Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экспериментальное исследование проблемной ситуации К.Дункером.



Мышление и инсайт [править]

Согласно определению Дункера, «мышление — это процесс, который посредством инсайта (понимания) проблемной ситуации приводит к адекватным ответным действиям».[1] Процесс, ведущий от стимула к ответному действию, Дункер называет инсайтным, если он непосредственно определяет содержание этого действия (в отличие от простого высвобождения стимулом уже готовой реакции). Это необходимо, когда такое действие не следует непосредственно из прошлого опыта.

Всякую проблемную ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения (как совокупность элементов или как целое, в одной или в другой структуре и т. п.). Именно этим и объясняется возможность инсайта. Психологическая структура ситуации изменяется в ходе решения задачи. Например, меняются фигуро-фоновые отношения: «части и моменты ситуации, которые раньше или совсем не сознавались, или сознавались лишь на заднем плане, не тематически, вдруг выделяются, становятся главными, темой, „фигурой“, и наоборот»[2]. Могут меняться и осознаваемые (используемые) свойства (функции) элементов ситуации. Меняются отношения часть-целое: элементы ситуации, которые сначала воспринимались как части разных целых, начинают восприниматься как одно целое. Включаясь в новую структуру, элемент приобретает новые свойства. При этом он не перестаёт быть элементом первой структуры; меняется только точка зрения, то есть мы обращаем теперь внимание на те его свойства, которые он имеет во второй структуре, и перестаём интересоваться его свойствами как элемента первой структуры. «Очень вероятно, что глубочайшие различия между людьми в том, что называют „способностью к мышлению“, „умственной одаренностью“, имеют свою основу в большей или меньшей легкости таких переструктурирований»[3].

Процесс решения задач [править]

Стадии решения задачи [править]

Согласно Дункеру, процесс решения задачи протекает следующим образом.

1. Сначала нужно понять проблемную ситуацию, то есть её внутренние связи; воспринять её как целое, заключающее в себе некий конфликт (например: обезьяна понимает, что её конечности слишком коротки, чтобы достать банан). «Понять что-либо означает приобрести гештальт или увидеть функциональное место его в гештальте».[4]

2. Из этого следует «функциональное значение» решения, которое, по словам Дункера, «находится на основе внутренних и очевидных связей с условиями проблемной ситуации» (например: необходим длинный предмет).

3. Потом функциональное значение решения конкретизируется, воплощается в определённое решение (например: палка). «Понять какое-либо решение как решение — это значит понять его как воплощение его функционального значения».[5]

Функциональное значение решения не является абстрактным, то есть общим для разных конкретных задач; «оно всецело возникает из данной проблемной ситуации", — пишет Дункер. Это доказывается тем, что при решении двух разных задач, имеющих общее функциональное значение решения, решение первой нисколько не помогает испытуемым при решении следующей за ней задачи, даже если они решают их подряд.

Процесс решения представляет собой развитие проблемы. Функциональное значение решения есть определенное преобразование первоначальной проблемы. И каждое новое свойство будущего решения, которое принимает в себя по ходу решения задачи функциональное значение, превращает функциональное значение в новую, более точно и определённо поставленную проблему. С каждым последующим преобразованием задачи процесс решения учитывает всё больше особенностей конкретной ситуации, постепенно проникая в её специфические условия и возможности. Дункер формулирует это так: «Конечная форма определённого решения в типическом случае достигается путём, ведущим через промежуточные фазы, из которых каждая обладает в отношении к предыдущим фазам характером решения, а в отношении к последующим — характером проблемы».

Анализ ситуации и цели [править]

На каждой фазе решения может быть поставлен вопрос о причинах конфликта («Почему я не могу достать банан руками? »), позволяющий глубже проникнуть в природу конфликта и приблизиться к решению («Потому что руки слишком коротки»). Дункер называет это «анализом конфликта».

Параллельно этому «углублению» может происходить и «горизонтальное» премещение между несколькими функциональными значениями, причём возвращаясь вновь к одному из функциональных значений, человек корректирует неудачный вариант решения, на котором остановился прежде, — по словам Дункера, ищет «в рамках прежней постановки вопроса другой зацепки для решения» или уточняет саму постановку вопроса.

Бывает, что не функциональное значение предшествует его конкретному воплощению, а, напротив, какой-то случайно бросившийся в глаза элемент ситуации (например, палка, замеченная обезьяной) наводит на мысль о его функциональном значении. Это может быть и результатом сознательного анализа «материала ситуации» («Что я могу использовать? »). Такой анализ ситуации особенно часто происходит при решении математических задач на доказательство.

Кроме описанного анализа ситуации (то есть анализа конфликта или материала) может происходить и анализ цели. Он выражается вопросами типа «Чего, собственно, я хочу? », «Без чего я могу обойтись? » и т. п. («Хочу ли я, чтобы банан оказался там, где сейчас я, или, может быть, я — там, где банан? »). Может происходить обобщение цели («Что вообще делают, когда хотят достать что-то на расстоянии? »). Анализ цели часто имеет место при решении математических задач на доказательство, когда преобразовывается то, что требуется доказать.

Задачи Дункера [править]

Дункер пользовался в своих экспериментах математическими и практическими задачами, предлагая испытуемым рассуждать вслух во время их решения.

Математические задачи [править]

Дункер обнаружил, что математические задачи решаются в основном при помощи анализа цели и анализа ситуации. Например, требуется объяснить, почему все числа вида «abcabc» (651 651, 274 274 и т. п.) делятся на 13. Вот один из протоколов эксперимента:

(1)Может быть, уже каждая тройка цифр делится на 13? (2)Может быть, здесь есть какое-либо правило суммирования цифр, как для случая делимости на 9? (3)Это должно следовать из какого-то скрытого общего принципа строения — первая тройка цифр в 10 раз больше второй, 591 591 есть 591 умноженное на 11, нет: умноженное на 101 (экспериментатор: «Верно? »), нет, на 1001. Не делится ли 1001 на 13?

Рассуждение (3), которое привело к решению, начинается с анализа цели: утверждение, что все числа вида «abcabc» делятся на 13, преобразуется в утверждение, что делимость на 13 следует из общих свойств чисел вида «abcabc». Затем начинается процесс анализа ситуации, направленный на поиск общих свойств чисел «abcabc», имеющих отношение к делимости. Это обычный путь решения математических (в том числе геометрических) задач на доказательство. Задача решается «с двух сторон» — происходит анализ ситуации (с точки зрения цели; в данной задаче эта точка зрения состоит в том, что отыскиваются не всякие общие свойства чисел «abcabc», а имеющие отношение к делимости) и анализ цели (релевантный данной задаче, с точки зрения её условий). Этот анализ осуществляется во многом наудачу, будучи ограниченным только упомянутыми «точками зрения». Наконец происходит «замыкание», когда анализ ситуации и анализ цели приводят к пониманию «решающего соотношения» (если общий делитель чисел делится на 13, то и сами числа делятся на 13).

Важно, что решающее соотношение всплывает только когда какая-то его конкретная часть уже обнаружена более или менее случайными поисками. В данном случае части, о которых идёт речь, таковы: числа «abcabc» делятся на 1001; 1001 делится на 13. Ни один из испытуемых не поставил в ходе решения вопрос о том, не имеют ли числа «abcabc» общего множителя, делящегося на 13 (что соответствовало бы обнаружению функционального значения решения в случае практических задач). Дункер, впрочем, допускает, что это может происходить с опытными математиками.

Практические задачи [править]

В качестве примеров можно привести несколько практических задач Дункера и функциональных значений их решений.

· Задача: «Предположим, что металлический шар падает на твёрдую металлическую поверхность. Известно, что после удара он подпрыгнет; этот факт обусловлен плоской деформацией шара при соприкосновении его с поверхностью. Упругие силы шара заставляют его принять прежнюю форму, что и вызывает его отталкивание (вспомните резиновый мяч). Вам нужно доказать наличие плоскостной деформации и найти способ, который мог бы не только показать наличие этого факта, но также форму и величину деформации».

Функциональное значение решения: «Функциональное значение наилучшего решения состоит в том, что находится третье, промежуточное, вещество, которым шар или поверхность окрашивается на месте предполагаемой деформации; оно наносится достаточно тонким слоем и легко оставляет след, что не изменяет условий задачи; кроме того, оно не обладает упругостью и поэтому сохраняет отпечаток круга».

· Задача. В другом эксперименте Дункер зачитывал испытуемым отрывок из «Гекльберри Финна» Марка Твена, в котором рассказывается, как Гекльберри Финн однажды переоделся в платье девочки; женщина, в доме которой он оказался, подозревает, что перед ней мальчик. Дункер предлагал испытуемым поставить себя на место этой женщины и придумать, как проверить свои подозрения.

«Функциональное значение решения заключается в следующем: поставить его [Гека] в типичные условия, при которых оба пола ведут себя по-разному; поставить его в необычные условия, когда предварительная подготовка окажется бесполезной или когда ситуация вызовет в нём мальчишеские привычки».

· Задача: «Надо найти прием для уничтожения неоперируемой опухоли желудка такими лучами, которые при достаточной интенсивности разрушают органические ткани, при этом окружающие опухоль здоровые части тела не должны быть разрушены».

Функциональные значения решений, предложенные Дункеру испытуемыми в ходе экспериментов:

1) устранить контакт между лучами и здоровыми тканями (одно из конкретных воплощений этого — послать лучи через пищевод);

2) понизить чувствительность здоровых тканей (например, с помощью инъекции);

3) понизить интенсивность лучей на пути через здоровые ткани (например, послать с разных сторон несколько слабых лучей, пересекающихся на опухоли). Последнее функциональное решение в указанном конкретном воплощении является наилучшим решением задачи; первые два неосуществимы на практике.

· Задача: «Представьте себе большой город, в одном из концов которого находится большая площадь. Однажды на площади произошло странное и очень занятное событие. Оно привлекло к себе тысячи людей и так как главная улица была самой широкой и удобной в городе и вела прямо на площадь, полицейским органам нужно было найти способ предотвращения блокады движения по главной улице, которая была загружена толпами людей. Какой способ предложили бы вы? ».

Функциональные значения решений, предложенные Дункеру испытуемыми в ходе экспериментов:

1) устранить контакт между площадью и главной улицей;

2) поставить на улицах полицейских, которые будут контролировать поток людей, таким образом люди не смогут передвигаться всей толпой;

3) Остановить движение на главной улице, пустить людей по небольшим " окольным" улочкам. Таким образом люди смогут посмотреть событие и не создать блокаду главной улицы.

http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%83%D0%BD%D0%BA%D0%B5%D1%80, _%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB

19.Экспериментальное исследование роли наводящей задачи (А.Н.Леонтьев, Ю.Б.Гиппенрейтер, Я.А.Пономарев).

20.Экспериментальное исследование творческого мышления (Я.А.Пономарев).

Общая концепция творчества [править]

Согласно определению Пономарёва, творчество в широком смысле слова есть всякое взаимодействие, ведущее к развитию; это механизм развития. «Творчество — необходимое условие развития материи, образования её новых форм, вместе с возникновением которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм».

Свойства объектов определяют характер их взаимодействия; в процессе этого взаимодействия объекты претерпевают изменения, то есть процесс взаимодействия запечатлевается в участвующих в нём объектах, в их структурах; это и есть взаимодействие, ведущее к развитию. Новая структура объекта изменит характер его дальнейших взаимодействий с другими объектами и таким образом развитие будет продолжаться. Итак, Этапы развития явления (объекта или способности) превращаются, откладываются в структурные Уровни его организации, которые становятся Ступенями для дальнейших развивающих взаимодействий (принцип «ЭУС»).

Психология творчества должна заниматься изучением взаимодействий человека (субъекта) с любым объектом, приводящих к изменениям в субъекте и в объекте, и самих этих изменений.

Развитие внутреннего плана действий [править]

К принципу «ЭУС» Пономарёв пришёл, «сопоставляя ход развития у детей способности действовать „в уме“ и ход решения творческих задач людьми, у которых эта способность достигла полного развития».

Пономарёв экспериментально выявил у детей следующие этапы развития внутреннего (т. е. ментального, в отличие от физического, наглядно-действенного) плана действий:

1. Ребёнок может манипулировать вещами во внешнем плане (совершать «пробы и ошибки»), но это не приводит к решению задачи.

2. Ребёнок может манипулировать вещами во внешнем плане (совершать «пробы и ошибки»), и это приводит к решению задачи.

3. Ребёнок может манипулировать представлениями о вещах во внутреннем плане (совершать «пробы и ошибки»), но это не приводит к решению задачи.

4. Ребёнок может манипулировать представлениями о вещах во внутреннем плане (совершать «пробы и ошибки»), и это приводит к решению задачи.

5. Ребёнок решает задачу во внутреннем плане уже не путём «проб и ошибок», но анализируя структуру задачи и строя план её решения.

Этапы развития знания о явлении [править]

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.  

Распространяя принцип «ЭУС» с индивидуального на общественно-историческое познание, Пономарёв описал 6 этапов развития знания о явлении.

Экспериментальное исследование интуиции [править]

Заметным вкладом Я. А. Пономарёва в экспериментальную психологию является его исследование[1], выявляющее некоторые особенности действия неосознаваемых механизмов психики, благодаря которым решению задачи способствует предыдущий опыт решения сходных задач.

Пономарёв использовал известную задачу «4 точки»: решающему даётся рисунок — четыре точки, расположенные квадратом, — и требуется провести через эти четыре точки три прямые линии, не отрывая карандаша от бумаги, так, чтобы карандаш возвратился в исходную точку. Решение этой задачи заключается в том, чтобы вывести линии за пределы воображаемого квадрата, образуемого точками, и сделать их маршрутом, например, прямоугольный треугольник, катеты которого являются продолжениями двух сторон «квадрата», таким образом нанизывая на себя три из четырёх точек, а гипотенуза проходит через четвёртую.

Перед этой задачей испытуемые получали другую: их обучали правилам игры в «хальму», после чего предлагали решить несложную задачку, основанную на этих правилах. На шахматной доске ставились квадратом три чёрные фишки и одна белая; требовалось перескочить одним ходом белой фишки три чёрные так, чтобы вернуться на прежнее место. Выполняя это несложное действие, рука испытуемого с белой фишкой описывала ту самую фигуру, которая через несколько минут потребуется для решения задачи «4 точки» (разумеется, испытуемый не знал об этом и не обращал внимания на траекторию движения фишки, которая для данной задачи была несущественна.) После того, как задача «Хальма» была решена, на ту же самую шахматную доску накладывалась прозрачная бумага с четырьмя точками, так что точки оказывались там, где только что были фишки, и испытуемый начинал решать задачу «4 точки». «Казалось бы, решение должно явиться немедленно, поскольку от испытуемого требовалось лишь повторить то, что им только что было проделано». Но оказалось, что решение не является; оно не являлось, «сколько бы мы в этом случае не сближали время их [двух задач] предъявления».

Тогда Пономарёв изменил порядок задач и выяснил, что если сначала давать основную задачу, потом — задачу-подсказку, а затем снова основную задачу, то многим это помогает найти ответ. Пономарёв объясняет это тем, что «пока испытуемый не исчерпал неадекватные приёмы решения, его поиск не выходит за рамки избранного им ограничения».

Варьируя различные факторы при предъявлении задач в порядке основная задачазадача-подсказкаосновная задача, Пономарёв установил следующее.

· Если прерывать первоначальные попытки решения основной задачи в самом их начале, задача-подсказка не помогает; если прерывать эти попытки примерно в середине поиска, задача-подсказка помогает примерно половине решающих; наибольшему числу людей задача-подсказка помогает, если первоначальные попытки решения прерываются во второй половине поиска. Если первоначальные попытки решения основной задачи не прерываются и решающий приходит к выводу, что задача нерешаема, то задача-подсказка не помогает.

· Чем сложнее задача-подсказка, её существенное для её собственного решения содержание, тем меньше она помогает решить основную задачу. «В подлинном научном творчестве это должно означать, что интуитивное решение тем вероятнее, чем менее содержательна прямая цель действия, в котором исследователь наталкивается на побочный продукт, объективно содержащий в себе ключ к решению».

· Если задача-подсказка знакома решающему и действия, ведущие к её решению, совершаются автоматически (например, как в одном из экспериментов, если решающий умел играть в «хальму» до эксперимента), она помогает меньше.

http: //ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%91%D0%B2, _%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#.D0.9D.D0.B0.D1.83.D1.87.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D0.B8.D1.81.D1.81.D0.BB.D0.B5.D0.B4.D0.BE.D0.B2.D0.B0.D0.BD.D0.B8.D1.8F

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь