Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Таким образом, туризм предполагает создание какой-то новой социально-культурной реальности, отличающейся от привычной «внетуристической» повседневной жизнедеятельности.



Но именно эти отличия, прежде всего в социокультурном контексте недостаточно отрефлексированы в традиционной практике и теории организации туристической деятельности. Это выражается в том, что там, где предлагается, на первый взгляд некоторая новизна впечатлений, информации, переживаний и ощущений, чаще всего предлагается социокультурное содержание, не формирующее новую «совокупность отношений и явлений» в сравнении с привычными жизнедеятельностью и социальными взаимоотношениями туристов.

Возвращение туристов в конечном счете к исходной точке маршрута в культурологическом смысле означает наличие в любой туристической программе обязательного сопоставления «своей», «домашней» культуры с «другой», «внешней» с последующим включением открытой (изученной) новой культуры в процессе путешествия в привычный социокультурный контекст туристов, пусть даже и обогащенный новой информацией и впечатлениями.

Но это сопоставление также пока еще не получило широкого распространения сегодня в сфере организованного туризма – не отработаны стратегии и технологии сопоставления «своей» и «чужой» культуры с установкой на обогащение и развитие уже имеющегося культурного потенциала туристов. О важности сравнения разных культур пишет известный социолог культуры Л.Г. Ионин:

« Вопрос о необходимости изучения того, что отличает мою жизнь и жизнь моих соплеменников, соотечественников, современников от жизни других больших групп людей прошлого и нынешнего времени при всем кажущемся единообразии жизненных характеристик, таких, как рождение, взросление, смерть, системы социальных статусов, властные отношения, семейные структуры и т.д - может возникнуть тогда, когда произойдет столкновение с этим другим, когда удастся увидеть его воочию и пережить. Из такого столкновения и переживания еще в античные времена зародились науки о культуре». [3]

В теории и практике туризма этому совмещению «своего» и «чужого» социокультурных контекстов не уделяется должного внимания, кроме тем, касающихся «культурного шока »[4] туристов при полной неподготовленности к возможным ситуациям в стране путешествия. Суть культурного шока – конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых – присущих индивиду как представителю того общества, которое он покинул, и новых, т.е. представляющих то общество, в которое он прибыл.

Способы разрешения этого конфликта, а их по мнению английского ученого Ф. Бока[5], существует пять, можно проследить в реализациях туристических программ. Охарактеризуем коротко эти способы.

1. Геттоизация (от слова гетто). В рамках коммерческой по сути туристической программы активно посещаются достопримечательности, для туристов заранее забронированы отели, питание, транспорт и все возможные услуги для комфортного отдыха, которые обеспечивают менеджеры принимающей стороны. Но в такой программе туристы часто оказываются в ситуации собственного «культурного гетто», в котором минимизированы реальные контакты с представителями «чужой» культуры. Участников туристических программ их организаторы всячески «оберегают» от слишком близкого знакомства с местными жителями, их образом жизни, ценностями. Туристы в результате оказываются вынуждены (из-за незнания языка, местной культуры, особенностей собственного менталитета, вероисповедания и т.д.) избегать всякого непосредственного соприкосновения с «чужой» культурой.

2. Ассимиляция (противоположна геттоизации). В этом случае (характрено для экстремального туризма) турист стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж «новой родины», полностью отказываясь от своей культуры. В такие затруднительные ситуации попадают иностранные туристы или материально обеспеченные представители таких социальных страт как предприниматели, банкиры, представители сферы распределения и др., когда туристическая программа предусматривает их длительное социальное включение в жизнь российской глубинки. При этом организаторами маршрута не предусматривается поддержание «культурной микросреды» самих туристов, необходимой для сохранения собственной культурной идентичности и самоуважения. В этом случае окружающая туристов среда не принимает их «инаковость», вынуждая туристов занимать приспособленческую заискивающую или агрессивную позицию по отношению к местной культуре. Очевидно, что культурно-познавательный эффект от такого туризма будет невелик, т.к. новая культурная информация никак не будет сопоставляться с собственным социокультурным потенциалом, социальным опытом туристов.

3. Промежуточный вариант. Это - туристическая программа (как правило научный или культурно-познавательный туризм), имеющая своими положительными результатами обретение навыков социализации и инкультурации ее участников, а также возможность возникновения долгосрочных культурных связей, социальной взаимопомощи и, наконец, личных отношений между туристами и представителями «чужой» культуры. Она составляется на принципах благожелательности и открытости с обеих сторон. Уже на стадии проектирования таких программ закладывается подготовка туриста к его всестороннему восприятию культурной информации и включаются механизмы возможного диалога туристов с представителями местной культуры. [6]

4. Частичная ассимиляция. Это случай, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, в какой-то одной из сфер жизни или на короткий период. В туристической программе для уменьшения «культурного шока» дается возможность «пожить в стане бедуинов», «подняться вместе с проводниками на Килиманджаро», «погрузиться на 2-3 дня в жизнь необитаемого острова» и пр. Все эти предложения являются дополнительными, т.е. необязательными к основной программе, составленной на базе привычных рекреационных стандартов для туристов той или иной страны, социальной группы и пр. Это «мягкий» туризм, развитие которого обсуждается в отечественной и зарубежной литературе как перспективное направление туристической деятельности на условиях разумного компромисса между «своей» и «чужой» культурами. При этом полагается ориентация туризма на развитие «вширь, учитывая необходимость предотвращения чрезмерной нагрузки на традиционные туристские регионы и спрос на более спокойные условия отдыха.[7]

5. Культурная колонизация («жесткий туризм »). Оно означает способ преодоления конфликта культур, при котором представители чужой культуры, прибыв в страну (или иное место), активно навязывают населению свои собственные ценности, нормы и модели поведения. Такие ситуации взаимодействия культурных и ценностных систем, к сожалению, стали привычными во многих странах, где массовый туризм пришел в регионы проживания исчезающих, уникальных культур или считающихся таковыми с позиций приезжающих «отсталых» культур.

Во многом из-за этого явления возник термин «культурный туризм», который оказался частично связанным с постановкой проблемы в 90-х годах ХХ века перед мировым сообществом необходимости сохранения культурного разнообразия в мире и разрушительной роли массового туризма как явления современного социума.

Таким образом, сегодня чаще наблюдается в качестве содержания туристических программ механическая «склейка» «привычного» и «нового» в лучшем случае, и в худшем – предложение полного переключения туристов в иную культуру как в нечто «экзотическое», «необычное», «экстремальное», не сопоставимое с имеющимся культурным опытом.

При таком подходе не происходит реального обогащения культурного потенциала участников туристической программы, т.к. новое «странное» остается на уровне поверхностных, эмоциональных реакций, но не на уровне обогащения культурного потенциала личности.

Для более глубокого постижения культурного содержания той или иной туристической программы должнопоявиться устойчивое желание понять и переработать свои переживания, информацию и нормы «чужой» и «своей» культуры.

Последние 25 лет в России ознаменованы частыми переменами в социальных и индивидуальных ориентирах, что проявлялось в характере выбора изменений в образе жизни методом «проб и ошибок» на всех уровнях общества. Следствием был быстрый распад многочисленных и разнообразных групп, возникавших непредсказуемо и переход индивидов из одной группы в другую.

На этой волне возникла «мода» на некоторые формы образа жизни: «торговец», «предприниматель», «модель», «светская львица», «супермен» и др. Эти формы подразумевали вполне определенный способ проведения свободного времени: выездной туризм, комфортные условия проживания, ресторанный сервис, спа- и фитнес центры, хорошие транспортные средства, разнообразие в местах отдыха на популярных с точки зрения стандартов рекреации для западной социокультурной системы, но при этом остается распространенным «эффект Куршавеля», где на первый план выходит не культурное содержание туризма, а реализация плебейского желания продемонстрировать новые материальные возможности «класса богатых». Пример: сутки в гостинице Куршавеля в сезон стоят 1000 евро.

Те же социальные группы, которые оказались за чертой бедности по разным причинам, вынуждены были принять «новый статус» и его атрибуции, практически не имея свободного времени и возможности развития и духовного роста. До 60% населения России к 2000 году проводило свой отпуск дома. Вместе с тем и эти социальные группынуждаются в разнообразной туристической деятельности, способствующей их полноценной социальной адаптации и инкультурации в современных условиях.

 

3.2. путешественник – лицо, совершающее поездку между двумя или более географическими пунктами. Биржаков М.Б. считает: « значительная часть путешествий и экспедиций служит определенным, далеко не частным целям (торговля, наука, открывательство земель, реклама продукции и т.д.) и щедро финансируется третьими, так или иначе заинтересованными лицами, организациями, государственными или частными фондами. В значительной мере успех путешественника определяется не его личными качествами, которые играют не последнюю роль в совершении подвига, а в его способности убедить общество выделить необходимые материальные ресурсы для организации и совершения собственного путешествия. Путешественник – это чаще всего профессия, которая и служит источником существования или попросту работой лиц и образом жизни принимающих участие в путешествии». [8]


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь