Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экзистенциальное переживание (целостность в бесконечности)



 

Одна из самых надличностных карт в колоде Таро, «Мир» может обозначать определенного рода экзистенциальное переживание целостности внутри растворенности в мире, в бесконечности. В колоде Тота этот аспект ассоциируется у меня с изображенной в центре карты лентой Мёбиуса с тремя витками, символом бесконечности и целостности.

На эту тему сложно говорить не только обыденным, но и научным или даже метафорическим, но личным языком. Потому я вспомню песню группы «Флёр» «Сердце Мира»:

Суть всех вещей

видится мне

как нераскрытый бутон…

Жадно вдыхаю,

может, узнаю то,

что не знает никто…

Сердце мира

бьется с моим в такт,

Сердце мира

пульсирует в хрупких цветах.

Суть всех вещей –

на глубине,

где-то у самого дна…

В каждом приливе,

в каждом отливе –

свой ритм и своя луна…

.......

Сердце мира

еще не открыто никем,

Сердце мира –

голубь на детской руке…

В «Таро Внутреннего ребенка» мы видим младенца, смотрящего на Землю, как будто видимую из космоса, и лунный полумесяц невдалеке… ребенка с отчетливым алым символическим сердцем в груди.

 

Глава 29

 

ТАРО И ПУТЬ ИНДИВИДУАЦИИ

 

 

Исторически сложившиеся символические системы, как правило, демонстрируют семантический ряд, развитие сюжета, схожие со значимым мифологическим паттерном развития личности. Карты Старших арканов в своей последовательности нередко представляются как архетипический путь Героя. Хайо Банцхаф привязывает этот путь к системе Дж. Кемпбелла, другие авторы, в частности Тереза Михельсен, ориентируются на собственные представления. Мы тоже рассмотрим этот порядок как линию развития классического символического сюжета.

 

Шут».

Невинный дурак, обычный герой сказки, начинает свое героическое путешествие. В некоторых случаях его успех будет зависеть целиком от «дурацкой» непосредственности и простоты. (Но, забегая вперед, скажу, что тогда герой доходит лишь до X аркана, «Колеса Фортуны».)

 

Маг.

Главный герой обучается некоему навыку или же проявляет какую-то удивительную способность. Также возможно его обучение у какого-то мастера или встреча с «инициирующим магом», превращающим простака в иное существо. Ряд сказок и символических историй могут закончиться на этом этапе. Это будут истории об удивительном достижении мастерства. Об этом повествуют часто местные легенды: жил-был простой парень, а потом с ним случилось что-то невероятное, и он стал кем-то другим.

 

Верховная Жрица» («Жрица»).

В истории героя это может быть появление волшебной и таинственной помощницы, непознаваемой по своей природе. Герой еще не слишком искушен, чтобы знать правду или понимать действительность. Разные таинственные старушки у воды как нельзя более подходят для роли Верховной Жрицы. Главному герою эта встреча дает опыт контакта с мистическим неизведанным, обусловленным вместе с тем своими правилами и собственной осмысленностью (в этом отличие этого этапа от более поздней Луны, когда герою необходимо самому спуститься в бездны бессознательного; здесь же оно само к нему является во вполне определенной, хотя и непонятной форме).

 

Императрица».

Эта карта может обозначать как благодетельную женскую фигуру в истории героя, так и любой другой опыт получения щедрого дара и благоволения. И это важное переживание, необходимое для успешного продолжения пути.

 

Император».

Эта карта обычно означает верховную власть и подчиненную ей структуру. Пока сила принадлежит королю или царю. Но задача героя – признание этой власти и встраивание в общую структуру (свою личную власть и силу он получит потом). Как фигура отца входит в жизнь ребенка за фигурой матери, так и отцовские фигуры в Таро идут следом за материнскими. Это конец частной жизни и вступление в социальную структуру.

 

Иерофант».

Иерофант появляется в сказках и символических историях в качестве учителя и наставника. В ряде культур его значимость огромна: это мистический учитель, гуру или наставник в науках, волшебник, бард. «Иерофант» дает герою представление о правилах, традиции и некоей человеческой общности.

 

Влюбленные».

Герой уже обладает всеми ресурсами для самостоятельного выбора. Это момент выбора и решения, иногда – встречи со своей будущей парой. Основной смысл состоит в расширении своего опыта за счет «присоединения» нового аспекта реальности.

 

Колесница».

Здесь герой или героиня пускается в путь, чаще одержимый идеей, задачей, целью. Или же оказавшись несомым, ведомым некоей неведомой силой.

 

Справедливость» или «Сила»

Справедливость часто представляет серию заданий или проверок героя на понимание им правил; иногда их необходимо соблюдать, иногда нарушать. Ответ заранее неизвестен. Ошибка же в любом случае будет провинностью. Это может быть испытание доброты или твердости, честности или хитрости. Таким образом, герой сам выстраивает себя и свой дальнейший путь. В ряде сказок после удачного выполнения задания следует счастливая развязка: герой доказал свою адекватность в социуме. Но так бывает не всегда, и система Таро предлагает дальнейшее странствие.

На этом месте может стоять и карта «Сила». Тогда герою предстоит силовое испытание, что тоже входит в представление о решающем подвиге этого этапа.

 

Отшельник».

Эта карта вновь может представать в виде мудрого помощника, но на этот раз герой уже понимает, о чем идет речь, кто он или что от него требуется. Также понимание этого может прийти и самостоятельно. Неудивительно, что осознание приходит после испытания себя VIII арканом, но также это может быть и удрученное, печальное осознание последствий ошибки предыдущего этапа и поиск нового решения.

 

Колесо Фортуны».

После того как герой узнает свою истинную природу, с ним случается нечто неожиданное и необыкновенное, как награда или же новое испытание.

 

Сила».

Мы уже говорили, что карты «Сила» и «Справедливость» чередуются в разных системах. С точки зрения прохождения мифологического пути они способны быть взаимозаменяемыми как испытания силы и воли (Сила) или же точного соответствия некоей неожиданной ситуации (Справедливость).

 

Повешенный».

Это внезапное наступление неопределенности, может быть кризис идентификации, понимания своего места в мире, который встал с ног на голову. Это неизвестность, существование в отрыве от прошлого и пока без будущего в неизменном, бесконечно длящемся моменте. Ключевое переживание этого этапа – неизвестность. Также это может быть жертва и самопожертвование.

Эта карта заменила в историческом Таро карту четвертой добродетели – Благоразумие. И с этой карты начинается совершенно уникальный путь героя. А испытание «Повешенного» оказывается ключевым для всей истории.

 

Смерть».

На этом этапе герой перестает оглядываться назад и прощается с прошлым. В ряде случаев это может быть и спуск в Подземный мир смерти, с оставлением позади всего, что было. Здесь героиня смотрит в лицо смерти и может на некоторое время остаться во тьме, а в некоторых мифах и сказках даже стать женой Подземного Царя. В качестве платы за вход в Нижний мир от нее, как от Инанны, может потребоваться отказ от всего, чем она владела на земле.

 

Умеренность».

Добродетель Умеренность XIV аркана в настоящее время часто воспринимается как Алхимическое Делание, по большей части из-за аллегорической фигуры, смешивающей жидкости из двух сосудов (изначально это разбавление вина водой). В мифологическом или сказочном сюжете этому этапу соответствует терпеливое ожидание, сосредоточенность на своем деле без всякой определенной надежды на успех. Это частая ситуация женских мифов и сказок: прядущая полотно Пенелопа, смиренная Психея. Да и в мужских мифах и сказках это часто неспешный, но необходимый труд, служение некоей цели.

 

Дьявол».

Дьявол часто является искушать Героя. Это соблазн и риск, который герой преодолевает, посрамляя Дьявола, или же он поддается соблазну, и это искажает его путь. Это часто рискованный выбор (аналог Влюбленных), который необходимо пройти для индивидуального развития души. Это вызов, который принимает герой, чтобы совершить только свои ошибки и найти единственно свой уникальный духовный путь. Часто это роковая ошибка, которая, тем не менее, ведет к Свету.

 

Башня».

Эта карта довольно значительное время связывалась с разрушением того, что выстраивалось осознанно и в течение длительного времени: это крах надежд, ожиданий, иллюзий или же внезапная катастрофа вполне честного дела. Однако после Дьявола мы можем ожидать, что причина краха Башни лежит в ловушке Дьявола. Здесь ошибки становятся очевидными, а злой рок – непреодолимым.

Впрочем, есть и иная версия Башни, которую предлагают Салли Николе и Тереза Михельсен. Здесь Башня – освобождение героя от прошлого заточения, от прежнего сценария. Два взгляда на одну и ту же ситуацию могут быть совмещены в символической истории. Так Рапун-цель, а вслед за ней и ее возлюбленный были выброшены из высокой башни. Катастрофа случилась и с ними, и с ведьмой – приемной матерью. Но если для ведьмы это разрушение ее планов и построений (а Дьяволом, конечно, оказался Принц), то для возлюбленной пары Башня оказывается благом, шансом на новую жизнь.

 

Звезда».

Звезда дает свет новой цели, надежды и веры в свою удачу несмотря ни на что, невзирая на прежние невзгоды и потери. Это вера брошенной невесты и жены, которая подкладывает в бокал забывшему ее супругу или жениху колечко. Это путь навстречу испытаниям, но и светлой цели у героя, обретшего и потерявшего свою судьбу. Также это может быть иллюзорная, обманчивая надежда, подобная той, что вела Перифоя и Тезея, решивших похитить Персефону, царицу Подземного мира.

 

Луна».

Луна – нижняя точка падения человеческой души в пучину бессознательного. Однако это необходимая точка путешествия. Так Психея спускается в Подземный мир к Персефоне и засыпает там. Так герои многих сказок ищут ответа в мире мертвых. Всегда есть риск остаться там навсегда, но удачливый герой, как правило, возвращается. Потому Тезея Персефона отпускает из своего царства, а Перифоя – нет.

 

Солнце».

Здесь герой завершает свою миссию и выходит на солнечный свет, как в прямом, так и в переносном смысле. Парсифаль обретает Святой Грааль, Данте покидает ад, потерявшиеся дети кидаются в объятия отца. Находят друг друга разлученные братья или возлюбленные. Это момент единения и рождения осознанной уникальности души, истинного смысла всей символической истории. Это метафора явления Самости.

 

Суд»,

»

Ключевая и окончательная трансформация не только героя, но и пространства вокруг него. «Заклятие снято, лягушка превращается в прекрасного принца, спящая Красавица просыпается, а Святой Грааль исцеляет больного короля и всю его страну. Зло разоблачено и наказано, а добро получает королевство и принцессу в придачу (или выходит замуж за принца). Это аллюзия на Судный День и приход Царства Божьего, но и символ нашего собственного внутреннего суда и оправдания, которое может наступить, если мы действительно обрели целостность (Тереза Михельсен).

 

Мир».

История закончилась. Начинается совсем другая…

 

Порядок и общий набор символических актов в каждой конкретной, индивидуальной или мифологической истории может различаться. Мы также не можем с убежденностью сказать, почему исторически сложился именно такой порядок, ведь это плод работы коллективного бессознательного.

Для того чтобы эта система была осмысленно применима к реальности, мы склонны признать, что хронологически порядок Старших арканов достаточно достоверно проявляется в человеческой действительности на протяжении первых 10–11 карт, от Шута до Колеса Фортуны.

«Шут» (0) и «Маг» (I) могут вполне соотноситься с младенчеством, новым неизвестным миром и овладением навыками. «Жрица» (II) и «Императрица» (III) обычно означают здесь материнское влияние: чередование щедрости и отстраненности, теплоты или холодности, наполненности своего близкого тесного пространства и свободы внешнего мира. «Император» (IV) и «Иерофант» (V) представляют маскулинное и патриархальное начало, социальную реальность в жизни каждого индивида. Это обусловленная родительская любовь отца, в отличие от безусловной любви матери. Это встраивание нового человека в социальную систему (IV) и обучение его моральным нормам и ценностям общности (V). Первые шесть карт (0–VI) – это заложенные основы для полноценного развития личности; недостаток силы какого-либо принципа будет с очевидностью сказываться в дальнейшем, требуя необходимого восполнения и насыщения нужной формы. Аркан «Влюбленные» (VI) – это время самостоятельного личного выбора; и обычно это проблематика подросткового возраста. Вызов самостоятельного выбора и принятия личных решений относится к этому периоду, как и переживания «гонки» VII аркана – «Колесницы». Безудержность последней компенсируется освоением индивидуальных способов совладания с внешними и внутренними влияниями по VIII карте – «Сила». Это все навыки, которыми с большим или меньшим успехом овладевает в нужный период подросток и юноша/девушка. IX карта – «Отшельник» не относится к обязательным этапам прохождения, хотя вполне соответствует самокопанию и постижению смысла жизни в юном возрасте. И все же мы можем ожидать явление этого принципа изнутри лишь после вполне успешного совладания с собой и миром по карте «Сила» (VIII). В противном случае страх перед Отшельником будет вновь и вновь возвращать человека к проработке Силы, а то и Колесницы с Влюбленными. Однако мы готовы закончить «обязательный порядок» лишь на карте «Колесо фортуны» (X), принимая его как вступление индивидуума в мир, где он будет управлять и будет управляем причудливыми узорами судьбы. Дальнейший порядок карт в каждой частной жизни будет уникален и неповторим.

Колесо Фортуны (X) в современном Таро – это уже не роковая мощь божественно безупречного инструмента, каждому в свой срок отмеряющего удел. Это удивительная взаимосвязь множества «колесиков», каждое из которых способно запустить Большое колесо личной судьбы или участи многих множеств. Точно так же можно сказать, что и каждая уникальная жизнь состоит из множества маленьких прохождений Старших арканов и некоторого количества крупных подобных циклов, складывающихся в Большое колесо судьбы.

Так, несмотря на различия системного строя Старших карт, и актуального переживания различных архетипических явлений в реальной жизни человека, в упражнениях и продуцировании важных психических и духовных провесов этот порядок может быть принят как базовый при Работе с инструментарием Таро.


 

Глава 30

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь