Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Мифология и ее роль в становлении философского знания.
Мировоззрение возникает одновременно с выделением человека из животного мира. Как считают многие современные психологи, в частности, А.Маслоу, одной из основных потребностей человека является необходимость объяснить мир и свое место в нем, выразив при этом отношение к миру. Первой попыткой такого осмысления окружающей действительности, исторически первым типом мировоззрения, является миф (или мифология). Миф– попытка образно-эмоционального освоения мира, объясняющая все явления путем аналогии с деятельностью человека или других живых существ (антропо- или зооморфизм). При этом серьезные изменения мира, грозные явления природы приписываются богам, героям, фантастическим существам. Существенной особенностью мифа является его синкретизм, т.е. неразделенность мира и человека, природы и общества, отсутствие противоречий между ними, которые снимаются посредством особых образов и ритуалов, примиряющих человека, например, со смертью и другими драматическими моментами существования. Синкретизм предполагает отсутствие деления мира на земной, природный, и сверхъестественный, потусторонний. Все мифические существа обитают в природном мире, чаще всего в труднодоступных местах (небо, подземное царство и пр.). Кроме того, герои мифов не отличаются принципиально от людей; их способности превосходят человеческие количественно, но не качественно. Мифологическое мировоззрение не исчезает с появлением новых, более совершенных его типов. Так, миф становится составной частью религии. Примеры современных мифов - светлое коммунистическое будущее, национальная исключительность или особая историческая миссия какого-то народа, прогресс, демократия как народовластие и пр.Многие представители современной философии считают, что сложившиеся в мифологии структуры продолжают до сих пор определять способы освоения мира человеком (так считает, например, Клод Леви-Строс). Мифология — символическое мировоззрение, система символов, представление реального как ирреального. Она родилась вместе с человечеством и является первой синкретической (архаично соединённой) формой духовного освоения мира и человека в их многогранных отношениях и связи. Теоретическое отражение мифологического материала достаточно богатое — мифы, легенды, сказки, сказания, былины, пословицы, поговорки, то есть символические формы освоения внечеловеческой реальности человеком. Специфика мифологического мировоззрения в том, что природное представляется как человеческое, а человеческое как природное. Мифология — начальная стадия бытия человечества, донаучная, дорелигиозная, дофилософская форма духовного освоения системы " универсум — человек". Исторические типы мировоззрения. Философия как форма мировоззрения Типы мировоззрений Есть " мир" и есть " человек". Можно изучать " мир", можно изучать " человека", но можно изучать три предмета: " мир", " человека" и их " отношение". Это и есть совокупный предмет всех типов мировоззрения (Л. Зеленов). Через означенную систему можно характеризовать шесть типов мировоззрения: - мифологическое — символическое мировоззрение; - религиозное — догматическое мировоззрение; - народное — традиционное, то есть основанное на народном сознании, народной психологии и исторических традициях; - художественное (искусство) — образное мировоззрение; - научное — помологическое мировоззрение; - философское — концептуальное мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. Широкий смысл – все взгляды, узкий – предметный (в пределах соответствующей формы мировоззрения: мифологии, религии, науки и т.д.). Термин «мировоззрение» якобы появился в XVIII веке, популярен с XIX века. Черты мировоззрения: активное знание (позиция-действие), целостность, всеобщность (подразумевается наличие того или иного мировоззрения у каждого человека). Предмет – отношения в системе мир-человек. Структура мировоззрения – элементы и связи между ними. Уровни структуры мировоззрения: - обыденно-практический («мироощущение», «эмоционально окрашенное видение мира», «повседневное мировоззрение» каждого человека); - рационально-теоретический («миропонимание», «интеллектуальное мировоззрение», использует понятия, категории, теории, концепции). Структурные элементы: знания, ценности, идеалы, программы действий, убеждения (под которыми авторы понимают не «твердые принципы», а «принятые» - более-менее одобренные учеными «знания и ценности») и др. Примечание: Здесь и далее, помимо вопросов, полужирным шрифтом выделяются термины и высказывания достойные наибольшего внимания. Функции мировоззрения: 1) аксиологическая (ценностная) и 2) ориентационная. Исторические типы мировоззрения: - мифологическое мировоззрение (фантазии преобладают, единство с природой, антропоморфизм, множество сверхъестественных сил, доминирование чувств); - религиозное мировоззрение (монотеизм): психологическая структура (чувства и действия людей, ритуалы) + идеологическая структура (догматы, писания): мир удвоен (имеются в виду, прежде всего, христианские посю- и потусторонний миры), Бог духовен, Он творец вне мира, Священное Писание – источник знаний, иерархия по нисходящей от Бога; - философское мировоззрение (свободный интеллектуальный поиск истины): осмысление предельных оснований бытия и мышления, обоснование ценностей, стремление к целостности, логическая аргументация), опора на разум. Необходимо отделить философию от других видов духовной деятельности. Для этого целесообразно учитывать два аналитических момента: - первый — философия отличается от всех иных видов духовного творчества тем, что она является общим, универсальным типом. Если этика изучает нравственные явления, психология — закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности, политология — политический процесс, физика и химия соответственно, физические явления и химические процессы и т.п. Философию же интересует всё: этическое и психическое, политическое и физиологическое, физическое и химическое, нравственное и правовое, человеческое и внечеловеческое, материальное и духовное, земное и внеземное... Об этом говорит вся история философии. Но в этом всём её интересуют не частности, не детали, не конкретика, а общие закономерности, общие процессы, общие структуры, общие свойства, то есть всё то, что роднит эти явления, то, что у них общего; - второй — философия отличается и от тех типов духовного творчества, которые тоже интересуются всеобщим: религия, искусство, наука, мифология, народное или обыденное сознание. Вот здесь конкретизируем приведённые рассуждения понятием мировоззрение через отношение " мир — человек": - мифология представляет мир, человека и их отношение; - религия изучает мир, человека и их отношение; - народное сознание осваивает мир, человека и их отношение; - искусство отражает мир, человека и их отношение; - наука исследует мир, человека и их отношение. Общее основание у всех типов мироосвоения — это единая система. Система " мир — человек", " космос — человек", " среда — человек", " Бог — человек", " внеземные цивилизации — человек", " универсум — человек".Проще говоря, есть внечеловеческое (мир, природа, космос.) и есть человеческое (социальное), есть " Я" (человек) и есть " не Я" (внечеловеческое). Их отношение — основной вопрос любого мировоззрения, мироосвоения.Всё дело в том, с каких позиций подходить, что конкретно интересует, какой аспект, какой ракурс избирается.Итак, общий мировоззренческий предмет один — система отношения " мир — человек", " не Я — Я". |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2190; Нарушение авторского права страницы