Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Чувашская Республика -Чаваш Республики



Чувашская Республика - это родина не только для родившихся здесь чувашей, русских, татар, мордвы и представителей других национальностей, ее считают «второй родиной» и чуваши, родившиеся и живущие за ее пределами. Республика представляет собой в определенной мере форму осознания всеми чувашами самостоятельности и самоценности своей истории, культуры и языка, реализации права на свободное саморазвитие и государственную поддержку.

В истории советской Чувашии исключительно плодотворными в формировании основ национальной государственности и развития культуры населяющих ее народов были 1920 - начало 1930-х гг. Чебоксары стали административным центром, где формировалась сеть учреждений по подготовке национальных кадров. В социальной структуре этноса возникла административно-управленческая группа. Чувашский язык стал языком делопроизводства, Конституция ЧАССР 1926 г. узаконила два государственных языка - чувашский и русский.

В массовом порядке проводилась ликвидация безграмотности населения, развернулась подготовка кадров педагогической, культурно-просветительской интеллигенции из чувашей. Еще в 20-х гг. были открыты 3 педагогических техникума в Чувашии, в 1930 г. - пединститут в Чебоксарах. В 1930-х гг. учителей для чувашских начальных школ готовили 7 техникумов в Чувашии, работали чувашские отделения в техникумах Ульяновска, Уфы, Чистополя, Белебея и других городов. Для работы среди чувашей готовились кадры медицинских работников, специалистов сельского хозяйства (в 1931 г. открылся Чувашский сельскохозяйственный институт). Инженерно-технические кадры из чувашей готовились в вузах Москвы, Ленинграда, Казани, Горького и других городов.

Репрессии сталинских времен уничтожили значительную часть сформировавшегося в конце ХIХ - начале ХХ в. тонкого слоя национальной интеллигенции и зарождавшейся уже в советское время молодой национальной художественно-творческой и политической элиты. Tолько по приблизительным и далеко не полным подсчетам, за период с конца 1920-х по начало 1950-х гг. более 14 тыс. уроженцев Чувашии - представителей всех ее национальностей - прошли через жернова беззакония.

Боевые и трудовые подвиги сынов и дочерей чувашского народа в годы Великой Отечественной войны стали одним из ярких примеров преданности нерусских народов своей общей Родине. И на передовой и на различных объектах тылового хозяйства сражались и трудились десятки тысяч чувашских мужчин и женщин не только из Чувашии, по и из самых разных регионов страны. Будучи в основном крестьянским народом, чувашам пришлось выдержать во всех отношениях невиданный по сложности экзамен на социально-культурную, интеллектуальную и психологическую зрелость. И они его выдержали достойно, нигде - ни в сражениях, ни

В тылу - ничем себя не запятнали.

Чуваши участвовали в боях на всех фронтах, во всех родах войск. В 1941- 1945 гг. в боевых действиях приняли участие 226 тыс. уроженцев Чувашии, из них 102 тыс. сложили головы на полях сражений. За доблесть и отвагу 51 чуваш удостоился звания Героя Советского Союза, а 9 человек стали полными кавалерами ордена Славы.

В советское время имевшиеся у Чувашской Республики атрибуты автономной государственности, как и у других республик, носили декларативный, формальный характер.

В результате осуществления по указанию ЦК КПСС в 1960-х гг. перевода преподавания в школах страны на русский язык и одновременно придания делу изучения родного языка псевдодобровольного характера, по чувашскому языку, его социальным функциям и общественному авторитету был нанесен сильнейший и, возможно, непоправимый удар. Особенно чувствителен он был в диаспоре. Hегативное воздействие этого решения испытали в большей или меньшей мере и татарское, и особенно мордовское население республики. Если в 192б г. чувашский язык считали родным 99, 7% чувашей республики (в городах - 90%), то к 1989 г. эти показатели существенно снизились и составили соответственно 85% и 69, 4%. Доля таких лиц стала еще меньше в целом в масштабе всей Российской Федерации - 77, 5% (в городах - 64, 2%).

Вместе с тем, как справедливо отмечают исследователи (В. В. Пименов и др.), очевидно и то, что советский строй, несмотря на известные издержки, позволил чувашскому народу, как и другим народам Волго-Уральского региона, в исторически короткие сроки решить такие кардинальные вопросы, как национально-государственное устройство в форме автономной республики, резкий подъем экономического потенциала на основной территории проживания этноса путем индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и строительства основ современной городской и сельской инфраструктуры, развитие образования на родном языке, создание национальной профессиональной и хозяйственной культуры, массовая и целенаправленная подготовка национальных квалифицированных кадров для работы во всех отраслях экономики, культуре, науке, в государственно-политической и военной сферах.

Согласно данным переписи 1989 г., число чувашей с высшим образованием в расчете на 1 тыс. человек в возрасте 15 лет и старше составило в целом по России 62 человека, в то время как среди татар - 78, башкир - 65, удмуртов - 56, мордвы - 52, марийцев - 51, русских - 115 человек.

С началом политической либерализации советского общества с конца 1980-х гг. общественно-политическая ситуация в Чувашии претерпела большие изменения. В 1990 г. Верховным Советом Республики принимаются Декларация о государственном суверенитете Республики и Закон «О языках», объявивший чувашский и русский языки государственными. С начала 1994 г. в Чувашии реально вводится президентская форма правления.

В 1990-1996 гг. формируется чувашское национальное движение: в 1992 г. организовываются Чувашский Hациональный Конгресс (ЧHК), Чувашский общественно-культурный центр (ЧОКЦ). В этот же период возникают общественные объединения (центры) ряда нетитульных национальностей республики.

27 мая 199б г. президентами России и Чувашии был подписан документ конституционного уровня - «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Чувашской Республики», в котором признаны и закреплены современный государственно-правовой статус Чувашской Республики в Российской Федерации и ее долговременные принципиальные политико-экономические интересы. Республика получила право выступать самостоятельным участником в международных и внешнеэкономических связях.

Современная Чувашская Республика, будучи субъектом Российской Федерации, не располагает статусом полностью суверенного (независимого) государства. Реальное положение Чувашии в составе Российской Федерации соответствует статусу Республики с широкой автономией в полном смысле этого понятия. Hахождение Чувашии в составе мощной демократической мировой державы объективно предоставляет чувашскому народу несоизмеримо больше возможностей и перспектив для национально-государственного самоопределения и сохранения своей этнической самобытности. Исходя из всего комплекса конкретно-исторических факторов и реалий, чуваши свое будущее видят в составе России.

В 1990 г. Чувашская АССР была преобразована в Чувашскую Советскую Социалистическую Республику (ЧССР), а в 1992 г. - в Чувашскую Республику (ЧР). Она входит в состав Волго-Вятского экономического региона.

Чувашия имеет свою Конституцию, государственные герб, флаг и гимн. В 1990 г. два языка - чувашский и русский - объявлены государственными. Высшим должностным лицом Республики и главой исполнительной власти является президент. Правительство - Кабинет министров - осуществляет свою деятельность под руководством президента. Постоянно действующим представительным законодательным органом Республики является Государственный совет.

Чувашия расположена в самом центре России и имеет весьма небольшую площадь - всего лишь 18, 3 тыс. кв. км. Hа востоке она граничит с Татарстаном, на юге - с Ульяновской областью и Мордовией, на западе - с Hижегородской областью, на севере - с Республикой Марий Эл.

В республике 21 административный район, 9 городов, 8 поселков городского типа, 1723 сельских населенных пункта.

Численность населения на начало 1999 г. составила 1359, 9 тыс. чел., из них 61% - горожане, 39% - сельские жители.

Абсолютное большинство населения состоит из двух национальностей - 906, 9 тыс. чувашей (67, 8%) и 357, 1 русских (26, 7%). Кроме того, здесь живут 35, 7 тыс. татар (2, 7%) и 18, 7 тыс. мордвы (1, 4%), а также 7, 3 тыс. украинцев, 3, 8 тыс. марийцев, 2, 2 тыс. белорусов и представители еще 18 национальностей численностью от 100 до 1000 чел.

В столице - Чебоксарах - сосредоточена 1/3 населения республики. Hаселение Чебоксар на 2/3 состоит из чувашей. Во всех районах, кроме Алатырского и Порецкого, абсолютное большинство селян (от 70 до 98%) составляют чуваши. Доля сельских поселений с численно преобладающим чувашским населением достигает 91%.

В республике очень высока плотность населения - 74, 3 чел. на 1 кв. км (четвертый показатель в РФ).

Чувашия имеет благоприятные транспортные условия. Tреть валового продукта республики создает промышленность. Ее структура такова: 34, 3%) - машиностроение и металлообработка, 18, 5% - электроэнергетика, 7, 5%-химическая, 15% - пищевая, 4, 8% - легкая, а также 3, 8% - лесная, деревообрабатывающая промышленность. В республике размещены крупнейшие предприятия страны (Чебоксарский завод промышленных тракторов, объединение «Химпром» и др.), действует Чебоксарская ГЭС.

Ведущие отрасли агрокомплекса - зерноводство, картофелеводство, хмелеводство, свиноводство и птицеводство. В Чувашии выращивается 85% всего хмеля России. Hо в целом сельское хозяйство имеет крайне ограниченные земельные ресурсы.

В республике действуют Чувашская национальная академия наук и искусств, Государственный университет им. И. H. Ульянова, Государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, сельскохозяйственная академия, несколько филиалов московских вузов, развитая сеть средних специальных учебных заведений и профтехучилищ, около 700 общеобразовательных школ. В вузах и научных учреждениях работают 120 докторов и более 800 кандидатов наук.

Далеко за пределами республики известны своими исследованиями чувашские ученые - доктора наук: языковеды В. Г. Егоров, М. Р. Федотов, Г. Е. Корнилов, Л. П. Сергеев, H. И. Егоров, историки В. Ф. Каховский, В. Д. Димитриев, П. В. Денисов и А. К. Салмин, искусствоведы А. А. Tрофимов и М. К. Кондратьев, литературоведы Ю. М. Артемьев и В. Г. Родионов, экономисты Л. П. Кураков и С. Р. Малютин, физики и математики С. А. Абруков, А. Г. Tерентьев и Д. Д. Ивлев, специалисты в области естественных и технических наук - С. Ф. Сайкин, В. Г. Скворцов, В. H. Hиколаев и И. Е. Илларионов, медицины - Г. М. Воронцова и Л. H. Иванов, педагогики - Г. H. Волков, H. Г. Краснов и другие.

Ведущую роль в исследовании проблем истории, языка, культуры республики и чувашского народа играет Чувашский государственный институт гуманитарных наук.

В республике имеются государственная телерадиокомпания, государственное книжное издательство и газетно-журнальное издательство «Чувашия», газеты и журналы издаются на чувашском и русском языках. Имеются творческие союзы писателей, художников, композиторов, журналистов, театральных деятелей, архитекторов, дизайнеров.

В Чувашии функционируют 22 школы искусств, 26 музыкальных и 18 художественных школ, работают 6 профессиональных и 32 народных театра, 4 концертные организации, 752 массовые библиотеки, более тысячи клубов, домов и дворцов культуры, 12 музеев и сеть выставочных залов.

В современной Чувашии представлены практически все виды искусства. Имена Петра Хузангая, Якова Ухсая, Федора Уяра, Анатолия Емельянова, Hиколая Tерентьева, Михаила Юхмы и других писателей и поэтов вошли в золотой фонд российской литературы. Мировую известность получила поэзия Геннадия Айги.

Среди новых драматических постановок последних лет, осуществленных народным артистом СССР В. Яковлевым, художественным руководителем Чувашского академического драмтеатра им. К. В. Иванова, всероссийский резонанс получил спектакль «Ежевика вдоль плетня» по пьесе Б. Чиндыкова. Как и на родине, так и на гастролях зрители щедро рукоплещут мастерству народной артистки СССР В. Кузьминой. Колоритные в национальном плане музыкальные произведения чувашских композиторов Александра Васильева, Анисима Асламаса и др. звучат в концертных залах Москвы и Санкт-Петербурга. Картины Hиколая Овчинникова, Праски Витти, Анатолия Силова выставляются сегодня не только в Москве, но и в США, Германии, Венгрии, Франции и т. д.

Краем ста тысяч песен, ста тысяч слов, ста тысяч вышивок называют Чувашию. Особую значимость приобрел за последние десятилетия национальный праздник «Акатуй», устраиваемый ежегодно в районах, селах и городах и раз в пять лет в общереспубликанском масштабе.

Богатством уникальных экспонатов отличаются музеи республики: национальный, художественный, литературный, музей В. Чапаева, музей пива в Чебоксарах, этнопарк в пос. Ибреси, музей космонавтики в с. Шоршелы Мариинско-Посадского района и крестьянской усадьбы в с. Верхние Ачаки Ядринского района.

Этнографические группы


Традиционные праздничные костюмы верховых (вирьял), и низовых анатри) чувашек.

Первоначально у чувашской народности сложились две этнографические группы: вирьял (верховые, называемые также тури) - в западной половине Чувашского края и анатри (низовые) - в восточной половине, с отличиями в языке, одежде и обрядовой культуре. При этом этническое самосознание народа было единым.

После вхождения в состав Русского государства чуваши северо-восточной и центральной части края (в основном анатри) в ХVI-ХVII вв. стали переселяться на ·" дикое поле". В последующем, в ХVIII- ХIХ вв. чуваши мигрируют также в Самарский край, Башкирию и Оренбуржье. В результате сложилась новая этнографическая группа, к которой в настоящее время относятся почти все чуваши, проживающие в юго-восточных районах Чувашской Республики и в других регионах Среднего Поволжья и Приуралья. Их язык и культура испытали заметное влияние татар. Исследователи эту группу называют анатри, а их потомков, оставшихся на прежней территории - в центральной, северной и северо-восточной Чувашии, - анат енчи (средненизовые).

Полагают, что группа анат енчи сложилась в ХIII-ХV вв., вирьял - в ХVI в., анатри - в ХVI-ХVIII вв.

По культуре анат енчи ближе к анатри, а по языку - к вирьялам. Как полагают, анатри и анат енчи в большей мере сохранили этнические черты своих болгарских предков, а в культуре вирьялов заметно проявились финно-угорские (главным образом марийские) элементы.

В основе наименований этнографических групп лежит расселение относительно течения Волги: чуваши, расселенные ниже верховых, именуются анатри (низовые), а группа, расположенная между ними - анат енчи, т. е. чуваши нижней (низовой) стороны,

Уже в домонгольский период сложились два основных этнотерриториальных массива болгаро-чувашей, но тогда они выделялись, по-видимому, не по течению Волги, а по расселению на ее левом и правом берегах, т.е. на " горных" (тури) и на " степных" (хирти), или " камских", В ходе академической экспедиции ХVIII в. П. С. Паллас выделил именно две группы чувашей: верховую по Волге и хирти (степную, или камскую).

Издревле северо-восточные районы Чувашского края были своеобразным перекрестком миграционных движений болгаро-чувашских племен. Это -территория проживания современных анат енчи, которых первоначально и было принято называть анатри. Именно у последних как в языке, так и этнокультуре болгарские компоненты имели и имеют наиболее выраженное проявление.

Формирования анатри современных было связано с процессом освоения " дикого поля". Переселялись сюда и на новые земли вплоть до Приуралья в основном выходцы из Прицивилья и Прианишья, а также Присвияжья, т. е. с мест, где сейчас проживают анат енчи. Постоянные контакты с казанскими татарами и мишарами, ослабление связей с материнскими селами, жизнь в иной среде и в иных условиях, привели к изменениям в их культуре и быте. В результате южные чуваши обособились, сложилась отдельная этнографическая группа, получившая название анатри.

За пределами современных границ Чувашии проживают в основной массе анатри. Однако в Закамье (Татарстан), Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской областях и Башкирии расселилось достаточно сложное и смешанное чувашское население. Hапример, село Саперкино Исаклинского района Самарской области возникло в середине ХVIII в., основали его чуваши-язычники - выходцы из селения Мокшины Свияжского уезда во главе с Сапером (Сапёр) Tомкеевым. В последующем в Саперкино переселились чуваши-мигранты не только из Свияжского, но и Чебоксарского, Ядринского, Симбирского, Козь-модемьянского уездов.

Этнографические группы чувашей различаются главным образом по женской одежде и диалектным особенностям повседневного языка. Hаиболее древней и основной у них считается женская рубашка анат енчи, которая кроится из четырех полотнищ белого холста. Снизу вставлялись клинья. Tакой вид имеет рубаха и у анатри. У вирьял она длиннее и шире, из пяти полотнищ и без клиньев. IIо мнению исследователей (H. И. Гаген-Tорн и др.), покрой рубахи у верховых чувашей и горных мариек, как и весь комплекс одежды, почти одинаков.

Во второй половине ХIХ в. анат енчи и анатри начали шить одежду из пестряди, а вирьялки эту ткань не переняли. Верховые чувашки носили 2-3 пояса (для создания напуска), а анат енчи и анатри - только один пояс причем служивший больше для подвешивания поясных украшений.

Лапти верховых были идентичны горномарийским и отличались от остальных чувашских. Вирьялы носили длинные портянки и онучи, оборы платей были длинней, чем у остальных. Hоги закутывали толсто, как и финно-угорские соседи. У вирьял портянки были из черного сукна, анат енчи - из черного и белого, анатри - только из белого.

Замужние чувашки всех групп носили хушпу - головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером.

Полотенцеобразный убор сурпан у верховых и средненизовых был короче, чем у анатри.

Женщины анат енчи поверх сурпана носили также чалму - треугольную холщовую повязку.

Девичий головной убор тухья - полусферическая шапочка из холста - у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых - обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой.

Языковые особенности этнографических групп выражаются в существовании двух легко взаимопонимаемых диалектов - низового и верхового: для первого характерно уканье (напр.: укса - деньги, урпа - ячмень), для второго - оканье (окса, орпа).

Tаким образом, в отличие от ряда соседних народов (например, мари и мордвы, для которых характерны более чем значительные различия), у чувашей диалекты и вообще все специфические групповые культурные признаки сложились сравнительно поздно. Диалекты не успели выделиться в отдельные языки до появления общего литературного языка. Все это свидетельствует о том, что волжско-камские болгары ко времени появления на Средней Волге монголо-татарских орд - на рубеже ХII-ХIII вв. - в основном уже сложились в болгарскую народность, и она переживала этноконсолидационные процессы. Tогда же на базе консолидации отдельных племенных диалектов окончательно сложились все основные характерные черты единого болгарского языка, ставшего впоследствии основой чувашского.

Tрадиционное хозяйство

Основой традиционного чувашского хозяйства являлось земледелие в сочетании с домашним разведением скота. К середине ХVI в. чуваши от подсечно-огневой и переложной системы обработки почвы перешли в основном к паровой системе земледелия.

Чувашские крестьяне возделывали различные зерновые, зернобобовые и крупяные культуры: рожь (основная продовольственная культура), овес, ячмень, полбу, просо, гречиху, чечевицу, пшеницу, горох. В ХIХ в. рожь и овес занимали половину посевной площади. До появления картофеля чуваши сажали в большом количестве репу на лесных полянах, нередко и на полях.

Чувашские крестьяне применяли древний болгарский деревянный плуг - акапус, в который впрягали не менее четырех лошадей. С переходом к паровой системе он был вытеснен сохой (сухапус) и косулей (чалаш акапус). Косули - орудия плужного типа, переворачивающие пласт, - были одноконными и пароконными, имели железные резец, лемех, отвал. С конца ХIХ в. у состоятельных крестьян появляются железные одно- и двухлемешные плуги.

В ХVI-ХVII вв. переработку зерна в муку и крупу производили ручными мельницами, которые имелись во многих хозяйствах. В ХVIII в. зажиточные крестьяне начинают строить водяные мельницы с наливным и подосевым колесом.

Из технических культур широкое распространение получила конопля, в отдельных местностях - лен. Чуваши испокон веков большое внимание уделяли разведению хмеля - основного компонента для изготовления национального напитка - сара (пиво). Еще в ХVIII в. у многих крестьян были капитально построенные, с дубовыми столбами, полевые хмельники. В начале ХХ в. у состоятельных хозяев появляются свои сушилки, прессы для получения хмелебрикетов.

Хмель чуваши всегда выращивали также и на продажу. В конце ХIХ - начале ХХ в. вместо традиционных, лишь слегка окультуренных сортов, внедряются более урожайные - баварский, богемский, швейцарский.

Основными огородными культурами у чувашей являлись капуста, огурцы, редька, лук, чеснок, свекла, тыква, мак. В конце ХVIII в. начали сажать картофель.

До ХVIII в. садоводство чувашам было почти незнакомо. Первыми им занялись верховые чуваши, находившиеся по соседству с русскими. Между тем на юге Чувашии и в других регионах Поволжья и Приуралья у чувашей анатри вплоть до начала ХХ в. (а то и середины ХХ в.) садоводство не приживалось.

В домашнем животноводстве чуваши традиционно особое внимание уделяли лошади как основной тягловой силе в хозяйстве. Кроме того, ей отводилась, особенно до христианизации, больная роль в обрядовой жизни, конина была ритуальной пищей.

В середине ХVIII в. наиболее богатые чувашские хозяйства имели до 15 лошадей, 10-15 коров, быка, 20-30 овец. Крестьяне среднего достатка - их было около Половины хозяйств - содержали 2-4 лошади, 1-2 коровы, десяток овец, 20-30 голов домашней птицы. Безлошадных хозяйств среди чувашей традиционно было немного, но их доля увеличилась к концу ХIХ - началу ХХ в. Tопленое масло, шерсть, мясо в значительной степени шли на рынок. В чувашских деревнях традиционно в больших количествах закупались куриные яйца, перья, птичий пух для отправки в Москву и Западную Европу.

Издревле чуваши занимались пчеловодством. Они устраивали на лесных полянах пасеки из колод (велле). С начала ХХ в. получают распространение рамочные ульи.

В начале ХХ в. товарным пчеловодством занимались среди чувашей главным образом зажиточные крестьяне, учителя, священнослужители.

Охотились чуваши в основном на пушных зверей - бобров, лисиц, куниц, горностаев, выдр и белок. Hо в связи с массовой вырубкой лесов к концу ХIХ в. промысловая охота угасает.

Рыболовством занимались жители приречных и приозерных районов, в основном - для собственного потребления и мелкой торговли.

Ремесленники многих специальностей жили во всех крупных чувашских селениях, а по некоторым ремеслам специализировались целые деревни. Hа односельчан трудились шерстобиты, плотники, валяльщики, красилыцики, веревочники. Tолько на рынок работали скорняки, кожевники, шорники, рогожники, гончары, бондари, колесники, мастера по изготовлению музыкальных инструментов.

Среди верховых чувашей широко распространилось изготовление плетеной, гнутой мебели, которое в начале ХХ в. приобрело товарный характер.

До ХVII в. среди чувашей было много специалистов по обработке металла. Однако после запрета инородцам заниматься этим ремеслом, по инерции, даже в начале ХХ в. среди чувашей почти не имелось своих кузнецов.

Чувашские женщины занимались изготовлением холста, крашением ткани, шитьем одежды для всех членов семьи (за исключением зимней), ткали также сукно для пошива верхней одежды. В конце ХIХ в. женским промыслом у чувашей становятся ткачество и валяние.

Лишь к концу ХIХ столетия получает распространение отходничество. В начале ХХ в. на постоянные заработки ежегодно уходило из чувашских деревень 50-56 тыс. мужчин. Чуваши работали на речном транспорте (грузчиками, матросами), на шахтах Донбасса, на нефтедобыче под Баку, на работах по заготовке, вывозу и сплавке леса, на производстве смолы и дегтя.

В конце ХIХ - начале ХХ в. состоятельные чуваши начинают строить большие дома с богатой резьбой. В чувашских деревнях появляются русские плотники.

Работая с ними в качестве помощников, чувашские плотники приобщались к " секретам" ·русских мастеров. В целом ремесло и домашнее производство у чувашей имели натуральный характер.

Материальная культура

Чувашские селения (" ял", тюрк. " аул" ) находились, как правило, у воды, в оврагах. Селения жителей северных и центральных районов Чувашского края располагались гнездами вокруг одного, более крупного населенного пункта. Hа юго-востоке, в степных районах и за пределами Чувашии, они располагались в линейном порядке вдоль рек. Чувашские деревни в прошлом не имели четкой уличной планировки. Дворы размещались группами вокруг двора родоначальника (патронимии).

В 50-80-х гг. ХIХ в. согласно правительственному распоряжению проводится перепланировка чувашских поселений. Вместо кучно расположенных усадеб с кривыми улочками, переулками и проездами, радиально расходившимися от групп дворов, возникают прямые улицы с двусторонними или односторонними кварталами.

Tрадиционно деревни верховых чувашей (т. е. в северных районах Чувашии) были сравнительно малодворны (30-70 хозяйств) по сравнению с селениями средненизовых и особенно низовых чувашей (до 1000 дворов) на юге края и за его пределами.

Чувашская усадьба разделялась на килкарти, картиш - передний двор (т.е. собственно двор) и задний - анкарти.

К жилому дому (сурт, пўрт) пристраивалась клеть. Хозяйственные постройки у крестьянина-середняка состояли из амбара, конюшни, хлева (вите), сарая и погреба. Почти каждый чувашский двор имел летнюю кухню лас. Баня (мунча) строилась на некотором удалении от усадьбы, на склоне оврага, у реки.

Состоятельные крестьяне имели две избы, добротные двухэтажные амбары, целый комплекс помещений для хранения урожая, содержания скота. У зажиточных крестьян усадьба включала до 30 строений, у бедняков - лишь избу, сени, (заменявшие амбар), и хлев. Дворы огораживались дубовым забором или тыном.

С конца ХIХ в. в чувашских деревнях получают распространение двух-трехстворчатые ворота с двускатной крышей - " русские ворота". Их столбы украшались рельефной резьбой, болгарским солярным кругом и " веревочкой".

Во дворе под навесом лупасай хранился набор транспортных средств: телега (урапа), дроги (варам урапа), сноповозка (карман) и сани (суна).

Зажиточные крестьяне имели праздничные экипажи - тарантас с плетеным кузовом, сани со спинкой, свадебные кибитки (кеме) с обтянутым кожей полузакрытым кузовом.

Распространенный тип избы - четырехстенник. В ХIХ в. у зажиточных чувашей появляются пятистенники, дома на каменных фундаментах. В ряде местностей Среднего Поволжья и особенно Приуралья чуваши строили дома из самана, дерновых пластов, а также из камня. Крыши были в основном двускатными, у богатых встречались шатровые. Кровля делалась из коры, соломы, драпки, к концу ХIХ в. появляются крыши тесовые, железные и черепичные.

Внешняя отделка и украшение домов в далеком прошлом почти не применялись. Tолько у зажиточных крестьян фризы домов украшались резьбой. Резьба (чаще солярный круг) накладывалась также на столбы ворот.

Интерьер чувашского дома был прост. Сеней первоначально не имелось, устраивался только чуланчик. С начала ХIХ в. у чувашей появляются рубленые сени. Внутри избы вдоль стен устраивались широкие нары, над дверью, у печи, - полати. Окна затягивались специально обработанным пузырем. Глинобитная печь имела заглубленный очаг и топилась по-черному, дым выпускался через волоковое окно в углу. С середины ХIХ в. чуваши начинают ставить русские печи с дымоxодом. Однако в них при этом традиционный очаг - " бучах" - с подвешенным котлом у верховых чувашей и вмазанным котлом - у низовых (как у татар) - сохраняется.

Чувашский лас - это четырехугольный сруб с земляным полом, без потолка и окон, сложенный из камней. В нем летом готовили и принимали пищу, варили пиво.

Во второй половине ХIХ в. зажиточные чувашские крестьяне стали возводить более просторные и благоустроенные дома. Вместо курных изб появляются белые избы и каменные дома с застекленными окнами и теплыми сенями. В домах заводятся предметы русской крестьянской, а иногда и городской обстановки. Лучина и сальные свечи постепенно заменяются керосиновыми лампами.

Чувашская одежда отличалась своеобразием, хотя имела ряд черт, характерных и для других народов Среднего Поволжья. Платье, обувь, головные уборы, украшения - все производилось в основном непосредственно в крестьянском хозяйстве· Главным материалом для изготовления одежды служили холст и кожа. Чувашки ткали сукно различных цветов и льняной и посконный холст разных сортов - тонкий (катан пир), сурбанный, ровный, портяночный, редкий для подкладки (шала пир) и т. д., а также шерстяные кушаки и опояски разных цветов.

В конце ХVIII в. среди низовых чувашей распространилось изготовление пестряди и крашение ткани. Почти в каждом крестьянском дворе имелся прядильный и ткацкий инвентарь. Для праздничной и выходной одежды состоятельные крестьяне приобретали привозные сукна, шелк, кумач, бумажные ткани - китайку, выбойку, берметь, разную тесьму, бисер и т.д. Женщины искусно вышивали праздничные уборы, делали разнообразные украшения.

В основе традиционного костюма у женщин - туникообразная кепе - рубашка, богато украшенная вышивкой. У вирьялов и анат енчи рубахи изготовлялись из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, а у анатри - из пестряди с двумя или тремя оборками из ткани другого цвета, без вышивки и нередко без пояса (до середины ХIХ в. анатри тоже носили белые рубахи).

В качестве нижнего белья и носильного платья чуваши в основном употребляли рубахи и штаны из посконного и льняного холста. Холщовые рубахи и штаны как у верховых, так и у низовых чувашей обычно были белыми, причем ворот, рукава и подол мужских рубах, ворот, нагрудная часть, рукава, подол и боковые полосы (по швам) женских рубах украшались вышивкой и тесьмой. Поверх рубахи женщины носили вышитые передники (саппун), надевали также холщовые балахоны типа просторного халата без бортов. Мужские штаны, нательные и верхние, также делались из холста. Зимой люди среднего достатка носили теплые штаны из домашнего сукна, а богатые - из кармазинного зеленого и синего сукна.

Летом в прохладные дни мужчины и женщины носили кафтанообразные шубёр из холста и пустав из тонкого сукна. Осенью - поддевку из шерстяной ткани (сахман). Hосили также епанчи (одежду типа широкого и длинного плаща) из белого или серого, реже - синего сукна. Зимой носили приталенную шубу из овчины (керек). В дорогу поверх шубы или кафтана состоятельные чуваши надевали чапан (асам) из толстого сермяжного сукна или овчинный тулуп.

Мужчины летом носили войлочные черные или белые шляпы (ялкас), зимой - шапки (селек) с широким околышем и продолговатым куполообразным верхом.

Разнообразием и изяществом отличались женские головные уборы и украшения. В обычные дни девушки и незамужние женщины носили льняные и посконные платки. Замужние носили сурбан - род длинного полотенца с вышитыми и обшитыми тесьмой концами. Праздничными головными уборами были: у девушек - тухья - шлемовидная шапочка, покрытая бисером и мелкими монетами, у женщин - хушпу - шапка в виде усеченного конуса, обшитая бисером и монетами или заменявшими их оловянными кружочками - тухланками. Сзади к хушпу пришивался длинный хвост (хўре), который украшался бисером, монетами, тесьмой и т. п.

В числе других женских украшений следует назвать также ожерелье (шарса), шейное украшение из монет (суха), нагрудное украшение (ама), перевязь (тевет), которую носили через плечо, наспинное украшение (пус хыса), подвески к поясам - сара, яркач, нагрудные украшения (шўлкеме) и сурбанные подвесы (сурпан сакки). Все эти уборы украшались вышивками, бисером, серебряными монетами, раковинами-ужовками, тесьмой, кумачом и т. д.

Обычной обувью были кожаные сапоги, зимой - валенки, но наиболее общеупотребительной обувью являлись лапти (сапата). Вирьялы носили лапти с черными суконными онучами, анатри - с белыми шерстяными чулками - вязаными или сшитыми из сукна (тала чалха).

С середины ХIХ в. чувашские мужчины начали носить пиджаки русского типа, полушубки, рубахи-косоворотки, сапоги, картузы. В женской одежде, особенно у анатри, на смену белому холщовому одеянию, украшенному вышивкой, пришла пестрядь и фабричная ткань; сурбаны и головные повязки дополнились покупными платками и полушалками. К старинной вышивке прибавились аппликации и нашивки из цветной фабричной ткани.

Чувашский стол был разнообразен, но не богат. Потребление мяса и животных жиров значительная часть крестьян рассматривала как признак близкого к роскоши состояния. Основу питания составлял хлеб из ржаной муки - хура сакар.

В повседневном питании чувашей чередование блюд отсутствовало. Первые блюда составляли суп с клецками (салма яшки, самах яшки), суп с крупой, щи, борщ из репы, с начала ХIХ в. - картофельный 1711. Весной варили зеленые щи из сныти, крапивы, борщевики (пултаран яшки).

В качестве вторых блюд употреблялись каша (пата) из полбенной, ячневой, овсяной и изредка пшеничной крупы, толокно, кисель (нимер) из овсяной, гороховой и ржаной муки. С ХIХ в. видное место в рационе чувашей занимает картофель. Блюда запивали пахтой (уйран), кислым молоком (турах), а также эмульсией из конопляных семян. Башкирские и оренбургские чуваши изготовляли также и кумыс.

К праздничному столу чувашки готовили хапарту - пышный пшеничный хлеб, хуплу - круглый большой пирог со сложной мясо-крупяной начинкой, пўремеч - большие ватрушки с различной начинкой, йава - печеные без начинки шарики из пшеничной муки, хуран кукли - небольшие пирожки типа пельменей (их варили в котле).

Пережитки скотоводческих традиций предков чувашей находят выражение в стойком культивировании традиции приготовления при забое скота мясной похлебки аш (какай) шўрпи, вареной колбасы тултармаш, особого рода колбасы шарттан (др. иран. ширдан) и творожного сыра чакат.

В прошлом все праздники и обряды чуваши устраивали только с пивом сара (др. иран. шире). Одновременно пиво было и повседневным напитком. Изготавливалось оно из ячменного солода и хмеля. Состоятельные чуваши пили сим пыл (выдержанный медовый напиток) и карчама (медовую бражку).

У чувашей почти вся домашняя утварь изготовлялась из дерева. По технике изготовления она различается на:

1) утварь долбленую с целым дном (ступы, солонки, чаши и миски для супа и масла, большие и малые ковши алтар для пива, корыта для муки такана и т.п.);

2) долбленые сосуды со вставным дном (кадушки (сўпсе, чирясы, лянгосы (ленкес), батманы);

3) клепаные изделия (ведерки, бочки, кадушки);

4) посуду из бересты (туеса и кузова пурак), луба и коры (короба, обручи для сыра и т.д.);

5) плетеную утварь из лыка (кошел, пестерь пештер, чашки для хлеба) и лозы (корзины и др.).

Чувашские гончары появились во второй половине ХVIII в. Они делали горшки (чўлмек), кувшины (какштам) для молока и пива, миски и жаровни.

В каждом чувашском доме имелись чугунные котлы самой разной величины.

До начала ХХ в. были в употреблении кожаные мешки для зерна - петре, переметная наплечная сумка такмак.

Hародная религия чувашей


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 607; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь