Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава XIII. Основы конституционного права Индии
Конституция Индии Конституционное развитие Республика Индия (Бхарат), или Индийский Союз, — крупнейшее федеративное демократическое государство, занимающее второе место в мире по численности населения, которая приближается к 1 млрд. человек. По многим показателям она входит в десятку наиболее развитых стран. Индия была в числе первых крупных стран, освободившихся после Второй мировой войны от колониальной зависимости. Она создала свою оригинальную государственность и Конституцию, которые стали объектами изучения и в определенной степени примерами для других освобождавшихся вслед за ней стран и народов. Эта " живая лаборатория развивающегося конституционализма" оказалась своеобразной моделью, воплотившей в себе многие характерные для афро-азиатских конституций черты, проблемы и тенденции. Индийская Конституция за полвека своего развития продемонстрировала удивительное сочетание типичности и оригинальности, модернизма и традиционности, а главное — способность приспосабливаться к меняющимся условиям современного мира и достаточно эффективно обеспечивать развитие этой громадной, многонациональной, поликонфессиональной, разнокастовой и столь многоликой страны, которая в этом отношении напоминает Россию. Британское проникновение на Индостанский полуостров начала осуществлять на рубеже XVII в. Ост-Индская торговая компания, превращенная позднее в публичную корпорацию. Она постепенно подчиняла себе существовавшие тысячелетиями местные общины и феодальные государственные структуры. В дальнейшем функции власти на полуострове перешли к назначаемым британским правительством чиновникам, которые действовали на основании законов об управлении Индией, издававшихся британским Парламентом. Главный британский администратор стал даже именоваться Вице-королем Индии. Колониальное владычество Соединенного Королевства в Индии осуществлялось как в прямой, так и в косвенной форме. Прямая выражалась в создании провинций, управлявшихся британскими администраторами, а косвенная — в сохранении ряда индийских княжеств, правители которых — раджпра-мукхи — были поставлены в феодальную зависимость от британской Короны, представленной Вице-королем, и вынуждены были следовать указаниям своих британских " советников". Хотя это колониальное владычество обеспечивало экономическую эксплуатацию богатейших ресурсов огромной страны и преследовало также военно-стратегические цели, объективно оно имело для народов полуострова и положительные последствия — ускорило их приобщение к современной цивилизации, создало властные структуры с элементами демократии и вооруженные формирования, развило, сколь ни парадоксально, национальное самосознание, что дало возможность затем добиться государственной независимости. После мощного народного восстания 1857 г., жестоко подавленного, британцы осознали необходимость привлечения к участию в управлении местной элиты, которая в 1885 г. создала национальную политическую организацию " Индийский национальный конгресс" (ИНК). Эта организация возглавила национально-освободительное движение в стране. Его особенностью стало инициированное Махатмой Ганди движение гражданского неповиновения (сатьяграха). Однако национально-освободительное движение раздиралось межрелигиозными противоречиями, прежде всего между индусами и мусульманами. Принятый в 1919 г. очередной Закон об управлении Индией " открыл новую главу" в истории ее конституционного развития, начав процесс постепенной передачи власти в стране индийцам, отмечал индийский профессор Махадео Прасад Шарма*. По этому закону реальное управление страной оставалось в руках генерал-губернатора в совете, который был ответствен только перед британским Парламентом, однако были учреждены две законосовещательные и большей частью выборные палаты — Государственный совет и Законодательное собрание. * См.: Шарма М. П. Государственный строй Индийской Республики. М., 1958. С. 32.
