Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Конституционное регулирование политической системы



Несмотря на свой большой объем, Конституция Индии не регулирует общим образом статус государства. В статьях Конституции мы не найдем ни общих задач индийского госу­дарства, ни указания на его столицу и государственные сим­волы, ни основных принципов статуса Вооруженных сил, хотя аспекты его внутренней политики уже нами освещались в пре­дыдущем пункте и будут затронуты ниже в § 6, где мы ска­жем об основных чертах и специфике индийского федерализма, а также о других элементах политико-территориального уст­ройства Индии.

Общие задачи индийского государства можно вывести из преамбулы Конституции, которая в редакции 42-й и 45-й по­правок гласит:

" МЫ, НАРОД ИНДИИ, приняв торжественное решение основать Индию как СУВЕРЕННУЮ СОЦИАЛИСТИЧЕСКУЮ СВЕТСКУЮ ДЕМОКРАТИЧЕСКУЮ РЕСПУБЛИКУ и обеспе­чить всем ее гражданам:

СПРАВЕДЛИВОСТЬ социальную, экономическую и полити­ческую;

СВОБОДУ мысли, выражения, убеждений, вероисповеда­ния и отправления религиозных культов;

РАВЕНСТВО статуса и возможностей;

и поощрять среди всех них

БРАТСТВО, гарантирующее достоинство индивида и един­ство и целостность Нации,

В НАШЕМ УЧРЕДИТЕЛЬНОМ СОБРАНИИ в этот двад­цать шестой день ноября 1949 года СИМ ПРИНИМАЕМ, УСТА­НАВЛИВАЕМ И ДАЕМ СЕБЕ НАСТОЯЩУЮ КОНСТИТУЦИЮ".

Упоминавшийся комментатор Конституции П. М. Бакши отмечает, основываясь на трех решениях Верховного суда, что указанные в преамбуле цели содержат основную структу­ру Конституции, которая не может быть изменена в порядке, предусмотренном ее ст. 368. Опираясь на ряд других решений Верховного суда, он разъясняет, что слово " социалистиче­ская" управомочивает суд вывести из содержания ст. 14 и 16, трактующих о равноправии и равенстве возможностей, основ­ное право на равную оплату равного труда, а на основании ст. 14, кроме того, — лишить силы закон, который не может достичь социалистической цели в максимальной мере*. Конститу­ция, разумеется, говорит о социализме не в том смысле, кото­рый ему придавали коммунисты.

* См.: The Constitution of India. P. 1—2.

 

В части Конституции, содержащей руководящие принци­пы государственной политики, определяются принципы внеш­ней политики и, в частности, предусмотрено (ст. 51), что го­сударство должно прилагать усилия к тому, чтобы:

— содействовать международному миру и безопасности;

— поддерживать справедливые и уважительные отноше­ния между нациями;

— поощрять уважение к международному праву и дого­ворным обязательствам во взаимоотношениях организованных народов;

— содействовать арбитражному разрешению международ­ных споров.

Столица страны — город Дели, который в 1998 г. насчи­тывал около 10 млн. жителей. Можно сказать, что для милли­ардной страны столица сравнительно невелика и это ее несом­ненное преимущество.

Государственный флаг Индии состоит из одинаковых по размеру горизонтальных полос соответственно оранжевого, белого и зеленого цвета. Оранжевая полоса означает отрече­ние, покорность и бескорыстие, белая — свет, правду, просто­ту, а зеленая — связь с землей и природой. В центре флага на белой полосе помещен небесно-голубой древний буддийский знак — чакра. Это колесо с 24 спицами, которое представляет собой атрибут бога Вишну, символизирующего солнце. Проект этого флага был предложен в 1947 г. Учредительному собранию индийскими женщинами.

В основу государственного герба Индии положено изобра­жение древней скульптуры из города Сарнатха, воздвигнутой императором Ашокой. На постаменте помещены три льва, об­ращенные на три стороны под прямым углом друг к другу (на оригинальной скульптуре львов четыре). На лицевой стороне постамента в центре изображена чакра, справа от нее — буй­вол, а слева — лошадь (на оригинальной скульптуре — еще лев и слон, и все четыре суть хранители стран света). Внизу находится надпись " Побеждает только правда" *.

* См.: Баскаков Э. Биографии гербов, флагов, гимнов зарубежных стран. М., 1967. С. 85—88. Описания несколько уточнены.

 

Государственный гимн — Джанаганамана (" Душа наро­да" ); слова и музыка Рабиндраната Тагора. Равным статусом с гимном пользуется национальная песня " Банде Матарам", на­писанная другим великим индийским поэтом Б. Чаттерджи (1838—1894), которая была источником вдохновения борцов за свободу Индии.

Национальным животным считается королевский бенгаль­ский тигр (Panthera Tigris), а национальной птицей — индий­ский павлин (Pavo Cristatus).

Политические партии. Индия принадлежит к чис­лу самых многопартийных стран мира, а ее партийная сис­тема по своей структуре и функциям наиболее развитая и дифференцированная по сравнению с другими развивающи­мися странами Азии и Африки*. " При этом партийная система в Индии оказывается в определенных отношениях более слож­ной и гибкой, чем партийные системы высокоразвитых стран" **. Особенности партийной системы Индии вытекают прежде всего из необычайно пестрого классового, национального, религи­озного, кастового и социального состава населения. Наличие как партий, признанных в установленном порядке всеиндийскими, так и десятков партий в штатах и союзных территори­ях приводит к необходимости исследовать систему партий в этой стране на двух уровнях — союзном и штатов. Так, во всеобщих выборах участвуют около 300 политических партий, среди которых до 10 — всеиндийских.

* См.: Володин А. Г. Указ. соч. С. 177.

** Комаров Э. М. Указ. соч. С. 91.

 

С момента обретения независимости до середины 60-х гг. в партийно-политической системе страны ИНК был единствен­ной партией, способной овладевать государственной властью на всех уровнях. С появлением партии Сватантра возникли пред­посылки к превращению партийной системы в двухпартийную, хотя она еще некоторое время оставалась многопартийной с одной доминирующей партией. Тенденция к двухпартийности отчетливо проявилась в 1977 г., когда Джаната парти (ДП) впер­вые победила на парламентских выборах и сформировала свое правительство.

С тех пор Джаната парти и ИНК несколько раз менялись у руля управления страной, но к середине 90-х гг. сложилась ситуация, при которой уже ни одна общенациональная партия не может более самостоятельно обеспечить себе прочное боль­шинство в Парламенте и, следовательно, создать стабильное однопартийное правительство. Таким образом в стране возникло положение, при котором крупная всеиндийская партия может сформировать правительство лишь в коалиции с рядом реги­ональных партий.

Многие индийские политологи считают, что Индия всту­пила в эру нестабильных коалиционных правительств. По на­шему мнению, партийная система, сложившаяся в современ­ной Индии, не вполне соответствует традиционному для стран Запада понятию двух- или многопартийности. Учитывая особую роль региональных партий и специфические традиции индий­ской политической жизни, партийную систему Индии можно назвать " полиблоковой", поскольку она представляет собой борьбу постоянно меняющихся коалиций, состоящих из обще­национальных (всеиндийских) партий с региональными партиями в различных комбинациях.

Индийский национальный конгресс (Индиры) — ИНК(И) остается одной из наиболее мощных, авторитетных и опытных партий в политической жизни Индии. С января 1978 г. после раскола ИНК часть его, оставшаяся верной Индире Ганди и продолжившая основную линию прежнего Конгресса, стала называть себя так в честь своего лидера.

С момента создания ИНК в 1885 г. либеральными деятеля­ми и представителями национальной интеллигенции и до об­ретения независимости он отражал интересы весьма широких слоев индийского общества. До выборов 1977 г., несмотря на ряд расколов, нередко приводивших к появлению новых партий, ИНК оставался бессменно правящей партией, с деятельностью которой связан целый ряд важных преобразований в социаль­но-экономической жизни страны.

Партия провозгласила собственную концепцию " общества социалистического образца" (похожую по идеологии на запад­ное социальное государство), которое предполагает мирное сотрудничество различных слоев населения при сохранении частной собственности и развитии государственного сектора. Она выступает, в том числе и в предвыборном манифесте 1998 г., за усиление секуляристских (свободных от влияния ре­лигии) тенденций, против религиозно-кастовой и общинной розни, за территориальное единство страны, борьбу с безра­ботицей, бедностью, неграмотностью, в поддержку продолже­ния либеральных экономических реформ, за международную политику мира и дружбы со всеми странами.

Бхаратия джаната парти (БДП) является крупной и растущей в последнее время партией, возглавившей в марте 1998 г. коалиционное правительство, в которое входит еще более 10 региональных партий. Это праволиберальная, коммуналистская, то есть построенная на религиозно-общинной ос­нове, партия, образованная сторонниками бывшей религиозно-шовинистической партии Бхаратия джан сангх. Она выражает, прежде всего, интересы средних слоев и мелких предприни­мателей и землевладельцев. БДП в предвыборном манифесте 1998 г. провозгласила поддержку курса на дальнейшую либе­рализацию экономики с предоставлением государственной под­держки местным производителям, выступает за возрождение индуистских ценностей и традиций, перестройку территори­ального устройства по этническому и лингвистическому при­знакам, переход к пропорциональной избирательной системе, ориентацию экономики на удовлетворение социальных нужд населения, стабилизацию цен и обеспечение гарантированного продовольственного снабжения населения, ликвидацию без­работицы, улучшение положения женщин и детей, ликвида­цию неграмотности. Во внутренней политике партия гаранти­рует свободу и безопасность всем гражданам независимо от вероисповедания, а также ставит перед собой цель пресечь в стране террористическую деятельность. Партия выражает готов­ность продолжать работу по созданию оружия массового унич­тожения, способного гарантировать независимость страны.

Можно отметить, что с приближением к государственной власти происходит определенное смягчение, " центрирование" позиций этой прежде экстремистской партии. Так, например, в ходе избирательной кампании 1998 г. партия отказалась от ряда положений своей программы, таких как требование от­мены особого статуса штата Джамму и Кашмир, закрепленно­го в ст. 370 Конституции, намерение незамедлительно заменить ныне действующие нормы индуистского и мусульманского пра­ва единым гражданским кодексом, строительство на месте раз­рушенной мусульманской мечети в Айодхье храма индуистс­кому богу Раме.

Партия Джаната дал (ДД) носит центристский характер и во многом сходна с ИНК, откуда вышло большинство ее членов. Эта партия критикует правительственную политику по таким вопросам, как уровень жизни трудящихся, рост цен, безработица, коррупция и финансовые злоупотребления выс­ших чиновников. Партия выступает за снижение налогов, спи­сание долгов крестьян, повышение пенсий, увеличение заня­тости, демократизацию внутренней жизни страны. ДД стремится к единству страны, решению национальных, кастовых, религи­озных и других проблем.

Индийский национальный конгресс (социалистический) — ИНК(с) вышел из ИНК в 1987 г. в результате раскола партии и по своему составу и организационной структуре тоже незна­чительно отличается от ИНК(И). Раскол произошел в резуль­тате борьбы за руководство в ИНК. Партия широко использу­ет социал-демократическую фразеологию, акцентирует внима­ние на правах и свободах граждан.

Коммунистическое движение в Индии насчитывает около 10 партий, называющих себя коммунистическими, и крайне разобщено. Возникшая в 1925 г. Коммунистическая партия Индии (КПИ) занимает весьма стандартную, в основном орто­доксальную позицию. Партия выступает за поднятие уровня жизни трудящихся, проведение земельных реформ, против безработицы, за единство страны и демократическое разрешение национальных, религиозных, кастовых, языковых и дру­гих проблем. КПИ руководит массовыми организациями трудя­щихся, насчитывающими около 6 млн. человек.

Коммунистическая партия Индии (марксистская) — КПИ(м) образовалась в 1984 г. в результате раскола комму­нистического движения и в первые годы во многом была соли­дарна с линией руководства Коммунистической партии Китая того времени. К началу 80-х гг. партия отказалась от поддерж­ки левого экстремизма и заняла более реалистические пози­ции. Особенно сильны позиции КПИ(м) в штатах Западная Бенгалия и Керала.

Кроме того, в ряде штатов действуют влиятельные реги­ональные партии, представители которых подчас включаются в состав центрального Правительства.

В политической системе Индии весьма широко представ­лены организации бизнеса, проводящие в жизнь свои интересы посредством лоббизма и других методов. Главной организацией крупного бизнеса является Федерация индийс­ких торгово-промышленных палат (ФИТПП), в рамках кото­рой вопросами труда и заработной платы ведает Всеиндийская организация работодателей (ВОР). Другая влиятельная орга­низация крупного бизнеса — Объединенные торгово-промыш­ленные палаты Индии (ОТППИ). Они представляют собой ас­социации предпринимателей, куда входит как местный, так и иностранный капитал.

Специфика многоукладной экономики страны, в которой все еще широко используется ручной труд и распространено кустарное производство, отражена в Федерации ассоциаций мелкой промышленности (ФАМП), насчитывающей 70 тыс. членов. В последние годы деятельность этой организации не­сколько расширилась.

Основными и наиболее массовыми организациями трудя­щихся в политической системе Индии являются професси­ональные союзы. За годы независимости численность профсоюзов в стране выросла в несколько раз и достигла, по официальным данным, 5, 4 млн. человек, а по сведениям проф­союзов — 12, 5—13 млн. членов. Число зарегистрированных проф­союзов составляет около 36 тыс. При этом отраслевых профсо­юзов в Индии почти нет. Обычно создаются профорганизации на уровне предприятий. Такое раздробление сил рабочих и служа­щих ослабляет их единство. Членами профсоюзов в Индии со­стоят не более 1/4 или 1/3 трудящихся.

В настоящее время в Индии имеется пять национальных профцентров, два из которых наиболее влиятельны. Индий­ский национальный конгресс профсоюзов (ИНКП) опирается на реформистские концепции ИНК(И) о строительстве " демокра­тического социализма" в Индии, держит курс на мирное со­трудничество труда и капитала, основанное на идеологии не­насилия, выступает с общедемократическими лозунгами. В нем состоят около 4 млн. членов. Всеиндийский конгресс профсою­зов (ВИКП) объединяет свыше 3, 5 млн. членов. ВИКП ставит своей целью ограничение деятельности монополий, развитие государственного сектора, сокращение бремени налогов на тру­дящихся, повышение их заработной платы, усиление единства действий профсоюзов. Большое влияние на ВИКП имеет КПИ*.

* См.: Егорова М. Н. Рабочий класс Индии. М., 1988. С. 170.

 

Есть в Индии и объединения трудящихся в сфере сельско­го хозяйства. Видную роль играют Всеиндийский крестьянский союз и Всеиндийский союз сельскохозяйственных рабочих.

Большое значение в Индии имеет религия. Религиоз­ные организации представляют собой важный компонент политической жизни страны. Несмотря на то, что подавляю­щее большинство населения страны исповедует индуизм (83%), в Индии можно встретить представителей практически всех религий мира. Среди более распространенных религиозных меньшинств мусульмане составляют около 11%, христиане — 2, 6, сикхи — 1, 9, буддисты — 0, 7, джайны — 0, 5, парсы, ев­реи и др. — 0, 3%.

Чрезвычайная пестрота религиозной палитры современ­ной Индии и взаимопереплетение религии и политики в обще­ственной жизни этой страны делает очень сложным разграни­чение понятия политической партии и религиозной организа­ции. В ходе своего развития религиозные организации нередко превращаются в партии, но стремятся называть себя органи­зациями или движениями и наоборот. Партии нередко имеют в своей структуре религиозные организации. Многие религиоз­ные организации ориентированы на один или несколько шта­тов и имеют региональный характер.

Нередко религиозные организации в Индии приобретают коммуналистскую или сепаратистскую направленность и ис­пользуются в интересах региональных группировок. Так, на­пример, на идеологии коммунализма основана созданная еще в 1925 г. индуистская религиозная организация Раштрия сваямсевак сангх (РСС — Союз добровольных слуг родины). С лозунгами построения великой Индии для индусов молодчики из этой организации не раз устраивали массовые беспорядки и погромы. В Западной Бенгалии коммуналистская организация " Ананда марг" и движение " Амра бенгали" выступали за со­здание Большой Бенгалии, включающей в себя Западную Бенгалию, Трипуру, Бангладеш и часть Ассама с населением, го­ворящим на бенгали, и отделение ее от Индии. Сикхские эк­стремисты из религиозной группы Тара Сингха и Ордена нихангов вложили свою лепту в кровавые события в Пенджа­бе в конце 70-х гг. В 80-е гг. мусульманские коммуналисты, выступающие с сепаратистскими требованиями в рамках орга­низации " Джамаати ислами", и ее молодежная организация " Джамаати тулаба" значительно осложняли положение в штате Джамму и Кашмир. Функционирующий с начала 70-х гг. в шта­те Трипура Новозеландский союз христиан-баптистов подтал­кивал племена, проживающие в этом штате, к сепаратист­ским выступлениям.

Как мы видим, религиозная идеология и религиозные орга­низации в Индии нередко эксплуатируются сепаратистскими силами с целью подрыва единства страны. Однако по мере раз­вития политической культуры, модернизации социальной струк­туры индийского общества, роста благосостояния населения влияние такого рода религиозных организаций ослабевает.

Все более усиливается в Индии роль средств массо­вой информации. В стране издается около 20 тыс. газет и журналов, из которых около 14 млн. экземпляров на хинди и 10 млн. — на английском. Всего газеты и журналы издаются почти на 90 языках. Большинство изданий находятся в частном владении. Выделяются четыре группы крупнейших газетных ком­паний: " Тайме ов Индиа", " Индиан экспресс", " Хиндустан тайме" и " Ананда базар патрика". Из наиболее влиятельных информа­ционных агентств можно выделить крупнейшие — " Пресс траст ов Индиа", " Юнайтед ньюз ов Индиа", " Сентрал ньюз сервис" и " Индиа пресс эйдженси".

Индия входит в число десяти стран, издающих наиболь­шее количество печатной продукции, выпуская свыше 20 тыс. наименований книг и брошюр. Из 15 тыс. издательств 3/4 — мелкие, почти 1/4 — средние и 2% — крупные.

Всеиндийское радио, действующее с 1936 г. под контролем министерства информации и радиовещания, имеет 84 радио­станции, работающие на 38 языках, его передачи принимают­ся на всей территории страны. Всеиндийское телевидение, со­зданное в 1976 г., имеет сеть из 140 телевизионных центров и ретрансляционных станций, а также спутники телесвязи. Его передачи могут смотреть уже более 2/3 населения.

В связи с резким увеличением производства и использо­вания компьютерной техники возрастает значение информаци­онных возможностей глобальной сети Интернет и ее влияние на наиболее образованные и политически активные слои на­селения. Соединяясь с телевидением, радио, традиционными средствами печатной информации, компьютерные технологии приобретают в этой стране принципиально новые формы и качества. Развитие СМИ в последние два десятилетия, особен­но средств телекоммуникации, — важный идеологический фак­тор, способствующий унификации все еще специфической для различных районов страны политической и конституционной культуры населения и облегчающий политическое управление из центра, хотя нельзя и недооценивать подрывающего един­ство страны информационного воздействия из-за границы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь