Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 12 / 25 марта, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 4 / 17 июля 1896 года в деревне Смольниково Клинского уезда Московской губернии в семье Иосифа и Екатерины Скворцовых. Отец Сергея был печником. В 1914 году Сергей Иосифович окончил учительскую семинарию и поступил работать учителем в начальные классы школы. Вскоре он женился на Клавдии Николаевне Михайловой, дочери служащего железной дороги; впоследствии у них родилось трое детей — Лидия, Николай и Александр. В 1918 году был рукоположен в сан диакона, а в 1926 году — в сан священника ко храму мученицы Параскевы Пятницы в поселке Дрезна Орехово-Зуевского района, в котором он прослужил до своего ареста. В начале 1930-х годов он был назначен настоятелем этого храма. Прихожане любили отца Сергия за то, что он все силы и время отдавал приходу и для всех неимущих требы совершал бесплатно. В 1926 году храм попытались захватить обновленцы, позиции которых были очень сильны в Орехово-Зуевском районе, но отцу Сергию удалось отстоять церковь от их захвата. Тогда власти решили храм закрыть. Отец Сергий принял в это время деятельное участие в отстаивании храма. После многих хлопот и поездок во ВЦИК священнику и прихожанам удалось храм сохранить. Он был закрыт в 1953 году. Ставя своей целью закрытие храма, власти угрожали отцу Сергию арестом и требовали от него, чтобы он снял с себя сан через заявление в газету и написал, что не верит в Бога и дурманит народ. Но он с негодованием отверг это предложение. Тогда ему стали предлагать скрыться, уехать. Но и это предложение он не принял, сказав: «Куда я уеду? Как я буду смотреть народу в глаза? »
Весной 1937 года тяжело заболела его жена Клавдия Николаевна. Поначалу болезнь казалась не грозной, так как это была обыкновенная простуда, но затем она получила стремительное развитие и перешла в туберкулез, от которого 30 апреля 1937 года Клавдия Николаевна скончалась, оставив троих детей: четырнадцати, двенадцати и девяти лет. Дети жили с отцом Сергием и с бабушкой Екатериной Никитичной. Власти арестовали отца Сергия 28 сентября 1937 года. Отслужив литургию на престольный праздник в храме великомученика Никиты в селе Кабаново, где незадолго перед этим был арестован друг отца Сергия, протоиерей Василий Максимов, он вернулся домой. Глубокой ночью кто-то постучался в окно. Отец Сергий давно ждал этого часа и спокойно сказал: «Это за мной». Затем он встал, оделся и открыл дверь. В дом вошли трое сотрудников НКВД. Они все перерыли, но ничего не нашли. После этого один из них сказал: «Ну, собирайтесь. Берите всё теплое». Дети и бабушка заплакали. Отец Сергий попрощался со всеми, благословил, поцеловал и ушел. Арест отца вызвал у детей нервное потрясение, дочь Лидия, выскочив на улицу, безотчетно стала кричать «караул», и состояние ее было таково, что она не могла остановиться. Сотрудники НКВД, чтобы утихомирить девочку, стали стрелять в воздух. Первое время после ареста отец Сергий находился в тюрьме в городе Покров; бабушка и дети приносили ему туда продукты и вещи. Однажды священник передал им из тюрьмы белье и прядь своих волос, и дети поняли, что их отца остригли. Вскоре священника перевели в Таганскую тюрьму в Москве. Были допрошены лжесвидетели. Один из них, фотограф Цветков, показал, что «Скворцов, используя сан священника, часто проводит беседы с верующими».
Председатель сельсовета в Дрезне сказал о священнике: «Скворцов среди верующих и граждан поселка Дрезна проводит антисоветскую агитацию, группируя вокруг себя активных церковников. Он поддерживал связь с арестованным недавно попом кабановской церкви Максимовым. Скворцов весной этого года около сельсовета в антисоветском духе заявлял: " Плохо с тало верующим. Советская власть с нас берет великие налоги. Хотя государство и говорит, что оно не вмешивается в церковные дела, что Церковь отделена от государства, а все же нас притесняет" ». Выслушав лжесвидетельства, отец Сергий не согласился с ними и потребовал от следователя, чтобы ему была устроена очная ставка, но следователь ему в этом отказал. 3 и 4 октября 1937 года следователь допросил священника. — Дайте показания о контрреволюционных высказываниях Максимова. — Мне во время бесед от священника Максимова относительно новой конституции приходилось слышать: «При новой конституции нам будет лучше». Высказываний контрреволюционного характера от него слышать не приходилось. — Следствие располагает данными, что вы среди верующих поселка Дрезна проводили антисоветскую агитацию. Признаете ли вы это? — Нет, я этого не признаю. — Следствие располагает данными, что весной 1937 года, будучи в сельсовете, вы высказывали антисоветские суждения о советской власти, доказывая, что государство притесняет верующих. — Нет, этого я не признаю. — Дайте конкретные показания о ваших контрреволюционных связях с попом Максимовым и о его антисоветской деятельности. Нам известно, что вы заявляли: «Поп Максимов арестован за проповеди с амвона и антисоветские высказывания на поминках». Какие это были высказывания? Дайте показания. — Я никаких связей контрреволюционного характера со священником Максимовым не имел, антисоветских высказываний Максимова не знаю и не слышал. Я слышал о причинах ареста священника от фотографа Цветкова. На этом допросы были прекращены, и 5 октября следствие было закончено. 13 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Сергия к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Из Таганской тюрьмы священник был отправлен в 13-е отделение Бамлага, расположенное в Биробиджане. Только здесь ему объявили, что он приговорен к десяти годам заключения. Из Бамлага он был через некоторое время отправлен в Южлаг, в город Улан-Удэ, а затем в Безымянлаг Самарской области. В Дрезне у отца Сергия остались дети, которые жили с бабушкой, им помогали священники храма мученицы Параскевы Пятницы, отдавая семье арестованного священника десятую часть дохода, а также прихожане. Екатерина Никитична посылала посылки отцу Сергию, но с началом Великой Отечественной войны у них у самих положение настолько ухудшилось, что они уже с великим трудом находили продукты, чтобы послать их священнику. В 1943 году они получили от отца Сергия последнее письмо, в котором он написал: «Детки вы мои дорогие, дела мои плохи, я заболел дизентерией». Скончался 25 марта 1943 года в Безымянлаге, был погребен в безвестной могиле. Канонизирован постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года. Использованные материалы
О дне сем. Как и всегда, служба этого дня целиком посвящена поминовению усопших. Стихиры и прочие песнопения напоминают о смерти и о посмертной участи человека, что доставляет ему немалую пользу, поскольку и живым напоминает о том, что и им надлежит переселиться в вечность, а участь их за гробом зависит от их жизни здесь. На утрени же читается 17 кафизма, на практике у нас читается только половина. Между чтением совершается заупокойная ектения, а после чтения – поются так называемые Непорочны, песнопения, чередующиеся со стихами «Благословен еси Господи, научи мя оправданиям Твоим». Сами песнопения тоже посвящены теме смерти и загробной участи человека, как и канон на утрени. После же 6 песни снова совершается заупокойная ектения. Чтения литургии. Сначала – чтения 4 субботы Великого поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, 2учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном. 3И это сделаем, если Бог позволит. 4Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, 5и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, 6и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. 7Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; 8а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение. 9Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. 10Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым. 11Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца, 12дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования. 13Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 15И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. 16Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. 17Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. Евангелие (от Марка): 31Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. 32Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. 33Иисус, отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: " еффафа́ ", то есть: отверзись. 35И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. 36И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. 37И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, - и глухих делает слышащими, и немых - говорящими. Исцеление человека глухого и вдобавок, страдающего дефектом речи. При этом Господь велит ему никому об этом не рассказывать, давая пример смирения. Ложные чудеса, творимые бесами, имеют целью поражать воображение толпы, как фокусник в цирке поражает воображение зрителей своими трюками. Но целью чудес Божиих является спасение человека, чаще только одного, остальным же подчас и знать об этом совсем не полезно и лишь когда это может принести пользу – об этом узнают и прочие люди…. И чтения заупокойные. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 1Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, 2которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. 3Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, 5и что явился Кифе[331], потом двенадцати; 6потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых бо́ льшая часть доныне в живых, а некоторые и почили; 7потом явился Иакову, также всем Апостолам; 8а после всех явился и мне, как некоему извергу. 9Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию. 10Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. 11Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали. 12Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то ка́ к некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? 13Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; 14а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 15Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; 16ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 17А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. 18Поэтому и умершие во Христе погибли. 19И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. 20Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. 21Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. 22Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, 23каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его. 24А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. 25Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. 26Последний же враг истребится - смерть, 27потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. 28Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем. 29Иначе, || что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых? 30Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? 31Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. 32По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! 33Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. 34Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога. 35Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? 36Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. 37И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; 38но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. 39Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. 40Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. 41Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. 42Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; 43сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; 44сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. 45Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. 46Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. 47Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. 48Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. 49И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. 50Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. 51Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся 52вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. 53Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. 54Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою. 55Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? 56Жало же смерти - грех; а сила греха - закон. 57Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! 58Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом. Евангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда[332], при которой было пять крытых ходов. 3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как всегда, нам предлагается Евангельский текст, всегда читаемый на литургии в Родительские субботы, а также – на панихиде при чине погребения. Господь, беседуя с озлобленной иудейской толпой, желающей убить Его (в очередной раз они не заметили чуда Божия, а лишь «нарушение субботы) и обличая ее, говорит эти слова о последнем Суде….. Хочется написать еще что-то, но по сути, писать нечего… все уже написано в тексте… |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы