Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Блаженный Николай Салос Псковский
День памяти: 28 Февраля / 13 Марта (12 марта - в високосный год)
Блаженный Николай Псковский более трех десятилетий нес подвиг юродства. Еще задолго до смерти он стяжал благодатные дары Святого Духа и был удостоен дара чудотворения и пророчества. Современники-псковичи звали его Микула (Микола, Никола) Саллос, что в переводе с греческого означает " блаженный, юродивый", и еще при жизни почитали как святого, называя также Микула Свят. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, " прииде царь... с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити". Весь город молился об отвращении царского гнева. Услышав колокольный звон к утрени по всему Пскову, царь, как гласит надпись на чудотворной Любятовской (в Любятове стояло царское войско) иконе Умиления Божией Матери (память 19 марта / 1 апреля), " умилившись сердцем, сказал своим воинам: " Иступите мечи о камень, да престанут убийства" ". Все жители Пскова вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. На одной из улиц навстречу царю выбежал блаженный Николай верхом на палке, будто скача на коне, и закричал царю: " Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови". Царь приказал поймать юродивого, но тот стал невидим. Запретив убийства, Иван Грозный, однако, имел намерение разграбить город. Царь слушал молебен в Троицком соборе, поклонился мощам святого благоверного князя Всеволода-Гавриила (память 11 / 24 февраля) и пожелал получить благословение у блаженного Николая. Когда царь пришел в келлию блаженного, тот сказал: " Не замай, минухне, нас (не трогай, прохожий, нас) и пойди от нас, не на чем тебе будет бежати". Юродивый предложил царю на угощение кусок сырого мяса. " Я христианин и не ем мяса в пост", - сказал ему Иоанн. - " Ты пьешь кровь человеческую", - отвечал ему блаженный, поучая царя " многими ужасными словесы", чтобы тот прекратил убийства и не грабил святые Божии церкви. Но Иоанн не послушался и приказал снять колокол с Троицкого собора, и тогда, по пророчеству святого, пал лучший конь царя. Молитва и слово блаженного пробудили совесть царя. Испуганный сбывшимся пророчеством и обличенный в злодеяниях, Грозный, приказав остановить грабеж, бежал из города. Опричники, свидетели этого, писали: " Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов". Блаженный Николай скончался 28 февраля / 13 марта 1576 года и был погребен в Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и, впоследствии, архипастыри. Местное почитание блаженного началось спустя всего 5 лет после его кончины. В 1581 г., при осаде Пскова войсками польского короля Стефана Батория, кузнецу Дорофею было явление Божией Матери с сонмом псковских святых, молившихся за город, среди которых был и блаженный Николай (сведения о Псково-Покровской иконе Божией Матери помещены 1 / 14 октября). В кафедральном Троицком соборе Пскова и ныне почивают мощи блаженного Николая Псковского, который " плотски в юродстве быв, ... горняго Иерусалима гражданин явися.., царску державу и смысла свирепство на милость обратив". Тропарь Николаю, Христа ради юродивому, Псковскому Словенска языка, Псковския земли /плотски в юродстве быв, /юродства притворением Горняго Иерусалима гражданин явися, /Ангелом, славне, свеселишися, /мироточиваго святителя Николая звание восприим, /с нимже всегда Христа Бога моли /даровати нам велию милость. О дне сем. Вечерня с чином Пассии входит уже в службу понедельника, но я все же описал ее отдельно ввиду своеобразия этой службы. Далее же служба идет уже обычным великопостным чином. Паремия на 6 часе. Отрывок из книги пророка Исаии (Главы 8 и 9): 1И сказал мне Господь: возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом: Скоро пленение будет богатствам. 2И я взял себе верных свидетелей: Урию священника и Захарию, сына Варахиина, - 3и приступил я к пророчице, и она зачала и родила сына. И сказал мне Господь: нареки ему имя: Скоро пленит, внезапно низвергнет, 4ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским[85]. 5И продолжал Господь говорить ко мне и сказал еще: 6за то, что этот народ пренебрегает водами Силоама, текущими тихо, и восхищается Рецином и сыном Ремалииным, 7наведет на него Господь воды реки бурные и большие - царя Ассирийского со всею славою его; и поднимется она во всех протоках своих и выступит из всех берегов своих; 8и пойдет по Иудее, наводнит ее и высоко поднимется - дойдет до шеи; и распростертие крыльев ее будет во всю широту земли Твоей, Еммануил! 9Враждуйте, народы, но трепещите, и внимайте, все отдаленные земли! Вооружайтесь, но трепещите; вооружайтесь, но трепещите! 10Замышляйте замыслы, но они рушатся; говорите слово, но оно не состоится: ибо с нами Бог! 11Ибо так говорил мне Господь, держа на мне крепкую руку и внушая мне не ходить путем сего народа, и сказал: 12" Не называйте заговором всего того, что народ сей называет заговором; и не бойтесь того, чего он боится, и не страшитесь. 13Господа Саваофа - Его чтите свято, и Он - страх ваш, и Он - трепет ваш! 14И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. 15И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены. 16Завяжи свидетельство, и запечатай откровение при учениках Моих". 17Итак я надеюсь на Господа, сокрывшего лице Свое от дома Иаковлева, и уповаю на Него. 18Вот я и дети, которых дал мне Господь, как указания и предзнаменования в Израиле от Господа Саваофа, живущего на горе Сионе. 19И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых? 20Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света. 21И будут они бродить по земле, жестоко угнетенные и голодные; и во время голода будут злиться, хулить царя своего и Бога своего. 22И взглянут вверх, и посмотрят на землю; и вот - горе и мрак, густая тьма, и будут повержены во тьму. Но не всегда будет мрак там, где теперь он сгустел. Глава 9. 1Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. 3Ты умножишь народ, увеличишь радость его. Он будет веселиться пред Тобою, как веселятся во время жатвы, как радуются при разделе добычи. 4Ибо ярмо, тяготившее его, и жезл, поражавший его, и трость притеснителя его Ты сокрушишь, как в день Мадиама. 5Ибо всякая обувь воина во время брани и одежда, обагренная кровью, будут отданы на сожжение, в пищу огню. 6Ибо Младенец родился нам, Сын, и дан нам; владычество Его на раменах Его, и нарекут имя Ему: Великого Совета Ангел, Чудный, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века; ибо приведу мир князьям, мир и здравие Его. 7Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это. В двух главах содержится множество явных намеков на Новый Завет. В начале 8 главы пророк, упоминая о поражении Израиля от ассирийцев, тут же пишет о Христе, намекая на Его Божественное могущество. Это текст в некоторой степени был искажен в Синодальную эпоху (здесь местами сделаны исправления в соостветствии со славянским текстом). В читаемом же отрывке пишется о служении Христаи о том, что Его слово будет предметом пререканий и многие споткнутся о Него. В некотором роде, это напоминает пророчество праведного Симеона Богоприимца Божией Матери. И то и другое сбылось, ибо «слово о Кресте для погибающихбезумие, а для спасаемых – сила Божия». Мир ненавидит нашу веру и слово о спасении, так как ему это напоминает о зле его, а это обличение он ненавидит. Поэтому Слово, которое плотской разум не смог воспринять, вызвало столько противодействия, а все сопротивляющиеся – погибли душами своими… Начало же 9 Главы повествует о Галилее, месте рождения Девы Мариам, Матери Христа по плоти, а также Иосифа – хранителя ее девства, а также места, где Христос, как человек, возрастал, а потом начал проповедь Евангелия…. И паремии н вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 6): 1Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, 2тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. 3И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. 5И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. 7И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. 8Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. 9Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. 10Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. 11Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. 12И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. 13И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. 14Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. 15И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей [86]. 16И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. 17И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. 18Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. 19Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. 20Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]. 21Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею. 22И сделал Ной всё: как повелел ему [Господь] Бог, так он и сделал. Бог предупреждает Ноя о желании произвести потоп, дабы истребить впавших в грех людей. Мирская наука отвергает повествование о потопе, несмотря на то, что воспоминания о нем есть почти у всех народов мира. Итак, с тех пор, как потомки Сифа начали смешиваться с потомками Каина, а дети от этих браков наследовали характерную для последних особенную наклонность ко греху, грех начал возрастать. В конце концов, Бог увидел, что род человеческий настолько погряз во зле, что ждать от него добра не стоит, так что дабы остановить деградацию (уже начавшую влиять на внешность первых людей и их физиологию), большую часть придется истребить. Как среди жителей Содома единственным человеком, имеющим представления о благочестии, был Лот, так и среди первобытного человечества единственными людьми, из потомства которых могло выйти что-то доброе, был Ной, остальных, дабы оградить его потомков от дурног влияния, пришлось истребить. Это кажется жестоким, но если помнить, что смерти нет, а у Бога все живы, то этот выход представляется единственно верным. А из оставшихся потомков Ноя и пошло все нынешнее человечество (генетики заявляют, что «нашли первобытного Адама» по результатам исследованиям ДНК многих людей, но по всем чертам, которые они приписывают этому «Адаму», у них получается не Адам, а именно Ной). Об этом стоит помнить всем нам, ведь мы остаемся жить на этой земле ровно до тех пор, пока Бог видит, что мы способны к обращению и спасению, но если видит, что дальнейшее убеждение человека бесполезно и дальше будет только хуже – Он изымает его из этого мира. Не быть бы и нам изъятыми в дни коснения во зле….. Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Глава 8): 1Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? 2Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; 3она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: 4" к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! 5Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму. 6Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда; 7ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих; 8все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; 9все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. 10Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; 11потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею. 12Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. 13Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. 14У меня совет и правда; я разум, у меня сила. 15Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; 16мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли. 17Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня; 18богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда; 19плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра. 20Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, 21чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.] 22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; 23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. 24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. 25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, 26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. 27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, 28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, 29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: 30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, 31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими. 32Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои! 33Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него. 34Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! 35потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа; 36а согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть". Иные современные богословы, толкуя эти строки, впали в ересь, уклоняясь рассждать о некоей четвертой ипостаси Божества. Но Отцы Древности в один голос говорят, что здесь предуказывается о Сыне Божием, Слове Божием, ныне нам более известном под именем Христа. Таким образом, ни о какой четверто испостаси речь не идет, а говорится о втором лице Святой Троице. Здесь царь Соломон еще выступает, как пророк и Благодатью Божией предуказывает то, что Ветхий Завет еще не узнал… Вторник 14 марта. Дат на этот день приходится много, хоть торжественных среди них нет. Особо стоит упомянуть чтимых в этот день мучеников Маркела и Антония. О них неизвестно (вернее – не указывается) ровным счетом ничего, кроме того, что они были сожжены в огне… Преподобномученица Евдокия День памяти: 1 / 14 Марта
Святая преподобномученица Евдокия была самарянкой, родом из города Илиополя Финикии Ливанской. Языческое нечестие оттолкнуло ее от доброго пути, и она долго вела греховную жизнь. Душа ее омертвела, сердце ожесточилось. Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божия коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что это совершенные ею грехи лежат тяжестью на ее душе. Утром Евдокия поспешила призвать к себе человека, молитвенное правило которого слышала ночью. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, и душа ее словно ожила и исполнилась радостью и любовью ко Христу. Она попросила старца Германа прийти к ней через несколько дней, а сама затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитве. Старец Герман пригласил пресвитера, и после испытания и оглашения Евдокия приняла святое Крещение от епископа Илиопольского Феодота. Раздав все свое имущество нищим, она удалилась в монастырь и приняла на себя самые строгие подвиги покаяния. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами. Однажды, когда она была уже настоятельницей монастыря, в обители появился молодой язычник Филострат. Разжигаемый нечистой страстью, он под видом инока проник в монастырь и стал уговаривать преподобную Евдокию возвратиться в Илиополь, чтобы снова начать прежнюю жизнь. " Бог отмщения да запретит тебе". - с гневом ответила Евдокия, и лжеинок упал замертво. Опасаясь, что случившееся сочтут за убийство, сестры усилили молитву и просили Господа открыть им Свою волю. Святой Евдокии в сонном видении явился Сам Господь и сказал: " Восстань, Евдокия, преклони колена, помолись, и воскреснет искуситель твой". И по молитве Евдокии Филострат ожил. Возвращенный к жизни язычник умолил преподобную простить его. Приняв святое Крещение, он удалился в Илиополь. С тех пор он никогда не забывал милости Божией, явленной ему, и стал на путь покаяния. Прошло немного времени, как последовало другое испытание. Жители Илиополя донесли правителю Аврелиану, что, приняв христианство, Евдокия якобы скрыла в монастыре свои богатства. Аврелиан послал отряд воинов, чтобы изъять эти мнимые сокровища. Однако в течение трех дней воины тщетно пытались приблизиться к стенам обители: невидимая сила Божия охраняла ее. Аврелиан снова послал воинов к монастырю, на этот раз под водительством своего сына. Но в первый же день пути сын Аврелиана сильно повредил себе ногу и вскоре умер. Тогда Филострат посоветовал Аврелиану написать преподобной Евдокии, моля ее оживить юношу. И Господь, по Своей бесконечной милости, молитвами святой Евдокии вернул юношу к жизни. Став свидетелями великого чуда, Аврелиан и его ближние уверовали во Христа и крестились. Когда усилились гонения на христиан, преподобную Евдокию схватили и привели на мучения к правителю Диогену. Истязавший ее военачальник Диодор получил известие о внезапной смерти своей жены Фирмины. В отчаянии он бросился к святой Евдокии с просьбой помолиться об умершей. Преподобномученица, исполненная великой веры, обратилась к Богу с молитвой и испросила у Него возвращение Фирмины к жизни. Воочию убедившись в силе и благости Господа, Диодор и Диоген уверовали во Христа и через некоторое время крестились со своими семьями. Преподобная Евдокия некоторое время жила в доме Диодора и просвещала новообращенных христиан. Однажды единственный сын некоей вдовы, работая в саду, был ужален змеей и умер. Мать горько оплакивала умершего сына. Узнав о ее горе, святая Евдокия сказала Диодору: " Настало и тебе время показать свою веру во Всемогущего Бога, Который слышит молитвы кающихся грешников и по Своему милосердию исполняет их прошения". Днодор смутился, не считая себя достойным такого дерзновения пред Богом, но, повинуясь святой Евдокии, помолился и Именем Христовым повелел покойнику встать. На глазах у всех присутствовавших юноша ожил. Преподобная Евдокия возвратилась в свой монастырь, в котором подвизалась 56 лет. После смерти Диогена правителем стал Викентий, жестокий гонитель христиан. Узнав о бесстрашной исповеднице христианской веры, он приказал казнить её. 1 / 14 марта (ок. 160 - 170) святая преподобномученица была обезглавлена. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы