Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сирвента – жанр рыцарской лирики; строфическая песня, разрабатывающая темы политические или общественные (военные и т.д.), содержащая личные выпады поэта против его врагов. ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Сонет – твердая стихотворная форма из 14 строк, образующих 2 катрена и 2 терцета (итальянская форма); три катрена и 2-х стишие (английская форма). Соти – небольшие французские стихотворные пьесы (XV – XVI вв.); связаны с праздниками Дураков. Жанр средневековой драмы. Сюзерен – в Западной Европе в средние века верховный, высший сеньор территории (король, герцог, князь) по отношению к вассалам. Тенсона (tensos – спор) – жанр рыцарской лирики; стихотворный диалог двух поэтов, диспут на темы любовные, поэтические или философские. Терцина – ряд трехстиший. Терцинами написана «Божественная комедия» Данте. Терцет – строфа из трех стихов. Трубадуры (от прованс. trobar – находить, слагать стихи) – средневековые провансальские поэты-певцы XI –XIII вв. Культ «прекрасной дамы» и тема любви – все это придавало творчеству трубадуров светский характер. Труверы (франц. trouvé re – находить, придумывать, сочинять) – французские поэты-певцы XII –XIII вв. Севера Франции. Поэзия сложилась под влиянием трубадуров и культивировала сходные с поэзией трубадуров жанры. Утопия (от греч. «у» - «нет» и «топос» - «место», т.е. место, которого нет) – произведение, описывающее идеальное общественное устройство. Фаблио (побасенка) – короткий стихотворный комический или сатирический рассказ анекдотичного содержания, бытовавший во французской литературе XII-XIV вв. Грубоватый юмор соседствует с моральным поучением. Фарс (от лат. farcio – начиняю) – вид, жанр народного театра и литературы западно-европейских стран XIV-XVI вв., прежде всего Франции. Отличался комической, нередко сатирической направленностью, реалистической конкретностью, вольнодумством; насыщен буффонадой. Герои – горожане. Хуглары – в Испании народные певцы, сочинявшие и распространявшие песни о подвигах королей и героев, боровшихся с арабами в период Реконкисты. Шансон де жест (chansons – песня; gestes – деяние, франц.) – песни о деяниях (подвигах), циклы поэм французского героического эпоса. Шванк (шутка) – небольшой рассказ в немецкой городской литературе XIII-XVII вв. первоначально в стихах, затем – в прозе. Изображает жизнь различных сословий с комической стороны, нередко содержит сатиру; близок фаблио и новелле. Шпильманы (нем. Spielleute) – средневековые немецкие бродячие певцы, музыканты; творцы и исполнители эпических песен, распространители героического эпоса.
ЭПОХА ПРЕДВОЗРОЖДЕНИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Вирелэ – шестистрочная строфа старофранцузской поэзии. Историческая хроника (греч. chronika – летопись) – литературный жанр, содержащий изложение исторических событий в их временной последовательности. В драматургии этот жанр использовал Шекспир. Кваттроченто – период Высокого (второго) гуманизма в Италии XV в. Ренессанс (франц. Renaissance – Возрождение) – в истории культуры стран Европы эпоха перехода от Средневековья к Новому времени (XIV-XV – конец XVI вв.) Рондо (рондель) – жанр французской поэзии XVI-XVI вв.; в том числе встречающийся в творчестве Ф. Вийона. Ронсарова строфа – шестистишная строфа или «перевернутая» секстина, часто встречающаяся в поэзии П. Ронсара и «Плеяды». Проторенессанс (Предвозрождение) – эпоха в ряде стран Европы (Италия, Англия, Франция) переходного периода. Треченто – период (первый) раннего гуманизма в Италии XIV- начала XV вв. Чинквеченто – важный и сложный (третий) этап Итальянского Возрождения, завершающий эпоху гуманизма и относящийся к XVI в. Шекспироведение – круг проблем, относящихся к жизни и творчеству английского драматурга, изучаемых исследователями с XVII в. до современности. Основная литература о Шекспире; издание произведений Шекспира. «Шекспировский вопрос» - вопрос об авторстве произведений Шекспира, был поставлен впервые в 1785 г. Джеймсом Уилмотом и до сих пор активно дискутируется.
Более подробные сведения можно найти в следующих изданиях: 1. Квятковский А. Поэтический словарь – М., 1966. 2. Литературная энциклопедия терминов и понятий – М., 2001. 3. Литературный энциклопедический словарь – М., 1987.
9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов
10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА I. 1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. для филол. спец. вузов /М.П. Алексеев, В.М. Жирмунский, С.С. Мокульский, А.А. Смирнов. Предисл. Н.А. Жирмунской и З.И. Плавскина. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. 2. Ковалева Т.В. и др. Литература средних веков и Возрождения: Учеб. пособие для вузов /Т.В. Ковалева, И.Л. Лапин, Н.А. Паньков. Под ред. Я.Н. Засурского. – Минск, 1988. 3. Шайтанов И.О., Афанасьев О.В. Зарубежная литература: Средние века. – М., 1996. 4. Шайтанов И.О. Зарубежная литература: Эпоха Возрождения. – М., 1998. 5. Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. – М., 2001. 6. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения/Курс лекций. – М., 1996. 7. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1984 (Т. 2. – М., 1985. Т. 3). 8. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 ч./Под ред. Н.П. Михальской. – М., 1997. 9. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия/ Сост. Б.И. Пуришев; предисл. И подг. К печати В.А. Лукова. – 3-е изд., испр. – М., 2004. 10. Зарубежная литература эпохи Возрождения/Сост. Б.И. Пуришев. – М., 1976. 11. Хрестоматия по литературе Средневековья/Сост. В.Г.Стадников. – Т.1. – СПб, 2003; Т.2, - СПб, 2003. II. 1. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. - М., 1974. 2. Аникст А.А. Трагедия Шекспира «Гамлет». М., 1986. 3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни, стиль мышления. М., 1978. 4. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле. М., 1963. 5. Виппер Ю.Б. Поэзия плеяды. - М., 1976. 6. Гаспаров М. Л. Поэзия вагантов // Поэзия вагантов. М., 1975, с. 421–514. 7. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. - М., 1967. 8. Державин К.Н. Сервантес. - М., 1958. 9. Елина Н. Г. Данте. М., 1965. 10. Косиков Г. К. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. М., 1984, с. 5–41. 11. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981. 12. Мандельштам О. Франсуа Виллон. Разговор о Данте. 13. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986. 14. Михайлов А.Д. Французский рыцарский роман. - М., 1976. 15. Морозов М.М. Шекспир. 1954 - 1616. - М., 1956. 16. Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. - М., 19617 17. Пинский Л. Шекспир. Основные начала драматургии. - М., 1971. 18. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской культуры. - М.-Л., 1965. 19. Самарин Р.М. Реализм Шекспира. - М., 1964. 20. Урнов М.В. и Урнов Д.М. Шекспир. Движение по времени. - М., 1971. 21. Шведов Ю. К вопросу об исторической концепции в хрониках Шекспира. - М., 1964. 22. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. - М., 1975. 23. Писатели Франции. М., 1964. 24. Эко, Умберто. Эволюция средневековой эстетики. СПб., 2004.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы