Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Манипуляции с позвоночником и массаж
Строго говоря, эти методы принадлежат к тесно взаимосвязанным областям остеопатии и хиропрактики (мануальной терапии). Теоретически, основное требование для должного функционирования любого органа состоит в получении им нормального потока сигналов от центральной нервной системы. Если поток нервных импульсов в каком‑ то месте прерывается, например, в результате ущемления нерва из‑ за неправильного положения позвонка, то орган, к которому направлялась эта нервная сила, функционирует неправильно и вследствие этого может перейти в болезненное состояние. В подобном случае обычно обнаруживается, что: 1. Мышцы, окружающие смещенный позвонок, спазматически сокращены, делая всю данную область неподвижной и препятствуя дальнейшему повреждению. 2. В качестве дальнейшей меры предосторожности и как результат стрессового воздействия на ткань накапливается кристаллизация. 3. Тело приспосабливается к боли и недостатку подвижности, и очень часто пациент вовсе не осознает никакой проблемы. 4. Орган, который таким образом выведен из равновесия, в значительной мере неправильно функционирует на уровне обмена веществ, а потому зачастую требуется применение и диетологического, и травяного лечения.
Гомеопатия
Для лечения запущенных недугов и умственных нарушений в натуропатии нередко используются некоторые гомеопатические средства. Это довольно древняя разновидность медицины, основанная на очень мало изученном свойстве материи: особенностях ее действия на живой организм при разбавлении до бесконечно малых концентраций в особых условиях. Ортодоксальные химия и медицина утверждают, что в таких растворах нет ничего, кроме воды, однако эта вода обладает удивительными свойствами.[66]
Резюме
Натуропатия, по существу, представляет собой систему методов лечения, направленных на восстановление жизненной энергии тела любыми средствами, которые решит выбрать пациент. Ее философия состоит в том, что при укреплении здоровья и накоплении жизненной энергии болезнь пройдет сама собой.
Тема 2 Крийя‑ йога. Практика
Паван Санчалана (крийя номер 4)
Слово паван на санскрите означает «дыхание»; санчалана означает «движение по кругу». Следовательно, эта крийя может быть названа «движением сознания дыхания по кругу». В последовательности крий она идет четвертой, сразу после нада санчаланы[67].
Сидячее положение
По традиции следует сидеть в падмасане или сиддхасане (или сиддха йони асане для женщин). Это наилучшие сидячие позы, поскольку они позволяют держать спину прямой, но расслабленной в течение продолжительных периодов времени[68]. Если вы не можете удобно сидеть ни в одной из этих асан, то используйте любое удобное сидячее положение. Следите за тем, чтобы ваш позвоночник оставался прямым в течение всей практики. По желанию, руки можно положить на колени или сложить под животом. Если хотите, можете делать джняна, чин или чин‑ майя мудру[69].
Осознание психических каналов и повторение в уме
Как и в крийе номер 3, от вас будет требоваться перемещать свое осознание по кругу через психические каналы арохан и аварохан. Вы должны повторять в уме название каждой чакры и точки кшетрам, по мере того как ваше осознание поочередно проходит через них. В целом, процесс таков: Когда ваше осознание достигает муладхары, вы должны трижды повторять в уме «муладхара... муладхара... муладхара». Затем, непосредственно перед подъемом по психическому каналу арохан, мысленно произносите «арохан». Вдыхая, поднимайтесь по каналу арохан. По очереди ощущайте каждую точку кшетрам и мысленно один раз произносите их названия: свадхистхана, манипура, анахата, вишуддхи, аджна. Затем, когда ваше осознание достигает центра бинду, вам следует трижды повторять в уме: «бинду... бинду... бинду». Непосредственно перед спуском по каналу аварохан, один раз произнесите в уме слово «аварохан». Выдыхая, опускайтесь по каналу аварохан. Поочередно ощущайте каждую чакру и один раз произносите в уме их названия: аджна, вишуддхи, анахата, манипура, свадхистхана. Затем процесс повторяется, начиная с троекратного повторения в уме слова «муладхара».
Вспомогательные практики
Чтобы выполнять паван санчалану, вы должны быть знакомы со следующими основными техниками: 1. уджайи пранаямой[70]; 2. унмани мудрой[71]; 3. кхечари мудрой[72]. Уджайи пранаяма и унмани мудра представляют собой неотъемлемую часть нада санчаланы, так что вы должны быть способны их делать. Кхечари мудра впервые вводится в практики крийя‑ йоги в данном разделе. Она очень проста и будет вспомогательной техникой во многих следующих крийях.
Техника выполнения
После завершения нада санчаланы (крийи номер 3) следует сразу же начинать выполнять паван санчалану. Не меняйте своего сидячего положения. Держите позвоночник прямо. Откройте глаза. Сложите язык в кхечари мудру; выполняйте кхечари мудру в течение всей практики, хотя при возникновении дискомфорта вы можете на короткое время освобождать языковый замок. Сделайте полный выдох. Наклоните голову вперед, но без напряжения. Направьте свое осознание на область муладхара чакры. Отсюда начинается первый круг. Мысленно повторяйте: муладхара... муладхара... муладхара. При желании, можно слегка сокращать мышцы в области муладхары при каждом произнесении в уме. Один раз мысленно скажите: арохан. Выполняя на вдохе уджайи пранаяму, начинайте свой подъем по переднему каналу арохан. Поднимаясь, по очереди осознавайте каждую точку кшетрам и один раз называйте ее в уме. Должно происходить непрерывное течение осознания от одной точки кшетрам к следующей. Когда ваше осознание переходит от вишуддхи к бинду, слегка поднимайте голову. В точке бинду голова должна быть слегка наклонена назад. Ваш вдох должен заканчиваться, когда осознание достигает бинду. Трижды повторите в уме: бинду... бинду... бинду; при этом вы должны полностью осознавать область бинду. Затем один раз произнесите в уме «аварохан», и начинайте спускаться через позвоночный психический канал аварохан. Нисхождение осознания должно быть синхронизировано с выдохом при выполнении уджайи пранаямы. По очереди осознавайте каждую чакру и один раз мысленно произносите ее название.
Во время нисхождения осознания от бинду к муладхаре следует выполнять унмани мудру. При достижении муладхары глаза должны быть почти или полностью закрыты. Достигнув муладхары, позвольте своей голове слегка наклониться вперед. Откройте глаза. Это окончание первого круга. Весь процесс схематически изображен на приведенных выше рисунках. Затем начинайте второй круг. Мысленно повторите: муладхара... муладхара... муладхара. Потом один раз произнесите в уме «арохан» и начинайте подъем по переднему каналу арохан. Проделайте 49 кругов.
Дыхание
На протяжении всей практики выполняйте уджайи пранаяму. При троекратном повторении слова «муладхара» ненадолго задерживайте дыхание. Делайте вдох, поднимаясь по переднему каналу арохан. Ненадолго задерживайте дыхание, троекратно повторяя слово «бинду». Опускаясь по позвоночному каналу аварохан, делайте выдох.
Смятение ума
Если ваш ум возбужден, позвольте своему дыханию стать глубже и быстрее. Не подавляйте мысли. Если ваш ум достаточно спокоен и сосредоточен, позвольте дыханию быть медленным и более незаметным, почти бесшумным.
Энергизация
Поскольку это длительная практика, легко заскучать и стать сонным. Старайтесь чувствовать, что с каждым дыханием вы наполняетесь энергией. Ощущайте, как прана накапливает силу и поочередно пронзает каждую чакру и точку кшетрам. Это поможет предотвратить засыпание.
Осознание
На протяжении всей практики сохраняйте осознание. Фиксируйте осознание на выполнении уджайи пранаямы, прохождении чакр и точек кшетрам, мысленном повторении и унмани мудре.
Последовательность
Паван санчалану следует делать сразу после нада санчаланы и перед шабда санчаланой[73].
Продолжительность
Вам следует выполнять 49 кругов. Это будет занимать примерно 25‑ 30 минут, в зависимости от глубины и темпа дыхания.
Счет кругов
Мы настоятельно рекомендуем вам при выполнении этой крийи использовать четки, чтобы отмечать количество выполненных кругов. Вы обнаружите, что считать их в уме или на пальцах трудно. Завяжите узел между сорок девятой и пятидесятой бусинами четок, считая от бусины сумеру, так же, как описано для нада санчаланы[74]. Завершая каждый круг, перемещайте четки на одну бусину. То есть перебирайте по одной бусине всякий раз, когда ваше осознание возвращается к муладхара чакре. Если у вас нет четок, то мы советуем вам связаться с любым опытным учителем или с ашрамом, чтобы их приобрести. Лучше всего четки из 108 бусин, изготовленные из древесины тулси, рудракши, сандала и т.п., в зависимости от того, что вы предпочитаете.
Тема 3 Асаны. Практика
Обычно во время делового рабочего дня бывает очень трудно или вообще невозможно найти подходящее место для практики асан. Кроме того, невозможно постоянно носить с собой одеяло. Здесь мы опишем пада хастасану и три ее варианта: пада ангустхасану, уттхита джану сиршасану и динамическую пада хастасану. Эти асаны можно практиковать в любое время и в любом месте без малейшей подготовки. Все они представляют собой асаны с наклоном вперед; по существу, их можно лучше всего описать как стоячие варианты пасчимоттанасаны[75]. Они идеально подходят для раскрепощения позвоночника, устранения болей и ломоты в спине, шее и голове и для снятия усталости.
Пада хастасана Определение
Слово пада на санскрите означает «ступня», а слово хаста означает «кисть руки». Поэтому точный перевод названия этой асаны — «поза руки к ступням». В этой асане кисти рук касаются ступней или пола рядом с ними. По очевидным причинам эту асану, кроме того, часто называют «асана с наклоном вперед».
Техника выполнения
Выполнение состоит из пяти стадий. Стадия 1: исходное положение Станьте прямо. Сдвиньте ступни. Позвольте рукам расслабиться и повиснуть вдоль тела. Постарайтесь расслабить все тело. Дышите нормально. Затем переходите к стадии 2. Стадия 2: сгибание вперед Сделайте глубокий вдох. Медленно выдыхая, наклоняйте туловище вперед. Сперва позвольте голове наклониться вперед без мышечного усилия. Затем позвольте туловищу постепенно сгибаться вперед. Руки должны оставаться расслабленными в течение всего наклона вперед, так чтобы они вертикально свисали к полу. Сгибаясь, старайтесь представлять себе, что в вашем теле нет костей или мышц. В конце выдоха ваши голова и туловище должны быть направлены к полу. Следует стараться, чтобы голова свисала как можно ближе к коленям, но без всякого напряжения. Сохраняя неподвижность в этом положении, сделайте несколько нормальных вдохов и выдохов. Затем переходите к стадии 3. Стадия 3: акцентирование сгибания Начинающим окажется трудно захватить ступни руками или коснуться головой коленей; у них недостаточно гибкий позвоночник. Вам следует взяться руками за ноги как можно ближе к ступням. Если у вас очень негибкое тело, вы можете взяться руками за задние части икр; если вы немного более гибки, то возьмитесь сзади за лодыжки. Ладони должны быть направлены вперед и соприкасаться с задними сторонами ног. Затем поступайте следующим образом: Расслабьте мышцы спины. Держите ноги прямыми. Сделайте глубокий вдох. Затем, выдыхая, попробуйте подтянуть голову к коленям. Не перенапрягайтесь. Голову следует осторожно подтягивать к коленям, слегка напрягая мышцы предплечий. Мышцы спины и ног должны оставаться пассивными. Не огорчайтесь, если вы не можете коснуться головой коленей... это придет с регулярной практикой, когда мышцы вашей спины станут более эластичными. Ни при каких обстоятельствах не следует использовать чрезмерную мышечную силу. Если вы не можете коснуться головой коленей, то просто сгибайтесь вперед настолько, насколько вам удобно. Это конечная поза стадии 3. Дышите медленно и глубоко. Оставайтесь в этом положении примерно минуту, позволяя мышцам спины расслабляться и растягиваться. Затем переходите к стадии 4. Стадия 4: сгибание позвоночника На этой стадии вам лучше всего держать руками ноги сразу над лодыжками; если вы на это не способны, то можете держаться за ноги выше. Продолжая держаться за ноги, поверните руки так, чтобы ладони были обращены назад. Держите руки в этом положении на протяжении всей последующей практики. Сделайте полный выдох. Затем, вдыхая, выполняйте следующие движения: Поднимите голову и плечи вперед и вверх, насколько это возможно без неудобства. Одновременно следует напрягать мышцы предплечий и стараться тянуть поясницу вниз. Это трудно описать; если вы попробуете сами это сделать, то поймете. Нижнюю и среднюю части спины следует тянуть вниз, сгибая и напрягая руки; голову и плечи следует поднимать как можно выше. Это движение прилагает мощное напряжение ко всему позвоночнику и стимулирует его. Вы также будете ощущать сильное сокращение мышц живота. Выполняя это сгибание позвоночника, задерживайте дыхание. Это конечная поза стадии 4. Затем ослабьте сгибание. Сделайте выдох и повторите стадию 3; то есть попробуйте коснуться головой коленей. В течение короткого времени дышите медленно и глубоко. Потом повторите стадию 4. Стадии 3 и 4 следует выполнять друг за другом в течение имеющегося у вас времени. Стадия 5: возвращение в исходное положение Выполнив стадии 3 и 4 несколько раз, уберите руки с ног. Пусть они свисают, как будто в них нет мышц и костей. Делая вдох, медленно поднимите тело в вертикальное положение. Это один полный цикл пада хастасаны. Если у вас есть время, проделайте еще один цикл.
Дыхание
На протяжении всей практики дышите носом. В исходном положении дышите нормально. Наклоняясь вперед, делайте вдох. В конце наклона вперед (то есть в конце стадии 2) дышите нормально. После глубокого вдоха выдыхайте, подтягивая голову к коленям (стадия 3). Дышите медленно и глубоко, держа голову на коленях или рядом с ними (стадия 3). Вдыхайте, поднимая голову и плечи и напрягая нижнюю и среднюю части позвоночника (стадия 4). Задерживайте дыхание, удерживая это сгибание. Делайте выдох, снова стараясь коснуться головой коленей (стадия 3). Делайте вдох, поднимая тело в исходное положение. Координируйте дыхание с физическим движением. Это принесет больше пользы, а также облегчит выполнение асаны.
Осознание
Осознавайте: 1. расслабление мышц спины; 2. дыхание; 3. физическое движение.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы