Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК АЛЕКСАНДР ЛИХАРЕВ
Память 4 / 17 марта, в Соборе московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских
Родился 25 января / 7 февраля[113] 1876 года в селе Сеньково[114] Софьинской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Петра Лихарева. В 1896 году окончил Московскую духовную семинарию и поступил учителем в церковно-приходскую школу в селе Иславском Звенигородского уезда Московской губернии. В 1909 году[115] рукоположен во диакона к Тихвинской на Бережках церкви в Москве. 26 июня 1920 года – рукоположен во священника к той же церкви. 24 августа 1928 года назначен настоятелем Тихвинской на Бережках церкви. В 1929 году[116] переведен в Богоявленский собор в Дорогомилове. 25 марта 1932 года возведен в сан протоиерея. 23 ноября 1932 года назначен священником в Богородице-Владимировскую церковь в город Мытищи. В 1933 году[117] переведен в Николаевскую церковь в поселке Подсолнечное Солнечногорского района. 27 ноября 1937 года арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и допрошен. Обвинён в «контрреволюционной деятельности среди населения, недовольстве советской властью, систематической контрреволюционной агитации», виновным себя не признал. Один допрошенных следователем свидетелей, священник, показал, что отец Александр говорил ему, что советская власть выпустила сталинскую конституцию и, казалось бы, должна быть полная свобода, но получается наоборот, и в особенности это касается религии: священников гоняют из района в район, нигде их не прописывают, одного батюшку послали в пятнадцатое место, – и получается большевистское пустословие, а не конституция. – Следствие располагает данными о том, что вы среди населения вели контрреволюционную деятельность, – заявил следователь. – В контрреволюционной деятельности я себя виновным не признаю, – ответил священник. 3 декабря 1937 года следствие было завершено, и 5 декабря Особой тройкой при УНКВД по Московской области приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 11 декабря был отправлен этапом по железной дороге к месту заключения. 9 января 1938 года прибыл на станцию Суслово Красноярской железной дороги и направлен на работу на свиноферму Бамлага НКВД Новый Городок. Всех заключенных поместили во временных землянках. Стояли сибирские морозы, а дров недоставало даже на то, чтобы вскипятить воду. Вскоре в лагере началась эпидемия дизентерии. В больнице не хватало мест, и многие больные умирали в землянках. О. Александр заболел дизентерией, и жившие с ним в одной землянке заключенные священники стали хлопотать о помещении его в больницу, но ослабевший во время этапа организм уже не смог справиться с болезнью. Протоиерей Александр Лихарев скончался 17 марта 1938 года в лагерной больнице на станции Суслово Красноярской железной дороги (Сиблаг), похоронен в братской могиле. Находившийся вместе с ним заключенный священник написал о кончине батюшки его детям. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 25 марта 2004 года для общецерковного почитания. Литература и архивные материалы
Использованные материалы
События дня. В службе этого дня никаких праздничных особенностей просто не предусматривались, а потому служба этого дня была обычной великопостной: утреня накануне и в сам день часы, изобразительная и Литургия Преждеосвященных Даров. В Свято-Успенском соборе, где я был, службу совершал о.Николай Ларионов при пении штатного бокового хора. На часах читались отрывки из Евангелия от Матфея. Евангелие на 3 часе: 1Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. 2Из них пять было мудрых и пять неразумных. 3Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. 4Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. 5И как жених замедлил, то задремали все и уснули. 6Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. 7Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. 8Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. 9А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. 10Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; 11после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. 12Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. 13Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий. 14Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: 15и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. 16Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; 17точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; 18получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. 19По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. 20И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. 21Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 22Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. 23Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. 24Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа'л, 25и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. 26Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа'л; 27посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; 28итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, 29ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то', что' имеет; 30а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 31Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, 32и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; 33и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую. 34Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: 35ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; 36был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. 37Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? 38когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? 39когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? 40И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. 41Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: 42ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; 43был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. 44Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? 45Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. 46И пойдут сии в му'ку вечную, а праведники в жизнь вечную. Господь говорит о Суде своем, то уподобляя дела человека елею, то говоря притчу о талантах. Талант, напомню, являлся денежно-весовой мерой. Талант еврейский составлял около 40 кг. золота. Господь говорит про хозяина, который уходя, дает золото под ссуду. В те времена владельцы «банковской системы» и вправду поручали ведение операций рабам. Под талантами обычно принято понимать способности человека, так что само это слово «талант» стало в русском языке обозначать именно это. В какой-то мере, это и вправду так. Однако важнейший дар Божий, который уподобляет Господь золоту – это сам дар веры, дар познания Бога. И вопрос в том, становится ли для человека вера и знание лишь умозрительным предметом и знание о том, что есть Бог, для него значит не больше, чем вопрос о жизни на Марсе. Как следствие, вера эта лежит мертвым грузом где-то в сокровищницах души. Иной же употребляет этот дар в дело и приобретает иные богатства, стяжая добродетели христианские, кои неотделимы от добрых дел. Любовь и дела ее – вот истинное богатство, которое собирает подлинно верный раб, да и самая вера по мере духовного совершенствования восходит от силы в силу, становясь верой, которая и горы передвигает. Как мы распоряжаемся этим богатством – это определяет и участь нашу посмертную, наследуем ли мы Царство, либо будем извергнуты вон, наследовав участь падших духов.… Сказав это, Господь приоткрывает и завесу тайны над самим Судом. Тогда человек, если захочет встать по правую сторону, но дела его сами возопиют к Богу и сами поставят его в то место, которое он зарабатывал всей своей жизнью. Тот, кто стяжал Царство Божие еще на земле, тот войдет в него. Бог же воцаряется в том, кто жизнью своей уподоблялся Ему, готовя Ему место в душе своей. Такой будет охотно истощать себя, творя дела милосердия. Наоборот, тот, кто жил по своей воле греховной, не войдет в Царство, поскольку он не стремился быть подобным Творцу своему, а приготовил в себе жилье, скорее, для духов злобы поднебесной. Такой и пойдет в соответтвующее место. Но цену делам показал весь Ветхий Завет, ибо и не сделавшие ничего доброго, как творившие добро всю жизнь, шли в ад. Лишь во Христе человеку дан вход в Царство, потому старания человека важны, но без помощи Божией человеку, склонному ко греху, невозможно сделать ничего доброго и самое добро человека отравлено злом. Поэтому, святые Божии, даже творя добро ежечасно, говорили, что не сделали ни одного доброго дела, видя, что их добро не имеет в очах Божиих цены, а что доброго имеют, то дано им Богом. Как говорит Господь, так скажут они и на Суде. Но нас обнадеживает то, что разбойник не сделал ни одного доброго дела, но одно покаяние его поставило в раю. Покаянеие восполняет недостаток добрых дел и исправляет порок, которым многие из них отравлены. Но это не значит, чт дела эти не нужны, они важны именно, как атрибут любви, подчас они способствуют воспитания сострадания к человеку и тогда Господь внимает молитвам и ниспосылает и самую любовь, так что человек готов истощать себя ради ближнего своего. Эти слова повергают в ужас и заставляют задуматься в своей жизни…. Но именно для этого текст этот и читается. Паремия на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 13): 1Пророчество о Вавилоне, которое изрек Исаия, сын Амосов. 2Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. 3Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем. 4Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе: Господь Саваоф обозревает боевое войско. 5Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. 6Рыдайте, ибо день Господа близок, идет как разрушительная сила от Всемогущего. 7Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло. 8Ужаснулись, судороги и боли схватили их; мучатся, как рождающая, с изумлением смотрят друг на друга, лица у них разгорелись. 9Вот, приходит день Господа лютый, с гневом и пылающею яростью, чтобы сделать землю пустынею и истребить с нее грешников ее. 10Звезды небесные и светила не дают от себя света; солнце меркнет при восходе своем, и луна не сияет светом своим. 11Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; 12сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского. 13Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его. 14Тогда каждый, как преследуемая серна и как покинутые овцы, обратится к народу своему, и каждый побежит в свою землю. 15Но кто попадется, будет пронзен, и кого схватят, тот падет от меча. 16И младенцы их будут разбиты пред глазами их; домы их будут разграблены и жены их обесчещены. 17Вот, Я подниму против них Ми́ дян, которые не ценят серебра и не пристрастны к золоту. 18Лу́ ки их сразят юношей и не пощадят плода чрева: глаз их не сжалится над детьми. 19И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 20не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. 21Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. 22Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах. Казалось бы, пророчество касается истребления Вавилона. Город действительно сегодня представляет собой лишь давно покинутые руины. Однако если прочитать один выделенный жирным шрифтом текст, получается, что здесь пророк говорит вовсе не о Вавилоне. « Я накажу мир за зло, и нечестивых - за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей » - речь явно идет не о несчастном городе, если уж говорится о мире, а не об одном Вавилоне. Говорится же здесь о конце мира, притом эти слова цитируются и в Евангелии, а на слова «потрясу небо» ссылается апостол Павел, когда говори о конце мира. Если выше во множестве говорилось о блаженной жизни будущего века по создании нового неба и новой земли, то теперь говорится о конце мира, уничтожении нынешней Вселенной, а также и о Суде Божием над миром. Помнящий об этом во век не согрешит, а потому этот текст приводится…. Евангелие на 6 часе: 1Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: 2вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие. 3Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы, 4и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить; 5но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. 6Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, 7приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. 8Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? 9Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. 10Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: 11ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; 12возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; 13истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. 14Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам 15и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; 16и с того времени он искал удобного случая предать Его. 17В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху? 18Он сказал: пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими. 19Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху. 20Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; 21и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. 22Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? 23Он же сказал в ответ: опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня; 24впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем, но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться. 25При сем и Иуда, предающий Его, сказал: не я ли, Равви'? Иисус говорит ему: ты сказал. 26И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, Ядите: сие есть Тело Мое. 27И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, 28ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. 29Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. 30И, воспев, пошли на гору Елеонскую. 31Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада; 32по воскресении же Моем предварю вас в Галилее. 33Петр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь. 34Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. 35Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики. 36Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. 37И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. 38Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. 39И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. 40И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: та'к ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? 41бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. 42Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. 43И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. 44И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. 45Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; 46встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. 47И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. 48Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. 49И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви'! И поцеловал Его. 50Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел [118]? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. 51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? 54как же сбудутся Писания, что та'к должно быть? 55В тот час сказал Иисус народу: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня. 56Сие же всё было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали. 57А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. 58Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. 59Первосвященники и старейшины и весь синедрион* искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, 60и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля 61и сказали: Он говорил: могу разрушить храм Божий и в три дня создать его. 62И, встав, первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? что' они против Тебя свидетельствуют? 63Иисус молчал. И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий? 64Иисус говорит ему: ты сказал; даже сказываю вам: отныне у'зрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. 65Тогда первосвященник разодрал одежды свои и сказал: Он богохульствует! на что' еще нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! 66как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти. 67Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя? 69Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. 70Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. 71Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. 72И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. 73Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. 74Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. 75И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько. Предание Христа на распятие. Господь говорит о своих будущих страданиях и ученики клянутся, что будут с Ним до конца. Но вскоре их самомнение будет посрамлено и они в страхе разбегутся, а Петр трижды отречется от Учителя. Они говорили по гордости своей, но реальность показала истину. Господь же подчеркивает вольность своих страданий. Выше приводились беседы Христа с оппонентами, которых Он запросто разбивал, так что они не знали, что ответить. Теперь же Он молчит, дабы не мешать иудеям распять Его. ибо делает Он это ради спасения людей… Евангелие на 9 часе: 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что' нам до того? смотри сам. 5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та " землею крови" до сего дня. 9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. 11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. 12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. 15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18ибо знал, что предали Его из зависти. 19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22Пилат говорит им: что' же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. 32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 35Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. 39Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. 45От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или', Или'! лама' савахфани'? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи'в на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 51И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. 57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею** 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать. Глава 28. 1По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария Посмотреть гроб. 2И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; 3вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; 4устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; 5Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; 6Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, 7и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. 8И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. 9Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. 10Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 11Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. 12И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, 13и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; 14и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. 15Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня. 16Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. 18И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Распятие и оскресение Христа…. Паремии на Великой вечерне. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 8): 1И вспомнил Бог о Ное, и о всех зверях, и о всех скотах, [и о всех птицах, и о всех гадах пресмыкающихся, ] бывших с ним в ковчеге; и навел Бог ветер на землю, и воды остановились. 2И закрылись источники бездны и окна небесные, и перестал дождь с неба. 3Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней. 4И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских. 5Вода постоянно убывала до десятого месяца; в первый день десятого месяца показались верхи гор. 6По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега 7и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли, ] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды. 8Потом выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9но голубь не нашел места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была еще на поверхности всей земли; и он простер руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. 10И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. 11Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12Он помедлил еще семь дней других и [опять] выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему. 13Шестьсот первого года [жизни Ноевой] к первому [дню] первого месяца иссякла вода на земле; и открыл Ной кровлю ковчега и посмотрел, и вот, обсохла поверхность земли. 14И во втором месяце, к двадцать седьмому дню месяца, земля высохла. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы