Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гамлет (Hamlet, prince of Denmark. 1601)
— трагедия, повествующая о судьбе молодого датского принца Гамлета. Возвратившись в Данию, он узнает, что его отец тайно убит своим братом Клавдием, который женился на вдове — матери Гамлета и стал датским королем. Желание отомстить за смерть отца перерастает в чувство общественного долга: надо изменить мир, в котором торжествуют преступления и несправедливость. Трагедия умного и благородного Гамлета в том, что эта задача непосильна для одного человека, а примириться с «Данией — тюрьмой» он не может. Отсюда колебания Гамлета, его меланхолия, его мучительный самоанализ, сложность отношений принца с возлюбленной Офелией, дочерью царедворца Полония. Гамлет случайно убивает спрятавшегося за занавеской Полония, приняв его за короля Клавдия. Потрясенная Офелия, потеряв рассудок, тонет в реке. Ее брат Лаэрт мстит за смерть отца и сестры и на поединке пронзает Гамлета отравленной шпагой. Гибнут и король с королевой. Умирая, Гамлет обращается к своему другу Горацио, прося его поведать миру обо всем. чему он был свидетелем. По масштабу поставленных в трагедии общественно-политических проблем, по богатству мыслей и глубине характеристик «Гамлет» — одно из величайших произведений мировой литературы. Творчество Шекспира: поздние трагедии. Отелло (The tragedy of Othello the moor of Venice. 1604) — трагедия, рассказывающая о судьбе мавра Отелло — талантливого полководца. Из ревности он убивает свою жену Дездемону, поверив в ее измену. Однако проблематика пьесы гораздо глубже простой трагедии ревности. Переступив через преграды расовых предрассудков, традиции семьи и своей среды, венецианка Дездемона соединила жизнь с Отелло — «черным мавром», увлеченная его высокими достоинствами, прежде всего благородством. Но мир порока, карьеризма, зависти в лице Яго губит их чувство. Интриги Яго приводят к гибели оклеветанной им Дездемоны. Убедившись в ее невиновности, Отелло переживает глубочайшую трагедию и сам вершит над собою суд за то легковерие, с каким поддался измышлениям коварного Яго, — кончает жизнь самоубийством. Макбет (Macbeth. 1605) — трагедия, посвященная судьбе могущественного шотландского тана Макбета, ставшего убийцей короля Дункана и узурпатором королевской власти. Вступив на путь кровавых злодеяний, Макбет уже не может остановиться: боязнь бунтов, страх потерять власть толкает его на новые преступления до тех пор, пока он не гибнет, ненавидимый всей страной. Шекспир оправдывает восстание против тиоана Макбета. Он рисует это восстание как движение народа, который под водительством Малькольма и Макдуффа хочет защитить свои права. Леди Макбет, вдохновительница честолюбивых замыслов мужа, сходит с ума, измученная укорами совести. В образах Макбета и его жены с огромной силой раскрыты полные страхов и мучений глубины преступного сознания, трагедия непомерного властолюбия. Король Лир (King Lear. 1606) — одна из самых мрачных трагедий Шекспира. Все, что старый король Лир считал гарантией своего прочного благополучия, — королевский сан, власть, любовь близких, придворных — рухнуло, когда он разделил государство между старшими дочерьми. Эгоистический аморализм и бесчеловечность воплощены в старших дочерях Лира — Гонерилье и Регане, которые не только изгоняют старого, доверившегося им отца, но и способны на злодейские убийства. Преданная Лиру, но не умеющая мстить Корделия пытается спасти отца, ставшего жертвой интриг и преступлений. Но Корделия гибнет вместе с сокрушенным горем отцом. Однако ее врагов и противников Лира настигает в конце концов возмездие. Лир умирает духовно прозревшим, изведав и относительность королевского величия, и глубину человеческих страданий, о которых он раньше не хотел знать. В знаменитой сцене в степи трагизм достигает наибольшего накала: исхлестанные ливнем, под вой ветра и раскаты грома бродят бездомный король и его верный и мудрый шут. Только теперь Лиру открываются подлинные жизненные ценности. Параллельный рассказ о бедствиях, постигших графа Глостера, судьба которого сходна с судьбой Лира, делает еще более убедительной созданную в трагедии картину всеобщей несправедливости, жестокого деспотизма, предательства и лицемерия, распада связей между людьми. Дон Кихот» Сервантеса. Роман Сервантеса как феномен перехода к культуре Нового времени. Уникальное ху-дожественное пространство романа. Фабула и герой «Дон Кихота» как плод писательского вымысла. Сущность дон-кихотовской ситуации: протест активной личности, воодушевленной представлением о жизни, достойной человека, против убожества жизненных условий. Пародийное и серьезное начало романа. Воспроизведение обобщенной модели рыцарского романа. Двойственность авторской иронии. Элементы эксцентрики и гротеска. Тема «истинного рыцарства» человеческой натуры. Мудрое безумие героя. Три выезда Дон Кихота как три этапа становления творческой концепции Сервантеса. Донкихотская пара. Многоплановость реальности и множество точек зрения в романе. Многоязычность текста (роман как «лингвистический эксперимент»). Повествование как сюжет повествования: обнажение приемов нар-рации. Органичная взаимосвязь формы и содержания романа. Нанизывание вставных эпизодов и проблема целостности произведения. Вершиной испанской литературы Возрождения принято считать творческое наследие Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547–1616). Сложная судьба автора, его огромный опыт (вплоть до долговой тюрьмы и алжирского плена) нашли и отражение в его творчестве. Сервантес сохранял верность идеалам Ренессанса, что отчетливо проявилось и в ранних его произведениях. Первым из них был пасторальный роман Галатея, в котором герои были наделены благородством и нравственной стойкостью. Персонажи его Назидательных новелл наделены теми же свойствами при любых испытаниях. Героическим и патриотическим пафосом овеяна его трагедия Нумансия. Наиболее полное воплощение гуманистическое мировоззрение писателя нашло в его знаменитом романе Дон-Кихот Ламанчский . История о бедном рыцаре, начитавшемся рыцарских романов и пустившемся в странствия, была задумана как насмешка над изжившими себя идеалами. Первые читатели так и воспринимали роман. Но в романе присутствует и высокая человечность, подлинный гуманизм: Рыцарь Печального образа, остался верен гуманистическим идеалам и стал символом человечности в мире жестокости и обмана. Благородная рыцарственность, которой поклонялся великий герой Сервантеса, подразумевала по своей сути главную идею гуманизма – подлинное и самоотверженное служение общему благу человечества и справедливости, человек обязан «защищать обездоленных и угнетенных сильными мира сего». Герой буквально рвется в бой в защиту высоких идеалов и верит в торжество добродетели. По сути, Сервантес рисует облик идеального человека Возрождения, но наделяет его безумием. Безумие Дон-Кихота лишь подчеркивает нелепость циничного и прагматического общества. Особенность Дон -Кихота как романа состояла в многозначности, возможности разного восприятия и истолкования характеров и ситуаций, он исполнен противоречий. И каждая последующая эпоха воспринимала его в ином ракурсе. Главный герой(Дон-Кихот) жил в селе Ламанчском, имущество у него было небольшое – копье, щит, старая лошадь и собака. Его фамилия была Кехана. Возраст героя приближался к пятидесяти годам. Он увлекался чтением рыцарским романов и постепенно представил себя путешествующим рыцарем. Он начистил свои старые доспехи, лошади дал более гордое имя Росиант, себя назвал Дон Кихотом и отправился в странствия. По всем рыцарским правилам он выбрал себе даму сердца- Альдонсу Лоренсо, для себя он стал называть ее Дульсинеей. Дон Кихот ехал целый день. Уставший, он решил остановиться на постоялом дворе. Герой попросил хозяина посвятить его в рыцари, посвящение состояло в подзатыльнике и ударе шпагой по спине. Когда владелец постоялого двора спросил у рыцаря, есть ли у него деньги, дон Кихот ответил, что в романах ничего не было про деньги, поэтому он не взял их с собой. Но, все же, новоиспеченный рыцарь решил вернуться домой, чтобы запастись деньгами и одеждой. По пути герой проявил благородство и заступился за мальчика, которого обижал сельчанин. Дон Кихот решил найти себе оруженосца и предложил эту должность при нем хлебопашцу Санчо Пансе. Ночью они снова отправились в путешествие. Им встретились ветряные мельницы, которые показались Дон Кихоту великанами. Он бросился сражаться с ними. Крыло мельницы отбросило рыцаря на землю, его копье сломалось в щепки.За вражеское войско Дон Кихот воспринял стадо баранов. За это ему очень сильно досталось от пастухов, которые закидали его камнями. Санчо Пансе стал называть героя Рыцарем Печального образа из-за грустного лица Дон Кихота. В горах путешественникам удалось обнаружить чемодан с золотыми монетами и некоторой одеждой. Деньги Дон Кихот отдал оруженосцу. Затем Дон Кихот пишет несколько писем, одно из них-любовное послание к Дульсинее, другое своей племянницы. По задумке рыцаря их должен был доставить Санчо Пансе. Но он отправился в деревню без них. Вернувшись, оруженосец соврал Дон Кихоту, что Дульсинея хочет с ним встретиться. Но рыцарь ответил, что он должен для начала стать достойным и совершить еще больше подвигов. Путники продолжили свой путь и остановились на постоялом дворе. Всю ночь во сне Дон Кихот сражался с врагами. Наутро один из остановившихся на постоялом дворе стражников узнал в Дон Кихоте разыскиваемого нарушителя. Оказалось, что рыцаря ищут за освобождение беглых каторжников. Сначала Дон Кихота хотели везти в городскую тюрьму, но затем отпустили вместе с Санчо Пансе в родную деревню. Дон Кихот заболел на целый месяц. Затем он узнал от своего оруженосца, что про их приключения придумана настоящая книга, которой все зачитываются. Товарищи отправились в новое путешествие. На этот раз в город Тобосо, где жила Дульсинея. Оказалось, что Дон Кихот не только не знает адреса возлюбленной, но никогда не видел ее в лицо. Об этом догадался Санчо Пансе и решил выдать за Дульсинею простую крестьянку. Дон Кихот появление грубой некрасивой крестьянки расценил как проделки злых сил. Однажды на зеленом лугу Дон Кихот стал свидетелем герцогской охоты. Герцогиня зачитывалась романом о Дон Кихоте. Рыцарь был встречен с уважением и приглашен в замок. Вскоре герцог вместе со свитой направил Санчо Пансе в один из городков. Там оруженосцу вручили титул пожизненного губернатора Баратарии. Там ему приходилось устанавливать свои порядки, а также защищать город от неприятеля. Но вскоре Санчо Пансе надоели эти десять дней губернаторства и он, сев на осла, поспешил вернуться к Дон Кихоту. Рыцарю тоже надоела спокойная жизнь у герцога. Товарищи вновь отправились в путь. Еще немного попутешествовав, странники вернулись в родное село. Дон Кихот стал пастухом. Перед смертью герой вспомнил свое настоящее имя- Алонсо Кихано. Он винил во всем рыцарские романы, которые затуманили разум. Умер он как обычный человек, а не как странствующий рыцарь.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы