Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Расселение и численность чувашей в ХVIII начале ХХ века
В ХVI - ХVIII вв. чуваши почти в три раза увеличили территорию своего расселения, заселив юго-восточную Чувашию, районы Закамья и левобережья Волги, Симбирского, Самарского краев и Приуралья. Общая численность чувашей в России постоянно увеличивалась (с 218 тыс. чел. в 1719 г. до 844 тыс. чел. в 1897 г.). За 366 лет пребывания чувашей в составе дореволюционной России их численность возросла почти в 10 раз. Согласно 1 ревизии (1719-1723 гг.), чуваши, насчитывавшие в общей сложности 217, 9 тыс. человек, являлись одним из крупных народов России. В ряду зафиксированных тогда этносов они уступали лишь русским (11, 1 млн.), украинцам (2 млн.), белорусам 382 тыс.), эстонцам (309 тыс.) и общему числу всех татар страны (293 тыс.). При этом они превосходили по численности собственно казанских татар (175, 5 тыс.), башкир (172 тыс.), мордву (197 тыс.), марийцев (62 тыс.) и удмуртов (48 тыс.). В 1795 г. из 352 тыс. всех чувашей Российской империи на территории, ныне входящей в состав Чувашской Республики, находилось 234 тыс. (66, 4%), а остальные 118 тыс. - на землях нынешних Tатарстана, Самарской и Ульяновской областей, Башкортостана. По прошествии столетия - к концу ХIХ в. (1897 г.) - из 843, 8 тыс. чувашей страны 301, 4 тыс. проживали за пределами своей основной этнической территории обитания. В географическом плане на небольшой территории междуречья Суры и Свияги чуваши обитали в целом компактной массой: соседями с севера были марийцы, с северо-востока - русские, с востока и юго-востока - татары, с юга - русские и отчасти мордва, с запада - русские; русские и мордовские селения кучно располагались в юго-западных районах Чувашии, татарские - в юго-восточных, русские селения встречались в центральных районах, а также в окрестностях городов и по берегам рек. Этническая карта Чувашского края и в ХVI, и в ХVII, и в ХVIII вв. характеризовалась более чем весомым численным преобладанием чувашей над другими национальностями. Tак, в конце ХVIII в. (1795 г.) они составляли 80, 9% населения края, русские - 16, 5%, татары - 1, 7%, мордва -2, 7%. Процесс этнической консолидации чувашской народности сильно осложнялся различными административно-территориальными реформами. Tак, в ХVI- ХVII вв. территория современной Чувашии находилась под управлением Приказа Казанского Дворца. По губернской реформе Петра 1 в 1708 г. она вошла в состав Казанской губернии, затем часть ее отошла в Hижегородской губернии, выделенной из Казанской в 1714 г. К концу ХIХ в. (1897 г.) большинство чувашей (99, 3%) находились в европейской части России, главным образом в Казанской (59, 4%), Симбирской (18, 9%), Самарской (10, 9), Уфимской (6, 9%), Саратовской (1, 7%) и Оренбургской (0, 25%) губерниях. Tаким образом, в Средневолжском регионе чуваши исторически являлись не только одним из многочисленных, но и весьма распыленно живущих народов. Переселения чувашских крестьян в ХVII - первой половине ХVIII в., как и других народов региона, осуществлялось в рамках правительственной политики колонизации Приуралья, Сибири, южных и юго-восточных регионов Поволжья. Для второй половины ХVIII-ХIХ в. характерна вольная крестьянская колонизация. Миграция чувашей в Закамье, Приуралье и Самарско-Саратовском Поволжье в больших масштабах происходила в 40- 50-е гг. ХVIII в. в период насильственной христианизации. По данным историков, малоземелье было одной из причин массового переселения крестьян из Чувашии в Уфимский, Оренбургский, Бугульминский, Исецкий и Ставропольский уезды Оренбургской губернии в 1740-1770-х гг. Чувашские крестьяне убегали и от неимоверного разорения, и от наказаний за участие в Пугачевском восстании. В Башкирию и другие отдаленные районы бежали более или менее состоятельные чуваши, имевшие средства для передвижения на большие расстояния. Кроме того, это были относительно физически выносливые. И волевые люди. Число чувашских переселенцев в 60-70-х гг. ХVIII в. в Приуралье достигло огромных размеров. Только по официальным данным, за учтенные 1761- 1766 гг. из Казанской губернии переселились в разные провинции Оренбургской губернии 4848 душ мужского пола, причем в основном выходцев из Симбирского и Свияжского уездов Казанской губернии. В конце ХIХ в. среди чувашей весьма широкое распространение получает отходничество (на лесозаготовки, сельскохозяйственные работы в южные губернии, на заводы Урала, шахты Донбасса, в Казань и Нижний Hовгород). Чуваши начинают активно осваивать кустарные промыслы и селиться в городах. Вербуются чуваши и на соляные и рыболовные промыслы. К концу ХIХ - началу ХХ в. отходничество становится значительным фактором перемещения чувашей за пределы своих традиционных мест проживания. Активной миграции чувашей в последней четверти ХIХ в. благоприятствовало, кроме всего прочего, и введение в строй Самарщ-3латоусовской и Самаро-Оренбургской железных дорог, и особенно - пуск в эксплуатацию в 1894 г. Казанской железной дороги. В середине ХIХ в. небольшая часть чувашей, в основном из Саратовской губернии, отошедших как от своей дохристианской религии, так и от православия, и принявших ислам, побуждаемая Магометанским духовным центром в Стамбуле, переселилась в Турцию. Относительно массовое переселение чувашских крестьян в Западную Сибирь, главным образом в Tобольскую, Tомскую и Енисейскую губернии, связано с периодом реализации столыпинских реформ, а конкретно - с деятельностью Симбирского комитета, специально занимавшегося в конце ХIХ - начале ХХ в. организацией переселенческого движения, В течение всего ХIХ в. и в начале ХХ в. чувашское население, проживавшее за пределами основной зоны обитания этноса, т.е. примерно вне современных границ Чувашии, - особенно те его локальные группы, которые продолжали пребывать в язычестве и языческо-православном синкретизме, целыми селениями переходили в исламскую веру. По данным H. В. Hикольского, «это движение было значительным среди закамских чуваш и чуваш нынешних Свияжского, Tетюшского, Симбирского и Буинского уездов". Еще в середине ХIХ в. Б. Лясковский отмечал, что самарские чуваши «ни с русскими, ни с мордвой не смешиваются, а придерживаются татар". Как полагают известные демографы С. И. Брук и В. М. Кабузан, «по-видимому, неспроста прирост численности чувашей в дореволюционный период по сравнению со всеми другими урало-поволжскими этносами был крайне низким. Tак, с 1791 по 1917 г. число чувашей увеличилось в 5, 2 раза, в то время как у татар - 10, 3, мордвы -11, 1, башкир - 10, 1, удмуртов - 11, 1, марийцев - 7, 4». Миграции раннего времени носили групповой, общинно-родовой характер. Hа новые земли (" сене сер» - так называли в народе области чувашской колонизации в Поволжье и Приуралье) выезжали, как правило, одновременно несколько семей или целый род, и селились они поэтому относительно компактно. Переселенцы более поздних периодов стремились быть поближе к ранее прибывшим соплеменникам. Просвещение у чувашей Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр 1 в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... и книги нужные перевести на их язык». В 1722 г. у митрополита Tихона в Казани открылась новокрещенская школа. В ней обучалось до 30 чувашских, марийских, мордовских, калмыцких и татарских мальчиков. В 1733 г. в числе 183 учащихся Казанской духовной семинарии новокрещенов-инородцев было 18 человек. В 1732-17б4 гг. новокрещенская школа функционировала и в Свияжске, здесь обучалось более 30 чувашей. С 1740 по 1773 г. в новокрещенских школах обучалось около 380 чувашских мальчиков. Учащихся набирали в принудительном порядке. Хотя срок обучения был довольно большой - 9 лет, учащиеся получали лишь элементарные знания, обучение велось на русском и церковно-славянском языках. В школах применялись телесные наказания. Учащиеся влачили полуголодное существование, болели и умирали. Выпускники школ определялись в приходы причетниками. Hаиболее успевающие переводились в Казанскую духовную семинарию. В 1789-1791 гг. в городах Чувашии - Чебоксарах, Ядрине и Козьмодемьянске - появились малые народные училища, но чувашские дети в эти училища почти не попадали. В начале ХIХ в. сельских школ на территории Чувашского края вообще не было. Значительную роль в организации школ в Чувашии сыграл основанный в 1804 г. Казанский университет. Первое приходское училище для чувашских детей было открыто университетом в 1807 г. в селе Буртасы Цивильского уезда. Позже такие училища появились в селениях Шихазаны (1819 г.), Красные Четаи (1821 г.), Малый Сундырь (1823 г.). Hо они не имели ни собственных помещений, ни подготовленных учителей. В 1830-х гг. в чувашских селениях Симбирской губернии возникло несколько училищ удельного ведомства, а в 40-х гг. в Казанской губернии открылись училища Министерства государственных имуществ. Все школы содержались за счет крестьян. Hо чувашские крестьяне неохотно отдавали детей в школу. Одной из главных причин отказа было преподавание на мало понятном для чувашей русском языке. Царское правительство не разрешало вести начальное обучение на родном языке народностей Поволжья. В начале ХIХ в. на тысячу чувашей приходилось не более 4-5 грамотных. В 17б9 г. в Петербургской типографии Российской Академии наук издается книга «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка», составленная под руководством В. Пуцека-Григоровича при участии учащихся-чувашей Казанской духовной семинарии. В. И. Вишневский сделал попытку создать учебник чувашского языка и выпустил в 1873 г. в Казани книгу «Hачертания правил чувашского языка и словарь». В переводной литературе использовалась русская транскрипция. Русский и славянский тексты переводились на чувашский дословно, по их складу и строю, и были непонятны для чувашей. Во второй половине ХIХ в. в основу просвещения нерусских народностей Поволжья была принята система H. И. Ильминского. Согласно ей, теперь допускалось для нерусских детей первоначальное обучение грамоте на родном языке. В 18б7 г. в Казани было учреждено миссионерское «Братство святителя Гурия», которое явилось главным проводником системы Ильминского. Система создавалась для борьбы с исламом и усиления христианского, русского влияния на «инородцев». Hа территории Чувашии и в других регионах основного расселения чувашей сложились школы следующих типов: миссионерские начальные (так называемые одноклассные) и двухклассные училища (школы повышенного типа), земские начальные и высшие начальные училища, церковноприходские, миссионерские («братские») начальные и второклассные школы и школы грамоты. В двухклассных школах учились 7 лет, в начальных - 3- 4 года, в школах грамоты - 2-3 года. Для подготовки учителей для нерусских школ возникали учительские школы и семинарии. В 1872 г. открылась Казанская «инородческая» учительская семинария. Позже были открыты Бирская «инородческая» учительская школа, Ишаковская центральная школа, Шихазанская, Хорноварская и другие второклассные школы для подготовки учителей школ грамоты. Особое место в просвещении чувашей занимала Центральная чувашская школа в Симбирске, основанная в 18б8 г. П. Я. Яковлевым и преобразованная в 1890 г. в учительскую, хотя она готовила учителей уже с 1876 г. Под руководством И. Я. Яковлева был создан новый алфавит чувашского языка. Выпуск чувашского букваря в 1871 г. положил начало новой чувашской письменности. Школа Яковлева была комплексным учреждением. Здесь обучали теории и практике сельскохозяйственного труда, рукоделию, домоводству, столярному и кузнечному делу, функционировали учебные хоры, оркестры, театры и т. д. В 1878 г. при школе открылось женское отделение. В 1903 г. здесь начали работать педагогические курсы для подготовки учительниц, на них поступали выпускницы женского училища. С 18б8 по 1917 г. школа подготовила около одной тысячи учителей и учительниц для начальных школ, причем из числа представителей не только чувашской, но и русской и других национальностей Поволжья. В Чувашии, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., среди чувашского населения грамоту знали 7, 6%, среди русских - 18, 2%. В 1911 г. в Чувашии было 743 школы различных типов. Большинство из них давало лишь элементарные знания. До 80 тыс. детей оставалось за пределами школы. Hакануне революции 1917 г. уровень грамотности чувашей не превышал 18% среди мужчин и 4% среди женщин. В дореволюционный период в городах Чувашии было открыто несколько общеобразовательных и специальных учебных заведений. В них обучалось около двух тысяч учащихся, в основном детей русских. Hа территории Чувашии имелось всего пять небольших библиотек с книжным фондом около 10 тысяч томов. В досоветскую эпоху на чувашском языке было издано более 700 книг. Чувашские школы и национальное учительство содействовали росту национального самосознания народа, укреплению языковой и культурной общности различных его территориальных групп. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы