вдохновленный поддержкой, Новиков продолжает свои критические выступления. Он высмеивает увлечение русских помещиков иностранными модами, их непомерное чванство и высокомерие, раскрывает взяточничество и произвол " подьячих". Наибольшей остротой и смелостью отличались статьи, адресованные дворянам-крепостникам - Змеяну, Безрассуду и т.п. Но вершиной обличительной литературы в " Трутне" стали " копии с отписок", т.е. копии с переписки между барином и крестьянами. Потерпев поражение в полемике с " Трутнем", Екатерина решила воспользоваться правом сильного. В следующем 1770 г. большая часть сатирических журналов была закрыта. Остались лишь " Всякая всячина" под новым названием " Барышок всякой всячины" и " Трутень". Но существование " Трутня" было оплачено Новиковым дорогой ценой. Пришлось отказаться от обличения помещиков-крепостников и недобросовестных судей. Вместо них сатирическому осмеянию подвергаются кокетки, щеголихи, бездарные писатели. Но и в таком виде " Трутень" просуществовал лишь до конца апреля 1770 г. Новиков намекал на насильственное закрытие своего журнала: " Против желания моего, читатели, я с вами разлучаюсь" 1 Однако Новиков не намеревался складывать оружие и ждал благоприятного случая для выпуска нового журнала. Через два года такой случай представился. В 1772 г. Екатерина II написала комедию " О время! ", в которой осмеивала реакционеров, якобы недовольных политикой правительства. Новиков решил использовать сам факт появления этой пьесы как разрешение сатирических изданий и даже сделал попытку заручиться покровительством высших властей. Новый журнал Новикова назывался " Живописец". В первом же номере издатель помещает обращение к " неизвестному" сочинителю комедии " О время! " и приглашает его сотрудничать в своем журнале. Было сделано предложение прислать в " Живописец" что-либо из его сочинений. Расчет Новикова увенчался полным успехом. Екатерина ответила издателю " Живописца" благосклонным письмом, которое было тут же опубликовано на страницах журнала. Заручившись сильным, хотя и мало надежным покровительством, Новиков решил вернуться к крестьянской теме, столь удачно представленной в " Трутне" копиями " с отписок". В пятом листе " Живописца" он публикует знаменитый " Отрывок путешествия в *** И *** Т ***" - главу из дорожных записок неизвестного автора. Далее приводится описание одной из деревень, носящей название Разоренной, расположенной " на самом низком и болотном месте". Вследствие этого улица в ней " покрыта грязью, тиной и всякою нечистотою...". Путешественник обращает внимание на безлюдье в деревне и узнает, что все взрослое население было на барщине. Изнемогая от зноя (день был жаркий), путешественник заходит в избу, где увидел трех младенцев, оставленных в своих " лукошках" " без всякого призрения". У одного из них упал " сосок с молоком", другой повернулся лицом к " подушонке", " набитой соломою", и мог бы задохнуться, третий - " был распеленан", и " множество мух"... " немилосердно мучили сего ребенка". Оказав помощь каждому из младенцев, путешественник поспешил выйти во двор, спасаясь от " заразительного духа", " нечистоты" и множества мух в избе. Вопрос об авторе " Отрывка" стал предметом многолетних разысканий и дискуссий, в ходе которых определились две точки зрения. Одна группа исследователей, в том числе Г.П. Макогоненко, называет его автором самого Н.И. Новикова, а инициалы И.Т. расшифровывает как " издатель „Трутня" ". Вторая - В.П. Семенников, П.Н. Берков, Д.С. Бабкин и др. - полагает, что " Отрывок" принадлежит А, Н. Радищеву. Новиков, порицая жестоких и алчных крепостников, противопоставлял им добрых, гуманных дворян, у которых крестьяне " наслаждаются вожделенным спокойствием". Автор " Отрывка" занимает другую позицию. За все время пути путешественник встречает в деревнях и селах только " бедность" и " рабство". Правда, он надеется увидеть деревню Благополучную, о которой ему много " доброго" " насказал" один из крестьян. Однако описания такой деревни так и не последовало, что дает основание видеть в этом намек на отсутствие в действительности " благополучных" деревень. Новиков понимал, что публикация " Отрывка" ставит под угрозу существование его журнала, и поэтому поспешил еще раз заручиться поддержкой высшей власти. " Сие сатирическое сочинение... - писал он по поводу первой части " Отрывка", - получил я от г.И.Т.... Если бы это было в то время, когда умы наши и сердца заражены были французскою нациею, то не осмелился бы я читателя моего попотчевать с того блюда, потому что оно приготовлено очень солоно и для нежных вкусов благородных невежд горьковато. Но ныне премудрость, сидящая на престоле, истину покровительствует во всех деяниях. Итак, я надеюсь, что сие сочиненьице заслужит внимание людей, истину любящих" 1. Появление на страницах " Живописца" " Отрывка путешествия в*** И*** Т***" вызвало среди крепостников волну возмущения. Журнал " Живописец" просуществовал еще меньше, чем " Трутень". В конце 1772 г. он был закрыт. Спустя 20 лет, 1 августа 1792 г. императрица подписала указ о заключении Новикова в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. В указе говорилось, что и это решение было смягчением " нещадной" казни (т.е. смертной), которой он подлежал бы по силе законов за свои " преступления". Четыре с половиной года провел Новиков в крепости, терпя крайнюю нужду в самом необходимом, даже в лекарствах. Император Павел I в первый же день своего царствования освободил Новикова. Николай Иванович был взят в крепость еще в полном развитии его сил и энергии, а вышел оттуда " дряхл, стар, согбен". Он вынужден был отказаться от всякой общественной деятельности и до самой своей смерти (31 июля 1818 г) прожил почти безвыездно в Авдотьине, заботясь о нуждах своих крестьян и об их просвещении. Сатирические журналы XVIII века, призванные Екатериной быть поддержкой и защитой ее правлению и государственной деятельности, обратились в оружие против самодержавия, против его власти и влияния. Они развивались, росли, и, самое главное, влияли на общественное мнение. 92. Журналы «Отечественные записки» и «Современник»: история, структура и направление изданий. «Отечественные записки» Краевского - русский литературный журнал XIX века, оказавший значительное влияние на движение литературной жизни и развитие общественной мысли в России; выходил в Санкт-Петербурге в 1818—1884 годах (с перерывами). Журнал был основан историком и писателем П. П. Свиньиным в 1818 и заполнялся статьями на темы истории, географии, быта и нравов России. В начале 1820-х в журнале принимал участие журналист, писатель, историк Н. А. Полевой. Выходил до 1831; в 1838 был возобновлён Свиньиным и с января 1839 передан А. А. Краевскому. Издатель-редактор журнала Краевский преобразовал «Отечественные записки» в ежемесячный журнал учёно-литературный и политический большого объёма (до 40 печатных листов). Каждый номер содержал разделы «Современная хроника России», «Науки», «Словесность», «Художества», «Домоводство, сельское хозяйство и промышленность вообще», «Критика», «Современная библиографическая хроника», «Смесь». К участию в журнале были привлечены литераторы разных направлений и поколений — В. А. Жуковский, В. Ф. Одоевский, историки М. П. Погодин.Белинский привлёк к участию своих друзей и единомышленников В. П. Боткина, Бакунина, , позднее в «Отечественных записках» приняли участи Н. П. Огарёв, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Журнал постепенно покинули Жуковский, Вяземский. Журнал вёл борьбу с «Северной пчелой» Булгарина и Греча и «Библиотекой для чтения» Сенковского, «Москвитянином» Погодина и Шевырёва и славянофилами. По причинам материально-бытового (Краевский низко оплачивал работу Белинского, одновременно требуя обильно писать на самые разнообразные темы) и идейного характера Белинский с апреля 1846 прекратил работать в журнале и с января 1847 стал критиком журнала «Современник» Некрасова и Панаева. В «Современник» перешёл также Герцен. Уход части сотрудников сказался на позиции и репутации журнала, остававшегося изданием либерально-западничской ориентации, но постепенно терявшего свою популярность. Издателем-редактором журнала в 1860—1866 совместно с Краевским был С. С. Дудышкин. В 1866—1867 в журнале участвовал историк и публицист Н. Я. Аристов. В 1868 Краевский передал журнал Н. А. Некрасову. По договору с Краевским он оставался официальным редактором журнала и сохранял некоторые имущественные права, но фактическим руководителем с 1868 стал Н. А. Некрасов. К руководству журналом Некрасов, оставив за собой общее руководство журналом и отдел поэзии, привлёк М. Е. Салтыкова-Щедрина (беллетристика) и Г. З. Елисеева (публицистика). После смерти Некрасова руководителем «Отечественных записок» стал Салтыков-Щедрин, соредактором — Н. К. Михайловский. Журнал, отчасти продолжая революционно-демократическую линию «Современника», носил народнический характер.Тираж журнала вырос с двух до шести-восьми тысяч экземпляров и вновь обрёл влияние. В апреле 1884 журнал был закрыт по личному распоряжению главного цензора России, начальника Главного управления по делам печати, Евгения Феоктистова, в недавнем прошлом — сотрудника журнала. Публиковал русскую и зарубежную литературу. «Совреме́ нник» — российский журнал, выходивший в 1836—1866 годах. Литературный и общественно-политический журнал, основанный А. С. Пушкиным. Выходил в Санкт-Петербурге с 1836 года 4 раза в год. В журнале печатались произведения Николая Гоголя («Коляска», «Утро делового человека», «Нос»), Александра Тургенева, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского, Д. В. Давыдова, Н. М. Языкова, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, А. В. Кольцова. В первом выпуске была помещена статья «О рифме» Е. Ф. Розена. Публиковал стихи, прозу, критические, исторические, этнографические и другие материалы. Читательского успеха журнал не имел: к новому типу серьёзного периодического издания, посвящённого актуальным проблемам, трактуемым по необходимости намёками, русской публике предстояло ещё привыкнуть. У журнала оказалось всего 600 подписчиков, что делало его разорительным для издателя, так как не покрывались ни типографские расходы, ни гонорары сотрудников. Два последних тома «Современника» Пушкин более чем наполовину наполняет своими произведениями, по большей части, анонимными. В журнале были напечатаны его «Пир Петра I», «Из А. Шенье», «Скупой рыцарь», «Путешествие в Арзерум», «Родословная моего героя», «Сапожник», «Рославлев», «Джон Теннер», «Капитанская дочка». После смерти Пушкина журнал в течение 1837 года продолжала группа писателей во главе с П. А. Вяземским, затем П. А. Плетнёв (1837—1846). В журнале дебютировала С. А. Закревская (1837, т. 8). В 1838—1847 в журнале печатались статьи, повести, романы, переводы Ф. Ф. Корфа. С 1843 журнал стал выходить ежемесячно. Журнал пришёл в упадок. П. А. Плетнёв в сентябре 1846 продал его Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Литературный и общественно-политический ежемесячный журнал; выходил с 1 января 1847. В 1847—1848 официальным редактором был А. В. Никитенко. Программу журнала определяли статьи его идейного руководителя В. Г. Белинского. Некрасов привлёк к участию в журнале И. С. Тургенева, И. А. Гончарова («Обыкновенная история»), А. И. Герцена («Кто виноват? », «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова»), Н. П. Огарёва, А. В. Дружинина («Полинька Сакс»). Журнал печатал произведения Л. Н. Толстого, статьи Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва, К. Д. Кавелина. Журнал публиковал переводы произведений Ч. Диккенса, Жорж Санд, Теккерея и других западноевропейских писателей. Руководителем журнала с 1853 стал, наряду с Некрасовым, Н. Г. Чернышевский и с 1856 — Н. А. Добролюбов. С 1858 журнал вёл резкую полемику с либеральной и консервативной журналистикой, стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления русской общественной мысли. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович. В июне 1862 журнал был приостановлен на 8 месяцев. В редакцию возобновленного Некрасовым в начале 1863 журнала вошли М. Е. Салтыков-Щедрин (до 1864), М. А. Антонович, Г. З. Елисеев, А. Н. Пыпин. В журнале печатались произведения Салтыкова-Щедрина, В. А. Слепцова, Ф. М. Решетникова, Г. И. Успенского. В июне 1866 журнал закрыт. 93. Возникновение и развитие печати Удмуртии в начале XX века. (листки, календари, газеты) Мат-лы о нашем крае, большая часть которого относилась к Вятской губернии, систематически появлялись в периодич. изданиях, печатав. в Вятке, в т.ч. «Вятских губернских ведомостях» — ВГВ (1838–1917), «Вятской газете» (1894–1907), «Вятском крае» (1895–98), «Вятской жизни» (1905–06). К рубежу 19-20 вв. с развитием пром-сти и торговли купеческий Сарапул, а также Елабуга и рабочий Ижевск уже превосходили по количеству населения и по своему влиянию многие уездные и губернские центры, и поэтому не могли обойтись без своего информационного органа. В янв. 1895 Гл. управление по делам печати Мин-ва внутр. дел Рос. империи разрешило издание газ. в Сарапуле. 4 мая 1897 вышел первый номер «Сарапульского листка объявлений». В 1906 в Сарапуле же начала выходить ежедн. обществ.-полит., лит., коммерч. газ. «Прикамский край». В Елабуге издавался «Камский листок объявлений» (1897–1904). В 1904 вышел первый гомер «Ижевских телеграмм», а еще через 10 лет – газ. «Объявления Ижевска». На волне первой российской революции возникли газ. «Ижевский рабочий», «Рабочий листок», «Известия прикамского рабочего». В 1905–07 выпускали свои издания местные комитеты РСДРП: в Воткинске - «Бюллетень», в Ижевске - «Рабочий листок», в Глазове - «Первый луч». Ижевские кадеты во главе с ружейным фабрикантом В.И.Петровым издавали газ. «Народная свобода». После Окт. рев-ции начала оформляться сов. пресса. 7(20) сент. 1917 на деньги, собр. рабочими Ижевска, выпущены «Известия Ижевского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Издание прервалось в авг. 1918 во время контррев. мятежа. В 1918 в Глазове издаются «Известия Глазовского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов». Вместе с тем в дни мятежа 1918 в Ижевске, по данным ЕФ. Шумилова, выходило пять газет, ведущих антисоветскую пропаганду. Среди них – «Ижевский защитник», «Народовластие». Выходили также антисоветские - «Воткинская жизнь», сарапульская газ. «Труженик». В это же время по другую сторону фронта большевики издавали газ. «Новый путь». При штабе Азинской дивизии выходила газ. «Борьба». Началом удмуртской национальной периодической печати считаются ежегодные календари И.Михеева. (4 издания на 1905-1910). В 1915. в г.Вятке вышла первая на удм. яз газ. «Войнаись ивор» («Вести с войны»), к-рую издавала гр. миссионеров во гл. с П. Глезденёвым. В годы Гражд. войны выходили удм. газ. «Горд гырлы» («Красный колокол»), «Сюрло» («Серп»). С 15 авг. 1917 в Вятке Вятское губ. земство издавало газ. «Удморт», которая с янв. 1918 она стала органом удм. секции нацменьшинств Глазовского уезд. исполкома. Издание прекращено в 1919. В 1918 в Елабуге издавалась газ.«Виль синь» («Новый взгляд»). Значит. событием в становлении удм. периодич. печати явилось издание газ. «Гудыри» («Гром»), первый номер к-рой вышел 31 окт. 1918 как орган удм. секции отд. нацменьшинств Елабужского уезд. исполкома. С янв. 1920 она стала органом Удм. комиссариата в г. Сарапуле, с 26 июля 1921 до 1930 издавалась сначала в Глазвое, потом в г. Ижевске как орган Вотского ОК РКП(б) и облисполкома. Для северных удмуртов с 1927 года в Глазове выходила газ. «Выль гурт» («Новая деревня») – как орган Удмуртского обкома ВКП(б). В 1930 она была переименована в «Ленин сюрес» («Ленинский путь»). Среди ее авторов были – И.Калинин, А.Наговицын (Очко Санко), К.Герд, Кедра Митрей и др. известные деятели. После подавления ижевско-воткинского мятежа вышел 4 дек. 1918 первый номер газ. «Ижевская правда». Для освещения жизни деревни «Ижевская правда» выпускала еженед. приложение «Голос крестьянина», первый номер к-рого вышел 3 нояб. 1924 (позднее «Новая деревня», с нояб.1930 — «Колхозная правда»). В соответствии с пост. ЦК ВКП(б) «О сельской районной и низовой печати» (18 янв. 1931) и созданием район. газет издание приложения было прекращено, а сама «Ижевская правда» в 1937 будет переименована в «Удмуртскую правду». Зарождается печать для детей и юношества. 11 сент. 1921 вышел первый номер газ. «Юный металлист», орган обл. и Ижевского уезд. к-тов РКСМ тир. 1500 экз. В кон. сент. 1921 стала издаваться комс. газ. «Егит дурись» («Молодой кузнец») на удм. яз. Обе газ. выходили 1 раз в 2 недели. Из-за отсутствия ср-в газ. «Егит дурись» вскоре была закрыта. В след. году по неск. номеров вышли газ. «На смену», «Ленинская смена». В 1920-е гг. по инициативе К.Герда предпринимаются попытки издания детских журналов на удм. яз. «Муш» («Пчела», 1920, 3 номера), «Пичи дэменчи» («Юный коллективист», 1930-31, 10 номеров), «Кузили» («Муравей», 1927- № 1, 1928 - № 1, 2). С 1931 издаётся газ. «Егит большевик» («Молодой большевик»). Для юных читателей в 1930 стала выходить на удм. яз. газ. «Дась лу! » («Будь готов! »). Возникала и специализированная пресса. По данным театроведа В.В.Ложкина, в 1928 выходил «Актер и зритель», еженедельный журнал Театра им. М. Горького, который базировался в Летнем театре (терр. совр. гор. сада им. М. Горького). На рубеже 1920-30-х издаются ж. для партактива «За учебу» и «Активист». Двухнедельный журнал Удмуртского ОК ВКП(б) «Активист» выходил в 1928–30 в Ижевске. Адресованный партактиву города и деревни, он освещал вопросы парт. стр-ва (тир. в 1930 - 3 тыс. экз.). К началу 1930-х складывается партийно-советская печать с системой республиканских, районных газет, которые являются органами парткомов и Советов депутатов трудящихся. В 1932 выходили 24 газ., в т.ч. 14 на удм. яз., в 1935 — 42 газ.: 6 респ., 28 район., 8 фабр.-зав., в т.ч. 23 на удм. яз. Общий разовый тир. 90 тыс. экз., на удм. 50 тыс. экз. Во 2-й пол. 1930-х начинает складываться сеть фабрично-заводских многотиражных газет. С 1 февраля 1936 начинает выходить газета «Стахановец», переименованная в газ. «Машиностроитель», кот. является сегодня органом ОАО «Ижевский машиностроительный завод». С 9 окт. 1939 издается газ. «Металлург», являющаяся сегодня органом ОАО «Ижсталь». На 1 янв. 1941 в респ. выходило уже 56 газ.: 5 респ., 47 район., 4 многотир.
94. Современная медиакритика: проблемы личности, жанры.
Медиакритикой именуется новая, быстро развивающаяся область современной журналистики, осуществляющая критическое познание и оценку социально значимых, актуальных культурно-творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону создания медийного содержания[2]. Журналистская критика средств массовой информации представляет собой общение с аудиторией, в процессе которого на основе анализа, интерпретации и оценки медиа-текстов, жанрово-стилевых форм их воплощения оказывается влияние на восприятие медийного содержания публикой, на представления о материальном и духовном мире, формирующиеся в сознании получателей массовой информации. В условиях современного информационного производства и рынка деятельность средств массовой информации представляет собой сложный сплав творчества, коммерческого расчета и технологического детерминизма, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретного социального, экономического, правового, культурного и профессионального контекста функционирования печатной и электронной прессы. Поэтому адекватное критическое познание продукта информационного производства – медийного содержания – сегодня затруднительно или даже невозможно без пристального рассмотрения актуальных экономических, технологических и правовых аспектов деятельности СМИ, существенно влияющих на характеристики медиа-текстов и выбор форматов их презентации. Журналистская критика СМИ взаимодействует (вплоть до взаимопроникновения) с другими областями критической журналистики: кинокритикой, литературной, художественной, музыкальной, театральной критикой. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы