Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Образ Григория Великого в Синайском патерике



О смирении как главной черте святого Григория на всем протяжении его жизни говорится в Синайском патерике («Луг духовный», «Лимонарь») Иоанна Мосха:

«Когда мы прибыли в Келлии к авве Иоанну персидскому, он рассказывал нам о блаженнейшем епископе Римском Григории Великом. Я ходил в Рим на поклонение гробам свв. апостолов Петра и Павла. Однажды я стоял в городе и увидал, что идет папа Григорий, и что ему придется проходить мимо меня. Я решился поклониться ему. Заметив мое намерение, каждый из его свиты, один перед другим, говорили мне: «Авва, не кланяйся! » Но я не понимал, почему это, и считал вовсе неприличным не поклониться папе. Когда папа приблизился ко мне, заметив мое намерение поклониться ему – говорю, – как перед Богом, братия! – Папа первый бросился предо мною на землю и не прежде встал, как я первый стал на ноги. И облобызав меня с великим смиренномудрием, из своих рук дал мне три номисмы и приказал дать мне еще кусуллий и все нужное. Я прославил Бога, даровавшего ему такое смирение, милосердие и любовь ко всем» [287]

Молитва об императоре Траяне

В житии Григория Двоеслова встречается интересный факт, когда по молитве Святителя было даровано спасение от адских мук душе римского императора Траяна (53 г. – 117 г.), одного из жестоких, по закону, гонителей христиан, и в то же время – лучших по своей справедливости и заботе о бедных правителей Римской империи.

Вот как повествуется об этом в одном из ранних житий святого:

«Некоторые наши люди также рассказывают историю, поведанную римлянами, о том, как душа императора Трояна была освежена и даже крещена слезами св. Григория, историю дивную и для рассказчика и для слушателей. Пусть никто не удивляется, когда мы говорим, что он был крещен, ибо без крещения никто не узрит Бога, а третий вид крещения – это крещение слезами. Однажды, пересекая Форум, великолепное творение, которое, как говорят, было воздвигнуто Траяном, он обнаружил, тщательно изучая его, что, будучи язычником, Траян все же сотворил дело столь великого милосердия, что оно казалось делом больше христианина, а не язычника. Ибо рассказывают, что когда он во главе армии поспешно выступал против врага, его разжалобили слова одной вдовы и император всего мира остановился. Она сказала: „Господин Траян, вот люди, которые убили моего сына и не хотят платить мне возмещение“. Он ответил: „Скажи мне об этом, когда я вернусь, и я заставлю их дать тебе возмещение“. Но она ответила: „Господин, если ты никогда не вернешься, мне не будет помощи“. Тогда, стоя во всем своем вооружении, он заставил ответчиков тотчас в его присутствии заплатить возмещение, которое они были должны. Когда Григорий узнал об этой истории, он познал, что это то, о чем читаем в Писании: „Защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда приидите, и рассудим, говорит Господь…“ (Ис. 1, 17, 18). Поскольку Григорий не знал, что делать, чтобы утешить душу этого человека, который напомнил ему эти слова, он пошел в церковь св. Петра и проливал потоки слез, как было у него в обычае, пока, наконец, не получил через Божественное откровение уверение, что его молитвы услышаны, видя, что он никогда не брался просить это ни за какого другого язычника» [288]

На примере данного случая из жития Григория Двоеслова, а также некоторых иных эпизодов из житий христиан первых веков идея о возможности избавления по молитвам святых душ умерших людей, проводивших праведный образ жизни, но не принявших по различным причинам крещение, от вечных мучений в аду становится частью святоотеческого учения[289].

Комментируя эпизод об изменении посмертной участи императора Траяна по молитве папы Григория, иеромонах Серафим (Роуз) пишет: «Поскольку Церковь не приносит общественных молитв за умерших неверующих, ясно, что это избавление от ада было плодом личной молитвы св. Григория. Хотя это и редкий случай, но он дает надежду тем, чьи близкие умерли вне веры» [290] .

Источники жизнеописания

Источниками жизнеописания Григория Великого являются:

1. Сочинения самого святителя, в частности «Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души»[291], «40 Бесед на Евангелия» (In Evang. 38. 15), многочисленные письма.

2. Сочинения церковных писателей. Самые древние свидетельства о Григории Великом приводятся его современником св. Григорием Турским в «Истории франков»[292], завершенной в 594 г., св. Исидором, еп. Севильским, в сочинениях «О знаменитых мужах»[293], написанном около 610 г., а также в Liber pontificalis[294]. Святой Беда Достопочтенный посвятил Григорию Великому несколько глав в «Церковной истории англов»[295], законченной в 731 г. Во 2-й пол. VIII в. Павел Диакон (Варнефрид) упоминает о святителе в «Истории лангобардов»[296].

3. Древние латинские жития Григория Великого: 1-е написано ок. 700 г. в Англии неизвестным монахом монастыря Уитби[297], 2-е – Павлом Диаконом во 2-й пол. VIII в., известно в 2 редакциях, краткой[298] и расширенной (с позднейшими интерполяциями)[299], 3-е, пространное, составлено в Риме по указанию папы Иоанна VIII в 872–873 гг. Иоанном Диаконом (в 4 кн.)[300]. Существуют неск. греч. анонимных житий Григория Великого[301].

4. В Новое время сведения о Григории Великом приводят Цезарь Бароний[302], бенедиктинец Дени де Сент-Март[303], пытавшийся доказать, что Григория Великого в монашеской жизни был последователем прп. Венедикта Нурсийского, монашеский устав которого он вводил в монастырях. Вместе с жизнеописанием Григория Великого подробные сведения о его лит. деятельности содержатся в «Новой библиотеке церковных писателей»[304], а также у У. Кейва[305], К. Удина[306]. В XIX в. основное исследование о жизни Григория Великого содержится в работе нем. церковного историка И. А. В. Неандера[307].

Труды

Сочинения Григорий Великий был одним из немногих Римских пап, оставивших обширное литературное наследие. «Экзегет, проповедник и моралист», он «в своих творениях явил то единство «теории» и «практики», которое вообще представляет отличительную особенность лучших произведений святоотеческой письменности» [308] .

Экзегетические труды

Составляют самую большую группу его сочинений.

Соч. «Expositio in librum Iob sive Moralia» (Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования, в 35 кн.) – первое по времени написания и самое большое по объему из толкований Григория Великого на Ветхий Завет. Первоначально представляло собой записи бесед Григория Великого, впоследствии, в период понтификата, было им отредактировано и выпущено в свет. Каждое место Книги Иова Григорий Великий начинает с рассмотрения буквального смысла, затем переходит к мистическому и прообразовательному и заканчивает нравственным смыслом; библейский текст служит лишь отправной точкой для богословских размышлений автора.

«Homiliae in Ezechielem Prophetam» (22 Беседы на Книгу прор. Иезекииля, в 2 кн.), произнесены перед народом в 593 г., во время осады Рима лангобардами, впоследствии переработаны. Занятый архипастырскими и политическими делами Григорий Великий не смог довести до конца этот труд: 1-я кн. (беседы 1–12) охватывает первые 4 главы библейской книги, 2-я (беседы 13–22) – 40-ю гл. В этих толкованиях Григорий Великий опирался гл. обр. на труды Оригена и блж. Иеронима Стридонского. Помимо экзегетического материала «Беседы...» содержат много исторических сведений о ситуации в Италии в период нашествия лангобардов.

«Homiliae in Canticum Canticorum» (Беседы на Книгу Песни Песней Соломона), написаны в 594–598 гг., не были закончены и охватывают только первые 8 стихов Песни Песней; аллегорическое по характеру толкование опирается на труды Оригена и зап. экзегета Аппония (V в.). В ходе многовековой рукописной традиции «Беседы...» Григория Великого смешались с толкованиями этой же библейской книги экзегета XI в. Роберта Томбеленского (Тумбаленского), и лишь в новейшее время исследователям удалось восстановить сочинение папы в подлинном виде[309].

«Homiliae in Evangelia» (40 Бесед на Евангелия, в 2 кн.), произнесены во время воскресных и праздничных богослужений в 590–591 гг. на евангельские чтения и впоследствии (592–593) отредактированы и изданы автором. Многое в этих «Беседах...» взято Григория Великого из его «Moralia».

Нравственно-аскетические

Соч. «Regula pastoralis» (Пастырское правило), один из лучших святоотеческих трактатов по пастырскому богословию, было написано в кон. 590 – нач. 591 г. и посвящено Иоанну, еп. Равеннскому. Трактат состоит из 4 частей: в 1-й речь идет о том, какими качествами должен обладать призывающийся к пастырскому служению; во 2-й – о том, какую жизнь должен вести истинный пастырь; в 3-й – о правилах гомилетики и назидания паствы различных сословий и состояний; в 4-й – о ежедневном смирении и сознании пастырем своего недостоинства. Это сочинение по желанию императора Маврикия еще при жизни Григория Великого было переведено на греч. язык сщмч. Анастасием II Синаитом, патриархом Антиохийским, однако перевод не сохранился. На Западе «Пастырское правило» предписывалось священнослужителям в качестве настольной книги: Майнцским Собором (813) оно было признано первой книгой после Священного Писания и церковных правил, на Реймсском Соборе (813) было прочитано как руководство для пастырей, по свидетельству Гинкмара, архиеп. Реймсского (2-я пол. IX в.), при архиерейской хиротонии поставляемый епископ, держа в руках «Пастырское правило» и книгу церковных правил, клялся хранить эти правила в мыслях, в жизни и в учительстве[310].

Самое известное сочинение Григория Великого – «Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum» (Собеседования (Диалоги) о жизни и чудесах италийских отцов и о бессмертии души, в 4 кн.), написано в 593–594 гг. в простой, доступной форме, рассчитано на широкую аудиторию. По жанру оно относится к житийной литературе. В первых 3 книгах автор, основываясь на личных воспоминаниях и на авторитетных свидетельствах, рассказывает другу юности диакону Петру о чудесах италийских святых VI в. 2-я кн., полностью посвященная прп. Венедикту Нурсийскому, является единственным ранним источником сведений об этом святом. В 4-й кн. на примере описаний множества видений (ставших жанром древней и средневековой религиозной литературы) обсуждается вопрос бессмертия души и ее загробной участи, содержится учение о чистилище[311]. Переведенные в середине VIII в. на греч. язык Римским папой св. Захарией, греком по национальности, «Диалоги»[312] были очень популярны в средние века как на Западе, так и на Востоке. Этот греч. перевод послужил основой для новых переводов, в т. ч. на слав., араб., груз. языки[313]. См. также Римский патерик.

Богослужебные

Начиная с эпохи Каролингов Григорию Великому приписывалось составление «Григория Сакраментария» (впервые в письме папы Адриана I к Карлу Великому, кон. VIII в.)[314]. Имя Григория Великого фигурирует в заглавии мн. рукописей, содержащих этот важнейший западный. литургический памятник[315]. Однако современные исследователи единодушно отвергают такую атрибуцию, доказывая, что ядро этого Сакраментария сформировалось лишь четверть века спустя после кончины святителя (вероятно, в понтификат Гонория I (625–638)). При этом отмечается, что около 80 молитв, входящих в него, имеют лексические параллели в сочинениях Григория Великого и, следов., могли быть составлены им самим. Вероятно, его перу принадлежат префация на праздник Рождества Христова, коллекта на Богоявление, префации на праздники Пасхи и Вознесения Господня, интроит на освящение храма во имя мц. Агафии и др. Точно известно, что именно Григорий Великий сделал вставку в раздел «Hanc igitur...» (Итак, сие...) канона (см. ст. Анафора) рим. мессы, которая начинается словами: «Diesque nostros in tua pace disponas» (И да устроишь дни наши в мире Твоем)[316], а также добавил в число поминаемых в каноне мессы святых имена мучениц Агафии и Лукии[317]. Он также установил чтение «Отче наш» в конце канона[318] и ввел формулу, которую произносит священник во время Причащения мирян[319].

Хотя происхождение григорианского пения с именем Григория Великого связывается ошибочно, тем не менее святитель потрудился и в области церковного пения, реорганизовав корпорацию римских церковных певчих (schola cantorum)[320]. Св. Беда Достопочтенный упоминает учеников Григория Великого, от которых еп. англ. г. Рочестера Путта обучился литургическому пению на рим. манер[321]. Григорий Великий запретил в Римской Церкви петь «Аллилуия» в период Великого поста. Вероятно, папа сам писал гимны, что послужило основанием для легенды о том, что он составил Антифонарий[322] и отправил в Англию книгу гимнов для служб суточного круга. Известно, что в организованных Григорием Великим покаянных процессиях во время эпидемии чумы в Риме 590 г. 2 хора (народ и священство) попеременно пели «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»)[323]. Поскольку каждое прошение повторялось по 7 раз, впосл. такая литания получила название Litania septiformis, или Septena. Еще в XVIII в. она печаталась во франц. Миссалах. (Какова роль Григория Великого в установлении 9-кратного пения «Kyrie eleison» в начале мессы после интроита, точно неизвестно).

«Беседы» Григория Великого на Евангелия свидетельствуют о существовании в то время в Риме уже сложившейся стройной системы евангельских чтений, хотя сведений о деятельности святителя в этой области нет.

В православной традиции начиная с XVI в. Григорию Великому устойчиво приписывается составление литургии Преждеосвященных Даров. Однако эту авторство сегодня ряд ученых считают ошибочным. Многие богословы позднейших времен усердно отвергали это мнение. Также в некоторых древних трудах авторство чина приписывается то святителям Василию Великому, то Григорию Богослову и даже пишется, что «литургия это – установление апостольское». В греческих Церквах на этом основании упоминание святителя Григория вовсе исключено. Впрочем, сама по себе, литургия эта появилась куда раньше, чем появился сам чин и с этим спорить невозможно…..

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь