Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Осознание чувственного восприятия
Это предварительная стадия антар мауны, на которой вы должны осознавать ощущения и впечатления из внешнего мира. Большая часть нашего чувственного восприятия осуществляется через посредство зрения. Однако в антар мауне глаза закрыты, так что восприятия, возникающие в ходе практики, будут представлять собой звуки, запахи и т.п. Самыми неотразимыми из этих чувственных восприятий будут звуковые. Поэтому стадия 1, в основном, касается восприятия внешних звуков.
Цель
Стадия 1 антар мауны предназначена для постепенного достижения состояния интроверсии в качестве подготовки к стадии 2. Большинство людей с рождения приучены быть экстравертными; у них существует почти наркотическая зависимость от внешних стимулов. Без достижения интровертности невозможно начать очищать ум от отрицательного подсознательного материала. Данная практика предназначена для нейтрализации реакций на внешние явления; для освобождения даже от кратковременного влияния внешнего мира. Такая интроверсия необходима для медитативной практики. Многие люди знают об этом и пытаются силой заставить себя быть интровертными. Они борются со своим умом и заставляют его игнорировать чувственные впечатления. Это только усиливает напряженность и не дает возникать медитации. Поэтому первая стадия антар мауны не пытается подавлять склонность к восприятию внешних чувственных данных. Напротив, метод этой стадии предписывает намеренное осознание внешнего мира. Воспринимайте внешние впечатления. Пусть они возникают. Со временем, вы автоматически станете интровертным. Вы спонтанно утратите интерес к внешнему миру, и когда это произойдет, вы будете готовы к стадии 2[62].
Механизмы внешнего восприятия
Ради простоты объяснения, можно сказать, что во внешнем чувственном восприятии участвуют три фактора. Это: 1. орган чувства — передатчик восприятия; 2.объект восприятия; 3. сознание — внутренний воспринимающий. Эти три фактора вовлечены в любое чувственное восприятие, будь то слух, зрение, обоняние, вкус или осязание. Возьмем, к примеру, слух. Органом чувства, воспринимающим звуковые вибрации, служит ухо. Источником звука является внешний объект, скажем, гудок автомобиля. Третий фактор — это то, что воспринимает звук, внутреннее сознание. Без этого внутреннего сознания нельзя ничего воспринимать. Более того, с точки зрения сознания и ухо, и источник звука являются внешними. Это также применимо к носу и запаху, глазам и форме, языку и вкусу, коже и прикосновению. Все они являются внешними по отношению к внутреннему сознанию. Это сознание — драшта (видящий) в самой глубине и в центре вашего существа. Когда это сознание становится возможным отделить и отсоединить от внешних органов чувств и объектов, человек начинает исследовать подсознательный ум. В этом и заключается цель стадии 1.
Техника выполнения
Сядьте в устойчивую и удобную позу. Держите позвоночник прямо, но без напряжения. Закройте глаза и держите их закрытыми в течение всей практики. Скажите себе: «Теперь я начинаю практиковать антар мауну». Прежде всего, осознавайте свое тело. Осознавайте осязательные ощущения — давление вашего тела на пол, прикосновение одеяла, накинутого на ваши плечи, и так далее. Фиксируйте все свое внимание на осязательных ощущениях... делайте это изо всех сил до тех пор, пока не утратите интерес к ним. Затем осознавайте внешнюю среду. Осознавайте все чувственные впечатления, независимо от того, беспокоят они вас или нет. Позволяйте восприятию внешних стимулов возникать без малейшего сопротивления. Не контролируйте ум, просто будьте бдительны к внешнему миру. Сохраняйте восприимчивость ко всему, что происходит вокруг. Не предпринимайте чрезмерных усилий, так как это будет создавать умственное напряжение; пусть ваше осознание будет беспристрастным. Хотя существуют различные чувственные впечатления, самым заметным из них будет звук. Осознавайте внешние звуки. Звук может исходить от проезжающего автомобиля, телефона, радио, звонка, это может быть чей‑ то разговор, пение птиц и т.д....внимательно слушайте с беспристрастным осознанием. Слушайте эти звуки без суждения, мышления или анализа; просто слушайте звуки, не задумываясь об их причине. Если вы слышите звонок в соседнем помещении, не думайте о звонке... только слушайте звук. Но вы должны оставаться осознающим, зрителем; не отождествляйтесь ни с одним из звуков. Говорите себе: «Я — видящий, эти звуки меня не касаются». Всегда считайте, что внешние восприятия — это взаимоотношения между объектами и чувствами; они не затрагивают вас... внутреннего видящего. Сперва следует осознавать все окружающие звуки без различия... не выбирайте, только воспринимайте. Продолжайте это делать в течение нескольких минут. Затем следует выбрать самый заметный звук и зафиксировать на нем свое внимание, исключив все остальные звуки. Затем, спустя короткое время, скажем, минуту, переключите внимание на другой звук по собственному выбору. Оставайтесь бдительным. Осознавайте. Не спите. Осознавайте разные звуки по очереди. Затем снова осознавайте все звуки, возникающие в одно и то же время. Полностью расширяйте свое восприятие внешнего мира, растягивайте его до предела, слушайте даже едва уловимые звуки. Старайтесь не думать... только осознавайте внешние чувственные впечатления. Затем начните осознавать свое дыхание. Фиксируйте все свое внимание на течении воздуха в ноздрях; полностью отвлекитесь от восприятия внешних звуков. Продолжайте осознавать дыхание в течение нескольких минут. Затем снова направьте свое осознание на внешний мир; снова осознавайте внешние звуки. Как и до этого, вы можете фиксировать внимание на общем шуме либо выбрать один наиболее заметный звук. Будьте бдительны, не становитесь интровертным и не теряйтесь в своих мыслях. Прислушивайтесь к тикающим часам. Прислушивайтесь к чьему‑ то кашлю. Слушайте чей‑ то разговор. Слушайте ветер. Слушайте звук тишины. Слушайте внимательно. Не имеет значения, воспринимаете ли вы много звуков или один звук, но прислушивайтесь к внешнему миру так, словно это что‑ то незнакомое. Затем, через несколько минут, снова осознавайте процесс дыхания. Не слушайте внешние звуки... воспринимайте только течение воздуха. Фиксируйте все свое внимание на дыхании. Потом, через несколько минут, снова воспринимайте внешние звуки. Продолжайте действовать таким образом в течение имеющегося у вас времени. Это и есть первая стадия антар мауны.
Готовность к стадии 2
Цель состоит в том. чтобы достичь такого этапа, когда человек полностью привыкает к внешним ощущениям, особенно к звукам, и отвлекается от них, так что они не оказывают влияния на его ум. Можно быть интровертированным и не отвлекаться даже на звук проходящего неподалеку поезда или даже на гудение комара около уха. Если вы достигли такого этапа, значит вам можно переходить к стадии 2[63].
Подготовка к другим медитативным техникам
Антар мауна служит превосходной подготовительной практикой для других медитативных методов, включая крийя‑ йогу. Если у вас есть время, практикуйте антар мауну перед выполнением других медитативных техник.
Программа ежедневных занятий
Теперь вам следует объединить крийю № 3, нада санчалану. с предыдущими двумя крийями из урока 25. Для всех трех этих практик потребуется примерно 21 минута, и потому останется достаточно времени для выполнения других техник. Внимательно читайте наше второе обсуждение крийя‑ йоги и помните о нем как в ходе своих ежедневных занятий, так и в повседневной жизни. В этом уроке мы познакомили вас с практикой антар мауны и описали ее первую стадию. Если у вас есть время, старайтесь практиковать ее. В зависимости от своих способностей, выполняйте и совершенствуйте сету асану либо чакрасану. Если вы способны делать чакрасану, то вам нет нужды делать сету асану; в противном случае, практикуйте сету асану вместо чакрасаны.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 489; Нарушение авторского права страницы