Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЕТР УСПЕНСКИЙ
Память 27 февраля / 12 марта (11 марта – в високосный год), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московский святых Родился в 1876 году в селе Алексеевском Коломенского уезда Московской губернии (ныне Ступинский район Московской области) в семье священнослужителя. В 1901 году, по окончании духовной семинарии, был рукоположен во диакона. В 1905 году рукоположен во священника ко храму в честь Иоанна Предтечи в селе Ивановском Семеновской волости Серпуховского уезда Московской губернии. Здесь он прослужил до 1929 года, когда в связи с ухудшением здоровья ушел за штат. В 1937 году вернулся к священническому служению и в середине августа 1937 года был назначен служить в Николаевскую церковь в село Федоскино Дмитровского района. Но к этому времени храм в селе, за неимением священника, был закрыт, и отец Петр, решив собрать прихожан для регистрации двадцатки, просил разрешения у председателя сельсовета на проведение приходского собрания. В этом ему было отказано, и священник послал старосту храма по домам местных жителей, чтобы узнать, кто из них готов записаться в двадцатку. 26 ноября 1937 года сотрудник НКВД допросил дежурных свидетелей. Они мало что могли сказать о священнике, зная его всего лишь три месяца, но подтвердили, что отец Петр действительно отправил активных прихожан по домам жителей, чтобы выяснить, кто в селе относит себя к верующим, и это наверное для того, – по подсказке сотрудника НКВД добавил один из свидетелей, – чтобы знать, кто не пойдет голосовать на советские выборы. На следующий день, 27 ноября, отец Петр был арестован по обвинению в " антисоветской агитации, противодействии мероприятиям советской власти". Выдержка из протокола допроса: – Вы среди населения ведете активную антисоветскую агитацию. Дайте по этому вопросу показания! – Никакой антисоветской агитации среди населения я не вел, это я отрицаю. – Следствию известно, что вы в связи с составлением списков верующих говорили, что этим вы выясняете, сколько людей не будут голосовать за коммунистов. Дайте по этому вопросу показания. – Это я отрицаю... Это делалось исключительно с целью выполнить требования гражданских властей при регистрации священнослужителей. – Признаете себя виновным в том, что среди населения вели антисоветскую агитацию? – Виновным себя в этом не признаю, никакой агитации против советской власти я не вел. После этого допросы были прекращены и отец Петр отправлен в Таганскую тюрьму в Москву. 2 декабря 1937 года тройкой НКВД приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался в заключении 12 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников российских определением Священного Синода от 6 октября 2005 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
МУЧЕНИК МИХАИЛ МАРКОВ Память 27 февраля / 12 марта (11 марта – в високосный год) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился 8 / 21 ноября 1884 года в селе Глухино Клинского уезда Московской губернии. Родители Михаила занимались крестьянским хозяйством и разрабатывали лесные делянки, изготовляя пиломатериалы. Михаил окончил сельскую школу и помогал родителям; со временем, освоив бондарное ремесло, он стал изготовлять бочки на продажу. В 1930-х годах за " невыполнение твердого задания" дважды привлекался к судебной ответственности. Много лет он состоял в церковном совете и был псаломщиком в Тихвинской церкви. 14 ноября 1937 года был арестован и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. На следующий день после ареста он был допрошен и на все вопросы следователя ответил, что виновным себя не признает. 16 ноября следствие было закончено, и 19 ноября тройка НКВД приговорила его к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 31 декабря 1937 года он прибыл в один из Мариинских лагерей, тяжелые условия заключения в котором оказались для него непосильными. Скончался от голода 12 марта 1938 года в Мариинском распределителе Сиблага и был погребен в безвестной могиле. Причислен к лику новомучеников российских определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания. Использованные материалы
События дня. Всенощное бдение. Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где совершалось обычное бдение под воскресный день. Службу совершал о.Сергий Лукин, он же возглавлял полиелей в сослужении духовенства храма, включая и незнакомого священника, которого епархиальный сайт назвал о.Виталием Казиным. К несчастью, списки духовенства на епархиальном сайте и сайте благочиния довольно давно не обновлялись, а потому в списке духовенства благочиния его просто нет. Пели оба штатных хора храма, при этом антифонным было только пение стихир на «Господи воззвах…» и в конце службы. Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[70] пело духовенство в алтаре. Также пелось «Покаяния ми отверзи двери, Жизнодавче[71]…». Евангелие (от Луки): 1В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; 2но нашли камень отваленным от гроба. 3И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. 4Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. 5И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? 6Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, 7сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. 8И вспомнили они слова Его; 9и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. 10То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам. 11И показались им слова их пустыми, и не поверили им. 12Но Петр, встав, побежал ко гробу и, наклонившись, увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему. 13В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; 14и разговаривали между собою о всех сих событиях. 15И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. 16Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. 17Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? 18Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? 19И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; 20как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. 21А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. 22Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба 23и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. 24И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. 25Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! 26Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? 27И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. 28И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. 29Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. 30И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. 31Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. 32И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 33И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, 34которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. 35И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Имя святителя Григория отмечалось в песнопениях и каноне службы, но пения величания, как пишут иные книги, не было (впрочем, его память и не предусматривает никакой торжественности). По окончании службы о.Сергий напомнил расписание служб на воскресный день и сообщил, что вечерню с чином Пассии будет совершать правящий архиерей, при этом будет читаться акафист Страстям Христовым. Литургия. В сам день я был на поздней литургии также в Свято-Успенском соборе, где службу совершал о.Сергий Лукин в сослужении о.Николая Ларионова и о.Виталия Казина (по большей части, он проводил исповедь к участию в службе приступив лишь во второй ее половине). Пел один верхний хор. Чтения литургии. Сначала – чтения 2 Недели Великого поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. 3Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? 6Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии. 7Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. 8А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. 9Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. 10И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; 11они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. 13Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? 14Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? Глава 2. 1Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть. 2Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, 3то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него, 4при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святаго по Его воле? 5Ибо не Ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим; 6напротив некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь его? или сын человеческий, что Ты посещаешь его? 7Не много Ты унизил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его, и поставил его над делами рук Твоих, 8все покорил под ноги его. Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено; 9но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех. 10Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их сделал совершенным через страдания. Евангелие (от Марка): 1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: 11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. 13И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. Исцеление расслабленного. Мы не знаем предысторию жизни этого человека до того, как его разбил паралич, а также историю болезни. Тайными для нас остаются и молитвы его, как его родных и друзей. Однако можно себе представить горе человека, в одночасье ставшего беспомощным. И сегодня многие становятся жертвами паралича. являющегося следствием то ли инсульта, то ли какой-нибудь серьезной травмы. Но болезнь является спутником греха, ибо согрешая, человек дает над собой власть духам тьмы, которые тем более укрепляют ее, чем больше человек предается греху, к которому они же его и толкают. И потому Бог попускает им мучить человека, видимым проявлением чего часто и являются болезни. Часто, впрочем, бывает, что Господь попускает болезни, желая отвратить человека от будущих грехов. Одним из таких случаев и был данный. Мы, опять же, не знаем предысторию болезни этого человека, но видим великую веру его спутников, проявивших чудеса упорства, что непременно принести больного к ногам Христа. Какую-то роль, несомненно, здесь играла и молитва самого больного, ибо столь страшного состояния не пожелаешь и врагу. Но Евангелисты о самом расслабленном ничего не говорят, ублажая веру его помощников, чей подвиг был, очевидно, выше. Они, возможно, молились более усердно, да и услышав о Христе, проявили чудеса упорства. И Господь, проявляет милосердие к ним и к самому больному. Но прежде чем исцелить больного, он напоминает ему о грехах, произнося: «Отпускаются тебе грехи». Этим Господь напоминает больному, что первопричиной болезни сей, как и во всех случаях, был грех, совершенный им. Все мы много согрешаем, но Бог терпит и милует нас, не желая нам зла и лишь иногда попускает нам потерпеть бедствия, дабы отвратить нас от падения. Также Господь показывает, что целью болезни было вразумление. Но слова эти вызывают гнев сидящих здесь же иудейских богословов и фарисеев, пришедших, скорее, из праздного любопытства, либо, что скорее – для того, чтобы выискать повод для осуждения. Господь непрестанно обличал их и они, ожесточившись, искали повод для обвинений. Для них слова Христа о грехах были крамолой. Да, иного и быть не могло, ибо они не принял Христа, так как они ждали не такого Спасителя, а царя земного, который воцарился бы на земле, произносил сладкие речи, льстя подданным, а также обеспечил их должностями и положением. Но Господь принес не это, а весть о спасении от греха, что совсем не входило в их планы. Потому они, ожесточившись, не принимают Его. Но Господь укоряет их, подчеркивая, что куда легче просто сказать, просто «встань и ходи», нежели сказать «отпускаются тебе грехи», однако Он специально говорит об этом, подчеркивая свое Божественное могущество и власть прощать грехи. И сказав это, подчеркнув зависимость греха и болезни, Господь исцеляет больного. Так за прощением греха последовало исцеление, ниспали оковы, которыми сатана сковал его тело (что бы физически не вызывало паралич). И ныне Господь совершает множество исцелений, но еще больше людей, болея, просят исцеления и не получают. Причина – в непонимании связи греха и болезни. Очень часто, получив исцеление, человек снова пускается в тот грех, от которого его болезнь вырвала, а потому чаще Господь не дает исцеления от недуга, ведь болеть нам, увы, полезней, чем исцеляться. Для исцеления нужна гарантия, что человек не впадет в тот грех, из которого Бог вырвал, попустив сатане мучить его болезнью. Потому и здесь исцелению предшествует прощение грехов. Эта зависимость греха и болезни и является причиной, почему это повествование читается несколько раз в году и один раз в Великий пост, когда мы призваны к сугубой борьбе с греховными навыками. Текст призван заставить и нас подумать над этим и вступить в борьбу с грехом добровольно, дабы не пришлось делать это под влиянием скорбей и болезней. И чтения праздника святителя Григория. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться? 12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона. 13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. 14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. 15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей. 17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу. 20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус. 23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. 26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. 28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного. Глава 8. 1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам. 3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего. Отношения пастыря и его паствы. Разумеется, Господь пастырем называет Себя, подчеркивая, что отдает жизнь ради спасения верных своих, но этим призывая и своих последователей к жертвенной заботе о пастве. Но кто же эти овцы, о которых говорит Господь. «Овцы Мои идут за Мной и Я знаю их и никто не может похитить их из руки Моей» - говорит в другом месте этой главы Господь, разъясняя все. То есть, это те, кто идут за Христом путем заповедей Его и повелений, не уклоняясь на иные пути, на которые манит человека грех и духи злобы. Таковые, обретают единение с Богом и становятся истинно сосудами Духа Божия, так что он истинно Божии и из руки Господней никто не похитит их, так как они, вкусив сладости единения с Богом, уже не захотят ничего из горьких яств века сего. Таким образом, овцой Христовой надо еще стать. Приняв крещение, мы призваны в стадо Христово, но чтобы стать истинно его частью, надо много потрудиться, чтобы быть не рабами греха, но овцами стада Христова. По окончании службы проповедь произносил о.Виталий Казин. Он заметил, что ныне, во вторую Неделю поста отмечается память святителя Григория Паламы, известного богослова и Учителя Церкви. Суть его труда – осмысление понятия Фаворского света, просвещающего человека, а также аскетической жизни. Он жил на рубеже XIII – XIV веков. Он писал о нетварном свете Божием, просвещающем человека тем более, чем более человек приближается к Нему. Некогда Господь сказал: «Некоторые из находящихся здесь не увидят смерти, как уже увидят Царство Божие, пришедшее в силе». Через несколько дней Он преобразился перед учениками своими, явив частичку своей Божественной славы. Его-то Он и назвал Царством, ибо этим видением Он открыл часть Благодати Божией, пронизывающей Царство Божия. И ученики испытывали такое Блаженство, что не хотели, чтобы это видением кончалось. Это была та слава, которая всегда была свойством Христа, но была скрыта под ширмой человеческой природы и лишь приоткрыта была на Фоворе. И ныне свет Божества открывается человеку через Церковь и Таинства, данным Богом, через духовную жизнь. Чем больше человек очищает себя, приближается к Богу, тем больше Благодать Божия просвещает человека, освещает светом своим его душу. Как блудный сын возвращается к отцу, но отец прибегает к нему, увидев его еще издали, так и Бог встречает возвращающегося к Нему грешника еще в отдалении и просвещает его тем более, чем больше человек очищает душу свою. Притом, сам Бог помогает ему очищаться, сам очищает его, разумеется, при желании самого человека. Восшествие человека на свой Фавор начинается с личной молитвы и продолжается в Таинствах Церкви, при этом окно души, через которое в нее входит свет Божий, нуждается в очищении от мусора греховных влечений. Что же касается молитвы, то есть три степени молитвы. Самый высший уровень – это молитва человека, уже преображенного Божественной Благодатью, молитва, когда мысли, желания, чувства все естество человека молится в едином порыве и человек еще не успевает помолиться, как Бог уже отвечает. Это человек, уже победивший в борьбе со страстями, которые отступили и Благодать Божия становится предводителем человека. Второй уровень – это человек, чьи мысли и желания уже достигли гармонии, но страсти и желания еще борют его. Последний же уровень – это наш уровень, когда молящийся непрестанно подвергается борьбе с помыслами, а мысли его рассеиваются, так что он вынужден постоянно бороться за внимание. Единение с Богом еще не стало его главной целью, ибо когда занимаешься любимым делом, то разум и чувства действуют вместе. Это знак того, что человеку предстоит еще долгий путь к Богу. Поэтому Святые Отцы предлагают приступать к молитве не вдруг, а настраивая себя к ней, перед началом молитвы делая некую паузу, лишь когда ум настроиться на молитву – начинать ее.. Кроме того, святитель Феофан Затворник советует во время молитвы, дойдя до каких-то слов, на которые душа откликается – остановиться на этих словах и некоторое время побыть в этих чувствах. «Это значит, что вместе с тобой молится твой Ангел Хранитель». Хранение внимания во время молитвы – вещь необходимая, ибо молитва без внимания – не молитва, а молитва – начало духовной жизни….. По окончании проповеди о.Сергий, выйдя, напомнил расписание служб и сообщил о том, что чин Пассии вечером возглавит правящий архиерей. Вечерня с чином Пассии. Вечером я был на службе в Свято-Успенском соборе, где вечерню с чином Пассии совершал о.Сергий Лукин, сам чин Пассии – в сослужении прочего духовенства храма. Владыки не было. Раньше первая Пассия[72] начиналась уже с Недели Торжества православия. Теперь эти службы начинаются со второй Недели поста. Чин был составлен XVII веке митрополитом Киевским Петром (Могилой) на основании католической практики. Начинается вечерня, как и все прочие. Снова совершается вход с прокимном. На сей раз снова повторяется « Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя, вонми души моей и избави ю ».[73] Как и ранее, его возглашал протодиакон Евгений Габов. После этого торжественный чин как бы прерывается и чтец сразу же читает молитву «Сподоби Господи, вечер сей без греха сохранитися нам…»[74]. В соборе таким образом вечерня совершается часто, однако на сей раз, начиная с последующей затем просительной ектении начинается постовой распев, лишенный ноток украшения, а духовенство переодевается в черное великопостное облачение. Все песнопения и стихиры целиком посвящены наступающему посту, а праздники дня как бы опускаются. Стихиры в конце вечерни сокращены. Стихиры по Триоди были пропеты лишь две, а потом сразу хор поет стихиру из Великой вечерни Великой пятницы: « Тебе одеющуся светом, яко ризою [75]….». Хор поет его величественным распевом, хоть и не столь красивым, как тот, что пелся когда-то. Открываются Царские врата и духовенство выходит в центр храма. Раньше все ограничивалось чтением Евангельского отрывка с описанием Страданий Христа. Теперь же появилась традиция при первой Пасии читать акафист Страстям Христовым, причем, первый кондак акафиста пелся распевом, характерным для стихир утрени Великой пятницы (при чтении Страстных Евангелий). После окончания чтения архидиакон о.Сергий (Пугач) красиво воспел прокимен «Раделиша ризы Моя себе о о одежди моей меташа жребия»[76]. После этого началось традиционное чтение Евангельского отрывка. Итак, Евангелие (от Матфея): 1Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. 14Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его. 17В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 18Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 19Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. 20Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви'? Иисус говорит ему: ты сказал. 26И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. 27И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. 30И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 31Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; 32по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. 33Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. 36Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. 38Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 39И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та'к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 42Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. 47И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. 49И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви'! И поцеловал Его. 50Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел [77]? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. 51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54как же сбудутся Писания, что та'к должно быть? 55В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. 56Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. 57А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 59Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что' они против Тебя свидетельствуют? 63Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у'зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы