Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие политики. Соотношение политики и морали



Термин «политика» достаточно многозначен. Чтобы усвоить суть понятия «политика»,

необходимо достаточно четко представлять себе, каковы:

– существующие концепции по поводу политики;

– субъектно-объектные отношения в политике;

– уровни политики;

– функции политики.

Понятие «политика» относится к числу первостепенных по своему значению в полито-

логии; наличие ясных представлений о политике необходимо для успешного освоения поли-

тологической дисциплины.

Возникновение политики как особого общественного явления происходит на этапе

усложнения общества, появления в нем противоречивых интересов и становления госу-

дарств. В буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к госу-

дарству». Политика – сложный феномен и очень емкое понятие, имеющее множество смы-

словых оттенков. На сегодняшний день существует огромное количество определений этого

понятия. В самом общем смысле политикой называют любую целенаправленную деятель-

ность. В политологии научные трактовки термина «политика» принято разделять на три

группы: субстанциальные, социологические и научно-сконструированные.

1. Социологические определения:

экономическое: политика – это концентрированное выражение экономики, элемент

надстройки над экономическим базисом, развитие политики зависит от объективных эконо-

мических законов, а не от воли политических субъектов (марксизм);

стратификационное: политика – соперничество определенных социальных групп,

наций, классов и т. п., обеспечивающее равновесие общественных интересов;

правовое: политика и государство рассматриваются как производное от права, их

главная функция определяется как охрана естественных прав человека (Спиноза, Гоббс,

Локк, Руссо, Кант и др.);

этическое: политика – деятельность, направленная на достижение общего блага

(Аристотель).

2. Субстанциональные определения:

властное: политика – деятельность, направленная на обретение, удержание и исполь-

зование власти (Н. Макиавелли, М. Вебер);

институциональное: политика – деятельность политических институтов, прежде

всего государства и партий;

антропологическое: политика – способ коллективного существования людей, форма

цивилизованного общения на основе права;

конфликтно-консенсусное: политика – деятельность по насильственному и мирному

разрешению конфликтов.

3. Научно-сконструированные определения:

деятельностное: политика – процесс подготовки, принятия и практической реализа-

ции обязательных для всего общества решений;

телеологическое: политика – деятельность по эффективному достижению коллектив-

ных целей (Т. Парсонс);

системное: политика – самостоятельная система, в то же время часть общественной

системы, отделена от окружающей среды и находится с ней во взаимодействии (Д. Истон,

Г. Алмонд).

Основными составляющими политической жизни являются субъекты и объекты поли-

тики. Объект политики – то, на что направлена познавательная или иная деятельность субъ-

екта. Субъект политики – носитель предметно-практической деятельности, направленной

на объект политики. Иными словами, те силы в политике, которые являются источником

активных и целенаправленных действий, вызывающих определенные изменения в обществе

в соответствии с интересами этих сил, являются субъектами в системе политических взаи-

моотношений. А отдельные граждане, группы, социальные общности, нации и т. д., на кото-

рые политика воздействует в определенных целях, выступают в роли объектов политики.

При этом стоит иметь в виду, что разделение всех участников политического процесса на

объекты и субъекты весьма условно и не статично, они могут меняться местами в случае

изменения их активности. Несколько подробнее о субъектах политики мы еще поговорим в

следующем параграфе (см. тему «Цивилизации эпохи Средневековья»).

Политологи выделяют три уровня существования политики. Первый, макроуровень, –

общегосударственный. Основной по своему значению, он характеризует суть политики. Вто-

рой, микроуровень, – охватывает отдельные организации. Это, например, партии, профсо-

юзы, корпорации, фирмы и т. п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются

внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализа-

ция коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, примене-

ние санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т. д. Тре-

тий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН,

НАТО и т. п.

В общественной жизни политика выполняет ряд функций, характеризующих важней-

шие направления воздействия политики на общество:

– поддержание целостности общества, обеспечение порядка и стабильности;

– разработка коллективных целей, приоритетов общественного развития, выражение

интересов различных групп и слоев;

– организация масс на достижение коллективных целей;

– приобщение индивида к политической культуре данного общества, вовлечение в

политическую жизнь;

– контроль и распределение ценностей и благ;

– укрепление и расширение взаимоотношений между государствами, народами и т. п.;

– предотвращение конфликтов в обществе.

 

Для того чтобы лучше понять суть и специфику такого явления, как политика, ее часто

рассматривают в сопоставлении с другими категориями. Большую актуальность в наше

время приобретают проблемы соотношения политики и морали. Совместимы ли политика

и нравственность, каковы моральные аспекты политики или же политика и мораль – кате-

гории взаимоисключающие? В различные эпохи и при различных политических режимах

существовали различные мнения по этому поводу. Прежде чем рассмотреть, как оценива-

лось соотношение морали и политики в истории политической мысли, уточним, что озна-

чает понятие мораль.

Мораль (от лат. moralis – относящийся к нраву, характеру, привычкам) – особая форма

общественного сознания, вид общественных отношений (моральные отношения, правила

поведения), которые устанавливаются в обществе в соответствии с нравственными предста-

влениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоин-

стве. Мораль воздействует на поведение человека во всех сферах общественной жизни: в

быту, в семейных, межличностных отношениях, политике, науке, труде. Принципы морали

отражают основные ценности общества, формируют культуру человеческих отношений.

Нравственная норма является обязательным требованием, которому человек должен следо-

вать при осуществлении любых целей.

В эпоху античности утверждалась идея верховенства моральных принципов над поли-

тикой и подчеркивалось неразрывное единство моральных и политических норм. В качестве

главной цели политики Аристотель выделял достижение общественной пользы нравствен-

ными, справедливыми средствами.

В эпоху Средневековья политическая мысль Западной Европы носила сакральный,

христианский характер. Политика и ее моральные аспекты рассматривались преимуще-

ственно с точки зрения религии.

Яркий политик и мыслитель эпохи Возрождения Никколо Макиавелли положил

начало светскому и прагматичному осмыслению политики и очень четко сформулировал

проблему соотношения этики и политики. Он отделил политику от морали, утверждая, что

это две разные и несоприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Основными кри-

териями поступков государственных деятелей должны быть не нравственные императивы,

добро и зло, а результативность в достижении полезных для государства целей. Основное

правило политики, провозглашенное Макиавелли, – цель оправдывает средства. Государство

возникает и сохраняется при помощи насилия, коварства и хитрости. Правитель имеет право

быть коварным и вероломным, в случае необходимости предавать и нарушать договоры.

В марксизме также универсальные морально-этические ценности оказываются в под-

чиненном положении по отношению к политическим и экономическим целям. Мораль и

нравственность в политике марксизм связывает с интересами классовой борьбы пролетари-

ата. Мораль низводится на уровень идеологии. Цель оправдывает средства, и реализация

поставленной задачи – низвержение существующего режима и построение социалистиче-

ского, а затем коммунистического общества – допускает применение всех способов ее дости-

жения, несмотря на то что они могут повлечь за собой такие последствия, как ликвидация

целых классов, гражданская война, международная изоляция и др.

С этой идеологией схожи позиции нацизма и фашизма, которые добивались мирового

господства, поставив во главу угла национализм (читай: национальную мораль), противо-

поставленную общечеловеческой морали.

Интересно решается вопрос соотношения морали и политики у позитивистов. Руко-

водствуясь рационалистической традицией, восходящей к Р. Декарту и Т. Гоббсу, позити-

висты стремятся максимально «онаучить» политику, подходят к политическому процессу

сугубо математически, просчитывая причинно-следственные закономерности, стремясь

 

оставить поле морали исключительно в компетенции субъектов политики, ограничить поле

морали лишь нравственными установками индивида.

Несмотря на существование принципиально разных подходов к осмыслению соотно-

шения этики и политики, все же в политической философии и политологии доминирует мне-

ние о том, что политика должна ограничиваться моральными рамками и руководствоваться

максимой общечеловеческих ценностей.

В современной политологии на стыке таких категорий, как «мораль» и «политика»,

сложилось понятие политической этики, которая является нормативной основой политиче-

ской деятельности. Она рассматривает проблемы справедливого политического устройства

общества, взаимные права и обязанности правителей и подданных, соотношение свободы,

равенства и справедливости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 701; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь