Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Проблема познания в философии Чувственное рациональное познание, их х-ка.
Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания – специальное исследование познания, которое делится: – на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; – на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: – природа познания; – возможности и границы познания; – отношение знания и реальности; – соотношение субъекта и объекта познания; – предпосылки познавательного процесса; – условия достоверности знания; – критерии истинности знания; – формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: – одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; – одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: – gnosis – познавание, узнавание (познание, знание); – episteme –умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: – знание как данность, добытый факт; – процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: – обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; – объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: – исследует природу человеческого познания; – исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); – рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; – исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Гносеология – учение о познании. Гносеология носит исторический характер, потому что она развивается вместе с развитием человека и человечества. Теория познания в древневосточной философии целиком подчинена этико-управленческим и воспитательным задачам. Но, несмотря на это, два основных теоретико-познавательных вопроса в конфуцианстве поставлены: 1) откуда к человеку приходит знание? 2)что такое «знание»? Структура познавательного процесса – система уровней и элементов сознания. Два основных уровня: чувственное и рациональное познание. Чувственное познание характеризуется: - непосредственным отражением (феномены); - индивидуальной множественностью (разнообразностью) и конкретностью; - внешними и поверхностными характеристиками объекта в форме образа. Его основные элементы: - ощущение – отражение отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний познающего органами чувств, это исходный строительный материал познания; - восприятие – целостное отражение, интегрирование отдельных ощущений в единый образ, который одновременно синтезируется и выделяется из окружающей среды; - представление – воспроизводство в сознании чувственных образов без непосредственного контакта с ним на основе памяти и воображения, оно соединяет прошлое-настоящее-будущее и дает базу для перехода к рациональному мышлению. Рациональное познание отличается: - постижением сущностных свойств и законов действительности (ноуменов); - отражением универсально-всеобщего (общественно-значимого) в виде абстрактно-идеальных концептов (идей); - опосредованностью языком и культурной традицией. Его элементы: - понятие – форма мышления, фиксирующая общие существенные свойства определенного класса (вида, подвида) явлений; языковой эквивалент понятия – слово или словосочетание; понятие отражает сверхчувственное с помощью сравнения, абстрагирования, обобщения, идеализации, определения; - суждение – форма мышления, нечто утверждающая или отрицающая о предмете (да или нет, истинно или ложно и другие аналогичные оценки). Суждение – соединение двух или нескольких понятий для получения нового знания, в языке это предложение или высказывание, в философии суждения связывают с рассудком (судом над опытом); - умозаключение – форма мышления, связующая суждения в новый вывод, бывают индуктивные (от частного к общему) и дедуктивные (от общего к частному) суждения. Помимо чувственного и рационального уровней важную роль в познании играет интуиция – механизм моментального и непосредственного (без логических выведений и доказательств) схватывания знаний об объекте. В истории философии, как правило, абсолютизировали одну из сторон познания: рационализм – всеобщность разума, эмпиризм и сенсуализм – чувственный опыт, интуитивизм и мистицизм – интуицию. Современная философия ратует за системную взаимосвязь всего этого и много другого, а также за уместные приоритеты (к примеру, разум приоритетнее в философии, чувства – в искусстве, интуиция – в религии и т.п.). Дополнение: Вышеприведенный ответ вполне годится для ответа на вопрос № 30 Примерного перечня вопросов вступительного экзамена в аспирантуру Белгосуниверситета: «Структура познавательного процесса, основные формы чувственного и рационального познания». Мыслители древневосточной философии считали, что человечество получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Но существуют люди с врожденными способностями, одаренные люди, но их мало. Согласно философии Древнего Востока учиться нужно жизни, а именно умению жить среди людей. Философы того времени под словом «знание» подразумевали прежде всего практическое, жизненное знание, а не отвлеченные абстрактные постулаты об устройстве мироздания. В древневосточной философии были поставлены важнейшие гносеологические проблемы: – соотношение чувственного и рационального в познании; – субординация мышления и языка. В гносеологии Древнего Востока существует три метода познания: – чувственный; – рациональный; – мистический. Два первых метода – чувственный и рациональный – предполагают, что есть «некто», желающий познать «нечто». В процессе познания «некто» приближается к «нечто», узнает его, но при этом оставляет границу, дистанцию. Мистический (сверхчувственный и сверхрациональный) метод предполагает процесс познания с помощью слияния субъекта «некто» с объектом «нечто». Часто этот процесс возможен лишь в ходе целенаправленной медитации. Перед медитацией познающий субъект должен навести порядок в душе: затушить страсти, которые мешают сосредоточиться, самодисциплинироваться, ориентировать себя на высшие цели. Основные мысли древневосточной философии: – мир и каждая личность рассматриваются как единое целое, более важное, чем составляющие ее части; – большое значение имеют методы познания, связанные с интуицией; – познание принципов макрокосма осуществлялось с помощью сложного когнитивного акта, включающего познание, эмоциональное переживание и волевые импульсы; – познание соединялось с волей к реализации на практике моральных норм и эстетическими ощущениями; – включение человека в систему этических норм, которые имели в своей основе глобальные принципы макрокосма; – логика функционировала путем выделения центральных понятий и построения по отношению к ним ряда сопоставлений, объяснений и т. д.; – движение представлялось в виде циклов. Познание истины опирается на интеллект и опыт, в основании которого лежат чувства. Согласно убеждению мыслителей Древнего Востока, истина постигается в процессе созерцания, понимаемого как тождественность познанию. По их мнению, истина многогранна, никогда не может быть выражена полностью, различные мнения об истине доказывают лишь ее различные стороны. Оторванность древневосточной философии от конкретных научных знаний привела к тому, что в объяснении мира она пользовалась наивно-материалистическими идеями о пяти первостихиях, о началах инь и ян, об эфире и т. д. Формы и методы познания. Общенаучные методы познания и их значение. Познание – обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Виды познания: Житейское познание. Житейское познание основывается на наблюдении и смекалке, оно лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями, и носит эмпирический характер. Эта форма знания базируется на здравом смысле и обыденном сознании, она является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Житейское познание развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного познания; оно тесно связано с культурой. Научное познание. Научные знания предполагают объяснение фактов, осмысление их во всей системе понятий данной науки. Сущность научного знания заключается: – в понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущем; – в достоверном обобщении фактов; – в том, что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее и на этой основе осуществляет предвидение различных явлений. Научное знание охватывает что-то относительно простое, что можно более или менее убедительно доказать, строго обобщить, ввести в рамки законов, причинного объяснения, словом, то, что укладывается в принятые в научном сообществе парадигмы. Художественное познание. Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Чувственное познание. Чувственное познание имеет три формы: – ощущения (элементарная форма, в нее входят зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные и другие ощущения); – восприятия (структурированный образ, состоящий из нескольких ощущений); – представления (образ ранее созданного или воспринятого воображением явления). Рациональное познание. Существует три формы рационального познания: – понятие; – суждение; – умозаключение. Понятие – это элементарная форма мысли, которая является результатом обобщения, проведенного по совокупности признаков, присущих данному классу предметов. Суждение – мысль, которая не только соотносится с некоторой ситуацией, но и является утверждением или отрицанием наличия этой ситуации в действительности. Понятие и суждение отличаются тем, что суждение как высказывание, в отличие от понятия как высказывания, должно быть непременно истинным или ложным. Суждение – это связь понятий. Умозаключение – это вывод нового знания, предполагающий четкую фиксацию правил. Умозаключение должно иметь доказательство, в процессе которого правомерность появления новой мысли обосновывается с помощью других мыслей.Понятие, суждение и умозаключение образуют некую целостность в своем единстве, эта целостность называется умом или мышлением. Методом (от греч. methodos — путь к цели) называется правило, прием, способ познания. В целом метод — ϶ ᴛ ᴏ система правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Методология — более широкое понятие и может быть определена как:
Все известные методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 3251; Нарушение авторского права страницы