В 1935 г. британский Парламент издал последний Закон об управлении Индией. Он учредил всеиндийскую федерацию, в состав которой вошли провинции и княжества. На федеральном уровне и в провинциях система власти подлежала перестройке по парламентарному образцу. Федерация, впрочем, не была достроена из-за противодействия партий, но ответственные правительства в провинциях были сформированы. Когда началась Вторая мировая война, британское правительство объявило Индию воюющей стороной, против чего выступил ИНК, отозвавший свои правительства в провинциях. Напротив, правительства Мусульманской лиги продолжали работать, и в 1940 г. Мусульманская лига потребовала создать мусульманское государство Пакистан. Для разработки Конституции было избрано Учредительное собрание, которое приступило к работе в декабре 1946 г. Оно создало несколько комитетов по выработке разделов проекта Конституции, в которые вошли виднейшие политические деятели и ученые страны. Мусульманская лига, однако, участвовать в выработке Конституции отказалась. Закон о независимости Индии британский Парламент принял 18 июля 1947 г. Этот закон предусмотрел создание с 15 августа независимых доминионов Индии и Пакистана, причем Пакистан создавался из двух частей — западной и восточной, между которыми пролегало 1600 км индийской территории. Кашмир на границе с Западным Пакистаном оказался спорной территорией, из-за которой между обоими государствами велись боевые действия и которая в настоящее время разделена, хотя обе страны продолжают претендовать на нее целиком. В 1971 г. не без помощи Индии Восточный Пакистан вышел из состава Пакистана и стал отдельным государством Бангладеш. Таким образом, на территории бывшей британской колонии Индии существуют ныне три независимых государства. После длительного обсуждения 26 ноября 1949 г. проект Конституции был утвержден Учредительным собранием, и 26 января 1950 г. Конституция Индии вступила в силу. Эта Конституция как бы подвела итог борьбы народов Индии за независимость. В то же время она явилась и по сей день остается своего рода социальным компромиссом. Стремление согласовать приемлемым образом чаяния и интересы различных классов и слоев общества, различных этносов, религиозных общин и каст и приблизиться к общенациональному консенсусу имеет в Индии характер тенденции, усилившейся в процессе развития Конституции. Конституция утвердила государственный суверенитет, создала предпосылки для подкрепления политической независимости независимостью экономической, для обеспечения единства государства и управления страной, разобщенной сложнейшими языковыми, национальными, религиозными и кастовыми барьерами, для повышения чрезвычайно низкого жизненного уровня людей, для устранения феодально-колониальных пережитков, сковывавших развитие внутреннего рынка. Конституция открыла юридические возможности для развития в стране демократии, стала правовой основой для различных отраслей национального законодательства, определила главные направления дальнейшего развития государства. Индия своей Конституцией создала прецедент: отказалась от статуса доминиона, провозгласив республику, и в то же время осталась в составе Содружества, возглавляемого британской Короной. До этого в Содружестве участвовали наряду с бывшей метрополией только доминионы, за которыми Вестминстерский статут 1931 г. признал государственный суверенитет. Для того чтобы добиться единообразия законодательства на всей территории Индии, в Конституцию были включены элементы гражданского, административного, финансового, процессуального, трудового и других отраслей права, которые обычно содержатся в текущем законодательстве. В результате стремления объять по возможности большую сферу жизни Конституция оказалась хотя и продуманной, но одной из самых объемных писаных конституций мира*, местами крайне задетализированной и весьма сложной по структуре. *См.: Gupta R. К., Sarkar S. С.Overview of Constitutional Law of India. Delhi, 1982. P. 111.
Эти кажущиеся внешними качества и предопределили некоторые тенденции дальнейшего развития индийского конституционного права: многочисленность принимаемых поправок; стремление " индианизировать" заимствованные иностранные нормы и идеи; желание, легко заменяя детали, сохранить базовый каркас Конституции (теория неизменяемых " основополагающих черт и структуры Конституции" ), переплетенность собственно конституционных норм с решениями Верховного суда, вынесенными в порядке конституционного контроля, законами, имеющими конституционное значение, обычаями, делегированным законодательством и т. д. Создатели Конституции Индии использовали те государственные институты и инструменты, которые уже были известны населению и успешно работали*. * См.: Kashuap S. C. The Political System and Institution Building under Jawaharlal Hehru. N. D., 1990. P.18.
При отсутствии достаточного опыта собственного конституционного развития в Индии был избран путь использования положений конституций других стран и приспособления их к специфике индийских условий. Поэтому в Конституции Индии можно выявить статьи, имеющие формальное сходство с конституционными положениями Великобритании, США, Ирландии, Канады, Австралии, германской Веймарской республики, Японии, Бирманского Союза, ЮАР и некоторых других высокоразвитых и развивающихся стран. Советские и индийские ученые отмечали, что на Конституцию Индии и ее развитие оказали влияние Конституции СССР 1936 и 1977 гг.* Оно выразилось прежде всего в расширении перечня социально-экономических прав, во внесении в Конституцию Индии основных обязанностей граждан и провозглашении руководящих принципов политики государства в социальной области (см., например, ст. 38, 39, 41, 47). В статьях, направленных на поднятие социального, экономического и культурного уровня отсталых групп населения, каст и племен, можно заметить некоторую аналогию с опытом национального строительства Советского Союза и мерами, принимавшимися в СССР для ликвидации отсталости и неравенства различных национальностей. Из анализа текста индийской Конституции следует формальное признание ею стремления к социальному, политическому и экономическому равенству всех членов общества. К сожалению, этот принцип не претворяется в жизнь в полном объеме. * См.: Левин И. Д., Мамаев В. А. Государственный строй Индии. М., 1957. С. 62; Mal Lodha. Fundamental Law of India and USSR // Indo-Soviet Law Seminar. Jodhpur, 1985; Sharma J.New Soviet Constitution: an Indian Assessment. N. D., 1983.
Конституция осуждает эксплуатацию, угнетение, содействует модернизации страны. В основе индийской модели развития по " третьему пути" (не капитализм и не социализм) были заложены жизненные реальности и приспособленный к ним комплекс ценностей социальной справедливости и демократии. Эти идеи не были заимствованы ни в СССР, ни из опыта социалистов Европы, а уходили своими корнями в глубь индийской религиозно-культурной традиции. В документах ИНК, длительное время руководившего страной в период борьбы за независимость и после ее завоевания, неоднократно указывалось, что Индия стремится построить " общество социалистического образца". В результате принятия в 1976 г. 42-й поправки к Конституции в ее преамбулу было включено определение Индии как " суверенной, социалистической, светской и демократической республики". В лозунгах индийских политических партий все чаще встречается термин " демократический социализм", означающий своеобразный сплав индийского социализма, национализма и западного либерализма. Несмотря на использование конституционного опыта других стран, индийская Конституция отнюдь не стала сборником заимствований из иностранных конституций. Индийская конституционная теория и практика в значительной степени преломляют заимствованные нормы, положения и идеи, наполняя их новым содержанием, придавая им все более своеобразный, национальный характер, соответствующий потребностям индийской действительности. Эта тенденция к самостоятельному правотворчеству особенно четко проявилась в ходе развития Конституции в прошедшие после принятия Конституции десятилетия. Развитие конституционализма в независимой Индии происходило иначе и в других социально-экономических условиях, чем, например, в высокоразвитых странах Европы. Конституционные процессы, которые растянулись в Европе на века, были спрессованы в Индии в десятилетия и протекали в сравнительно бедной и малограмотной стране. Здесь в обществе сталкиваются и переплетаются в сложном взаимодействии социальные, экономические и политические процессы и отношения, которые присущи различным историческим эпохам. Так, у отсталых жителей лесных и горных районов еще сохранились элементы родоплеменных отношений, во всем обществе сильны традиции индуизма и ислама, в деревнях живучи некоторые феодальные пережитки. Это питательная база для сохранения традиционных и нетрадиционных (докапиталистических) социальных слоев, которые весьма многочисленны в Индии. Осложняет ситуацию чрезвычайная религиозная неоднородность населения и признание в Индии различных религиозных правовых систем, с чем также нельзя не считаться. Общинно-кастовая и национально-языковая разобщенность, резкая дифференциация между отдельными районами страны, недостаточно развитая инфраструктура — все это делает непростым реализацию конституционных положений, которые должны единообразно пониматься и применяться на всей территории государства. За полвека действия Конституция независимой Индии претерпела весьма глубокие изменения. По мнению, профессора Д. Д. Басу, " почти каждое первоначальное положение Конституции было изменено либо путем внесения формальных поправок, либо посредством судебных толкований и поэтому оценка действующей Конституции сама по себе уже представляет чрезвычайно сложную задачу" *. Внесенные за это время более 80 поправок существенно видоизменили структуру Конституции, текст и реальное содержание многих конституционных положений. Так, была дополнена преамбула, две части упразднены и две добавлены, а 18 других — многократно изменялись. * Basu D.D. Introduction to the Constitution of India. 9" 'ed. N. D., 1982. P. 364.
Конституционное развитие Индии можно разбить на два взаимообусловленных и связанных логикой общественно-исторического развития этапа. Хронологически водораздел между ними несколько растянут во времени и приходится на конец 70-х — начало 80-х гг. Первый этап начался с обретения независимости и продолжался до конца 70-х гг. Это был исторический этап, когда в Индии совершилась и в основном была завершена " национальная, по существу буржуазно-демократическая, революция как политическая, так и социальная... Хотя проведенные политические и социально-экономические преобразования, как правило, носили компромиссный характер, они существенно изменили политический строй, а во многом и социально-экономическую структуру страны" *. В этот период происходило становление, отлаживание и развитие Конституции Индии как высшего закона молодой освободившейся от колониальной зависимости страны с относительно низким уровнем развития капитализма и с еще существенными феодально-колониальными пережитками. *Комаров Э. Н. Некоторые концептуальные проблемы социально-политического развития // Экономическое, социальное и политическое развитие Индии (1947—1987). М., 1989. С. 105.
Первый период социально-экономической и политической эволюции независимой Индии получал правовое обеспечение на основе не только первоначального текста Конституции, но и поправок к ней, которые были непосредственно направлены на решение задач этого этапа развития: поправки способствовали устранению феодально-колониальных пережитков прошлого, проведению аграрных реформ, национализации предприятий, банков, целых отраслей промышленности и созданию на этой базе самого мощного в развивающемся мире государственного сектора. Принятые за это время конституционные поправки привели к существенным (даже слишком! ) ограничениям права частной собственности и введению государственного регулирования экономики. Имели место некоторые ограничения прав граждан. " Спускаемый сверху" посредством использования государственного аппарата, обладающий определенными антифеодальными, прогрессивными чертами государственный сектор помогает разрешать противоречия в рамках единого национального народного хозяйства, но в то же время он не всегда достаточно эффективен. Модернизация индийской экономики и все более широкое включение ее в мировой рынок оказали воздействие не только на политическую жизнь страны, но и на правовую надстройку и ее конституционные основы. В течение всего периода независимости наблюдается тенденция к расширению функций и масштабов деятельности индийского государства, а вместе с ним сфер и объема конституционного регулирования. В то же время закономерное развитие гражданского общества, становление правового государства и современной демократии в Индии все сильнее препятствуют усилению этой тенденции. Так, принятая уже в 1951 г. 1-я поправка ввела определенные ограничения частной собственности, которые позволили провести ряд реформ в экономической области, прежде всего аграрную реформу, которая устранила феодальное землевладение. Дополнительные уточнения в эти положения были внесены 4-й поправкой в 1955 г., 17-й поправкой в 1964 г., 25-й поправкой в 1971 г., 42-й поправкой в 1976 г., 44-й поправкой в 1978 г., к чему мы еще вернемся. Одной из первых крупнейших реформ была реорганизация штатов в основном по лингвистическому принципу, осуществленная в 1956 г. (7-я поправка). Первоначально субъектами федерации были три группы штатов — А (бывшие провинции Британской Индии), В (княжества) и С (территории, управляемые из центра, но с возможным созданием выборных законодательных органов и ответственных правительств), а кроме того, существовали территории группы D, управлявшиеся только исполнительной властью центра. В результате реформы раджпрамукхи (наследственные монархи в княжествах) утратили власть, княжества были ликвидированы и созданы два вида территориальных единиц — штаты и союзные территории, о статусе которых мы расскажем ниже в § 6 настоящей главы. Сейчас отметим лишь, что 14-я поправка(1962 г.) демократизировала систему управления союзными территориями, предоставив им самоуправление. Система отношений между центром и штатами корректировалась 42—44-й поправками, причем подчас в противоположных направлениях, что определялось политическими линиями партий, формировавших Правительство. Второй этап эволюции Конституции начался с конца 70-х гг. и продолжается в настоящее время. Он связан с окончательной " доделкой" общедемократических преобразований, изменением партийной системы — ликвидацией доминирования одной партии, окончательным преодолением феодально-колониальных пережитков в индийском обществе, достигшем к этому времени среднего уровня экономического развития и продолжающем эволюцию в направлении современного рынка, ориентирующемся на рывок в постиндустриальное будущее. В сфере экономики возросло значение конституционного регулирования взаимодействия трех относительно самостоятельных, но взаимосвязанных укладов, в значительной степени определяющих экономическое развитие Индии: крупного частного капитала, государственного сектора и мелкого частнокапиталистического производства. В стране сложился и становится все более влиятельным средний класс, включавший уже к концу 80-х гг., по различным оценкам, от 50 до 140 млн. человек, к которому примыкает сформировавшийся в " зонах зеленой революции" и крепнущий слой фермерства*. * См.: Клюев Б. И. Изучение и использование опыта независимой Индии как важный элемент российско-индийских связей // Россия и Индия в современном мире. М., 1995. С. 86.
Принципиальные изменения, символизирующие переход от одного этапа эволюции Конституции Индии к другому, внесены упомянутой 44-й поправкой 1978 г. Они укрепили эффективный рыночный компонент экономики, уточнили компетенцию высших органов государственной власти, содержат ряд мер по ликвидации наиболее авторитарных положений 42-й поправки. Из последующих поправок надо отметить институционализацию политических партий 52-й поправкой, снижение 61-й поправкой возрастного избирательного ценза. Для второго этапа развития Конституции Индии характерны постепенное преодоление черт и тенденций, присущих конституциям развивающихся стран, и, напротив, включение положений, аналогичных тем, которые содержатся в конституциях высокоразвитых государств. Логика и опыт весьма бурного и самобытного развития Конституции Индии позволяют предположить, что на втором достаточно продолжительном этапе с учетом индийской специфики будут рождаться и развиваться новые, направленные в постиндустриальную перспективу, тенденции и черты индийского конституционализма, которые сегодня лишь намечаются. Несмотря на столь многочисленные изменения, уже внесенные в Конституцию, перед ней, в плане перспектив дальнейшего развития, остаются еще весьма серьезные проблемы, которые требуют своего разрешения. Среди таких проблем дальнейшее развитие федерации и решение национально-языкового вопроса на подлинно демократической основе, расширение прав и свобод и их обеспечение, связь их с основными обязанностями и наполнение последних реальным содержанием, решение проблемы соотношения основных прав и руководящих принципов политики государства (см. ниже — § 2 и 3 настоящей главы), сглаживание наиболее авторитарных черт чрезвычайных положений Конституции и др. Эволюция индийского конституционализма в начале третьего тысячелетия будет, наверное, в значительной степени определяться диалектикой взаимодействия превалирующей демократической и ослабевающей авторитарной тенденций, отражающих два противоположных, но связанных между собой подхода экономически доминирующих и политически правящих кругов к решению проблем эффективного развития, сохранения единства государства и обеспечения стабильного прогресса общества. Этот процесс осложняется, однако, высоким уровнем напряженности межклассовых, этнических, религиозных, кастовых и социальных противоречий в условиях динамично развивающихся под воздействием научно-технической и технологической революции основ современной рыночной экономики. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 513; Нарушение авторского права страницы