Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История зарубежной литературы (Средние века и эпоха Возрождения)Стр 1 из 4Следующая ⇒
Факультет социальных коммуникаций и филологии (факультет)
Утверждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания «___»___________ 2012 г., протокол № __________
Заведующий кафедрой_________ / Е.Ю.Богданова
Рабочая программа дисциплины Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий (в часах)
Планы и УММ к практическим (семинарским) занятиям
К семинарам студенты должны выполнить следующую работу: I. Выписать в рабочие тетради высказывания Ф.Энгельса о Данте и об эпохе Возрождения; А.С.Пушкина о Шекспире (об " Отелло" и Ромео и Джульетте" ). II. Составить конспект-изложение статьи В.Г.Белинского " Гамлет" драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета. Статьи И.С.Тургенева. Гамлет и Дон Кихот. III. Законспектировать фрагмент из книги М.М.Бахтина. Творчество Ф.Рабле (С.20-30).
Перечень текстов для заучивания наизусть. 1. Данте. Божественная комедия. Со слов " Пока к долине я свергался темной..." до слов "... прекрасный стиль, везде превозносимый". 2. Петрарка Ф. Один из сонетов. 3. Шекспир У. Сонеты - 66 и выбранный по желанию. 4. Вийон Ф. Одна из баллад. 5. Шекспир У. Монолог Гамлета " Быть или не быть" из трагедии " Гамлет". 6. Сервантес М. Монолог Дон Кихота (о свободе) из романа " Дон Кихот". Часть 2. Глава 58 (от слов "... свобода, Санчо..." " до слов "... кроме самого неба" ).
Тематика практических занятий 1. Героический эпос эпохи феодализма 2. Рыцарская лирика 3. «Божественная комедия» Данте. Идейно-художественный анализ первой части («Ад») 4. Творчество Фр.Вийона 5. Лирика Фр.Петрарки 6. Трагедия Шекспира «Гамлет» (понятие о трагедии и трагическом характере в эпоху Возрождения) 7. Роман Сервантеса «Дон Кихот»
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение (Темы занятий КСР) 1. Испанский героический эпос. Песнь о моем Сиде. 2. Рыцарская литература Германии. 3. Возрождение в Нидерландах и Германии. 4. Позднее Возрождение во Франции и литературная деятельность " Плеяды".
Умения и навыки, которые должен приобрести студент в процессе изучения курса " История зарубежной литературы (Средние века и эпоха Возрождения)".
· Осознанное восприятие лекционного материала и его дальнейшее углубление в процессе самостоятельной работы. · Чтение и конспектирование необходимой литературы, формирование индивидуального отношения к тексту. · Освоение основного свода средневековой мифологии и умение восстановить мифологическую основу литературных произведений. · Рассмотрение художественного текста в единстве формы и содержания с применением специфики античной литературы. · Понимание историко-литературного значения произведений Средних веков и эпохи Возрождения и потенциала его " актуализации" в современную эпоху. · Выделение имен ведущих переводчиков, исследователей, наиболее авторитетных изданий, серий, учебных пособий и справочников. · Освоение основных понятий и терминов, их использование при ответах. · Знание наизусть обозначенных художественных текстов (Данте, Петрарка, Вийон, Шекспир, Сервантес). · Углубленное знание произведений Средних веков и эпохи Возрождения, изучаемых в современной школе.
Основные понятия и термины, которые необходимо усвоить в процессе изучения курса.
Агиография. Видение. Исповедь. Клерикал. Клерикальная литература. Медиевистика. Патристика. Тезаурус. Теология. Барды. Вёльва. Викинги. Друиды. Кённинги. Руны. Сага. Скальд. Филиды. Эдда (старшая). Эдда (младшая). Альба. Баллада. Ваганты. Вассал. Готика. «Дольче стиль нуово». Жонглеры. Кансона. Катрен. Куртуазная литература. Литургическая драма. Мейстерзингеры. Менестрель. Миннезингеры. Миракль. Мистерия. Моралите. Новелла. «Новеллино». Пасторелла. Плач. Реконкиста. Секстина. Серенада. Сирвента. Сонет. Соти. Сюзерен. Тенсона. Терцина. Терцет. Трубадуры. Труверы. Утопия. Фаблио. Фарс. Хуглары. Шансон де жест. Шванк. Шпильманы. Вирелэ. Историческая хроника. Кваттроченто. Ренессанс. Рондо (рондель). Ронсарова строфа. Проторенессанс. Треченто. Чинквеченто. Шекспироведение. «Шекспировский вопрос».
Перечень творческих заданий. · Переводчики поэмы " Песнь о Роланде" на русский язык. · Сопоставительный анализ поэмы " Песнь о Роланде" и " Слова о полку Игореве". · Рыцарская лирика и русская литература (А. Блок и др.) · Рыцарская лирика и музыка. · " Русский Данте" (издания, переводы, оценка). · А.С.Пушкин и Данте. · Данте в искусстве (музыка и живопись). · Образ Данте в русской поэзии. (Блок, Ахматова и др.) · Изучение трагедии Шекспира " Гамлет" в школе. · Роман Сервантеса как книга для детей. Сервантес в школе.
Цель практических занятий
1. Уяснение специфики литературы Средних веков и эпохи Возрождения как вида искусства. 2. Знакомство с основными родами (эпос, лирика и драма) и жанрами литературы в связи с общественно-историческим развитием. 3. Совершенствование навыков углубленного чтения памятников литературы Средних веков и эпохи Возрождения (Данте, Шекспир, Сервантес) и их целостного анализа. 4. Подготовка студентов к изучению в школе Шекспира и Сервантеса. Планы практических занятий
Занятие 2. Рыцарская лирика
Задания: 1. Изучить по теме материалы лекции, учебников и хрестоматий. 2. Знать биографии 3-5 авторов рыцарской лирики(трубадуров, труверов, миннезингеров). 3. Выписать высказывание А.С.Пушкина о лирике трубадуров. 4. Знать характеристику основных жанров рыцарской лирики, уметь их анализировать. Вопросы: 1. Причины, время и место возникновения рыцарской лирики в Европе. 2. Основные источники и тематика. Культ " Прекрасной дамы". 3. Жанровое богатство, своеобразие и новаторство. 4. Создатели рыцарской лирики (трубадуры и т.д.) 5. Значение рыцарской лирики и ограниченность ее.
Вопросы для углубленного изучения (по желанию): 1. Рыцарская лирика и русская литература (А. Блок и др.) 2. Рыцарская лирика и музыка. Литература Тексты: 1. Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М., 1974.
Рекомендуемая литература 1. Пуришев Б. Лирическая поэзия ср.веков. В кн.: Поэзия трубадуров, поэзия миннезингеров, поэзия вагантов. М., 1974, с. 5-28. 2. Найман А. О поэзии трубадуров. В кн.: Песни трубадуров. М., Наука, 1979, с. 3-25. 3. История всемирной литературы: В 9 т. Т.2., М., 1985, С. 530-548. 4. Учебники.
Рекомендации: подготовить наизусть одно стихотворение (на выбор).
Перечень текстов для заучивания наизусть к практическому занятию по теме " рыцарская лирика":
1. Тибо, граф Шампанский " Песня" с. 265-266. 2. " Альба" - анонимная песня XII с. 170 - 171. 3. Маркабрюн " Пасторелла" - с. 173-174, " Романс" - с. 174-175. 4. Джауфре Рюдель " Кансона" - с. 177. 5. Бертран де Борн " Плач" - с. 178-179, " Сирвента" - с. 180-181. 6. рамбаут III, граф Оранский " Тенсона" - с. 182-183. 7. Гираут де Борнейль " Альба" - с. 183-184. 8. Беатриса, графиня де Диа Кансоны - с. 184-185. 9. Гас Брюле " Песня" - с. 262. 10. Гартман фон дер Ауэ - с. 488-490. 11. Анонимные песни - с. 483.
Источник: Зарубежная литература Средних веков. Хрестоматия. Сост. Б.И. Пуришев. - М. 2004. (читальный зал и учебный корпус N3). Вводимые понятия: трубадур, трувер, миннезингер, бард, вагант, менестрель, " темный стиль", " ясный стиль", рифма, куртуазная литература, " прекрасная дама", кансона, тенсона, сирвента, альба, баллада, плач, пасторелла.
Занятие 3. «Божественная комедия» Данте. Список художественных произведений Для обязательного прочтения
1. Ирландский эпос: Бой Кухулина с Фердиадом. Смерть Кухулина (хрестоматия). 2. Исландский эпос: Речи Высокого. Прорицание вельвы (хрестоматия). 3. Песнь о Роланде (полностью, любое издание). 4. Песнь о моем Сиде (хрестоматия). 5. Песнь о Нибелунгах (хрестоматия). 6. Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. 7. Данте. Божественная комедия (вступление и 8. Петрарка Ф. Сонеты. 9. Бокаччо Д. Декамерон. 10. Вийон Ф. Стихи. 11. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. 12. Роттердамский Э. Похвала глупости. 13. Мор Т. Утопия. 14. Шекспир У. Сонеты. Ричард Ш. Укрощение строптивой. Двенадцатая ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Отелло. Король Лир. 15. Сервантес М. Дон Кихот. Нумансия. Цыганочка.
Кроме того, необходимо, чтобы студент прочитал ряд текстов из указанных в разделе " Дополнительные". Руководствоваться в этом случае можно или рекомендациями преподавателя или своими личными склонностями.
Кённинги - составные метафоры, зашифровывающие ключевые понятия скальдической поэзии (напр., дорога сельдей – море, песня копий – битва, шлема основа – голова, лес глаз – ресницы, огонь раны – кровь и др.). Встречаются и в эддической поэзии. Руны – древнегреческие письменные знаки. Применялись для письменных сообщений. Первоначально было 24 руны. В эпоху викингов их число сократилось до 16. Вырезались в Скандинавии на оружии, амулетах и предметах обихода. Сага (сканд. saga – повествование) – древнеирландское, древнеисландское народное эпическое сказание о богах и героях, имеющее легендарно-мифологический характер. Чаще прозаического, иногда смешанного характера. Скальд (исл. skald – певец, поэт) – норвежский и исландский дружинный поэт, певец IX – XIII вв., автор хвалебных и хулительных стихов довольно сложной формы. Филиды – певцы-рассказчики эпических преданий древних кельтов, которые они систематизировали и подвергали сложной литературной обработке, используя при этом импровизацию. Эдда (старшая) – сб-к. др.-исл. песен, бытовавших в устной форме. Сборник известен в рукописи XIII века. Эдда (младшая) – Снорриева Эдда, написанная в 1222-1225 гг. Состоит из пролога и трех частей. Автор Снорри Стурлусен (1179-1241).
ЭПОХА РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА
Альба (прованс. alba - рассвет, утренняя заря) – жанр ср.-век. куртуазной лирики: утренняя песня о тайном ночном любовном свидании, прерываемом утренней зарей; по форме – преимущественно строфически оформленный диалог. Баллада (от прованс. balada – танцевальная песня) – жанр рыцарской лирики, плясовая песня, сопровождаемая припевом. Ваганты (от лат. vgantes «бродячий») – бродячие клирики, школяры, студенты, слагающие вольнолюбивые стихи на латыни (XII – XIII вв.) Вассал – в ср. века зависимое лицо от сюзерена. Готика – стиль в искусстве в средневековой Европе, возникший в XIII в., пришедший на смену романскому стилю. «Дольче стиль нуово» (итал. «Dolce stil nuovo» - «новый сладостный стиль») – итальянская поэтическая школа конца XIII в., предвосхитившая поэзию эпохи Возрождения. Факультет социальных коммуникаций и филологии (факультет)
Утверждена на заседании кафедры русского языка, литературы и методики их преподавания «___»___________ 2012 г., протокол № __________
Заведующий кафедрой_________ / Е.Ю.Богданова
Рабочая программа дисциплины История зарубежной литературы (Средние века и эпоха Возрождения) (название дисциплины)
Автор-разработчик программы: ___________________________ / Л.А.Богданова
Глазов 2012 1. Объем дисциплины и виды учебной работы
1 зачетная единица = 36 часов.
ОК-1, ОК-6, ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-2, ПК-13 2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1005; Нарушение авторского права страницы