Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Указатель практик и обсуждений⇐ ПредыдущаяСтр 38 из 38
Аджна чакра, кн. II, стр. 650 Амароли, кн. II, стр. 214 Анахата чакра, кн. II, стр. 555 Асаны. Благотворное действие, кн. II, стр. 222 Асаны. Введение, кн. I, стр. 92 Асаны. Правила и приготовления, кн. I, стр. 100 Бинду, кн. III, стр. 47 Бхакти йога: Часть 1, кн. II, стр. 192 Часть 2, кн. II, стр. 244 Часть 3, кн. II, стр. 296 Часть 4, кн. II, стр. 342 Вегетарианство, кн. I, стр. 428 Вишуддхи чакра, кн. II, стр. 623 Джняна йога, кн. III, стр. 156 Диета и пищеварение, кн. I, стр. 361 Искусство и наука расслабления, кн. I, стр. 63 Йога. Путь к совершенству, кн. III, стр. 468 Карма йога: Часть 1, кн. I, стр. 656 Часть 2, кн. II, стр. 8 Крийя‑ йога. Введение, кн. I, стр. 18 Крийя‑ йога: Часть 1, кн. III, стр. 17 Часть 2, кн. III, стр. 66 Крийя‑ йога. Подготовка и правила, кн. III, стр. 27 Манипура чакра, кн. II, стр. 508 Медитация. Введение, кн. I, стр. 396 Медитация. Правила практики, кн. I, стр. 409 Медитация и ум, кн. I, стр. 439 Мозг, кн. II, стр. 478 Муладхара чакра, кн. II, стр. 405 Натуропатия, кн. III, стр. 108 Обзор Книги III, кн. III, стр. 9 Осознание. Введение, кн. I, стр. 179 Первопричина напряженности, кн. I, стр. 119 Прана. Введение, кн. I, стр. 158 Пранаяма, кн. 1, стр. 223 Пранаяма. Дыхание, кн. I, стр. 50 Пранаяма. Правила, кн. I, стр. 234 Психический символ, кн. III, стр. 272 Равновесие жизни: Часть 1, кн. II, стр. 532 Часть 2, кн. II, стр. 590 Расстройства пищеварения, кн. I, стр. 496 Сатсанг, кн. III, стр. 348 Сахасрара, кн. III, стр. 63 Свадхистхана чакра, кн. II, стр. 452 Структура йоги, кн. I, стр. 310 Тантра, кн. II, стр. 64 Тантра. Янтры, кн. II, стр. 119 Тратака и сосредоточение, кн. I, стр. 644 Устранение психологических проблем: Часть 1, кн. I, стр. 507 Часть 2, кн. I, стр. 552 Часть 3, кн. I, стр. 606 Чакры: Часть 1, кн. II, стр. 386 Часть 2, кн. II, стр. 437 Часть 3, кн. II, стр. 500 Что такое йога?, кн. I, стр. 250 Шивалингам, кн. II, стр. 285
Практики Хатха‑ йоги
Агнисар крийя, кн. I, стр. 324 Багхи крийя, кн. I, стр. 206 Басти, кн. III, стр. 244 Вама наули, кн. III, стр. 177 Ваман дхоути, кн. I, стр. 196 Варисар дхоути, кн. I, стр. 676 Вастра дхоути, кн. III, стр. 329 Ватасара дхоути, кн. I, стр. 293 Вахнисар дхоути, кн. I, стр. 324 Вьягхра крийя Гаджа карма, кн. I, стр. 196 Ганеша крийя, кн. II, стр. 141 Гхрита нети, кн. I, стр. 579 Дакшина наули, кн. III, стр. 179 Данта дхоути, кн. I, стр. 84 Данта мула дхоути, кн. I, стр. 84 Джала нети, кн. I, стр. 31 Джихва мула дхоути, кн. I, стр. 83 Дугха нети, кн. I, стр. 579 Кайя кальпа, кн. I, стр. 676 Капал рандхра дхоути, кн. I, стр. 83 Кунджал крийя, кн. I, стр. 196 Кунджара крийя, кн. I, стр. 196 Лагху шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676 Мадхьяма наули, кн. III, стр. 176 Мула шодхана, кн. II, стр. 140 Наули: Стадия 1, кн. III, стр. 173 Стадия 2, кн. III, стр. 211 Свамутра нети, кн. II, стр. 221 Сутра нети, кн. I, стр. 573 Тонизирующие техники для глаз, кн. I, стр. 84 Чакрикарма, кн. II, стр. 141 Чакшу дхоути, кн. I, стр. 84 Шанкхапракшалана, кн. I, стр. 676
Практики Асан
Ардха баддха падмоттанасана, кн. III, стр. 360 Ардха матсиендрасана, кн. I, стр. 582 Ардха падма пасчимоттанасана, кн. II, стр. 417 Ардха падмасана, кн. I, стр. 391 Ардха шалабхасана, кн. I, стр. 529 Ашва санчалана асана, кн. III, стр. 215 Ашва санчаланасана (стадии 4 и 9 сурья намаскар), кн. I, стр. 276 Аштанга намаскар (стадия 6 сурья намаскар), кн. I, стр. 278 Баддха йони асана, кн. II, стр. 378 Баддха падмасана, кн. II, стр. 156 Бака дхьянасана, кн. III, стр. 262 Бхуджангасана, кн. I, стр. 209 Бхуджангасана (стадия 7 сурья намаскар), кн. I, стр. 278 Ваджрасана, кн. I, стр. 17З Вайю нишкасана, кн. I, стр. 344 Ватаянасана, кн. III, стр. 362 Вирасана, кн. I, стр. 392 Вьягхрасана, кн. I, стр. 338 Вороний шаг, кн. I, стр. 45 Вращение колена, кн. I, стр. 43 Вращение мельницы, кн. I, стр. 45 Гарбхасана, кн. III, стр. 306 Гарудасана, кн. II, стр. 362 Гомукхасана, кн. III, стр. 257 Гупта падмасана, кн. III, стр. 302 Дви пада кандхарасана, кн. III, стр. 477 Движение шеи, кн. I, стр. 47 Двиконасана, кн. I, стр. 695 Джану сиршасана, кн. II, стр. 413 Динамическая пада хастасана, кн. III, стр. 131 Динамическая пасчимоттанасана, кн. II, стр. 45 Динамическое кручение позвоночника, кн. I, стр. 46 Доласана, кн. I, стр. 697 Дханурасана, кн. II, стр. 227 Дхануракаршанасана, кн. III, стр. 259 Йога мудрасана, кн. II, стр. 149 Кагасана, кн. I, стр. 45 Кандхарасана, кн. II, стр. 324 Кати чакрасана, кн. I, стр. 636 Кручение лодыжки, кн. I, стр. 41 Куккутасана, кн. III, стр. 308 Курмасана, кн. III, стр. 335 Лоласана, кн. III, стр. 303 Маюрасана, кн. III, стр. 182 Макарасана, кн. I, стр. 156 Марджариасана, кн. I, стр. 109 Матсьясана, кн. II, стр. 457 Меру вакрасана, кн. I, стр. 220 Мерудандасана, кн. III, стр. 216 Наданусандхана асана, кн. II, стр. 333 Наукасана, кн. I, стр. 74 Нираламба пасчимоттанасана, кн. III, стр. 218 Нираламба сарвангасана, кн. II, стр. 278 Паванмуктасана, кн. I, стр. 152 Пада ангустхасана, кн. III, стр. 128 Пада ангуштхасана, кн. III, стр. 399 Пада прасар пасчимоттанасана, кн. II, стр. 46 Пада хастасана, кн. III, стр. 122 Пададирасана, кн. II, стр. 613 Падахастасана (стадии 3 и 10 сурья намаскар), кн. I, стр. 275 Падма маюрасана, кн. III, стр. 188 Падма сарвангасана, кн. II, стр. 277 Падмасана, кн. I, стр. 384 Парватасана, кн. III, стр. 304 Парватасана (стадии 5 и 8 сурья намаскар), кн. I, стр. 277 Пасчимоттанасана, кн. II, стр. 35 Пашини мудра, кн. II, стр. 670 Полная бабочка, кн. I, стр. 342 Полубабочка, кн. I, стр. 41 Пранамасана (стадии 1 и 12 сурья намаскар), кн. I, стр. 275 Предмедитативные упражнения, кн. I, стр. 40 Пурна матсиендрасана, кн. III, стр. 479 Колка дров, кн. I, стр. 343 Сайтхалиасана, кн. I, стр. 107 Саламба сиршасана, кн. III, стр. 432 Сантоланасана, кн. III, стр. 396 Сарал дханурасана, кн. II, стр. 230 Сарвангасана, кн. II, стр. 255 Сарпасана, кн. I, стр. 216 Свастикасана, кн. I, стр. 390 Сету асана, кн. III, стр. 84 Сиддха йони асана, кн. I, стр. 388 Сиддхасана, кн. I, стр. 386 Симха крийя, кн. I, стр. 142 Симхасана, кн. I, стр. 386 Сиршасана: Часть 1, кн. II, стр. 514 Часть 2, кн. II, стр. 563 Стоячие асаны, кн. I, стр. 690 Сукхасана, кн. I, стр. 112 Супта ваджрасана, кн. II, стр. 463 Сурья намаскар, кн. I, стр. 268 Тадасана, кн. I, стр. 632 Тирьяка бхуджангасана, кн. I, стр. 637 Тирьяка тадасана, кн. I, стр. 634 Триконасана, кн. I, стр. 690 Ударакаршанасана, кн. I, стр. 639 Урдхва падмасана, кн. III, стр. 436 Уттан падасана, кн. I, стр. 335 Уттханасана, кн. I, стр. 44 Уттхита джану сиршасана, кн. III, стр. 129 Уттхита хаста мерудандасана, кн. III, стр. 217 Уштрасана, кн. I, стр. 331 Халасана и варианты, кн. II, стр. 665 Хануманасана, кн. III, стр. 481 Хаста уттханасана (стадии 2 и 11 сурья намаскар), кн. I, стр. 275 Чакрасана, кн. III, стр. 87 Шавасана: Часть 1, кн. I, стр. 75 Часть 2, кн. I, стр. 133 Шалабхасана, кн. I, стр. 525 Шанкхапракшалана асана, кн. I, стр. 632 Шашанкасана и варианты, кн. I, стр. 147 Шашанк‑ бхуджангасана, кн. I, стр. 214 Эка пада пранамасана, кн. III, стр. 395 Эка пада сирасана, кн. III, стр. 338
Практики пранаямы
Антар кумбхака, кн. I, стр. 466 Бахир кумбхака, кн. I, стр. 699 Брюшное дыхание, кн. I, стр. 58 Бхастрика пранаяма, кн. III, стр. 133 Бхрамари пранаяма, кн. II, стр. 334 Верхнее дыхание, кн. I, стр. 60 Дыхание йогов, кн. I, стр. 61 Каки мудра, кн. III, стр. 369 Капалабхати, кн. III, стр. 440 Кевала кумбхака (определение), кн. I, стр. 642 Мурчха пранаяма, кн. III, стр. 221 Нади шодхана пранаяма: стадия 1, кн. I, стр. 174 стадия 2, кн. I, стр. 237 стадия 2 (усложненная), кн. I, стр. 298 стадия 3 (с антар кумбхакой), кн. I, стр. 466 стадия 4 (с бахир кумбхакой), кн. I, стр. 699 стадия 4 с джаландхара бандха (антар кумбхака), кн. II, стр. 170 стадия 4 с джаландхара бандха (антар и бахир кумбхака), кн. II, стр. 283 стадия 4 с уддияна бандха, кн. II, стр. 372 стадия 4 с мула бандха, кн. II, стр. 427 стадия 4 с маха бандха, кн. II, стр. 579 Самавета пранаяма, кн. I, стр. 115 Среднее дыхание, кн. I, стр. 59 Сурья бхеда пранаяма, кн. III, стр. 341 Уджайи пранаяма, кн. I, стр. 346 Уджайи пранаяма с АУМ, кн. III, стр. 402 Чатуртха пранаяма, кн. III, стр. 484 Шитали пранаяма, кн. III, стр. 365 Шиткари пранаяма, кн. III, стр. 367
Мудры и бандхи
Агочари мудра, кн. I, стр. 473 Ашвини мудра, кн. II, стр. 279 Бхайрава мудра, кн. II, стр. 49 Бхучари мудра, кн. I, стр. 592 Ваджроли мудра, кн. III, стр. 317 Джняна мудра, кн. I, стр. 460 Джаландхара бандха, кн. II, стр. 159 Йони мудра, кн. II, стр. 377 Каки мудра, кн. III, стр. 369 Кхечари мудра, кн. I, стр. 347 Маха бандха, кн. II, стр. 579 Махайони мудра, кн. II, стр. 50 Мула бандха, кн. II, стр. 421 Набхо мудра, кн. I, стр. 347 Насикагра дришти, кн. I, стр. 174 Насикагра мудра, кн. I, стр. 174 Уддияна бандха, кн. II, стр. 365 Унмани мудра, кн. III, стр. 79 Чин мудра, кн. I, стр. 462 Чинмайя мудра, кн. I, стр. 462 Шамбхави мудра, кн. I, стр. 533 Шанкха мудра, кн. II, стр. 48 Шанмукхи мудра, кн. II, стр. 377 Шунья мудра, кн. II, стр. 50
Медитативные практики
Аджапа джапа: стадия 1, кн. II, стр. 466 стадия 2, кн. II, стр. 523 стадия 3, кн. II, стр. 581 стадия 4, кн. II, стр. 631 стадия 5, кн. II, стр. 676 Анахата шуддхи, кн. II, стр. 560 Антар мауна: стадия 1, кн. III, м92 стадия 2, кн. III, стр. 144 стадия 3, кн. III, стр. 190 стадия 4, кн. III, стр. 226 стадия 5, кн. III, стр. 265 стадия 6, кн. III, стр. 310 Анулома вилома, кн. I, стр. 302 Байкхари джапа, кн. II, стр. 180 Вак шуддхи, кн. II, стр. 184 Вишуддхи шуддхи, кн. II, стр. 628 Джапа сахита дхьяна, кн. II, стр. 238 Джапа: Часть 1, кн. II, стр. 172 Часть 2, кн. II, стр. 236 Ида и пингала шуддхи, кн. II, стр. 617 Йога‑ нидра: Часть 1, кн. III, стр. 372 Часть 2, кн. III, стр. 404 Часть 3, кн. III, стр. 446 Часть 4, кн.Ш, стр. 488 Кайя стхаирьям, кн. I, стр. 419 Ликхит джапа, кн. II, стр. 239 Манасик джапа, кн. II, стр. 181 Нада йога: Часть 1, кн. II, стр. 329 Часть 2, кн. II, стр. 374 Нахождение аджна чакры, кн. II, стр. 661 Нахождение анахата чакры, кн. II, стр. 559 Нахождение вишуддхи чакры, кн. II, стр. 628 Нахождение муладхара чакры, кн. II, стр. 409 Нахождение свадхистхана чакры, кн. II, стр. 454 Прана шуддхи, кн. I, стр. 302 Произнесение АУМ, кн. I, стр. 702 Джапа пульса, кн. II, стр. 185 Сумирани джапа, кн. II, стр. 239 Тратака: стадия 1, кн. I, стр. 484 стадия 2, кн. I, стр. 537 стадия 3, кн. I, стр. 595 Трикути джапа, кн. II, стр. 186 Трикути сандхалам, кн. II, стр. 662 Упаншу джапа, кн. II, стр. 181 Чакра шуддхи, кн. II, стр. 560 Чанкраманам, кн. III, стр. 297 Чидакаша дхарана, кн. II, стр. 53
Практики крийя‑ йоги
1. Випарита карани мудра, кн. III, стр. 34 2. Чакра анусандхана, кн. III, стр. 40 3. Нада санчалана, кн. III, стр. 79 4. Паван санчалана, кн.Ш, стр. 116 5. Шабда санчалана, кн. III, стр. 167 6. Маха мудра, кн. III, стр. 200 7. Маха бхеда мудра, кн. III, стр. 234 8. Мандуки мудра, кн. III, стр. 286 9. Тадан крийя, кн. III, стр. 292 10. Наумукхи, кн. III, стр. 316 11. Шакти чалини, кн. III, стр. 323 12. Шамбхави, кн. III, стр. 352 13. Амрит пан, кн. III, стр. 356 14. Чакра бхедан, кн. III, стр. 386 15. Сушумна даршана, кн. III, стр. 389 16. Прана ахути, кн. III, стр. 426 17. Уттхан, кн. III, стр. 429 18. Сварупа даршана, кн. III, стр. 470 19. Линга санчалана, кн. III, стр. 471 20. Дхьяна, кн. III, стр. 473
[1]На самом деле Р.Вильгельм не понял практики, описанной в этом тексте, и дал в корне неверную интерпретацию. Адекватный перевод этого текста готовится к печати.
[2]Более подробно о сушумне см.: книга II, урок 22, тема 1.
[3]Книга II, урок 14, тема 3.
[4]Книга III, урок 26, тема 2.
[5]Мы рекомендуем вам обратиться к предыдущему обсуждению, озаглавленному «Устранение психологических проблем»: часть 1 — книга I, урок 9, тема 2; часть 2 — книга I, урок 10, тема 2; часть 3 — книга I, урок 11, тема 1.
[6]Муладхара чакра — книга II, урок 19, тема 2. Свадхистхана чакра — книга II, урок 20, тема 3. Манипура чакра — книга II, урок 21, тема 3. Анахата чакра — книга II, урок 22, тема 2. Вишуддхи чакра — книга II, урок 23, тема 3. Аджна чакра — книга II, урок 24, тема 2.
[7]Книга II, урок 20, тема 5.
[8]Книга I, урок 1, тема 2.
[9]Книга I, урок 5, тема 2.
[10]Книга I, урок 7, тема 2.
[11]Книга III, урок 25, тема 5.
[12]Более подробно об иде и пингале см. в разделе «Равновесие жизни»: часть 1 — книга II, урок 22, тема 1; часть 2 — книга II, урок 23, тема 1.
[13]Книга II, урок 23, тема 2.
[14]Подробнее о диете см. тему 3 этого урока.
[15]Сиршасана: часть 1 — книга II, урок 21, тема 4; часть 2 — книга II, урок 22, тема 3.
[16]Книга II, урок 16, тема 2.
[17]Книга I, урок 6, тема 5.
[18]Манипура — книга II, урок 21, тема 3. Вишуддхи — книга II, урок 23, тема 3. Аджна — книга II, урок 24, тема 2.
[19]См. тему 5 этого урока.
[20]Книга III, урок 26, тема 1.
[21]Книга I, урок 7, тема 2.
[22]Книга I, урок 7, тема 2.
[23]Книга I, урок 2, тема 5.
[24]Книга I, урок 1, тема 3.
[25]Книга III, урок 26, тема 3.
[26]Книга II, урок 24, тема 2.
[27]Как указывали многие авторы, более подходящим (и понятным современному читателю) является понятие «виртуальности». Некоторые физики проводят параллель между «шунья» и вакуумом Дирака — миром виртуальных частиц с нулевой энергией. Подробнее о параллелях между современной физикой и восточным мистицизмом можно прочитать в книге Фритьофа Капры «Дао физики», (пер.).
[28]Современному читателю может быть понятна метафора «сингулярности» — безразмерной точки, из которой в результате Большою Взрыва родилась Вселенная, (пер.).
[29]Согласно Тибетской Книге Мертвых, бинду, или «неразрушимая капля» — это именно та вечная сущность человека (или любого существа), которая сохраняется от перерождения к перерождению, (пер.).
[30]Тибетская Книга Мертвых подробно описывает путь инволюции, который включает в себя прохождение через промежуточные состояния бардо (своего рода загробный мир, который, однако, существует только в сознании). Это прохождение может закончиться новым перерождением («вхождением в чрево») либо освобождением, если человек осознает, что миры бардо — это порождения его собственного ума. Путь инволюции проходит каждый умерший человек. Согласно идеям восточного мистицизма, направление осознания по пути инволюции, или «смерть до смерти», позволяет избежать очередного перерождения и выйти из круга рождений и смертей: «кто умирает до смерти, тот не умирает, когда приходит смерть». Это означает не бессмертие и не продолжение индивидуального существования на другом уровне (в Царстве Небесном), а вечное бытие в единстве с абсолютом (обожение). (пер.).
[31]Именно поэтому теоретическая физика постепенно подходит к альтернативному описанию реальности в виде единого квантового поля, которое существует вне пространства‑ времени в качестве фундаментального субстрата, отдельными проявлениями которого являются элементарные частицы, атомы и т.д. Наиболее смелые ученые даже утверждают, что это единое нелокальное поле (квантово‑ волновая функция) имеет информационную природу, таким образом возвращаясь, на новом уровне, к вечной мудрости духовных традиций, (пер.).
[32]Многие авторы указывали на сходство этого представления с идеей Большого Взрыва. Согласно теории космолога Стивена Хокинга, волновая функция вселенной («сокровенное из сокровенного») существовала до Большого Взрыва в «мнимом времени», (пер.).
[33]Подробнее об этом см.: книга II, урок 22, тема 1; книга II, урок 23, тема 1.
[34]Книга II, урок 23, тема 3.
[35]Книга II, урок 20, тема 2.
[36]И здесь напрашивается параллель с современной физикой, в которой также считается, что фундаментальная реальность выражает себя через нематериальную квантово‑ волновую функцию («тонкую вибрацию»), (пер.).
[37]Книга II, урок 17, тема 4 и книга II, урок 18, тема 5.
[38]Тема 4 этого урока.
[39]Тема 4 этого урока.
[40]Интересно отметить, что знаменитый нейрофизиолог сэр Джон Экклз высказал гипотезу, согласно которой человеческий моз1 взаимодействует с нематериальным миром сознания через посредство особых нейроанатомических структур — «колоночных модулей» новой коры, расположенных в верхней части черепа, то есть в области макушки; он полагал, что такое взаимодействие может иметь квантово‑ волновую природу. Сахасрару можно метафорически сравнить с квантово‑ волновой функцией, которая является нелокальной (то есть существует везде и всегда, в любой точке пространства и времени) и не поддается физическому описанию (может быть описана только математически в пространстве мнимых чисел) Интересно также, что положение точки бинду соответствует структурам мозга, ответственным за активацию других отделов мозга, в том числе «модулей» новой коры. В свою очередь, аджна чакра находится в области древних структур ствола мозга, также играющих важную регулирующую роль в функционировании мозга и нервной системы в целом (центральной, симпатической и парасимпатической), — еще один знаменитый нейрофизиолог Уайлдер Пенфильд даже называл их «центрэнцефалическим регулятором» и считал центром осознания. В таком случае, не исключено, что практики крийя‑ йоги, связанные с перемещением осознания по «психическим каналам», действительно могут приводить к специфической активации упомянутых мозговых структур и установлению связи с нематериальным (информационным? ) миром сознания — сахасрарой, или квантово‑ волновой функцией, (пер.).
[41]Английское слово «awareness», которое в русскоязычной литературе принято переводить как «осознание», буквально означает «осведомленность», то есть, по‑ русски, «знание о чем‑ либо». Однако в английском языке оно имеет и более узкое значение «личное знание, не доступное никому другому» — то есть чисто субъективное переживание, которое не обязательно выражено словами, или представлено понятийному сознанию (в духовных традициях — уму). Когда объект осведомленности выражен понятиями (представлен уму), в английском языке используется термин «conscious awareness» — буквально «сознательная осведомленность». Дело в том, что в большинстве европейских языков слово «сознание» (consciousness) генетически связано со словом «совесть» (conscience), первоначально означавшим знание, потенциально доступное всем (отсюда муки совести: «а вдруг об этом узнают?! »; понятие совести как «сверхэго» появилось гораздо позже, с распространением монотеизма — «Бог всеведущ»). Поэтому для обозначения «интимной» разновидности сознания стали использовать термин «awareness» — осведомленность. Таким образом, можно «быть осведомленным» о том, что выходит за пределы любых понятий (как бинду или сахасрара). Это и есть состояние, соответствующее второму из приведенных определений: совершенное внутреннее молчание (отсутствие понятий) и повышенный уровень бодрствования (осведомленность о всем происходящем без его называния). освидетельствование» — более ограниченный термин, означающий состояние, в котором понятия существуют, но не имеют эмоциональных ассоциаций, приводящих к отождествлению с ними (мысли приходят, какое‑ то время остаются, а потом уходят). Авторы не упоминают о третьем определении осознания, которое считается вершиной духовной практики в буддизме и в некоторых других традициях — осознание как осведомленность о внутренних и внешних событиях а о своей осведомленности о них как о процессе, то есть осведомленность об объектах сознания и о состоянии сознания. Согласно Тибетской Книге Мертвых, именно такое осознание ведет к освобождению (выходу из круга рождений и смертей), (пер.).
[42]Более подробное объяснение осознания см. в: книга I, урок 1, тема 1; книга I, урок 3, тема 5.
[43]Бхакти йога: часть 1 — книга II, урок15, тема 1; часть 2 — книга II, урок 16, тема 1; часть 3 — книга II, урок 17, тема 1; часть 4 — книга II, урок 18, тема 1.
[44]Карма йога: часть 1 — книга I, урок 12, тема 1; часть 2 — книга II, урок 13, тема 1.
[45]Джняна йога: часть 1 — книга III, урок 28, тема 1.
[46]В йоге (и в других духовных традициях) «реальность» означает не «окружающую действительность», а прежде всего, реальность переживаемого опыта, которая может отличаться от «окружающей действительности» или даже вообще не иметь с ней ничего общего. В восточном мистицизме «окружающая действительность» называется майей — иллюзией. Современные исследователи сознания называют ее «реальностью консенсуса» или «обусловленной реальностью». В середине XX в. антропологи Сепир и Уорф эмпирически обнаружили, а философ Куэйн теоретически сформулировал принцип «лингвистической относительности», согласно которому воспринимаемая нами «окружающая действительность» определяется понятиями нашего естественного языка Это означает, что мы не воспринимаем то, для чего у нас нет понятий, — не потому, что физически или психологически не способны на это (хотя механизмы блокирования «иррелевантного» опыта действуют уже на уровне органов чувств — см. книгу Р.Грегори «Разумный глаз», вышедшую в издательстве «Мир» в середине 1960‑ х гг.), а потому, что наш ум сразу же навязывает нам понятия, хотя бы отдаленно соответствующие отдельным характеристикам опыта, в результате чего мы воспринимаем не то, что есть на самом деле, а то, что хочет увидеть, услышать, почувствовать наш ум. Эта функция ума представляет собой условный рефлекс, который вырабатывается у нас в процессе воспитания параллельно с усвоением естественного языка, за счет поощрения «правильного» и наказания «неправильного» восприятия и поведения окружающим обществом (родителями, учителями и т.д.). В результате такого обусловливания мы склонны называть «трансцендентным» — то есть запредельным — то, что на самом деле является «имманентным», присущим нашей подлинной природе. Вот почему для самопознания — познания глубинных аспектов нашего бытия, для которых у нас нет понятий — необходимы устранение обусловливания и отказ от любых заранее усвоенных понятий, (пер.).
[47]Мы подробно описали эти два психических канала в теме 4 урока 25 книги III.
[48]Книга I, урок 7, тема 2.
[49]Книга I, урок 7, тема 2.
[50]Книга 1, урок 6, тема 5.
[51]Книга III, урок 27, тема 2.
[52]Книга II, урок 14, тема 5.
[53]И, что еще хуже, повредить спинной мозг и навсегда остаться прикованным к постели из‑ за паралича ног. (пер.).
[54]Читатели без труда узнают в этой асане классический «мостик» из спортивной и художественной гимнастики, хотя там он выполняется из другого исходного положения; кстати, поза колеса (прогиб с захватом лодыжек руками) входит в число обязательных фигур художественной гимнастики для спортсменок высокого уровня, (пер.).
[55]Книга II, урок 15, тема 4.
[56]Книга I, урок 6, тема 3.
[57]Книга I, урок 4, тема 2.
[58]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[59]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[60]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[61]Подробнее о традиционных медитативных асанах см.: книга I, урок 2, тема 5; книга I, урок 7, тема 2.
[62]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[63]Антар мауна: стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5; стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5; стадия 5 — книга III, урок 30, тема 4; стадия 6 — книга III, урок 31, тема 6.
[64]Эти данные значительно устарели. В настоящее время только в официальной медицине используются как минимум сотни препаратов растительного происхождения, (пер.).
[65]Виноградная диета не подходит для жителей средних широт, потребляющих большое количество дрожжевого хлеба, поскольку вызывает у них усиленное газообразование и вздутие живота, которое обусловлено процессами дрожжевого брожения в кишечнике. Взамен виноградной диеты можно с успехом использовать яблочную (пер.).
[66]Гомеопатия — буквально «лечение подобным» — исходит из постулата, что вещества, которые в относительно больших количествах ядовиты, в чрезвычайно малых количествах обладают лечебным действием. В настоящее время предложен ряд теорий, пытающихся объяснить эффективность гомеопатического лечения, в том числе и такие, в которых предполагается изменение физико‑ химических свойств воды под действием бесконечно малых (до нескольких молекул) количеств тех или иных биологически активных веществ О современном состоянии исследований в этой области можно узнать из записи беседы с профессором Е.Бурлаковой на Веб‑ странице телепередачи Александра Гордона, (пер.).
[67]Книга III, урок 26, тема 3.
[68]Книга I, урок 7, тема 2.
[69]Книга I, урок 8, тема 3.
[70]Книга I, урок 6, тема 5.
[71]Книга III, урок 26, тема 3.
[72]Книга I, урок 6, тема 5.
[73]Книга III, урок 28, тема 2.
[74]Книга III, урок 26, тема 3.
[75]Книга II, урок 13, тема 2.
[76]Книга II, урок 13, тема 2.
[77]Книга II, урок 13, тема 3.
[78]Книга I, урок 5, тема 2.
[79]Книга I, урок 2, тема 6.
[80]Книга I, урок 6, тема 5.
[81]Книга II, урок 17, тема 4.
[82]Подробно о нади шодхана см.: книга I, урок 3, тема 4.
[83]Эти элементы соответствуют основным природным стихиям: капха — воде, питта — огню, а вата — воздуху (пер.).
[84]Книга II, урок 20, тема 2.
[85]Книга I, урок 7, тема 2.
[86]Книга II, урок 14, тема 3.
[87]Книга II, урок 19, тема 4.
[88]Книга I, урок 1, тема 2.
[89]Более подробно о процессе дыхания см.: книга I, урок 1, тема 4.
[90]Книга III, урок 26, тема 5.
[91]Книга III, урок 26, тема 5.
[92]Книга III, урок 26, тема 5.
[93]Книга III, урок 28, тема 5.
[94]Непереводимая игра слов: имеется в виду, что человек пришел к мастеру дзэн с «ничто»; то есть «ничто», понимаемое как нечто существующее (обозначаемое существительным), также представляет собой предубеждение. Поэтому мастер говорит — «отбрось его», (пер.).
[95]Например, Уильям Джемс приводит в своей книге «Принципы психологии» такое высказывание Моцарта: «Я могу увидеть все произведение единым взором в уме, как будто это прекрасная картина... таким образом я слышу его в своем воображении вовсе не как последовательность... но как бы все сразу», (пер.).
[96]Трудно судить, насколько Эйнштейн был «одержим загадкой времени и пространства», но идея теории относительности действительно пришла к нему как озарение — причем в буквальном смысле, в форме зрительного образа. Как пишет его биограф, Эйнштейн однажды засмотрелся в темном сарае на солнечный луч, который проникал через отверстие в стене (или в крыше), образуя на полу пятнышко света. Эйнштейн представил себе, как это пятнышко, представляющее собой верхушку светового луча, со скоростью света движется во вселенной, и внезапно буквально «увидел», как выглядит вселенная с точки зрения наблюдателя, находящегося в этом пятнышке (современному физику, наверное, скорее пришла бы на ум аналогия серфингиста, несущегося на гребне световой волны). Так или иначе, но именно это озарение (или, если угодно, мистическое переживание) привело к созданию специальной теории относительности, (пер.).
[97]Еше более красноречивая формулировка этого положения принадлежит Нильсу Бору, который сформулировал принцип дополнительности: «Противоположностью тривиальной истины является ложь, но противоположностью глубокой истины может быть столь же глубокая истина».(пер.).
[98]Разумеется, это относится только к двоичной, или Аристотелевой логике, поскольку, в принципе, возможна многозначная логика, с которой согласуются любые Феномены. Примером может служить квантовая логика, учитывающая принцип дополнительности, (пер.).
[99]См. книги Раманы Махариши, Нисаргадатты Махараджа, Рамеша Балсекара, Пападжи (Пунджаджи).
[100]Аджапа джапа, стадия 1: книга II, урок 20, тема 5.
[101]Книга III, урок 27, тема 2.
[102]Книга I, урок 7, тема 2.
[103]Книга III, урок 27, тема 2.
[104]Книга III, урок 29, тема 1.
[105]Книга III, урок 27, тема 2.
[106]Книга III, урок 29, тема 1.
[107]Более подробно о шаткармах см.: книга I, урок 10, тема 3.
[108]Сутра нети — книга I, урок 10, тема 3. Тратака: стадия 1 — книга I, урок 8, тема 6; стадия 2 — книга 1, урок 9, тема 6; стадия 3 — книга I, урок 10, тема 7.
[109]Книга III, урок 29, тема 2.
[110]Книга I, урок 6, тема 2.
[111]Книга II, урок 18, тема 3.
[112]Возможно, допущена ошибка при иллюстрации, поскольку положение рук на рисунке не соответствует описанию (кисти лежат на тазобедренных суставах, руки согнуты в локтях), (пер.).
[113]Книга III, урок 29, тема 2.
[114]Книга III, урок 29, тема 2.
[115]Книга II, урок 18, тема 3.
[116]Книга I, урок 3, тема 1.
[117]Книга II, урок 15, тема 2.
[118]Книга III, урок 30, тема 2.
[119]Книга I, урок 3, тема 1.
[120]Книга I, урок 7, тема 2.
[121]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5.
[122]Нетрудно заметить, что третья стадия антар мауны, по существу, аналогична методу свободных ассоциаций в классическом психоанализе. «Исчерпание» всплывающих подсознательных мыслей в психоанализе называется «проработкой», (пер.).
[123]Этот метод ввел в практику психоанализа К.Г.Юнг под названием «управляемое воображение». Суть метода состоит в том, чтобы стараться непосредственно ощущать более глубокий смысл выбранной вами мысли, не передаваемый ее словесным содержанием (т.е. ее значением). Дело в том, что значение всегда несет на себе оттенок позиции третьего лица (даже если вы думаете о себе), в то время как смысл является глубоко личным, то есть выражает позицию первого лица. Если вы ощущаете непосредственный смысл, то он автоматически порождает образы, которые также обладают свойством вызывать ассоциации, однако на гораздо более глубоком уровне. Эти образные ассоциации, в свою очередь, порождают новые словесные мысли и так далее. С помощью такого метода можно извлекать из подсознания (или бессознательного) очень глубоко укорененные конфликты, например, связанные с событиями детства или даже младенчества. Интересно, что образные ассоциации нередко имеют мифологическую природу и связаны с так называемыми «архетипами коллективного бессознательного», к числу которых принадлежат фигуры благостных и гневных божеств, ангелов, демонов, мудрецов, святых и т.д. То есть ваш глубинный конфликт может предстать, например, в форме битвы сил Добра и Зла либо опасного путешествия по неизведанной территории. Об этом необходимо помнить при выполнении любой практики, связанной с манипулированием образами и изменением состояния сознания, иначе порождения вашего собственного ума могут вызвать у вас шок или даже психическое расстройство, (пер.).
[124]Книга II, урок 13, тема 5.
[125]Именно поэтому более эффективно разрешать глубинные психологические конфликты на уровне образов. При использовании метода управляемого воображения и сходных техник не требуется ни малейшего подавления, поскольку происходит глубинное постижение истинной природы конфликта на уровне непосредственно ощущаемого смысла, а затем и ее сознательное понимание (пер.).
[126]Антар мауна: стадия 4 — книга III, урок 29, тема 5.
[127]Книга III, урок 30, тема 1.
[128]Книга I, урок 6, тема 5.
[129]Книга III, урок 26, тема 3.
[130]Книга I, урок 6, тема 5.
[131]Книга I, урок 9, тема 5.
[132]Книга II, урок 19, тема 4.
[133]Книга I, урок 7, тема 2.
[134]Книга III, урок 28, тема 2.
[135]Книга III, урок 30, тема 1.
[136]Книга III, урок 28, тема 3.
[137]Книга III, урок 28, тема 3.
[138]Книга III, урок 30, тема 2.
[139]Книга III, урок 32, тема 2.
[140]Более подробно о пасчимоттанасане см.: книга II, урок 13, тема 2.
[141]Книга I, урок 2, тема 5 и книга I, урок 7, тема 2.
[142]Книга I, урок 6, тема 5.
[143]Книга I, урок 9, тема 5.
[144]Книга I, урок 6, тема 5.
[145]Книга III, урок 26, тема 3.
[146]Книга I, урок 6, тема 5.
[147]Книга I, урок 9, тема 5.
[148]Книга II, урок 14, тема 3.
[149]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.
[150]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6. Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5. Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.
[151]Джапа: часть 1 — книга II, урок 14, тема 5; часть 2 — книга II, урок 15, тема 6. Уджайи пранаяма — книга I, урок 6, тема 5. Кайя стхаирьям — книга I, урок 7, тема 6.
[152]Антар мауна: стадия 1 — книга III, урок 26, тема 5; стадия 2 — книга III, урок 27, тема 5; стадия 3 — книга III, урок 28, тема 5.
[153]Антар мауна, стадия 5: книга III, урок 30, тема 4.
[154]Книга III, урок 29, тема 1.
[155]Книга I, урок 6, тема 5.
[156]Книга I, урок 6, тема 5.
[157]Книга III, урок 26, тема 3.
[158]Книга II, урок 19, тема 4.
[159]Книга I, урок 8, тема 5.
[160]Книга II, урок 14, тема 3.
[161]Книга II, урок 18, тема 3.
[162]Книга 1, урок 7, тема 2.
[163]Книга III, урок 29, тема 1.
[164]Книга III, урок 29, тема 1.
[165]Книга III, урок 31, тема 3.
[166]Книга I, урок 1, тема 2.
[167]Басти широко упоминается в традиционных текстах Аюрведы, однако там этот термин относится к промыванию и очищению толстой кишки различными травяными чаями и настоями Следовательно, вода не втягивается в задний проход, а вводится туда с помощью каких‑ либо приспособлений (как в случае обычной медицинской клизмы) См.. например, Васант Лад, «Домашние средства Аюрведы», М., «Саттва», 2000.
[168]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[169]Книга II, урок 16, тема 3.
[170]Книга III, урок 27, тема 4.
[171]Книга II, урок 18, тема 3.
[172]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[173]Наули: стадия 1 — книга III, урок 28, тема 3; стадия 2 — книга III, урок 29, тема 2.
[174]Книга I, урок 1, тем< |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы